Веле Штылвелд: Земляничное мыло в быту и искусстве
1.
И снова я и мои детские воспоминания.А в них цвета:жёлтый,зелёный, сине-лимонно- красный. А к ним - коричневый.Китайский нафталин! Агов!Вы в нем забыли меня?Обычная карпатская овечья:мара! Фата моргана!Где тот шикарный нафталин?Его попросту нет!Есть одни только трембиты гласалующие о нем.И вот что ещё.Пачки политбюровых тянутся за дубленками, куцегрейками, манишками,чунями на кожаной подшивке,носками!И этого всего нах в Киеве нет!Как и масло-какао! Есть одно присутствие в памяти,в качестве промышленного специзделия, - китайского нафталина.Значит, всем нам в начале шестидесятых прошлого века - жопа! Мы компартийно-планово вымираем! Агония Киева. В жуть тухлые совковые лица,будь бы ты проклята побобная маята!Но китайский ватинчик спасает!Он тайно под каждым киевским демисезонным пальтишком.С этим мы, в сукко, выжили.И вот снова сегодня с высоты девятого этажа,с самого утренного утреца - в парке напротив Биллы,что на Троещине - национальный знак Беды: жёлтый,зелёный, сине-лимонно- красный. А к ним и коричневый.Китайский зонтик!
2.
Он размеренно кружит,предупреждает,что и 2016-тый будет,увы,не последним в желто-красных тонах предательства и отчаяния.И будет очередной и, увы, не последний бой нации против курантов. Время китайских крепдышинов прошло и время ватников вышло! Оттого и будут жечь и китайские зонтики. Задрало! У нашего полиэтнического народа есть великий мировой художник Иван Марчук! Он вписан в первую сотню мировых гениев.В галереи Триптих на Андреевском спуске мне разрешили запечатлить его Украинскую мадонну Андреевского спуска.Я так назвал эту картину условно,поскольку впечатлился,находясь под сильнейшим эмоциональным восприятием стоящего рядом со мною гения! Но даже при общении с ним я никогда не признаю,что только этноукраинцы - соль этой земли.Великий украинец Иван Марчук в этом со мной давно и прочно согласен. А теперь вкушайте!!В ярких солнечных штрихах двойная вязкость,которая на теряется даже на цветной фотографии. Внезапно проступает не муж, но Мужнец, а никакая не дивчина.Как вам покажется такой себе очередной черный квадрат гениального квази-Малевича.
3.
И знаете,только потомкам характерныков - и Малевичу,и Марчуку это под силу, да еще бессмертному Куинджи с его лунным светом туда же.Ходите в украинские художественные галереи.В них не законсервирована,а закодирована наша общая духовная вечность - феерическая, волшебная,неповторимая и неизвестная, прокричавшая себя Европам.Настоящий художник медленно продвигается по жизненным капиллярам,пока вдруг не обнаруживает некие причудливые тромбы,способные мгновенно прервать всю жизненность сущего. И тогда, он как завороженный устремляется в лабиринт этой страшной воронки, непременно ища из неё выход или же глубинный Исход.Если этого не происходит - тогда и не происходит и самого акта творчества. А посему не расчитывай на последующий катарсис,дружок. Ты просто в очередной раз промазал - ремесленник, халтурщик,мазила.Да просто жизненный неудачник.Не то и не с тем ты творил.Да и творил ли вовсе. А может, твой удел быть просто привратником преддверия иным на пути в миры творчества.
4.
Простым и скромным сталкером безо всякого вдохновения,которое ты даже не направлял,а ограничивался одним скорбным изволите-с.Вас с мылом или без?Разве это не мило?Войну бы только на мыло.А то мыла брусочного,собранного при совке моей матерью, незабвенной мамулэ Тойбочкой,после ее смерти хватило ещё на восемь с небольшим лет!Кто ж тогда, в пору её похорон думал о генетической памяти.И проклятая война всё не начиналась и не начиналась.А мыло в цымус-брусках копилось и копилось:турецкое,французское,финляндское, крымское, краснодарское,николаевское. Это и было все наследие сыну с предупреждением: война неприменно прийдет!Сама мама умерла в тихой благостной агонии после десяти лет обширного правостороннего чернобыльского инсульта 27 января 2007 года.Я держал её за пальцы правой руки,разорванные тромбами многолетних страданий парализованного человека.Когда за ней пришел Ангел Смерти,я вздремнул и не почувствовал этого тяжкого и светного перехода.
5.
Десять лет агонии, которые и по моей сыновней жизни прошлись танком внезапно оборвались.Она обрела прощения Всевышнего.А я ненависть.Тойбочка не была художником,но она прекрасно различала густые мрачные краски на карте мира,на карте его грядущего.Будь бы я художником, я,подобно бы Эдди Ворхлу, нарисовал бы огромный брус туалетного мыла.Но речь не обо мне,не о матери. К началу 2016-го года со всего мыльного наследия матери осталось четыре-пять брусков земляничного мыла.Первое,что пришлось сделать после столь тяжкой десятилетней агонии матери - это провести капитальный ремонт на кухне и в её крохотной комнатке.С какой же неподдельной ненавистью я вырвал со стены брехунчик украинского радио. Отказ от его черносотенных услуг позволил мне экономить 4 гривны 50 копеек в месяц.О стариках,годами копивших мыло на случай очередной большой и страшной войны там не говорили ни слова.Так что пришлось рассказать мне.На десертном парижском вернисаже я заказал бы картину земляничного мыла. Вот только кто нарисует?
9-10 мая 2021 г.
© Веле Штылвелд
Комментариев нет:
Отправить комментарий