События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

суббота, 29 мая 2021 г.

Веле Штылвелд: О чем умолчал Небесный горшечник, Продолжение 4

Веле Штылвелд: О чем умолчал Небесный горшечник, Продолжение 4
Ирина Диденко: «Иисус», графика

21.
По православному же обряду, самоубийц и вовсе нельзя было хоронить на кладбище,поэтому их хоронили за оградой. В отличие от христиан у мусульман умершего хоронят завернутым в саван, без гроба, причем лицо покойного должно быть обращено в сторону главного святилища ислама в Мекке. Еврейское кладбище – непременный атрибут множества европейских городов, некогда дававших приют представителям этого народа. После Холокоста и множества волн миграции, порой только могилы и позволяют найти место, где некогда находился еврейский квартал, и понять, как много евреев жило и умерло в том или ином населённом пункте. Но как именно эти места устроены? Загробная жизнь описана в иудаизме очень скупо и противоречиво. В Торе присутствуют упоминания загробной бездны, Шеола, и мысль о том, что после смерти от человека остаётся бестелесная душа. Однако остается непонятным, где именно она пребывает, что с ней происходит и как на неё можно воздействовать.

22.
На протяжении еврейской истории авторитетные раввины и мыслители предлагали различные ответы на эти вопросы,часто заимствуя элементы из религий тех народов,которые окружали евреев:как правило, христиан или мусульман.Но эти заимствования не оказали влияния на похоронные традиции евреев, которые были заложены гораздо раньше.Из-за отсутствия явного мистического обоснования еврейские похороны – это,в первую очередь,общественное событие.О мёртвом в ходе процедуры заботятся,прежде всего,как о члене общины.С этим связана необходимость хоронить как можно быстрееТруп человека приравнивается к телу без одежды,и держать в таком виде родственника просто неуважительно как к нему,так и к окружающим. Поэтому в Средние Века даже небольшие еврейские общины создавали собственные кладбища, чтобы не вести умершего несколько дней.Потребность в кладбище обуславливалась ещё и тем, что евреи с древнейших времён строго настаивали на необходимости хоронить мертвецов именно в земле.

23.
Это связано с прямолинейной трактовкой пассажа из Книги Бытия, предупреждающего Адама о том, что он «вернётся в землю»,из которой и вышел.Ещё до нашей эры в Израильском царстве существовала традиция похорон в скальных могилах, популярная почти во всем Древнем Мире. Постепенно она стала всё больше ассоциироваться с язычеством, и уже в новую эру среди евреев окончательно утвердилась традиция погребения в могил.Вот и ответ. Масляничная гора под  древним Иерусалимом со всем произошедшим на ней: предательством Иуда, дальнейшим распятием Христа и преобразование по сути свалки горшечников в кладбище, а с тем и в святое место перевернуло сознание тогдашних иудеев и послужило мощным нравственно-этическим и эстетическим катализатором общества. К тому же и пещеры, как видно, вышли из моды. Одна из возможных причин – боязнь греческих и римских завоевателей мощнейших катакомбно-партизанских движений.Отныне похорона не рассматривались как повод посещения катокомб, а только как источник партизанского неповиновения.

24.
Любопытно, что в отличие от христианства,иудаизм не предусматривает специальное здание на кладбище.Это связано с совершенно другой ролью культовых сооружений:синагога – это, в первую очередь,место для чтения Торы,а не для совершения обрядов,поэтому располагать её среди могил нет никакой необходимости.А вот само место последнего упокоения евреев считается сакральным,из-за чего в иудаизме распространено очень жёсткое отношение к вандализму и вообще любому изменению кладбищ.Ещё одна особенность еврейских кладбищ,существенно облегчившая работу множеству историков – жёсткая установка на то, чтобы каждый человек должен быть похоронен в отдельной могиле.Иудаизм – религия,воспринимающая заповеди и ритуальные заветы буквально,и посмертная судьба тут не стала исключением.Талмудическая традиция утверждает,что тела мёртвых всегда должны быть отделены друг от друга расстоянием, по меньшей мере, в 6 тефахим,то есть примерно 54 сантиметра.Евреи придерживались этого правила даже в эпоху Чёрной Смерти, когда чума уничтожила до трети населения Европы. 

25.
Правда, масштабы катастрофы заставили их проявить определённую креативность в интерпретации правил.Как и христиане, евреи были вынуждены рыть большие могилы, но они хоронили людей «слоями»,так,чтобы поверх более раннего умершего лежало бы 54 сантиметра земли,на которых располагался следующий покойник.Следы этого подхода к похоронам до сих пор можно увидеть на Пражском еврейском кладбище,где могильные камни расположены очень близко, напоминая, что мертвецы там лежат один над другим.Сама традиция использования надгробий на еврейских кладбищах очень старая.Судя по всему,первоначально евреи, как и представители многих других традиций,использовали могильные камни как «пресс», гарантирующий,что умерший не вернулся к своим родным.тогда же надгробия стали использовать для выражения уважения к покойному. К тому же своих усопших евреи хоронили очень скромно: богато украшенный могильный камень мог привлечь внимание тех,кто сочли бы семью, позволившую себе могильную роскошь,излишне богатой. 

© Веле Штылвелд

Комментариев нет:

Отправить комментарий