Веле Штылвелд и Юрий Контишев: Мулясе Мушиного Короля, либретто, часть восьмая
Мы с Женой, словно
сомнамбулы, осторожно встали и вышли из-за дубового праздничного стола во
внезапно открывшийся нам проём.
Был он – едва не бесцветен и
оттого – сразу неприметен, но, словно пробит внезапными световыми дробинками,
словно кто-то при этом внезапно выстрелил из древнего духового ружья.
Мушиный Король крайне
предупредительно снабдил каждого из нас: и меня, и Жену – грубым куриным богом:
камнем, с естественной проточиной.
Это – так называемый «куриный
бог» или «кикимора одноглазая», которые якобы защищали – некогда прежде – даже
дворовых кур от вреда кикиморы. Да-да. Опять эти кикиморы! Куда ж без них?
Прямо – маразм!
https://www.youtube.com/watch?v=Z7euaXyrZxQ
У
моего маразма
Нет
ни ума, ни разума,
Однако,
я – отнюдь, не Ришелье!
Исакию
– писателя.
Ираклию
– читателя.
Акакию
пусть чудится шинель.
А
мне бы, безотказную,
Совсем
не безобразную,
Одну
из белошеих белошвей.
Я
ничего не праздную,
Гляжу
на Площадь Красную,
Как
сквозь яйцо игольчатый Кащей.
А
мимо Днепр с протоками…
И
телик с кривотолками –
«Мы
ничего не трогали, вообще!»
Они
кричат – «Браток я им!»
И
бреются восходами,
Но
– с камушком в заряженной праще.
Днепр
в Море Чёрном корчится…
Когда
всё это кончится?
А
может, и не кончится ничем?
А
мне, солдату, хочется –
А,
может, перетопчется? –
Уснуть на нежном девичьем плече.
Существовали и иные средства
задобрить кикимору, так считалось, что кикимора не тронет вещи, если их
перекрестить и положить на место с молитвой, потому что – в ином случае она
считает, как и вся нечистая сила, что оставленные вещи принадлежат ей.
На сей счет, прежде у
хуторских украинцев было расхожим многократно иной раз повторять: «Было –
докажи, не было – не скажи… Не видел – молчи, а видел – хай тебе
повылазит».
А то ещё, в Крещение,
крестили по воздуху рукой аль ножом в избе окна и двери, а также рисовали на
дверях да воротах кресты – когда мелом, а когда – краской или углём, да
крестики из лучинок – в каждый угол в избе, в воду, в колодец, в кужлю, чтобы
не вошли в дом кикиморы и нечистые духи, так как и те, и другие во время
освящения воды кидаются и шалят повсеместно…
Было поверье, что если человеку
удастся накинуть на кикимору крест, то она на месте замрёт. Вот где оно – народное,
забубённое «замри – отомри»…
А ещё утверждали, что если
поймать происходящую от умершего или проклятого ребёнка кикимору и выстричь ей
на темени крест, то она превратится обратно в человека, но – с определёнными недостатками.
Недостатками чего? Недостатками
организма… Например, – кривизны, косоглазия, немоты, заикания,
плохой памяти или слабоумия. Что-то – все недостатки попёрли в родительном падеже.
Это, не корректно…с точки зрения
филологии, физиологии, здравого смысла и усталости…
https://www.youtube.com/watch?v=dgd-jxrpWNU
Родительный
падеж…
Родительный…Падеж…
Родитель…
на падеж
устал
коситься.
И
нет надежд уже,
что
в этом падеже
от
этих отноше –
ний
суть родится.
Родительный
падеж… –
Дурацкий
симбиоз.
В
антагонизме слов –
дуальность
мира.
Копна
волос и плешь,
будяк
и кустик роз,
Добро
и Зло,
Чума
…
во
время Пира.
Родильный
дом… и вдруг –
Падеж
скота…Тюрьма
двух
слов. Как смысл разжать
оков
железных?
Сомкнулся
жизни круг:
в
Свет просочилась Тьма.
Родительный
– рожать.
Падеж
– исчезнуть.
«Судьба,
судьбы, судьбе…» –
Я
выхода ищу.
Что
ждательный падеж
судьбе
предложный?
В
заезженной трубе
сурдиновый
прищур.
И
плащ из всех одежд
в
любви надёжней.
И
верится тебе,
что
спустится с небес
в
ажурном декольте
цветная
Вечность.
И
станет голубей
от
сизых голубей,
и
Радуги кортеж
уснёт
над речкой.
И
упадёт стрела
кудряв-ого
стрел-ка,
родительный
падеж?..
Да. Это нечто!
Также, от кикиморы, как и от
остальной нечисти, помогали упоминание Бога ( опять же всё – в родительном
падеже) или, наоборот, грубые ругательства (без падежей).
От разгулявшейся кикиморы
могло помочь и окропление дома святой водой или проведение в нём молебна.
Считалось
также, что кикимора не любит можжевельник, из веточек которого делали оплетение
для солонки, чтобы кикимора соль не таскала.
Это
иной раз вводилось и в детские совковые игры, типа:
–
Скажи пароль!
– Не
трогай соль, не то потрахает моль!
А
настоем из корня папоротника омывали горшки и другую посуду, чтобы кикимора их
не тырила.
В одном лечебнике
восемнадцатого столетия для избавления от кикиморы предлагалось положить в доме
верблюжью шерсть с росным ладаном под шесток.
Боялась также кикимора и
плакун-травы. В одной народной быличке одна зловредная кикимора выжила из дома
хозяев, но в дальнейшем её прогнал плясовой медведь, принадлежавший
поселившимся в пустом доме медведчикам. Куда выгнал? В соседний дом? Или – на
чью-то дачу? Дача-дача… Вот удача! А Шарманщик
– тут как тут!
https://www.youtube.com/watch?v=p9KzYmlYPNo
Если
я перееду жить на дачу к соседу,
То
жена разведётся, а собака помрёт.
Если
я поменяю пораженье с победой,
Время
вспять не вернётся и солдат не поймёт.
Если
чудо случится с лотерейным билетом
И
за номер счастливый получу миллион,
То
страна разорится и унылым балетом
Отпоёт
всех генсеков, имя чьё – легион.
На
хрен: мухи в котлетах? Из Херсона бы – в Мюнхен
И
баварским разливом заменить «Жигули»!
Ах!
Сниму-ка на лето хату с Гретхен близ Кирхен,
Да
боюсь, что за гривны мне дадут лишь рубли.
Облик
родины постный загустел облаками…
Загрустила
без рифмы в небосводе звезда…
Сник
поэт, видно, просто… отравился стихами,
Пропустил миг чудесный… не дай, Бог, навсегда!
Согласно этой же истории,
кикиморы боялись и кошек. В другой быличке было сказано, что «пряха» боится
света. У Пушкина в «Сказке о царе Султане» она-то и промелькнула… Кто же не
припомнит зловредной Ткачихи?
Появившуюся кикимору можно
прогнать, ударив её мужскими штанами. А ещё порой рядом с люлькой с младенцем
подвешивали, обычно на ночь, веретено, кудель и лучину или кудель и ножницы,
чтобы занять ими кикимору и таким образом защитить от неё ребёнка.
Да ещё, чтобы прекратить
бесчинства насланной кикиморы, следовало найти подкинутую куколку и наотмашь
выкинуть её за пределы усадьбы или лучше кинуть в огонь (в одной быличке
говорилось, что она извивалась и подпрыгивала при этом, как сваренная в кипятке
лягушка). Кстати, о лягушках:
https://www.youtube.com/watch?v=uf5qEdMuXjU
Полдень
ясный – кролик белый
На
опушке лапки сушит,
В
тень роняя гром победы
На
проснувшихся лягушек.
Светел
месяц пал в болото,
Шляпу
сбив с гриба на кочке.
Поредела
цапель рота.
Леший
спит и зубы точит.
Скрип
телеги сколиозной...
Сколько
можно скорпиону
Лазать,
как жуку в навозе,
Наподобие
шпиона?
Зашипит
змея с испугу,
Шелестя
листвой опавшей.
Ошибёмся
мы друг в друге
Или станем вдвое краше…
А ещё прежде существовало
поверье, что при строительстве дома нужно всегда рубить новый обкладник, чтобы
вместе со старым не принести в дом кикимору.
– Так что – ни крестить деток малых, ни закладывать изб
рубленных мы здесь с вами не будем. Это только навредит нашей прогулке, которую
организовала для нас – вы не поверите – Зося! Уж больно вы ей понравились,
приглянулись, да к тому же вы люди тонкие, вот оттого она вам и
открылась…
Хотя, прежде считалось, что
только в день Герасима Грачевника, 4 (17) марта, кикимору можно было выжить из
дома, так как в эту пору они становятся смирными…
Хозяева накануне обряда
перебирались к соседям, оставляя в распоряжение знахаря свою хату, он обметал
печь и все углы избы, выгребал золу из подпечка, «домовничал» в избе до самого
вечера – после чего объявлял, что нечистая сила ушла навсегда. Изгнание
совершается с особыми заговорами, например:
«Кикимора
домовая, выходи из горюнина дома скорее,
не
то задерут тебя калёными прутьями,
огнём-полымем,
зальют чёрной смолою»…
А чтобы кикимора не вредила
курам, на куриный насест или над ним, на лыке, подвешивали так называемого
«куриного бога», такого же как у вас нынче на шеях.
Потому, Зося – нынче и ласковая, поскольку прошла мой
укорот лоскутом кумача да горлышком от разбитого глиняного умывальника…
А вот – вместо поношенных
лаптей – вы заметили? Да! Мы окропили её пуанты!
– Так стоит ли нам бояться её, вашу Зосю? – как-то
неопределённо поинтересовалась Жена. – Или у Вас у самого, Ваше Мушиное Величество,
никакой особой инструкции по обращению с нею нет?
– Да она, похоже, просто – чуть необычно – капризная, но
всё же – земная женщина, – внезапно заупрямствовал я.
– Ой, не скажите, господин писатель. – Грустно оборвал
меня Мушиный Король. – Да вы, как видно, так пока и не поняли, насколько Зося –
необычная женщина. Я вам даже больше скажу: Женщиной она только
притворяется, а, по сути, она – древний дух…
– И в каких с вами она отношениях? – едва ли не наперебой
спросили мы оба…
– В самых доверительных… Вот, может ли простая земная
женщина вдруг взять и запросто раздвоиться?
– Чтобы не раздваиваться, надо не расстраиваться, –
непроизвольно весело пошутила Жена.
Наглый Шарманщик
услужливо, но скабрезно влупил по теме:
https://www.youtube.com/watch?v=IaxVWN53n7I
У меня раздвоение
личности –
где-то в области двух ягодиц.
Впереди – от античной наличности –
пара ласк в параллаксе яиц.
Мысли шарят по двум полушариям
парой белок – крутись, колесо!
Не спеша, навожу – полушалый я –
парабеллум, Руси повезло!
В кураже или о-бес!-кураженный,
cняв бахил с Ахиллеса пяты,
в неглиже, со шнурочком неглаженным,
я проник в ахинею святых.
Внял стиху, что прошит эпатажинкой,
тут же вынул пяток запятых,
а на «ху» положил то, что нажито –
нужный вывод, к истоку впритык.
И листком лебеды вместо пластыря
залепил рваный Спас-на-крови…
А на кромке беды Нестор с пастырем
зелье пил и проказы творил.
Подложил под меня лето-руко-пись,
Юру в Рюрика перекрестив.
Я ж лежал под двумя ледорубами
Ай-лав-юукро-херсонски красив.
– Вот и посмотрим… – с улыбкою интригана произнес Мушиный
Король.
– Явь, Правь и Навь, да тут ещё, Хмурь какая-то
взялась… Так куда ты нас ведёшь, Ваше Мушиное Величество, так легко расторгая
подземные стены? – заупрямился я. – Сорвал нас обоих с дня Варенья Жены и
даже не объясняешь, зачем?
– А вам по-научному или как бы попроще, с белых фекалий
белых мух?.. Это – из их последов и создан весь этот подземный пластырь
непроникновения, который столь прочно разделяет все эти миры.
А более частное деление
мира, несмотря на общепризнанность и популярность в наиболее распространённом
понимании – это три внешние и бесконечное множество внутренних сторон
бытия…
Правда, Правь – это
ещё и мир светлых богов, а для особо верующих – едва ли – не божественный
закон.
Тогда как Навь – обитель
тёмных божеств, подземный мир, не только загробный мир, но и альтернативная
вселенная, существующая по другим законам.
И поверьте, там живут не
одни божества, но и гмуры, и кикиморы, и эльфы, и нявки… А вот Явь – это явный,
земной мир людей…
– Это Вы к чему, Ваше Мушиное Величество, – попыталась
соскользнуть с заунывной темы Жена. – У меня, как бы, праздник сегодня – самый
настоящий, что ни на есть, День Рождения…
Я, как
будто впервые, посмотрел на Жену и увидел её в ореоле этой Осени, этого Дня…
Услужливый Шарманщик встрепенулся:
https://www.youtube.com/watch?v=IZdoxKIH43I
Из каждой лужи клавиши смартфонов
напоминают, что исчерпан трафик,
а
граждане «шукают» фараонов,
не
понимая, что исчезли нафиг
их навыки. На все века, рассыпав
календари,
завязли в фолиантах
писцы,
неверный путь в науке выбрав…
а
Бог привстал изящно на пуантах
и
тихо вышел, Баха замурлыкав…
И
рыбка отплыла по акварели,
весь
акваторий жабрами измерив,
вдоль
рыбака, который, шитый лыком,
удилищем
в пространство тупо тыкал,
текилу
заедая базиликом,
чтобы
жена безликая без крика
его
встречала с купленным корытом.
Всё
шито-крыто! – эСэМэСки стёрты!
Потушен
поцелуем шнур бикфордов.
У
торта – запотевшая реторта
и
та, c
которой секс – дороже спорта,
и
спирт, стекая спазмами в аорту,
в
спартанце будит спящего милорда,
и
милая миледи с милым лордом
свои джи-точки замыкают хордой.
– А у меня – продолжил Мушиный Король, – особый и даже
очень ценный подарок к Вашему Дню рождения. Но, без некоторых предварительных
пояснений, он будет Вам ни к чему, Леди. А ведь говорят, что Вы – чудесный киевский
График и, едва ли не от рождения, видите Навь… Так что потерпите…
– Ну, разве что – ради Вас, Ваше Мушиное Величество, –
почти кротко согласилась Жена.
– Про Явь, Навь, Правь – многие хотя бы слышали, но не
многие понимают значения этих слов. А уж про Хмурь, что разгрызает каждого
живущего на земле, как бы изнутри, мало кто и вовсе догадывается…
А ведь они используются
достаточно часто в описании миропонимания наших предков и, не постигая смысла этих
слов, невозможно понять целого, которое их содержит.
Поэтому, постараюсь кратко и
доступно изложить, что такое Явь, Навь и Правь... А про Хмурь узнать отошлю к Сигизмунду
Фрейду и Карлу Густаву Юнгу. Хотя, похоже, ими вы давно нафаршировали свои
мозги, но, как бы, всмятку. А я вам преподнесу больше – лазанью. Да такую, что
пальчики оближешь…
– Лазанью? – промурчал всеядный Шарманщик
и добавил:
https://www.youtube.com/watch?v=U632kC5bZvs&t=1s
Здесь
– Украина. Но ищут лазанью
Орки
так тупо, стервозно, навзрыд...
Русь-Ойкумена
– для них наказанье,
и
от неё вечной злобой разит...
Ветхие
вычуры собственной правды –
чёрных
салазок бредовый плетень,
все,
кто не схожи – мгновенно – в подвалы…
Мира
нездешнего падает тень.
Боже,
не дай им подмять Украину,
выжать
насильно хоть раз под себя,
чтобы
прозрели в кровавой руине,
жалкие
орки, весь мир не любя...
А
по весне виноградной лозою
Новая жизнь
развернёт рубежи.
Апофеозом,
политым слезою,
Встретим мы мир, что войну пережил.
– Так вот, – продолжил Мушиный Король, – если
коротко, то от словосочетания "мир
Яви" появились связанные слова и выражения типа –«явное», «наяву», «мечта
стала явью», «являться» в значении – быть… и другие.
Но для тех, кто считает, что
душа бессмертна – Явный мир людей это лишь временное пристанище, попав куда,
Душа обретает временную плоть для того, чтобы пройдя через явное состояние,
научиться жить полноценно, совершенствуясь в отведенной для этого вздорной
повседневности.
А вот Навь – или Не Явь –
«Неявное», «Непроявленное» – это несколько иной мир, куда уходит Душа в
ожидании следующих воплощений в новое физическое тело или – даже просто – во
временно проявленную плотную виртуальную пульпу в виде астрального двойника.
Так что Навь – это мир, который недоступен для органов чувств физического тела.
Что до мира Прави, то
Правь это тот мир, откуда нам приходят общечеловеческие законы. Жить
«неПРАВильно» – это значит, нарушать сложившийся миропорядок.
Кстати, изначальное значение
слова "Православие" означало "Славить Правь" – то, что по
сути и делали наши предки.
Ко всему необходимо осознать
то, что все эти три мира: Явь, Навь и Правь, да еще бездна личностных
хмурь-миров, существуют одновременно и неразделимо.
Это – примерно, как
засыпаешь, видишь сон, но мир вокруг тебя продолжает существовать, хотя ты в
настоящий момент в нём не принимаешь активного участия и не видишь, что
творится вокруг, но оттого, что ты спишь – вокруг тебя не прекращает кипеть
жизнь... И,
проснувшись, ты не всегда понимаешь: Жил
ты – или не жил, жив ты – или не жив…
https://www.youtube.com/watch?v=oY-bgPOuaNs&t=1s
Указан
ряд жестоких откровений,
Не
каждый рад, но всякий – под конвой.
Гребёт
под сонм ужасных сновидений,
Навеянных
нахлынувшей войной.
У
демиурга нет тому подсказки,
Он
выпал в сон, и ты его не зри...
Страшны
порой божественные сказки,
Где
от любви сгорели фонари...
Что
ни пишу, не слышат и не зреют
Уставшие земные плевела.
А
боги что? Смеяться не умеют.
Вот
от того и треснула земля.
И
словно чёрт из старой табакерки,
Её
опять навеки всполошил,
И
прошлое устало на поверке,
По
лагерному отвечает: Жил...
Он,
точно, жил… немножечко грешил…
Он,
точно, жил… он, где-то рядом жил…
Он
жить спешил…он вместе с нами жил..
Но…
Бог
на всё не пожалел чернил…
Комментариев нет:
Отправить комментарий