Веле Штылвелд: По следам Агасфера
1.
Иерусалимский сапожник Агасфер,Картафилус,Исаак Лекед+ем,Боттадио-Бут+адеус,Сен Жермен,граф Калиостро,он же Вечный жид,оттолкнувший Христа по пути на Голгофу,как гласит предание, был осужденный на вечные странствия за то,что когда Христа вели,чтобы предать его мучительной казни,орудие казни,тяжелый деревянный крест,он нес на себе.Путь его к месту распятия был тяжел и долог.Изнемогающий Христос хотел было прислониться к стене одного из домов чтобы передохнуть,но хозяин этого дома иудей-ремесленник по имени Агасфер не разрешил ему.Произошло это тогда,когда у дома мимо которого вели на распятие Иисуса Христа,несшего Свой Крест,тот остановился,но иерусалимский сапожник Агасфер отказал Иисусу,оттолкнув его,когда тот попросил позволения прислониться к стене его дома,чтобы там отдохнуть,и за это был осуждён на скитание по земле до Второго пришествия и вечное презрение со стороны людей. - Иди! Иди, чего медлишь? - прикрикнул он под одобрительные взгляды фарисеев. - Нечего отдыхать!
2.
- Я могу медлить.Но труднее будет медлить тебе,ожидая Моего прихода, - разжав спекшиеся губы,страдальчески произнес Христос. - Но и ты тоже всю жизнь будешь вечно идти, и никогда не будет тебе ни покоя,ни смерти…Из европейцев об Агасфере впервые написал итальянский астролог Гвидо Бонатти,которого Данте в своей «Божественной комедии» угодно было поместить в аду.В 1223 году Бонатти встретил его при испанском дворе.По его словам, человек этот был в свое время проклят Христом и потому не мог умереть.Пятью годами позже о нем упоминает запись,сделанная в хронике аббатства свят Альбана,Англия. В ней говорится о посещении аббатства архиепископом Армении.На вопрос,слышал ли он что-нибудь о бессмертном скитальце Агасфере, архиепископ ответил,что не только слышал,но и несколько раз лично разговаривал с ним. Человек этот,по его словам,находился в то время в Армении,он был мудр,чрезвычайно много повидал и много знает,в беседе,однако,сдержан и рассказывает о чем-нибудь, только если его об этом попросят.
3.
Он хорошо помнит события более чем тысячелетней давности,помнит внешность апостолов и многие подробности жизни тех лет,о которых не знает никто из живущих ныне.Следующее сообщение относится уже к 1242 году,когда человек этот появляется во Франции. Затем на долгое время воцаряется молчание, которое нарушается только через два с половиной века.1505 году Агасфер объявляется в Богемии,через несколько лет его видят на арабском Востоке,а в 1547 году он снова в Европе,в Гамбурге.О встрече и разговоре с ним рассказывает в своих записях епископ Шлезвига Пауль фон Эйтазен,1522-1598 годы.По его свидетельству,человек этот говорил на всех языках без малейшего акцента.Он вел замкнутый и аскетический образ жизни,не имел никакого имущества,кроме платья,которое было на нем.Если кто-нибудь давал ему деньги, он все до последней монеты раздавал бедным.В 1575 году его видели в Испании,здесь с ним беседовали папские легаты при испанском дворе Кристофор Краузе и Якоб Хольстейн. В 1599 году его видели в Вене,откуда он направлялся в Польшу,собираясь добраться до Москвы.
4.
Вскоре он действительно объявляется в Москве,где многие якобы также видели его и разговаривали с ним. В 1603 году Агасфер появляется в Любеке, что было засвидетельствовано бургомистром Колерусом,историком и богословом Кмовером и другими официальными лицами.«Минувшего 1603 года 14 января в Любеке появился известный бессмертный еврей, которого Христос, идя на распятие, обрек на искупление», - сказано в городской хронике.В 1604 году мы находим эту странную личность в Париже, в 1633 году - в Гамбурге, в 1640 году - в Брюсселе. В 1642 году он появляется на улицах Лейпцига, в 1658 году - в Стамфорде, снова Великобритания. Когда в конце 17-го века вечный странник Агасфер снова объявился в Англии, скептически настроенные англичане решили проверить, действительно ли он тот, за кого его принимают. Оксфорд и Кембридж прислали своих профессоров, которые устроили ему пристрастный экзамен.
5.
Однако познания его в древнейшей истории, в географии самых отдаленных уголков Земли, которые он посетил или якобы посетил, были поразительны. Когда ему внезапно задали вопрос на арабском, он без малейшего акцента отвечал на этом языке. Он говорил чуть ли не на всех языках, как европейских, так и восточных. Вскоре Агасфер появляется в Дании, а затем в Швеции, где следы его снова теряются. На свете есть особый сорт людей, родившихся, должно быть, от Вечного Жида. Особенность их в том, что они никак не могут найти себе на земле места и прикрепиться к нему.Многочисленны были подобные сказания в византийском фольклоре, оттуда они проникли в Европу. Но антисемитский оттенок легенда приобрела лишь в 17-ом веке, когда в 1602 году в Германии была опубликована лубочная книга «Краткое описание и повествование о еврее по имени Ахасверус» от Ахасверус - Агасфер, которым Вечный стал, есть измененная форма имени персидского царя Ахашвероша из еврейской книги Эстер. Наблюдая за бесконечными скитаниями евреев по Европе в поисках безопасного места жительства без притеснений со стороны автохтонов, эти самые автохтоны и связали эпизод казни Христа с судьбой всего еврейского народа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий