События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

пятница, 25 июня 2021 г.

Веле Штылвелд: По следам Агасфера, Продолжение 4

Веле Штылвелд: По следам Агасфера, Продолжение 4

21.
После того, как обозленные крестоносцы захватили Константинополь и разграбили его, а на трон посадили Балдуина Фландрского. При этом погибло огромное количество памятников искусства, а сама Византия распалась на ряд государств — Латинскую империю и Ахейское княжество, созданные на территориях, захваченных крестоносцами, и Никейскую, Трапезундскую и Эпирскую империи — оставшиеся под контролем греков. Латиняне подавляли в Византии греческую культуру, засилье венецианских торговцев мешало возрождению византийских городов. Зато в западную Европу пришли первые сказания об Агасфере. В 1228 году армянский архиепископ рассказывал, как встретил некого человека по имени Иосиф. Тот, будучи 30-летним, видел Христа и прогнал от своего дома. С тех пор он не умирает, а вечно скитается по миру. Доживая до очередных 100 лет, Иосиф несколько дней вынужден терпеть мучения, после которых вновь становится 30-летним. Среди славянских народов популярна легенда, по которой самочувствие Вечно идущего напрямую связано с фазами луны. 

22.
К концу лунного цикла он превращается в дряхлого старика, но с нарождением нового месяца опять молодеет. Он также способен превращаться в собаку и в разную другую домашнюю живность, что и практикует время от времени в знак покаяния. В лесистых горных местностях Агасфер часто является в виде свирепого охотника. Когда поднимается буря, люди говорят, что это проходит поблизости Дикий Стрелок — Странствующий Еврей. Во французских провинциях Пикардии и Бретани и сейчас, когда ветер неожиданно взметает дорожную пыль, простой народ так же говорит, что это прошел Агасф+ер. Швейцарская легенда повествует о том, как Вечный Странник стоял, объятый скорбью, под горою Маттерхорн. Некий альпинист спросил его, отчего тот печален, и услышал в ответ, что сотни лет назад Вечный Странник уже побывал на этом месте и видел прекрасный город, от которого ныне не осталось ни след+а. В день Страшного Суда он снова придет к подножью великой горы и будет прощен. В Альпах до сих пор верят, что Агасф+ер существует.

23.
Именно его слезы, замерзнув, превращаются в глетчеры, которые питают некоторые горные озер+а. Каждого путешествующего пожилого, но крепкого телом еврея принимают в Альпах за Агасфера, причем считается, что встреча с ним предвещает несчастье. Родственным Вечному Страннику может считаться и Дикий Охотник германской мифологии, восходящий к образу древнегерманского бога Одина - Вотана, во главе воинства мертвецов проносящегося по небу. Дикий Охотник выходит на охоту преимущественно зимними ночами и приносит несчастье тому, кто ему попадается на пути. Вечный Жид встает в один ряд и с таким известным героем народных легенд как Рюбецаль - дух гор Крконош в Силезии и Богемии, олицетворение горной непогоды, а иногда и просто ассоциируется с ними. Как первое задокументированное свидетельство мифа об Агасф+ере можно трактовать рассказ из сборника 6-го века «Лей-монарьон» Иоанна Мошаса повествующий о том, как один странствующий монах случайно встретил изможденного, оборванного эфиопа.

24.
Странный путник сказал, что он тот, кто «Творца мира, Господа нашего Иисуса Христа, идущего на казнь, ударил по лицу». Существует так же предание, что раз в пятьдесят лет Агасфер подходит к Иерусалиму, чтобы вымолить прощение у Гроба Господня, но каждый раз в Иерусалиме случаются страшные бури, и ему не удаётся осуществить задуманное. С ним идут и прочие непрощенные. Большое число вариантов легенды следует искать, прежде всего, в византийских сказаниях, а отсюда — и в древнерусских, что показывает на огромное  распространение мифа в народном фольклоре. Тут и кузнец, ковавший гвозди для Христа и обречённый вечно ковать их, и Иуда Искариот, осуждённый на вечное скитание; многие из преданий о загробных муках относятся к тому же типу. Близкими к Агасферу в этом отношении являются легенды о Прометее и Орфее, спустившимся в ад за своей усопшей возлюбленной Эвредикой, поскольку Дьявол был падок на красоту земную. 

25.
Как и эти легенды, легенда об Агасфере возникла, по-видимому, при столкновении христианства с языческими верованиями; при вытеснении христианством остатков этих верований и получилось «приспособление» языческой или иудейской легенды к христианству. При этом мотив мести вполне отчётливо сохранился и в новой редакции. Нелишне заметить, что в образе Wandering Jew - «странствующего жида», где акцент перемещен с личного бессмертия на вечное странствие, немалую роль играет представление о евреях как о народе-кочевнике, изначально более склонном к странствиям, чем к «сидению на земле». Ведь и праотец Авраам получил в вечное наследие землю Ханаанскую, чтобы «ходить по ней», а отнюдь не сидеть на месте. Мидраш Раба также содержит легенду о том, что Авраам после смерти Сары был еще молод, полон сил и женился на женщине по имени Кетура, намереваясь жить вечно. Господь пообещал великому праведнику, что законы природы не будут иметь над ним власти и умрет он, только если сам о том попросит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий