Веле Штылвелд: По следам Агасфера, Продолжение 5
26.
И вновь от Авраама… Патриарх и Кетура вырастили многочисленных детей, ставших главами племен. И вот однажды им пришлось принимать у себя за столом старика, который не мог удержать в руках ложку. Узнав, что тот старше его всего на несколько лет, Авраам обратился к Творцу с молитвой о скорой смерти, «пока не стал он обузой для самого себя и своих близких», и был послан к нему Ангел-избавитель. Сходный мотив встречается и в арабских преданиях о Самири, сотворившем золотого тельца - Коран, и в тюркских сказаниях о Джидай-Хане. Сюда же можно добавить также талмудическую историю о городе Луз, жители которого никогда не умирали. Когда кому-то из них надоедало жить, он вынужден был покинуть пределы городской черты. В Европе первые дошедшие до нас варианты изложенной в начале статьи легенды относятся к довольно позднему времени — к 13-ому веку. Судя по тому, что подобные легенды отчасти включены в путешествия к святым местам, можно было бы думать, что они заимствованы из византийских и восточных источников.
27.
Но можно допустить, что они возникли и самостоятельно, так как месть являлась общераспространённым обычаем. Итальянская версия, где герой называется Buttadeo или Bottadio, буквально «ударивший бога», не носит на себе заметных следов заимствований с Востока; в итальянском фольклоре герой — личность, которая уже утратила следы своего преступления; это просто добрый волшебник, дающий добрые советы и выручающий из беды. Итальянский астролог Гвидо Бонатти сообщает, что в 1267 г. проследовал на поклонение в монастырь святого Якова современник земной жизни Спасителя, звавшийся Иоанном Буттадейом - Joannes Buttadeus, который получил свое прозвище вследствие того, что нанес удар Спасителю, во время Его шествия на Голгофу: buttare — бить, ударять; deus — Бог. Христос якобы сказал этому Иоанну: «Ты дождешься моего возвращения», и последний принужден странствовать до второго Пришествия. В бретонских же народных преданиях поныне уцелела форма Boudedeo.
28.
То же предание изложено с большими подробностями в «Путеводителе по Иерусалиму» - «Liber terrae sanctae Jerusalem», составленном в конце 16 века для паломников, отправлявшихся к Святым местам, где буквально сказано, что многие-де встречали в разных местах этого человека, скитающегося по миру, но что не следует его смешивать с другим долговечным, Иоанном, настоящее имя которого Devotus Deo (преданный Богу), а не Buttadeus, как ошибочно величают его в народе; Joannes Devotu s Deo был-де оруженосцем Карла Великого и прожил, по преданию, 250 лет. Легенда о долговечном оруженосце Карла Великого — Joannes de Temporibus, умершем, по словам летописца Викентия Белловакского, в 1139 году, представляется, действительно, независимой от легенды об Агасфере; однако, в Испании и в Португалии Агасфер является с тем же прозвищем — Juan de Voto-a-Dios - Хуан, преданный Богу и Joan de Espera-em-Dios - Жоан, надежда на Бога. В Италии большое распространение получила легенда, согласно которой Агасфер - он же Джованни Боттадио является апостолом Иоанном. Считали, что Иоанн не умер, а только спит до времени в своем гробу в Эфесе.
29.
А вот перед Страшным Судом апостол Иоан снова восстанет и начнет проповедовать Евангелие. В доказательство приводилось сообщение о том, что вождь арабов Фадила рассказывал, как однажды в пустынном месте он встретил величественного старца с длинной седой бородой, который поведал ему, что он по повелению Иисуса должен жить до конца мира. Старца арабы называли Зерибом, избранным сыном. В другом сообщении некий Антонио ди Франческо ди Андреа поведал, что он сам встречался с удивительным старцем, который совершал всевозможные чудеса и добрые дела. Он рассказал также, что возмущенные жители итальянского города Виченцы хотели повесить Боттадио как шпиона, но самые толстые веревки не выдерживали и рвались, так что его отпустили, не причинив никакого вреда. Его заключали в самые крепкие и хорошо охраняемые темницы, но наутро не обнаруживали там никого. В Тоскане Боттадио считали провидцем, и каждый расспрашивал его больше о своем будущем, нежели о казни Христа. Советы Боттадио всегда были нравственны и миролюбивы, он, казалось, проникал в душу каждого
30.
К тому же сей Боттадио знал о каждом человеке такое, чего никто другой знать не мог. Иной представляется версия, исходящая из среды монахов-начетчиков, хранителей легенд и апокрифов. В раннем варианте, в "Цветах истории", 1228 году, у англичанина Роджера из Вендовера, год смерти 1236 г., герой: воин-латинянин, бывший привратником претории Пилата, по имени Картафилос:очень любимый, это — не вечный скиталец, а лишь вечно живущий; он крещён и ведёт святую жизнь. Ударение в данном случае на том, что этот человек — живой свидетель дел Иисуса. Позднее эту историю включил в свою сводную «Большую хронику» монах того же аббатства в Сент-Олбансе Мэтью Парисский, со слов одного армянского епископа, посетившего Англию в 1228 году. Иосиф-Картофил ведет праведную жизнь в сообществе духовных лиц и отнюдь не обречен на скитание по миpy, как Агасфер. Обычное его местопребывание на Востоке, в Армении. Сходный рассказ приведен в хронике Филиппа Мускэ (Philippe Mousket), которого посетил тот же армянский епископ, как и Матвея Парисского, в 1243 г. Так и хочется сказать, что между 1228 и 1246 годами Агасфер бродил по Европе!
Комментариев нет:
Отправить комментарий