Веле Штылвелд: По следам Агасфера, Продолжение 1
6.
Агасфер – это Человек, который проводит жизнь в скитаниях и не может найти себе успокоения. Иисус Христос был казнён и покинул землю, вознесясь на небо. Возвращения Иисуса ждут до сих пор, а Агасфер же бродит по свету, не находя себе ни покоя, ни смерти. Он обречён скитаться из века в век по земле до Второго пришествия Христа. Близкими к Агасферу в этом отношении являются и легенда о Прометее, вечно терзаемом хищной птицей, и легенда о Каине, осуждённом, как и Агасфер, на вечное скитание по земле, и Сизиф, обречённый вечно поднимать на гору камень. Сюжеты обездоленности будут всегда, покуда цивилизация не откажется от идеи всеобщего эквивалента — денег. Менее популярны такие сюжеты только в зажиточных странах, где, впрочем, нищих хватает или совершенно неимущих, обессиленных и не способных к самосознанию. Им всегда сопутствуют человеческие скитальцы. Десять лет одиссеевых скитаний — мечта любого бродяги.
7.
Не потому, что благодаря своему уму и хитрости Одиссей сумел выпутаться из самых невероятных передряг, а потому, что дома его ждала верная Пенелопа.Король Лир - Шекспировский старец сам обрек себя на скитания, когда решил испытать любовь трех своих дочерей. Его дальнейшая судьба — урок тем, кто хочет проверить чувства близких на прочность. Дон Кихот - Для героя Сервантеса бродяжничество важно как непременная составляющая рыцарства. Для того чтобы достигнуть Дульсинеи и абсолюта, ему необходимо освободиться от связи с домом. Гаврош - "Маленький мальчик с великой душой" из романа Виктора Гюго умер за идеалы революции — как и многие беспризорники впоследствии. Гекльберри Финн - Главный герой повести Марка Твена ходит в лохмотьях и живет в бочке, как Диоген, но для этого мальчика жизнь на улице куда лучше жизни в доме, поскольку только она может обеспечить ему настоящую свободу. Чичиков - Герой романа "Мертвые души" отрекомендован Гоголем как "круглое общее место": нет у него ни дома, ни прописки, ни характера, ни внешности.
8.
Москва Честнова - Воспитанница детского дома Москва Ивановна Честнова из неоконченного романа "Счастливая Москва" занимается странничеством, как почти все герои Платонова, бороздящие землю в поисках "самого вещества жизни".Колобок: Из всех историй скитальцев в литературе путешествие Колобка — самое короткое, самое поучительное и самое печальное.Однако Вечный Жид, он же Агасфер от латынского Ahasverus - легендарный персонаж, по преданию обреченный скитаться из века в век по земле до Второго пришествия Христа. В средневековой Европе его еще называли естественно, евреем, но вечно идущим. Фигура Вечноидущего, пожалуй, одна из самых известных фигур мировой мифологии, вызывающая различные, нередко противоречивые толкования и эмоции. Она - то ужасает, то завораживает, то будоражит воображение, то привлекает и отталкивает одновременно.
9.
Его представляли - то неутомимым странником, то неистовым борцом за веру, то непреклонным моралистом, то страдающим от мировой скорби, то благодетелем и спасителем, олицетворяющим идею любви и взаимопонимания между людьми, то злым духом, то провозвестником конца света, то революционером прометеевского типа, то символической фигурой, олицетворяющей неправедное преследование евреев, а то и собирательным образом коллективного греха еврейского народа, который приговорен к вечному рассеянию и к жизни без родины. Одни видят в нем символ человечества, вечно обреченного шагать по пути прогресса, другие — аллегорическое изображение судьбы еврейского народа, третьи ищут в нем антисемитский подтекст. Столь же противоречивы и варианты мифа. Агасфер одновременно и враг Христа, и свидетель о Христе, и грешник, и доброе знамение для всего мира, и несмываемое клеймо, и защитник угнетенных. Но истинную былинность предают Агасферу присутствующие у него неразменные деньги.
10.
Ведь, как говорится, Бог даст день – Бог даст пищу. Даже обреченным на вечное скитание Каину и Агасферу.В к+ожаном нагрудном ксивнике-кошеле Вечно идущего лежит что-то вроде православного неразменного пятака, благодаря чему ксивник никогда не пустеет. В одной французской балладе, посвященной Исааку Лекедему, говорилось, что в его кармане постоянно лежат пять су - французские деньги того времени, которые, несмотря на то, что он их тратит, снова появляются у него, - французский вариант русского неразменного пятака. Эти пять су вошли в поговорку. До сих пор говорят, что у того или другого есть "пять су Агасф+ера". Отсюда некоторые делают выводы, что он иллюстрирует весь еврейский народ, коему суждено безвременно скитаться по миру, но при этом не оставаться без копейки в кармане. Это как неразменный, неизводной рубль или беспереводной целковый — популярный образ и элемент славянской мифологии, магический серебряный рубль, который можно было выменять у нечистой силы за чёрную кошку или жаренного в перьях гусака.
Комментариев нет:
Отправить комментарий