События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

вторник, 26 июля 2022 г.

Веле Штылвелд и Игорь Сокол: Очерк об украинской НФ,взгляд из Киева

Веле Штылвелд и Игорь Сокол: Очерк об украинской НФ,
взгляд из Киева, Украина, 2022 г.

Прежде чем осветить путь украинской,в том числе и русскоязычной НФ-литературы и фэнтези,следует сказать несколько слов о природе жанра вообще.
Известный российский писатель нашумевшей эпопеи«Одиссей покидает Аттику» и,к тому ещё шовинист Василий Звягинцев утверждает,что у фантастического жанра два предназначения:это либо литература либо особая форма предупреждения.Интересно,как этот автор,сам работающий в этом жанре,упустил третью и главную его ипостась:
НФ-литература – это,прежде всего,мечта о будущем,и к тому научно-прогнозируемая реальность,опирающаяся на тенденции научно-технического и социального прогресса и экстраполирующие их в будущее…
Надо сказать,что в первые постсоветские годы – это направление и значительной степени ушло на задний план вместе с коммунистической идеей и приказало долго жить,как и Советский Союз,в котором она превратилась в насмешку и над обещанным нам светлым будущим,в связи с чем  многие авторы этого  направления,так сказать,разочаровались в подобном прагматическом будущем и  просто перестали не только  отображать,но  и изображать вообще… 
Кроме этого,к нам приходит понимание того,что прогресс науки и техники,к сожалению,–  не панацея от всех несчастий Но ведь жизнь продолжается и движение вперёд неумолимо пусть и не коммунисти́ческое,но звездное будущее для всего хоть часто и Недозвездного нынешнего Человечества.Хоть это и не такое,а совсем другое – не тоталитарное будуще,которое всё равно будет,и оно всегда будет лучше пришлого,несмотря на несколько извилистый путь к нему,так же как наш мир при всех его отрицательных всё-таки лучше чем мир скажем семнадцатого века…
С этим трудно не согласиться…Так что надеемся,что к теме прогнозов мечты для всего подлунного человечества авторы ещё вернутся  – ведь сегодня уже возникли такие понятия,как недоЗвёздное,то есть сегодняшние,и Звёздное,то есть завтрашнее человечество…
А пока рассмотрим кратко основные тенденции развития жанра НФ в Украине за последние 30 ,не претендуя на всеохватность.Я,прежде всего,скажу об утрате,которая постигла украинской НФ.В июне 2015-го года не стало Игоря Марковича Рассоховацкого – автора старой закалки,подарившего нам идею – синтетических людей будущего,признанных стать помощниками человечества во многих трудных делах,как на земле,так и в космосе.
По его повести «Гость» был поставлен фильм «Под созвездием близнецов»,обошедший экраны не только СССР,но и Европы.Сам Игорь Маркович болезнено переживал переход к новой формации,выразившейся,между прочим,и в том,что за писательский труд перестали платить гонорары…Здесь его можно понять…Но всегда останутся люди,которые просто не могут не писать,невзирая на трудности…
Скажем здесь о литературных явлениях двух украинских столиц – прошлой и нынешней: Киева и Харькова Не исключено,что фэн-клубы,которые существовали в девяностых и существующие по сей день,есть в других украинских городах,но у нас нет об этом точных даннях…
Из того же,что есть,то,прежде всего,в постсоветские годы произвёл фурор дуэт Олди: Дмитрия Громова и Олега Ладыженского,так сказать из первой столицы Украины – города Харькова.
Их творчество не похоже на традиционные НФ,так как они создали свой собственный жанр,который один из критиков назвал философским боевиком.Этот вид литературы понятен не каждому но привёл свой круг почитателей.Творчество Олди вызывает удивление и,как сказать,с количественной точки зрения:как два человека,пусть и в соавторстве,ухитрились  за каких-то полтора десятка лет,так много создать.Их продуктивность поистине достойно уважения.
Другой  – Андрей Валентинов,по паспорту А.В.Шмалько,сделавший своим псевдонимом аббревиатуру из свого отчества,также основал особый поджанр,получивший название фантастический боевик.
Будучи по специальности историкам античного период развития человечества,он взял на себя смелость утверждать,что некоторые исторические события знакомые нам со школьной скамьи на самом деле происходили не совсем так или даже вовсе не так,как об этом повествует официальная история география.
И надо сказать это ему удалось: шедевром Валентинова,вершиной его творчества является трилогия«Око силы», в которой под необычным углом зрения освещаются события переломных моментов истории двадцатого века:в двадцатые,сороковые и девяностые  годы.
Это эпопея насквозь трагична.Это и понятно: в ней отображены грандиозные потрясения главными героями око силы даже не дано испытать радость победы достигнув целей им приходится умирать.Но автор не пессимист.Просто он правильно передал суть сколько великого,с той же и ужасного двадцатого века.
Некоторые произведения были отдельно созданы Олди,а некоторые – Олди и Валентиновым в соавторстве.
Краткость изложения не позволяет здесь их характеризовать, и  потому скажем главное: харьковская школа –заметное явление в НФ-культуре постсоветского периода.

Комментариев нет:

Отправить комментарий