События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

среда, 27 июля 2022 г.

Веле Штылвелд и Игорь Сокол: Очерк об украинской НФ, ч.2,взгляд из Киева

Веле Штылвелд и Игорь Сокол: Очерк об украинской НФ, ч.2,
взгляд из Киева

А теперь о киевлянах: в 2000-ом году был основан клуб украинской НФ «Чумацкий шлях», объединивший авторов «новой волны», в основном начавших свой литературный путь в девяностые годы – это Тимур Литовченко, Веле Штылвелд, правда,  он пришёл в украинскую НФ в начале восьмидесятых годов,  Ирина Диденко – она же художники-иллюстратор, приложивший много усилий к созданию как клубного имиджа, так и внешней литературной узнаваемости, два Андрея –Киселёв и Левицкий, Сусанна Черненко  и Игорь Сокол.
На рубеже веков этот клуб был инициатором издания журнала «УФО», кстати, в любой транскрипции аббревиатура UFO сохраняется. Журнал был достаточно заметным явлением в культурной жизни Киева, к сожалению, перестал выходить сугубо по финансовым причинам, то есть из-за банального недостатка материальных средств, что, к сожалению, было типичной картиной для так называемого переходного периода становления украинского книгоиздательства.
Известный вклад в развитие НФ-движения внёс также и Олег Мартынов, псевдоним Динго, впрочем стоявший несколько особняком и не принадлежавший ни к какому объединению.
Нельзя здесь не упомянуть семейный дуэт Марины и Сергея Дьяченко – они, представители совершенно разных профессий: она неудавшаяся актриса, рано оставившая сцену, он напротив, вполне удавшийся врач-психиатр, между прочим, разница в возрасте составляя у них составляла 22 года. Творчество семьи Дьяченко далеко от НФ – оно скорее принадлежит миру фэнтези со своеобразным уклоном.
Привезём два примера: роман «Ведьмин век» – это повествование о неком виртуальном мире, где служба безопасности профессионально борется с ведьмами, представляющими серьёзную опасность. Игорь Россоховацкий несколько резко характеризовал это произведение, назвав его «ведьмин бред», что в общем понятно – представителю старой школы научной технической фантастики принять такое направление в литературе оказалось трудно.
Роман «Армагед-дон» – это изображение мира, в котором время от времени повторяется вселенская катастрофа. Учитывая специальность Сергея Дьяченко, невольно возникает вопрос: уж не у своих пациентов ли он позаимствовал эту идею?
К сожалению или к счастью для них супруги Дьяченко эмигрировали в США, и тем самым поставили крест на своей писательской карьере – вряд ли их творчество, к тому же замешанное на славянском фольклоре вызовет интерес у заокеанской публики. Кому нужны эмигранты кроме таких же неприкаянных эмигрантов? Из последних сведений, в июле 2022 года Сергей Дьяченко так и закончил свои земные дни в США.
Возможно, подобный путь избрал и Андрей Левицкий, он же Илья Новак. Во всяком случае, после 2007 года его в Киеве не встречали. Впрочем, ещё проживая в Украине, он вступил на путь московского писательства, то есть издавался исключительно там. Очевидно, из-за гонорарных соображений. Кстати, из всего круга киевских авторов он единственный чистый романист. Малая форма прозы ему чужда.
Андрей Левицкий, последнее известное псевдо – Илья Новак, сделал карьеру как автор фэнтези «московских» романов, что и не удивительно –  в таежно-северном государстве даже в переходные годы платили крепкие гонорары Немного удивляет другое: выбор псевдонима чем новоиспеченный Андрей Новак лучше Андрея Левицкого, хотя как-то сам Андрей сказал, что этот псевдоним является фамилией его будто бы казацкого прадеда. Тогда зачем ему была нужна простуженная литературным снобизмом Москва, когда в  Киеве в апогей его творчества стояли огромные плакаты в метро на Петровке, которые извещали всех киевлян и гостей украинской столицы о самом молодом и талантливым автореом всей фен-Евпропы того чуть уже призабытого времени.
Когда-то, получил рукопись первого романа Андрея Левицкого еще в начале девяностых годов, я два месяца пробивался через многочисленную всячину всяческих неосленговых ворчаний, мочаний, рычаний, которые плотно заполнили страницы одного из первых шедевров этого автора, но как не удивительно, даже в этой обработке Андрею удалось через годы предвидеть  главное – варвары захватили город, варвары захватили страну.
Автор в процессе полушаманского написания  этого шедеврального бреда просто почувствовал – рано или поздно со страною будет беда. Старых фен-друзей Андрей оставил по-английски: не прощаясь… Ведь из самого молодого и талантливейшего европейскогом фен-автора ему предстоял путь в самые заурядные московские фен-кирпичники…
Противоположность ему в этом мире это Андрей Киселёв. Он – мастер супер кратких рассказов-миниатюр. Почти все его произведения состоят из объёма не более 3-4 страниц машинного текста. По этой причине он и не может похвалиться изданными книгами. Это общая тенденция не только нашей, но и мировой издательской политики сегодняшнего дня: издательство согласно видеть в виде книг только большую форму.
Сусана Черненко – автор НФ-рассказов со слишком углублением в психологизм, хотя, по крайней мере, части женские аудитории это должно понравиться.
Большинство выше названных авторов, включая Сусану Черненко и бывшего крымчанина, а ныне киевлянина Валерия Верховского, работают в жанре рассказа, и краткой повести. Двоим последним повезло: они успели, хоть за свой счёт, выпустить свет сборники своих произведений, прежде чем издательство обанкротилось. Типичная картина периода перехода к рыночной экономике.
Тимур Иванович Литовченко не только автор организатор киевского НФ-движения, а один из основателей журнала «УФО», начав путь литературе как НФ-автор и автор фэнтези, со временем выступил в соавторстве с женой Еленой, как соавтор ряда исторических романов, которые, к сожалению, тоже были такой себе творческой профессиональной подработкой, потому что довольно авторитетное в то время издательство заказало им целых десять романов руки об украинском гетманстве безальтернативно, строго в одни руки. Будто и идея хорошая, но со временем она превратились в нечто самопротивоположное вроде компании известного литературного дома аля отец Дюма и сыновья. Да, романы были достаточно профессионально выписаны, но чувствовалось, что писались они не натощак сердца, а как очередные станочные изделия… К сожалению, их обоих Тимура и Елену Литовченко преждевременно забрал Господь.
Игорь Сокол пытается быть преемником традиции советской НФ-школы шестидесятых – начала семидесятых годов кроме одного момента прославления мирового коммунистического завтра.
Старший других по возрасту  Веле Шитылвелд (Виктор Николаевич Шкидченко) – литератор широкого профиля поэт, журналист, рассказчик (на идиш – зухтер) и прозаик, который при жизни успел уже выступить практически во всех жанрах, кроме разве что – драматургии. Его творческий почерк неповторим: его действительно его не спутаешь ни с кем другим.
Его жена – Ирина Диденко известна в художественных кругах Киева и не только художник-график, дизайнер и иллюстратор произведений ряда украинских и зарубежных авторов. Начав деятельность как иллюстратор книг, впоследствии она создала ряд рассказов и повестей в жанре городского фэнтези – талантливейший человек во всем. Кстати говоря,. за многолетнюю супружескую жизнь Ирины и Веле не прибегли к печально известной ошибке творческих супругов Елены и Тимур Литовченко: обычно они выступают самостоятельно, кроме одной сказочной повести, они поддерживают традиционный тандем автора - оформителя и иллюстратора каждой следующей книги. И кстати, Тимур и Ирина имели хорошие творческие отношения, даже тогда, когда отношения между Веле и Тимуром перешли в стадию длительного пиетета…
Выдержал и испытание времени творческий тандем Игоря Сокола и Веле Штилвелда, который и инициировал создание этого эссе памяти.
В одной статье охарактеризовать всех и всё сразу нельзя. Пусть она послужит хотя бы пути водителем для первого знакомства начинающего читателя… Как говорится: будет рынок – будет предложение, будет спрос. Вот почему очень важно в нынешних условиях формировать этот рынок, насыщая его всё новыми и новыми талантливыми литературными предложениями современных украинских фантастов и их предшественников. Дорогу осилит идущий…


Комментариев нет:

Отправить комментарий