События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

суббота, 22 января 2022 г.

Веле Штылвелд и Игорь Сокол: Боевой друкар, ч.1

Веле Штылвелд и Игорь Сокол: Боевой друкар, ч.1
© Ирина Диденко: Святость, графика

"Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассеивать семена духовные по вселенной". Иван Федоров, первопечатник
Современный человек верит в прогресс и прекрасно знает, что грамотность всегда лучше безграмотности, печатная книга лучше рукописной, а планшет лучше печатной книги. Между тем эту веру разделяют далеко не все и далеко не всегда. Платон в диалоге "Федр" рассказывает притчу, как египетский бог Тот, придумавший счет, геометрию, астрономию, игру в кости, а также письменность, принес свои изобретения египетскому царю, который оценил все, кроме письменности, которую признал вредной выдумкой, убивающей человеческую память. Ведь когда есть возможность записывать, нет необходимости запоминать. Теперь каждый может имитировать мудрость, обращаясь к внешним знакам, а не к собственной памяти. Со времен Платона и до наших дней подобные претензии сопровождают внедрение любого новшества, связанного с хранением информации.
На первых порах печатные книги казались изобретением весьма сомнительным. Технология их изготовления была очень сложной. Для печатания книг было необходимо большое количество стандартных элементов - шрифтов, междустрочных интервалов и т. д. Для ремесленников, привыкших к тому, что их продукция индивидуальна и что невозможно выковать два абсолютно одинаковых топора, это было не только технической, но и психологической проблемой. Нетривиальность задачи, дороговизна инструментов и расходных материалов сильно повышали стоимость конечной продукции, поэтому первые печатные книги были заметно дороже рукописных. Мысль о том, что книгопечатание сделает книгу дешевой и доступной, казалась куда более смелой фантазией, чем, например, возможность изготовления философского камня для превращения ртути в золото.
Технологию книгопечатания создавали не по заказу, а скорее из любопытства. И судьба Иоганна Гутенберга - лучшее тому доказательство. Никакой прибыли изобретатель печатного станка не получил, а вот долгов, преследований, арестов и прочих неприятностей в его жизни было более чем достаточно. Изданные Гутенбергом Библия, Псалтирь, Грамматика Доната не принесли издателю доходов. Рентабельным оказалось лишь печатание индульгенций, но об этом аспекте истории книгопечатания как-то не любят вспоминать.
Биография же Ивана Федорова – это жизнеописание европейского ремесленника-интеллектуала. О его происхождении ничего не известно, и это вполне закономерно. Исторические источники начинают сообщать о подобных персонажах лишь с того момента, когда они что-нибудь изобретут, напишут, построят, в крайнем случае окажутся в тюрьме. Хотя, как это часто бывает при отсутствии материала, гипотез о происхождении Ивана Федорова более чем достаточно. Исследователи пытались, например, обнаружить сходство между типографским знаком первопечатника и польскими дворянскими гербами, а его самого отнести к шляхетскому роду Федоровичей. Но на самом деле герб Федоровичей совсем не похож на типографский знак Федорова, так что все эти отождествления лишь красивые фантазии. 
Достоверным фактом можно считать учебу Ивана Федорова в Краковском университете - в делах университета за 1532 год сообщается, что это учебное заведение окончил Johannes Theodori Moscus. Вероятно, в Кракове русский студиозус и загорелся книгопечатанием, ведь именно здесь несколькими десятилетиями раньше Швайпольт Фиоль напечатал первые кириллические книги. Но вот пришло время возвращаться на родину…
Середина шестнадцатого века. Самый разгар Ливонской войны.Русское государство продолжает расширять свои границы, а Иван Федоров - таинственный чернокнижник  днями напролет варит свинец, чтобы превращать его в буквы. Заинтригованный этим сообщением, Иван Грозный дает поручение выяснить подробности о деятельности Федорова. Так начинается история о жизненных перипетиях Ивана Федорова - основателя первой в истории Руси типографии в короткометражном художественном фильме 1941-го года…
Гоже ли токмо враки врать, когда то ли на Московию шествует за ратью рать, то ли сама Московия устремляет в ту пору свои алчные имперские взгляды в Прибалтику…
Типография - это по-московски, печатня... А звание первопечатника - диак безместный Ивашка Федоров, вроде как по-еврейски бродячий учитель –халам+ейзер... Без кол+а, без двора со святыми книгами да свитками в сумке заплечной… Да с приказкой придорожной:
«Радуется белка, убежав от погони,  радуется пловец, достигнув берега дальнего, 
возрадуемся и мы... устремясь за океаном Знаний широкой божьей дорогой и промыслом божьим... Но как до мыслей сих благих доберемся... Токмо через мысли мудрецов земли православной».
Но ни одна живая душа не вступает в одно и то же  место стемнины жизненной реки дважды. Уйдёшь – не вернешься, говорят те же синайские мудрецы, а православные свят-отцы и того паче – зело и строго порицают… 
Предал Отечество, засунь мечты запазуху да пойди послужи. Диакон со знанием языка польского – немедля хоть ратником, но в посольский приказ!
Да к тому же, коль ратное дело у тебя на веку прописано. Ибо воевал Иван Федоров на своем век+у не однажды.

Комментариев нет:

Отправить комментарий