Веле Штылвелд и Игорь Сокол: Боевой друкар, ч.2
© Ирина Диденко: Святость, графика
На Волыни Иван Федоров, когда на первых порах еще занимался не изданием книг, а только исполнением обязанностей управителя, то есть завхоза одного из княжеских поместий, жизнь которых имела свои особенности. Например, Федорову приходилось участвовать в разборках между жителями управляемой им территории и их соседями. Сохранился документ, в котором рассказывается, как "Иван друкарь" во главе небольшого отряда отправился в соседнее село, где вполне успешно отбил "быдло рогатое", шкуры, а также "грошей десять" и "шапки две". Хоть и пригласили Ивана Федорова не для руководства набегами на соседние деревни и не в качестве завхоза. Его основным делом была организация типографии. И работала она довольно продуктивно…
А уже в возрасте, в 1583 году Иван Федоров отливает пушку небольшого калибра. Оружейное дело его сильно увлекло, но повторять то, что уже делали до него, было неинтересно. В том же году новоиспеченный оружейник предложил саксонскому курфюсту Августу разборную пушку собственного изобретения. Федоров утверждал, что в разобранном виде она легко транспортируется, а в собранном способна крушить любые крепости. Если же, не дай бог, пушка разорвется, то ее можно будет легко починить, поскольку безнадежно испорчена будет только одна деталь. Из письма следует, что он уже демонстрировал свою чудо-пушку потенциальным покупателям, но сделка не состоялась, поскольку изобретатель категорически отказывался продемонстрировать главный секрет орудия. В чем именно этот секрет заключался, из письма непонятно. Понятно лишь то, что пушка была не единственным его изобретением.
"При всем при этом,— писал Иван Федоров,— я сделал изобретение в деле ручных бомбард. Сто моих бомбард могут сделать неприятелю столько же вреда, сколько четыреста используемых до сих пор". Под этим милитаристским рекламным текстом стоит подпись "Иван Федорович Москвитин, типограф греческий и славенский".
Ивану Федорову не удалось получить оборонный заказ, хотя шансы были.
Ведь типографское искусство предполагало прекрасное владение литьем, металлообработкой, граверным мастерством, штамповкой, столярным делом, и, конечно же, ко всему этому должен был прилагаться талант инженера. Так что резюме Ивана Федорова смотрелось совсем неплохо. А о том, действительно ли он изобрел какое-то принципиально новое оружие, или же этот его проект был лишь игрой ума — красивой, но не предполагавшей практической реализации, мы никогда не узнаем.
5 декабря 1583 года Иван Федоров скончался. На его плите было написано, что здесь лежит "друкарь книг пред тым невиданных".
Но возвратимся к середине шестнадцатого века, когда молодой диякон безместный Ивашка Федоров попал в государев Посольский приказ, а оттуда особым чёсом на Ливонскую войну тайным агентом, или, как позже бы сказали, сексотом – секретным сотрудником с должным вышколом и отвагой…
Война началась с нападения Русского царства на Ливонию в январе 1558 года. На первом этапе войны русские войска достигли значительных успехов, завоевав Нарву, Дерпт (Юрьев) и целый ряд других городов и замков. В 1561 году по Виленским договорам Ливонская конфедерация была ликвидирована, часть её территории преобразовывалась в вассальное по отношению к Великому княжеству Литовскому герцогство Курляндия и Семигалия, другая же непосредственно вошла в состав Великого княжества Литовского.
С этого времени война приобрела в основном характер противостояния Русского царства и Великого княжества Литовского и велась преимущественно на территории последнего…
В недавнем прошлом печатник а ныне волею судеб воин царя Иоана Грозного Иван Фёдоров печальным взглядом взирал на следы побоища, разыгравшегося близ берегов Балтики…
Лежал живой на мертвом и мертвый на живом… Кое-где лежали отрубленные руки, иногда мертвой хваткой сжимавшие мечи, с запекшейся на кликах кровью…
- Вороньё уже в небе взязалась, чувствуя поживу. Человек - венец творения становился кормом для неразумных, хотя и летающих тварей. Что же, на то и война… За долгие века природа её не изменилась. А главное, всё насмарку, ведь ливонская война была начата дабы обрести выход к морю, а выходит сидеть и далее без моря, как раньше. И ради чего были все эти горы трупов,и он – не безместный худопородный диакон Ивашка, а ощущавший своё призвание в том чтобы просвещать души людские печатник, друкар Иван вынужден быть незаметным колёсиком в страшном механизме войны.
Как нелепо погибнуть здесь вдалеке от родных мест, не осуществив до конца своего жизненного предназначения.
Впрочем, больше времени на абстрактные рассуждения почти не оставалось. Перед его небольшим отрядом, если можно было так называть кучку с полутора десятком людей,слившхся из разрозненных подразделений, стояла простая, но в то же время невыполнимая задача, - пересечь открытое поле и соединиться со своими. Но это поле со всех сторон просматривалась врагом, и выйти на него, означало попасть под дождь вражеских стрел.
Единственный выход - стать невидимыми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий