События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

четверг, 2 марта 2017 г.

Борис Финкельштейн: Бердичевская сага еврейской истории предков Антона и Николая Рубинштейн





  

                                       Бердичевская сага еврейской истории
предков Антона и Николая Рубинштейн
(Детективные загадки архивных документов)

Предисловие

Когда в своих проработках архивных документов в Государственном архиве киевской области я наткнулся на эту запись в ревизской сказке (фактически, переписи населения), она заинтересовала меня одним: «Некий Бердичевский еврейский купец со всей семьей перешел в православие». Правда, фамилия купца была Рубинштейн. Что-то подсказало мне необходимость выписки этой записи из дела.

Позже я решил проверить свою догадку о бердичевском прошлом еврейских предков Антона (и Николая) Рубинштейна, чей вклад в российскую (и мировую) музыкальную культуру огромен.

Понятно, что интернет ресурс позволяет это сделать достаточно быстро.

Вскоре я пришел к выводу, что выписка из дела 280/2/435 (фонд/опись/№дела) – ревизская сказка  от 1834 года по купцам и цеховым мещанам города Бердичева – действительно имеет отношение к прямым предкам Антона и Николая Рубенштейна.

Вот что по этому факту предлагает Википедия:

25 июля 1831 года 35 членов семьи Рубинштейн, начиная с деда — купца Рувена Рубинштейна из Житомира, приняли православие в Свято-Николаевской церкви в Бердичеве. Толчком к крещению, по поздним воспоминаниям матери композитора, стал Указ императора Николая I о призыве детей на 25-летнюю воинскую службу кантонистами в пропорции 7 на каждые 1000 еврейских детей (1827).

Уточнение. Квота призыва для еврейских общин составляла десять рекрутов с одной тысячи мужчин ежегодно (для христиан — семь с одной тысячи через год)

Антон Рубинштейн родился в селе Выхватинец Подольской губернии (теперь Выхватинцы Рыбницкого районаПриднестровской Молдавской Республики). Был третьим сыном в состоятельной еврейской семье. Отец — Григорий Романович (Рувенович) Рубинштейн (1807—1846), происходил из Бердичева; с молодости вместе с братьями Эммануилом, Абрамом и сводным братом Константином занимался арендой земли в Бессарабской области и к моменту рождения второго сына Якова (1827 — 30 сентября 1863), в будущем врача, был купцом второй гильдии.»

Другие интернетовские источники информации, в той или иной степени, подтверждают эти факты, со ссылкой на глубокие проработки историков-биографов и музыковедов, современников Антона и Николая Рубинштейнов.

В некоторых других источниках была и такая информация:
«Роман (Рувим) Рубинштейн
Бердичевский купец 1-й гильдии

 (От автора. Очевидная погрешность. Вероятнее всего: Житомирский купец, проживающий и промышляющий в Бердичеве, так как в это время, Бердичев был заштатным городком Житомирского уезда Волынской губернии)

В 1813 году ему вручена была золотая медаль "за щедрые пожертвования для российской армии" (Очевидно, что награда последовала за действия в войне 1812 с Наполеоном Бонапартом).
При переходе в христианство он принял имя Роман»

Вопросы, которые задают документы

И как же это все сочетается с записью в Ревизской сказке, которую подтверждали своими подписями представители еврейского кагала Бердичева?


Что же следует из этого документа.

1. Рувин Бенцион Лейбович Рубинштейн, возраст которого по предыдущей 7-й ревизии 1816 – 32 года, в 1829!!! году со всем семейством перешел в христианство.
Далее  имя Рувин-Бенцион было сменено на Роман.

2. Жена – Элька. Вторая жена.
Пояснение. Возраст не присутствует, так как до 1834 года произошло событие, изменившее статус. Для женщин в Р.С. указывался только настоящий возраст.

3. Дети:
а) Девочки.
Рейзя, Бейла, Хана. Пояснение то же, что и в п.2
Непонятно, кому из девочек Элька приходилась родной матерью?
Вполне возможно, что после 1829 года рождались и другие девочки.
б) Мальчики.

б.1. Абрам. Сын Рувин-Бенциона от 1 брака. 14 лет в 1816. При переходе в православие сохранил имя.

б.2. Гершко. Сын Рувин-Бенциона от 1 брака. 10 лет в 1816. При переходе в православие сменил имя на Григорий.

б.3. Муниш. Сын Рувин-Бенциона от 1 брака. 3 года в 1816. При переходе в православие сменил имя на Эммануил

б.4. Янкель. Сын Рувин-Бенциона от 2 брака. 1 год в 1816. Предположительно, именно этот сын стал Константином, при переходе в православие.

Какая же такая метаморфоза произошла с купцом 1 гильдии в период с 1813 по 1829?

Что подтолкнуло купца 1 гильдии на такой шаг, который дал повод всему кагалу Бердичева единовременно оплакивать 35 человек?

Очевидно, что далеко не последний член этого кагала, отметившийся своей благотворительностью на армию в 1812, не мог активно не участвовать в жизни своей общины: как налогоплательщик, меценат и благотворитель. Учитывая то, что в Бердичеве в переписных листах 1897 присутствуют несколько домов Рубинштейна (хозяевами в которых были записаны не представители этой фамилии) могу предположить, что кое-что своей общине Рувин-Бенцион, таки, оставил.

Указ Николая 1 от 1827 по кантонистам, конечно же, был весомой причиной. Отец и дед, отмеченный наградами предыдущего царя, естественно переживал за будущее сыновей и внуков.

В кантонисты еврейских детей забирали в возрасте от 12 до 18 лет.

Очевидно, что в 1827 два сына Рувин-Бенциона попадали в эту «вилку»: Муниш – 14 лет, Янкель – 12 лет.

В последующем та же участь ждала его внуков.

Но только ли это стало причиной? Ведь купец такого уровня имел финансовую возможность решить этот вопрос в кагале. Скорее всего, так и должно было произойти. Но в этой истории проявляются странности и с ними ряд вопросов:.

1. Почему вдруг все сыновья Рувин-Бенциона (в 1829 году точно) оказываются и арендуют землю в каком-то селе, Бессарабской области, за чертой оседлости?
В селе Выхватынец 28 ноября 1829 года рождается Антон Рубинштейн.

2. Что заставило отца с достатком выставить из дома всех сыновей с их семьями и отправить в совершеннейшую глушь для проживания?

3. Почему в ревизских сказках записан 1829 год – как год перехода в христианство? А официальная дата этого перехода - 25 июля 1831 года.

В интернете, на сайте Научного центра иудаики и еврейского искусства (http://www.jewishheritage.org.ua/ru/2391/berdychev.html) нахожу следующую  информацию :

Уже в начале XIX в. в зажиточных слоях еврейской общины Бердичева стали распространяться идеи просвещения (Хаскала). По инициативе писателя и публициста Ицхака Бер Левинзона был образован кружок "любителей образования". Свободное от предрассудков толкование Левинзон еврейской этики и религии, проповедь овладения общечеловеческими знаниями, оказали позже сильное влияние на несколько поколений еврейской молодежи Бердичева и других регионов Украины. 

В то же время город, давший приют одной из крупнейших еврейских общин Восточной Европы, гордился названием "Иерусалим Волыни". Здесь сформировался сравнительно образованный и зажиточный слой еврейского общества. Из Бердичева вышла семья Рубинштейнов, давшая миру братьев-музыкантов Антона и Николая, первый из которых основал консерваторию в Петербурге, а второй - в Москве. Роман Рубинштейн способствовал уничтожению кагала Бердичева, привлекая ортодоксальное еврейское население к образованию.

А не в этом ли ключ к разгадке событий?

Конфликт с кагалом на базе идей просвещения, а в итоге - отсутствие возможности для откупа сыновей от попадания в кантонисты. И, далее, как выход: вывоз всех родных на арендованные земли (в которых еще не действуют все запретительные для евреев законы Российской империи), подальше от Бердичева и служб военного ведомства Волынской губернии.

Почему Бессарабия?

Как раз в это время происходило формирование структурного и правового управления Бессарабской областью в составе России.

29 февраля 1828 года был изменен действовавший до этого устав 1818, изменив принципы и характер управления в соответствие с законами Российской империи. Вероятно, что именно по этой причине, евреи, в отличие от других мест, в промежутке между этими событиями, могли арендовать земли в этой местности. Чем и воспользовался Рувин-Бенцион.

Еще более интересная информация была почерпнута из источника, не связанного с Бердичевом.
Путеводитель по Преднестровью, стр. 180

«Братья Рубинштейн арендовали небольшой участок земли под виноградники между рыбицей и Дубосарами. К Григорию направлялась беременная жена. Ехала с прислугой на бричке по скверной дороге. Трясло. Поняли, что нужно менять способ передвижения. Соорудили плот и поплыли на нем. В районе села Выхватынец начались схватки. И в корчме на берегу она родила. Это рассказал 102 летний житель села, ссылаясь на пересказы предков.

В Бессарабии Рубинштейны прожили недолго. Братья оказались разорены, их отец посажен в тюрьму. Но когда все приняли православие, то ограничения были сняты и семья, общим числом 40 человек, уехала в Москву»

Несмотря на некоторый скепсис по поводу источника и самой информации, нельзя не отметить, что изложенные в Путеводителе факты практически дают ответ на поставленные ранее вопросы.

Вероятно, чтобы у сыновей появилась возможность выехать из Бердичева, Рувин-Бенцион оповестил военное ведомство и кагал о переходе в православие. И произошло это в 1829 году. Но сама регистрация события в православном храме совершена не была. Вероятно, что событие по отъезду готовилось. До этого, в 1827-1828 г. (когда закон еще позволял), в Бессарабии была арендована земля.

Возможно, что с изменениями в административном управлении Бессарабской областью, пришел и запрет на аренду земли евреями. В период с 1829 по 1831 как раз вписываются судебные тяжбы, разорение арендаторов и арест Рувин-Бенциона.

Причинами ареста могли быть, как нарушение законов Российской империи об аренде земель в Бессарабской области, так и способствование  уклонению от  воинской повинности в Бердичеве.

Последним удачным выходом из возникшей ситуации ( с тюрьмой и призываемыми в кантонисты сыновьями) была официальная регистрация перехода в православие!

Но, следует признать, что вышеизложенную версию нельзя воспринимать как «истину в последней инстанции». Только фактические архивные документы могут подтвердить или опровергнуть это.

Возможно, что документы судебных органов Российской империи по данному делу сохранились, и ответ на вопрос обретет требуемую истинность.

Послесловие

Изначально данная статья предполагала иные содержание и название. После сверки выписки из архивного дела и подтверждения первичных предположений, статья предполагала название: «Еврейские родственники Антона и Николая Рубинштейнов».

Предполагалось, что в Ревизской сказке за 1834 год по Бердичеву окажется не только семья самого Рувина-Бенциона, но и семьи кого-то из его близких родственников (которых удастся определить). Надежда базировалась на том, что в данной ревизской сказке были представлены посемейные списки и других представителей фамилии Рубинштейн.

Даже, был выявлен посемейный список купца (с 1833 года) Лейбы Гершоновича Рубинштейна. Среди его детей и внуков встретилось и совпадение с семьей Рувин-Бенциона по именам: Хаим-Герш и Янкель. Но возраст Лейбы Гершоновича в 1834 был 46 лет, что никак не могло подходить для отца Рувин-Бенциона. Скорее всего, здесь присутствовало двоюродное или троюродное родство.

02.03.2017                                                                   Борис Финкельштейн

Комментариев нет:

Отправить комментарий