Бердичевская сага еврейской истории
предков Антона и Николая
Рубинштейн
(Детективные загадки
архивных документов)
Предисловие
Когда в своих проработках архивных
документов в Государственном архиве киевской области я наткнулся на эту запись
в ревизской сказке (фактически, переписи населения), она заинтересовала меня
одним: «Некий Бердичевский еврейский купец со всей семьей перешел в
православие». Правда, фамилия купца была Рубинштейн. Что-то подсказало мне
необходимость выписки этой записи из дела.
Позже я решил проверить свою догадку о
бердичевском прошлом еврейских предков Антона (и Николая) Рубинштейна, чей
вклад в российскую (и мировую) музыкальную культуру огромен.
Понятно, что интернет ресурс позволяет
это сделать достаточно быстро.
Вскоре я пришел к выводу, что выписка из
дела 280/2/435 (фонд/опись/№дела) – ревизская сказка от 1834 года по купцам и цеховым мещанам
города Бердичева – действительно имеет отношение к прямым предкам Антона и
Николая Рубенштейна.
Вот что по этому факту предлагает Википедия:
25 июля 1831 года 35 членов семьи Рубинштейн, начиная с
деда — купца Рувена Рубинштейна из Житомира, приняли православие в Свято-Николаевской
церкви в Бердичеве.
Толчком к крещению, по поздним
воспоминаниям матери композитора, стал Указ императора Николая I о призыве
детей на 25-летнюю воинскую службу кантонистами в пропорции 7 на каждые 1000 еврейских
детей (1827).
Уточнение. Квота
призыва для еврейских общин составляла десять рекрутов с одной тысячи мужчин
ежегодно (для христиан — семь с одной тысячи через год)
Антон Рубинштейн родился в селе Выхватинец Подольской губернии (теперь Выхватинцы Рыбницкого районаПриднестровской Молдавской Республики). Был третьим сыном в состоятельной еврейской семье. Отец — Григорий Романович
(Рувенович) Рубинштейн (1807—1846), происходил из Бердичева; с молодости вместе с братьями Эммануилом,
Абрамом и сводным братом Константином занимался арендой земли в Бессарабской области и к моменту рождения второго сына Якова
(1827 — 30 сентября 1863), в будущем врача, был купцом второй гильдии.»
Другие интернетовские
источники информации, в той или иной степени, подтверждают эти факты, со
ссылкой на глубокие проработки историков-биографов и музыковедов, современников
Антона и Николая Рубинштейнов.
В
некоторых других источниках была и такая информация:
«Роман (Рувим) Рубинштейн
Бердичевский купец 1-й
гильдии
(От автора. Очевидная погрешность. Вероятнее
всего: Житомирский купец, проживающий и промышляющий в Бердичеве, так как в это
время, Бердичев был заштатным городком Житомирского уезда Волынской губернии)
В 1813 году ему вручена
была золотая медаль "за щедрые пожертвования для российской армии" (Очевидно, что награда
последовала за действия в войне 1812 с Наполеоном Бонапартом).
При переходе в христианство
он принял имя Роман»
Вопросы, которые задают
документы
И как же это все сочетается с записью в Ревизской сказке,
которую подтверждали своими подписями представители еврейского кагала
Бердичева?
Что же следует из этого документа.
1. Рувин Бенцион
Лейбович Рубинштейн, возраст которого по предыдущей 7-й ревизии 1816 – 32
года, в 1829!!! году со всем семейством перешел в христианство.
Далее имя
Рувин-Бенцион было сменено на Роман.
2. Жена – Элька.
Вторая жена.
Пояснение. Возраст не присутствует, так как до 1834
года произошло событие, изменившее статус. Для женщин в Р.С. указывался только
настоящий возраст.
3. Дети:
а) Девочки.
Рейзя, Бейла, Хана. Пояснение то же, что и
в п.2
Непонятно, кому из девочек Элька приходилась родной матерью?
Вполне возможно, что после 1829 года рождались и другие
девочки.
б) Мальчики.
б.1. Абрам. Сын
Рувин-Бенциона от 1 брака. 14 лет в 1816. При переходе в православие сохранил
имя.
б.2. Гершко. Сын
Рувин-Бенциона от 1 брака. 10 лет в 1816. При переходе в православие сменил имя
на Григорий.
б.3. Муниш. Сын
Рувин-Бенциона от 1 брака. 3 года в 1816. При переходе в православие сменил имя
на Эммануил
б.4. Янкель. Сын
Рувин-Бенциона от 2 брака. 1 год в 1816. Предположительно, именно этот сын стал
Константином, при переходе в православие.
Какая же такая метаморфоза произошла с купцом 1 гильдии в
период с 1813 по 1829?
Что подтолкнуло купца 1 гильдии на такой шаг, который дал
повод всему кагалу Бердичева единовременно оплакивать 35 человек?
Очевидно, что далеко не последний член этого кагала,
отметившийся своей благотворительностью на армию в 1812, не мог активно не
участвовать в жизни своей общины: как налогоплательщик, меценат и
благотворитель. Учитывая то, что в Бердичеве в переписных листах 1897
присутствуют несколько домов Рубинштейна (хозяевами в которых были записаны не
представители этой фамилии) могу предположить, что кое-что своей общине Рувин-Бенцион,
таки, оставил.
Указ Николая 1 от 1827 по кантонистам, конечно же, был
весомой причиной. Отец и дед, отмеченный наградами предыдущего царя, естественно
переживал за будущее сыновей и внуков.
В кантонисты еврейских детей забирали в возрасте от 12 до 18
лет.
Очевидно, что в 1827 два сына Рувин-Бенциона попадали в эту
«вилку»: Муниш – 14 лет, Янкель – 12 лет.
В последующем та же участь ждала его внуков.
Но только ли это стало причиной? Ведь купец такого уровня
имел финансовую возможность решить этот вопрос в кагале. Скорее всего, так и должно
было произойти. Но в этой истории проявляются странности и с ними ряд вопросов:.
1. Почему вдруг все сыновья Рувин-Бенциона (в 1829 году
точно) оказываются и арендуют землю в каком-то селе, Бессарабской области, за чертой оседлости?
В селе Выхватынец
28 ноября 1829 года рождается Антон Рубинштейн.
2. Что заставило отца с достатком выставить из дома всех
сыновей с их семьями и отправить в совершеннейшую глушь для проживания?
3. Почему в ревизских сказках записан 1829 год – как год
перехода в христианство? А официальная дата этого перехода - 25 июля 1831 года.
В интернете, на сайте Научного центра иудаики и еврейского
искусства (http://www.jewishheritage.org.ua/ru/2391/berdychev.html) нахожу следующую информацию :
Уже в начале
XIX в. в зажиточных слоях еврейской общины Бердичева стали распространяться
идеи просвещения (Хаскала). По инициативе писателя и публициста Ицхака Бер
Левинзона был образован кружок "любителей образования". Свободное от
предрассудков толкование Левинзон еврейской этики и религии, проповедь
овладения общечеловеческими знаниями, оказали позже сильное влияние на
несколько поколений еврейской молодежи Бердичева и других регионов Украины.
В то же
время город, давший приют одной из крупнейших еврейских общин Восточной Европы,
гордился названием "Иерусалим Волыни". Здесь сформировался
сравнительно образованный и зажиточный слой еврейского общества. Из Бердичева
вышла семья Рубинштейнов, давшая миру братьев-музыкантов Антона и Николая,
первый из которых основал консерваторию в Петербурге, а второй - в Москве. Роман
Рубинштейн способствовал уничтожению кагала Бердичева, привлекая ортодоксальное
еврейское население к образованию.
А не в этом
ли ключ к разгадке событий?
Конфликт с
кагалом на базе идей просвещения, а в итоге - отсутствие возможности для откупа
сыновей от попадания в кантонисты. И, далее, как выход: вывоз всех родных на
арендованные земли (в которых еще не действуют все запретительные для евреев
законы Российской империи), подальше от Бердичева и служб военного ведомства Волынской
губернии.
Почему
Бессарабия?
Как раз в
это время происходило формирование структурного и правового управления
Бессарабской областью в составе России.
29 февраля
1828 года был изменен действовавший до этого устав 1818, изменив принципы и
характер управления в соответствие с законами Российской империи. Вероятно, что
именно по этой причине, евреи, в отличие от других мест, в промежутке между
этими событиями, могли арендовать земли в этой местности. Чем и воспользовался
Рувин-Бенцион.
Еще более
интересная информация была почерпнута из источника, не связанного с Бердичевом.
Путеводитель
по Преднестровью, стр. 180
«Братья Рубинштейн арендовали небольшой участок
земли под виноградники между рыбицей и Дубосарами. К Григорию направлялась
беременная жена. Ехала с прислугой на бричке по скверной дороге. Трясло.
Поняли, что нужно менять способ передвижения. Соорудили плот и поплыли на нем.
В районе села Выхватынец начались схватки. И в корчме на берегу она родила. Это
рассказал 102 летний житель села, ссылаясь на пересказы предков.
В Бессарабии Рубинштейны прожили недолго. Братья оказались разорены, их
отец посажен в тюрьму. Но когда все приняли православие, то ограничения
были сняты и семья, общим числом 40 человек, уехала в Москву»
Несмотря на некоторый скепсис
по поводу источника и самой информации, нельзя не отметить, что изложенные в
Путеводителе факты практически дают ответ на поставленные ранее вопросы.
Вероятно, чтобы у сыновей
появилась возможность выехать из Бердичева, Рувин-Бенцион оповестил военное
ведомство и кагал о переходе в православие. И произошло это в 1829 году. Но
сама регистрация события в православном храме совершена не была. Вероятно, что
событие по отъезду готовилось. До этого, в 1827-1828 г. (когда закон еще
позволял), в Бессарабии была арендована земля.
Возможно, что с изменениями в
административном управлении Бессарабской областью, пришел и запрет на аренду
земли евреями. В период с 1829 по 1831 как раз вписываются судебные тяжбы,
разорение арендаторов и арест Рувин-Бенциона.
Причинами ареста могли быть,
как нарушение законов Российской империи об аренде земель в Бессарабской
области, так и способствование уклонению
от воинской повинности в Бердичеве.
Последним удачным выходом из
возникшей ситуации ( с тюрьмой и призываемыми в кантонисты сыновьями) была
официальная регистрация перехода в православие!
Но, следует признать, что
вышеизложенную версию нельзя воспринимать как «истину в последней инстанции».
Только фактические архивные документы могут подтвердить или опровергнуть это.
Возможно, что документы
судебных органов Российской империи по данному делу сохранились, и ответ на
вопрос обретет требуемую истинность.
Послесловие
Изначально данная статья предполагала
иные содержание и название. После сверки выписки из архивного дела и
подтверждения первичных предположений, статья предполагала название: «Еврейские родственники Антона и Николая
Рубинштейнов».
Предполагалось, что в Ревизской
сказке за 1834 год по Бердичеву окажется не только семья самого
Рувина-Бенциона, но и семьи кого-то из его близких родственников (которых
удастся определить). Надежда базировалась на том, что в данной ревизской сказке
были представлены посемейные списки и других представителей фамилии Рубинштейн.
Даже, был выявлен посемейный
список купца (с 1833 года) Лейбы
Гершоновича Рубинштейна. Среди его
детей и внуков встретилось и совпадение с семьей Рувин-Бенциона по именам:
Хаим-Герш и Янкель. Но возраст Лейбы Гершоновича в 1834 был 46 лет, что никак
не могло подходить для отца Рувин-Бенциона. Скорее всего, здесь присутствовало
двоюродное или троюродное родство.
02.03.2017 Борис Финкельштейн
Комментариев нет:
Отправить комментарий