События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

понедельник, 3 октября 2022 г.

Веле Штылвелд: В подарок поэтическим фрэндам, ч.1

В+еле  Шт+ылвелд: В подарок поэтическим фрэндам, ч.1
 
Поэтическая критика глазами украинского 
русскоязычного  поэта  Веле  Штылвелда

У мудрости свой срок и прок - 
где чуть чудн+ой, где чуть урок... 
Автор 

По-моему, хорошая литературная критика должна быть объективной, безотносительной и честной... Ведь на вкус и на цвет... И с этим надо быть очень и очень осторожным... т. е. к каждому поэтическому рациенту следует всегда относиться бережно, но оставаться собой, на своих этических и эстетических позициях...
Давайте просыпаться, Человеки! Поэзия всегда обязана нести этическую нагрузку... Пишущий человек обязан рано или поздно обшивать себя комулятивной броней этики... Проблема с этим с годами будет у каждого... Но мне нужны сегодня те, у кого эта броня уже есть... С ними можно что-то менять... А в крикуны я уже по возрасту опоздал. Так что буду беседовать с поэтами без надрыва. 
Аврора Дюдеван была неподражаемой писательницей и великой женщиной. Её слова: 
"Я занимаюсь литературой, как другие занимаются садоводством" - это единственное, что можно бы было повторить, говоря о себе... каждому хорошему современному поэту. 
Но в моде по-прежнему неухоженные, не постриженные стихи, стихи словно комьями, полустрочками: полумаркими, полунедосовершенными... Экспериментальная поэзия с неологизмами, полонизмами и прочая... В принципе, это неплохо... Но иногда в этом – трудноваримая для читателя звукорядная словомасса, и об этом забывать всё же не следует... 
Если слова в определенном стихо информационно значимы - его будут читать... Будете бодяжить слова - нет... чуть ветрено, хоть и не так, чтоб одной левой пяткой... экспроментальная поэтическая отписка... вроде как... не пройдет! Уж лучше - дайте чуточку ритм-н-блюза... и тогда потянет... 
У молодых поэтов почти всегда, прежде всего, возникает так называемый черно-белый театр поэзии, или так называемый театр графических светотеней. Затем поэт начинает нарабатывать собственные эстетические мифологемы: у меня, например - Атлантиды, Трои, Каина, каинитов... Кстати, каиниты - это те, о которых хочется написать...
Прочь отсюда человек-полуда,
прочь отсюда, человек-химера...
 Затем в эту собственную эстетику пытается пробиться некая оценочная шкала Других, тех, кто в пору постмодернизма забывает извечное пограничное Правило: там, где заканчивается твоя свобода, твой мир, там у меня в душе вызревает мой мир, моя оценочная шкала... Тем и опасен постмодернизм. Он как бы настоян на собственной сумасшедшинке. Преподнести его иным почти бесполезно, если читатели не пропускают мое поэтическое восприятие через собственные фибры души.
Затем наступает самое великое - это театр Поэта. Поэт как бы отступается от себя ради публики, но и публика приходит вместе с ним в душу, в библиотеку, в зал с тем, чтобы понять и принять поэтическую версию мира того или иного Творца. В этом смысле очень хочу увидеть поэтический театр киевской драматической актрисы Катарины Синчилло. А как теоретик, я более двух десятков лет преподаю свою доморощенную эстетику. Иногда из этих усилий вырастали Поэты.
У самого меня поэзия чуточку экспериментальна. То, что предложено в ней, скорее театр абсурда, в котором все мы играем роли. Это маленький театральный ролик о трансформации Душ Человеческих, без Боязни, а что подумают о том плохие или несколько несоосные и оттого вечно несносные, но всё-таки хорошие Люди. 
Ритм текста в Интернет строго выверен! Банально, мило, вечно... До икоты влюбляться в Интернет-страницы, проходя мимо их хозяев в реальности, то бишь в реале... Вот веселуха-то - над авторами главенствует Интернет - ни премий тебе, ни просто восторгов... 
Чуть смазана поэтическая палитра несопоставимыми словосочетаниями рождает вполне ожидаемое огорчение... Это же касается и  шлягер-пешёнок с текстуальным передергиванием строчек и интонаций... Существует щемящая извечная вторичность... там, где Творец не желает выйти на авансцену своего времени и занимает позицию некого фигурного невмешательства. Такое себе фуэте в темном уголке пространства духовного... В этом и вторичность его... В прозябании вечном не натруженном... 
А надо не всегда находить время на выход из кокона, но надо всегда уметь найти изюминку в себе. Раскрыться до конца, а не оставаться вещью в себе или просто бутоном... Например, недопустимо много словесных перегрузок при почти агрессивном контексте и/или при общей минорности текста. А то ещё вдруг миру являются песни через большой крокодил, маленький крокодил, звездочку и даже просто блатной квадрат... Так нельзя бренькать... под гитару... словами... 
А ведь, казалось бы, чуть бы ускорить темп, поправить ритм и получится очень по жизни попутная песня... Или вот что ещё... Случается очень не естественно большой перепад настроений... почти шквал... Это настораживает... И в итого - разочаровывает... несостоявшимся, не искренним, не святым, едва ли не притянутым за уши. 
Не всегда следует поэтить про всё своё сугубо личное... Такие себе поэтические приваты… Из-за неопытности в посторонний мир могут вылететь не только мысли, но и не перелопаченные душевно поступки и годы. И со стороны это будет выглядеть просто ужасно... Или наоборот - технически чисто, но с крепко придавленной душевной ноткой... Отдельное замечание для отпетых эротоманов... Хватит сублимаций... Потным делом займитесь, но в Поэзию - ни ногой... 
Я хочу поделиться с вами своей любимой цитатой от Марианны Уильямсон:
«Наш глубочайший страх не в том, что мы неполноценны. Наш глубочайший страх в том, что мы боимся показаться слишком сильными. Именно наш свет, а не наша тьма больше всего пугает нас.
Мы спрашиваем себя: «Кто я такой, чтобы быть выдающимся, великолепным, талантливым и потрясающим?» 
А действительно, почему бы тебе и не быть таким! Ты дитя Божие. Твое самоуничижение не нужно миру. Нет ничего привлекательного в робости и зажатости, что заставляет всех вокруг тоже чувствовать себя неуверенно.
Мы рождены, чтобы сиять, как это делают дети. Мы рождены, чтобы проявить славу Божию внутри нас. И это не только в некоторых из нас, это буквально во всех нас. И когда мы позволяем сиять своему собственному Свету, мы неосознанно даем другим людям возможность делать то же самое. Когда мы освобождаемся от наших собственных страхов, то одно наше присутствие освобождает от страха других людей».
Опытные поэты обычно убирают союзы, предлоги, вводные слова... Поэзия литая штука... Хоть, впрочем, всё начинается с подражания... И уж затем только следует поиск и раскопки себя... Поэта, да и просто человека шлифует Время... Я вообще обожаю в Поэзии любые подобные перекапывания микросов и макрасов нашей общей вселенной...
Иной поэт пишет вроде бы чисто, но вдруг в нижней последней строчке приглушила тональность. На чуть-чуть, и всё-таки... Роняется тональность…  и происходит сброс... Некая духовная недотяжка... Очень плохо, когда поэзию превращают в некую плакальщицу... В том тихий и грустно уходящий совок... текстуальный... Печаль, да и только... Вечные душевные и словарные недотяжки... Затем и водил Моисей 12 колен Израилевых по пустыне сорок лет, чтобы прошла естественноисторическая выбраковка отчаянных пессимистов. Это уже не поэзия, а плач вопиющего в пустыне. 
Но это уже навсегда не поэзия!

2014-22 гг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий