Веле Штылвелд: В подарок поэтическим фрэндам, ч.2
Вводить Бога в поэзию следует более чем осторожно. В качестве примера возьму свое субъективное отношение к современной православной иконописи, которую я обожаю: иконописцы с иконоборцами в противостоянии вечном.... как востребованность актера с его всеядностью... Это харизма тех, кто чтит Бога, - либо Бога в себе, либо себя в Боге... Скорее вторые убогие... И икон у них нет, и духовной каббалы не присутствует...
О сакральной поэзии... При столь сакральном и ярком подборе слов, ритмика несет особую нагрузку!.. И пренебрегать нею просто недопустимо. Не может это быть ритмикой расторопной спиричуэльной песенки: слава_иссу... На всё существуют свои собственные лимиты, и это очень непростые и достаточно жесткие нормы...
Естественно и однозначно, что ритмический ряд ещё не текст... За ритмику можно спрятать и сентиментальность, и будничность, и реперское ёпть... и даже душевную недотяжку... А всё потому, что иной лирический строй нельзя превращать в бесконечный акын... Поэзия - не фашизм, и не фаллоимитатор, а исходная точка отсчета духовного роста... во все времена...
В этом особом смысле Запад духовно вырожден, и, слава Богу, что в славянских странах возрождены иконописцы. А ну-ка, без Бога в душе, нарисуйте глаза иконы!.. Получатся бездушные стеклышки-буравчики... Я видывал иконы писаные выпускниками пединститутов с рисовальным пред-а-парте... Это были глаза-иглы! Они выжигали душу. Это были глаза тех, кому преподавать в школе ни коим образом нельзя! А вы говорите Иконы. Иконопись должна быть введена в гуманитарные вузы как элемент востребованной Духовности... Факультативно, естественно... Для избранных... Богом. Аминь!
И ещё... Если вы лирик, то не пытайтесь быть эпиком... Баллада о капитане Грэе не может быть написана в тяжелом, а значит изначально неверном для вас ключе - в этом случае ваше творчество должно быть от Бога ажурно. Слова сносите по веточке, по листику, по соломинке... В этом должна быть ваша сущность... Только при этом не завидуйте поэтам гражданского звучания. Они иные...
Виктору О'Хара - поэту и гитаристу времени чилийского президента Сальвадора Альенде во время фашистского путча перебили кисти рук прямо на стадионе, превращенном в концлагерь... Так же поступили и с испанским поэтом Гарсией Лоркой... Обоих расстреляли фашистские хунты... Испанская и чилийская... Но когда они писали баллады - их творчество воистину было ажурным!
Нельзя забывать либо нарушать и такой главный этический принцип Поэзии, как НЕ ПОДСТРЕКАЙ... Ни религиозно, ни этнически, ни эстетически... Провоцировать этические и эстетические полемики - да, но отрицать чужую эстетику злобно, показно и заказано сегодня категорически не допустимо... Я здесь не рассматриваю образчики грубой и намеренной антиэстетики...
А то ещё пишут дамы от мужского обличья... Писать от мужеского пола как бы типа традиция хоть и не новая, но, скажем прямо, чуть подзабытая... Сегодня легче сделать операцию на половых признаках и получить нечто новообразное...
Впрочем, Жорж Санд модна всегда с её мужским либидо. В конце концов, она при своей нарочитой мужественности до последнего вздоха оберегала Фредерика Шопена...
И ещё... желательно, чтобы Притча сквозила сквозь каждую строчку. Чтобы было видно мятущийся образ, и было внятно, к какому берегу этот образ прибьет, куда вы его гнете, почему так раскосо в нём с преамбулами во всякие несуразные несоразмерные стороны. И всегда помните - малая родина для поэзии - великая сила!
Милые поэтические новички, работайте и над строфикой, и над оборМотами речи... Как бы вам объяснить... Существуют законы верификации, законы строфики... Где они не соблюдаются... там Законы восторга можно переписать просто и ярко в эссе... Для этого эссеистика как выход... Возможно, вы просто Человек с большой буквы и Вам это поможет.
Но в Поэзии нужно вкалывать... Всё зависит от общих предустановок. Например, буддизм рассматривает любую человеческую сущность в виде треугольников... Помедитируйте, пожалуйста, а затем, посмотрите, какими у вас получились опорные треугольники ног. Интересно, что в нашей семье победил человечек жены! Нарисованный, как и мой из одних треугольников, он оказался более жизнестойким... Если вы понимаете и принимаете то, о чём это я вам здесь так упорно толкую, попробуйте помедитировать со своим партнером, другом и пр.
У зрелых авторов превалирует интеллектуализм. И всё-таки... Что скрыто за ярким интеллектуализмом? Ведь это некий словесный пунтализм, доведенный до почти шахматного бесчувствия... А ограничен он герметизацией слова духовного... Так, для себя, что ли... Всё ж в Золото в том присутствует... Ибо есть среда золотниковая... Годы, мысли, чувства... Да и поступки духовные... Юношеская поэзия наоборот - трогательна и несовершенна... Но в том и прелесть лет младых... Она даже сродни писательству!
А вот будущий писатель должен уметь… задавать вопросы. Всегда, везде и повсюду. Любые: приличные и неприличные, умные и глупые. И подпись авторская - Марк Твен! (Отчего я такой умный? Потому, что никогда не стеснялся задавать вопросы, даже внешне самые глупые...) Вопросы любви, вопросы чести, вопросы мироздания, вопросы человеческого участия... Трезвый и великий взгляд на окрестный мир Человечества.
Но иногда и пьющий вусмерть Художник - по жизни уже Гений, если только он обрекает себя на Деяния... Но многие поэты ищут духовный анал, чтобы скрыться в нём навсегда... Эдакая хитрая жизненная педерастия... Всех словно бы злобно хотят причесать, прилизать, принафталинить, забить в ящик и сделать всепоняткой подсобной...
Молодые да прыткие утверждают, что нет у творчества цели. Оно само может быть целью. А может и не быть. Всего лишь путь к намеченной цели… Всего лишь движение на этом бесконечном пути…
И вообще… Сначала пишешь потому, что не можешь не писать... А вот когда тебя читать начинают, появляются цели. У каждого – свои, невозможно выделить одну. Я вот точно считаю издание стихов невозможным, но на сайтах ставлю.
И за то время, как я публикуюсь на подобных сайтах, похоже стал значительно лучше писать. Не в смысле лучше, а в смысле значимее… Вот сегодня иду по асфальтовой объездной полоски вокруг ближайшей к дому моему школы, и читаю прямо на асфальте: Кириенко – лошара… И при этом мысль: Кириенко, поди, и не знает, что он лошара, а мы – прохожие знаем, что Кириенко лошара, но не знаем, кто он, этот Кириенко…
Читая чужие стихи, прислушиваясь к критике. Это важно – общение по интересам, ведь слава в Интернете – это очень условно. Здесь никто даже имени моего, например, настоящего не знает. Зато здесь есть стихи, прочитав которые, я понимаю – это обо мне. Я должен был это написать – но не хватило таланта. И именно такие чужие стихи мне помогают. Не мои, и подозреваю, что это взаимный процесс.
Не мои, не моё, не наше… Кто не с нами, тот против нас… Но это уже отдельный разговор, почти сетевой «майн камф», и к нему нам ещё придётся множество раз возвращаться. Пока же я не хочу различать отдельные голоса, предпочтя им сетевую многоголосицу, почти белый шум, но уже с серыми и черными отметинами, от которых как и кому… Кому и как…
Можно ли обойтись без харизмы и страсти, и при этом к тому же просто забыть про шумиху, и забить на успех… Да… Но при этом всегда будут подразумеваться страсть и харизма… Страсть к чему-то, или к тому-то, им тогда, чтобы прославиться, да, творчество не должно становиться целью этого, и как я уже говорил – только самоотдача является неким стремлением к успеху, показывая его людям наглядно.
Мы всегда подсознательно хотим, чтобы на нас обратили внимание, ведь так? И иной рифмодиабетик порою прав, уверяя, что успех нужен всем, что он у каждого является целью.
Тут недавно говорили про Пастернака, который всё же благодаря своему творчеству добился успехов, но кому сейчас нужна его цель – самоотдача? Есенин же являл собой случай эгоизма, он, видимо понимал, что самоотдача ни кому не нужна, хотя можно и поспорить. Как говорил Анатолий Мариенгоф, Есенин писал для потомков, а стало быть, не для самоотдачи.
Постойте, а не является ли самоотдача извращённейшей формой того самого эгоизма? Самоотдача – для себя, дабы отдать свою жизнь творчеству, как я понимаю, но без успеха – это только лишь эгоизм, поскольку, если успеха не будет, самоотдача будет пустой, никому не нужной, кроме самого творца, глупостью… Или альтруизмом… А альтруизм обычно всегда наказуем!
Харизма и страсть – всегда существуют на одном краю информационного поля... Нет харизмы без страсти, нет страсти без харизмы... И тогда, цель творчества – это страсть. Вернее, ее удовлетворение. Самоотдача – вторична, она происходит от удовлетворения творческой страсти. Это, порой, как любое иное хобби, но только сильнее. Так что коротко: цель Творчества – самоотдача!
Странно говорить о всеядной самоотдаче. Ибо, что есть цель секса? Зачатие, страсть, доказательство своего физиологического присутствия в мире?.. Здесь только наверняка самоотдача присутствует. Только как понимать этот наверняк, и где здесь поставить знак равенства?
Эй, ребята! Если бы целью была одна только самоотдача, то большинство из нас не размещали бы на всяческих поэтических сайтах свои стихи, а хранили бы их дальше в своих блокнотах, не так ли?! Не надо себе врать! Вот именно – врать себе только не надо…
Комментариев нет:
Отправить комментарий