События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

воскресенье, 5 июля 2020 г.

Юрий Контишев: Жил один скрипач


  • При слове СКРИПКА  обычно возникает однозначная ассоциация – женщина.
Округлость форм и наличие талии обеспечивает удобство при пользовании инструментом.
Ну, всё, как в любви.

И по форме, и по более тонкому звучанию, по сравнению, например, с виолончелью или контрабасом, СКРИПКА  является, безусловно, «слабым полом».

Но, как часто, она играет Первую Скрипку в любом оркестре.

Мужском ли, струнном, симфоническом…

Скрипка, как музыкальный инструмент, родилась в народе.

Интересно, кто родители?

Право считаться изобретателем «аристократической» скрипки современного типа оспаривают Гаспаро да Сало (ум. 1609)  и Андреа Амати  (ум. 1577).

Из двух претендентов на роль папы-мамы сразу фонетически выпячивается АМАТИ. Ну, как же! Амати-мати-мать.

Вот и вся математика (мать-и-мачеха).

Ну ладно! Шутки – в сторону! Переходим к описанию предмета нашей любви. Не к женщине! (Хотя, и она тоже…) – к скрипке!

Скрипка за пять веков сделала ошеломляющую карьеру – из народного инструмента стала симфоническим.

Впрочем, не перестав быть народным.

Более того – на скрипке (времён) играли смычками (страданий) матросско-анархистский танец «Яблочко» у Михаила Светлова:

Но «Яблочко»-песню
Играл эскадрон
Смычками страданий
На скрипках времен...

Залихватское использование скрипки…и Вечности…

Множество народных песен посвящено скрипке, скрипачам и несчастной любви скрипача и девушки, которая – глупая – предпочитает материальное богатство  богатству звуков.
Песня «Плачь, скрипка моя, плачь» именно об этом. Написана она  - то ли народом, то ли  Никитиным с Шуфутинским.

Я отдаю предпочтение народу. И - исполняю в моём – то есть – народном варианте.=)))
Как-то в юности я пытался освоить игру на скрипке. На одной из холостяцких квартир моими соседями оказались  «Пирамидончик» - вечно пьяный фельдшер Скорой Помощи – добрейшей души человек и - классическая полуславянская семейная пара : он – поджарый старичок а-ля-Дед Щукарь, она – Анна Ванна – соответствующего телосложения. Дед Щукарь - в прошлом – боец 1-й Конной  Будённого.

Воинскою обязанностью его была игра на скрипке верхом на лошади. До сих пор не понимаю, как это возможно. Я, сидя на стуле, с трудом извлекал звуки из протянутой мне дедом скрипки.
Через пять минут пиликанья научился извлекать из инструмента мелодию:

«До свиданья бабка, до свиданья Любка, 
до свиданья ты моя сизая голубка…». 

Дед плакал. Его скрюченные  болезнями  и старостью пальцы еле складывались в дулю. Какие уж тут гаммы!


Аналогичную историю услышал от Михаила Казиника. Того самого. Который много десятилетий учит всех нас, как правильно слушать классическую музыку, как правильно читать Пушкина, Гоголя…

Его дед в Первую  Мировую был ранен и потерял возможность играть на скрипке. Отец был ранен во Вторую Мировую. И тоже не смог играть. Сам Михаил виртуозно освоил не только скрипку, но и Всю Культуру Человечества.

В канун «Конца Света», помните? – в 2012 году - Михаил Казиник вместе с сопровождающей группой  в океане собрал игрой на скрипке огромную стаю дельфинов, которые с замиранием сердца – или, что у них там? – слушали  попурри классических произведений.

Именно с помощью  скрипки две параллельных земных цивилизации  общались  между собой. Выдающееся событие!

Все музыканты со временем стареют. И скрипачи тоже.

Предлагаю вам прослушать песню на стихи Веле Штылвелда «Старый скрипач». Это – как раз об этом.

А чтобы вам не было так грустно, послушайте и мою шуточную песню «А скрипач не попадает в ноты».

За сим позвольте откланяться.

Не-скрипач. Не-виртуоз.


Просто - исполнитель из народа Юрий Контишев


Юрий Контишев: «Плачь, скрипка моя, плачь», народная песня

Жил один скрипач, молод и горяч,
Ласковый, порывистый, как ветер,
Встретил на беду он девушку одну
Краше той, что не было на свете.

Припев:
Пой, скрипка моя, пой!
Видишь, солнце радостно смеётся,
Расскажи ты ей о любви моей
И о том, как сердце наше бьётся.

Денег ни гроша, но поёт душа
Под мотивы милой  нежной скрипки,
Восемнадцать лет, счастья больше нет.
Всё прошло в одной её улыбке.

Припев:
Пой, скрипка моя, пой!
Видишь, солнце радостно смеётся,
Расскажи ты ей о любви моей
Может быть, она ещё вернётся.

Но пришёл другой, с суммой золотой,
Разве можно спорить с богачами?
И она ушла, роскошь предпочла.
Как же  скрипка плакала ночами.

Припев:
Плачь, скрипка моя, плачь,
Расскажи  как на сердце тоскливо,
Расскажи ты  ей, о любви моей,
Может быть, с другим она счастлива.

В каждой жизни есть стремленье выше,
В каждом сердце радость есть и плач,
В воскресенье на эстраду вышел
Нищий и оборванный скрипач.

И когда он медленно под чёлкой,
Поднял вверх огромные глаза,
Побледнели в зале все девчонки
И на миг замолкли голоса.

Припев:
Пой, скрипка моя, пой!
Видишь, солнце радостно смеётся,
Расскажи ты ей о любви моей
Может быть, она ещё вернётся.

А скрипач наигрывал на скрипке,
Строил горы человечьих мук,
И со стоном вырывались звуки
Из его ошеломлённых рук.

Скрипка, скрипка, больше не могу я,
Перестань, родимая рыдать.
Пусть тебя как девушку нагую
До утра ласкает твой скрипач.

Припев:
Плачь, скрипка моя, плачь,
Расскажи  как на сердце тоскливо,
Расскажи ты  ей, о любви моей,
Может быть, с другим она счастлива.

Юрий Контишев: «Старый Скрипач», текст 
Веле Штылвелд под редакцией Юрия Контишева

Вглубь колодцев дворов забредая не раз,
бродит старый скрипач с обомшелой сумой.
Льются звуки легко — полонез, падеграс,
но печальную тень он  несёт за спиной.

Прежде молод он был — с цирком мир колесил,
на парадах-алле первой скрипкой звучал,
ванты  бантом  накрыв, по канату ходил
и любовью всегда на любовь отвечал.

Но иссякла река переездов и встреч,
и пришлось пережить отпевание лет…
И уже больше нет прежде ангельских плеч,
А в колодцах дворов — полутьма, полусвет…

Вглубь колодца веков отступает рассказ,
И скрипач  улететь в  это  счастье  не  прочь,
где звучал много раз… полонез… падеграс…
Но печальная  тень превращается  в  ночь.



Юрий Контишев: А скрипач не попадает в ноты, авторская песня

Женщина за столиком напротив...
У неё весну украли, вроде...
И она сидит вполоборота,
А скрипач не попадает в ноты.

Женщина садится на колени...
Женщина - источник вдохновений.
Я кидаю мятые банкноты,
А скрипач не попадает в ноты.

Женщина - роскошная в постели...
Женщину одели и раздели...
У меня проблемы и заботы
И скрипач не попадает в ноты.

Женщина играет на свирели...
Мнятся ей весенние капели
И её, наверно, любит кто-то,
А скрипач не попадает в ноты...

Женщина за столиком напротив...
Женщина садится на колени...
Женщина - роскошная в постели...
А скрипач не попадает в ноты...

Комментариев нет:

Отправить комментарий