- При слове СКРИПКА обычно возникает однозначная ассоциация – женщина.
Ну, всё, как в любви.
И по форме, и по более тонкому звучанию, по сравнению, например, с виолончелью или контрабасом, СКРИПКА является, безусловно, «слабым полом».
Но, как часто, она играет Первую Скрипку в любом оркестре.
Мужском ли, струнном, симфоническом…
Скрипка, как музыкальный инструмент, родилась в народе.
Интересно, кто родители?
Право считаться изобретателем «аристократической» скрипки современного типа оспаривают Гаспаро да Сало (ум. 1609) и Андреа Амати (ум. 1577).
Из двух претендентов на роль папы-мамы сразу фонетически выпячивается АМАТИ. Ну, как же! Амати-мати-мать.
Вот и вся математика (мать-и-мачеха).
Ну ладно! Шутки – в сторону! Переходим к описанию предмета нашей любви. Не к женщине! (Хотя, и она тоже…) – к скрипке!
Скрипка за пять веков сделала ошеломляющую карьеру – из народного инструмента стала симфоническим.
Впрочем, не перестав быть народным.
Более того – на скрипке (времён) играли смычками (страданий) матросско-анархистский танец «Яблочко» у Михаила Светлова:
Но «Яблочко»-песню
Играл эскадрон
Смычками страданий
На скрипках времен...
Залихватское использование скрипки…и Вечности…
Множество народных песен посвящено скрипке, скрипачам и несчастной любви скрипача и девушки, которая – глупая – предпочитает материальное богатство богатству звуков.
Песня «Плачь, скрипка моя, плачь» именно об этом. Написана она - то ли народом, то ли Никитиным с Шуфутинским.
Я отдаю предпочтение народу. И - исполняю в моём – то есть – народном варианте.=)))
Как-то в юности я пытался освоить игру на скрипке. На одной из холостяцких квартир моими соседями оказались «Пирамидончик» - вечно пьяный фельдшер Скорой Помощи – добрейшей души человек и - классическая полуславянская семейная пара : он – поджарый старичок а-ля-Дед Щукарь, она – Анна Ванна – соответствующего телосложения. Дед Щукарь - в прошлом – боец 1-й Конной Будённого.
Воинскою обязанностью его была игра на скрипке верхом на лошади. До сих пор не понимаю, как это возможно. Я, сидя на стуле, с трудом извлекал звуки из протянутой мне дедом скрипки.
Через пять минут пиликанья научился извлекать из инструмента мелодию:
«До свиданья бабка, до свиданья Любка,
до свиданья ты моя сизая голубка…».
Дед плакал. Его скрюченные болезнями и старостью пальцы еле складывались в дулю. Какие уж тут гаммы!
Аналогичную историю услышал от Михаила Казиника. Того самого. Который много десятилетий учит всех нас, как правильно слушать классическую музыку, как правильно читать Пушкина, Гоголя…
Его дед в Первую Мировую был ранен и потерял возможность играть на скрипке. Отец был ранен во Вторую Мировую. И тоже не смог играть. Сам Михаил виртуозно освоил не только скрипку, но и Всю Культуру Человечества.
В канун «Конца Света», помните? – в 2012 году - Михаил Казиник вместе с сопровождающей группой в океане собрал игрой на скрипке огромную стаю дельфинов, которые с замиранием сердца – или, что у них там? – слушали попурри классических произведений.
Именно с помощью скрипки две параллельных земных цивилизации общались между собой. Выдающееся событие!
Все музыканты со временем стареют. И скрипачи тоже.
Предлагаю вам прослушать песню на стихи Веле Штылвелда «Старый скрипач». Это – как раз об этом.
А чтобы вам не было так грустно, послушайте и мою шуточную песню «А скрипач не попадает в ноты».
За сим позвольте откланяться.
Не-скрипач. Не-виртуоз.
Просто - исполнитель из народа Юрий Контишев
Юрий Контишев: «Плачь, скрипка моя, плачь», народная песня
Жил один скрипач, молод и горяч,
Ласковый, порывистый, как ветер,
Встретил на беду он девушку одну
Краше той, что не было на свете.
Припев:
Пой, скрипка моя, пой!
Видишь, солнце радостно смеётся,
Расскажи ты ей о любви моей
И о том, как сердце наше бьётся.
Денег ни гроша, но поёт душа
Под мотивы милой нежной скрипки,
Восемнадцать лет, счастья больше нет.
Всё прошло в одной её улыбке.
Припев:
Пой, скрипка моя, пой!
Видишь, солнце радостно смеётся,
Расскажи ты ей о любви моей
Может быть, она ещё вернётся.
Но пришёл другой, с суммой золотой,
Разве можно спорить с богачами?
И она ушла, роскошь предпочла.
Как же скрипка плакала ночами.
Припев:
Плачь, скрипка моя, плачь,
Расскажи как на сердце тоскливо,
Расскажи ты ей, о любви моей,
Может быть, с другим она счастлива.
В каждой жизни есть стремленье выше,
В каждом сердце радость есть и плач,
В воскресенье на эстраду вышел
Нищий и оборванный скрипач.
И когда он медленно под чёлкой,
Поднял вверх огромные глаза,
Побледнели в зале все девчонки
И на миг замолкли голоса.
Припев:
Пой, скрипка моя, пой!
Видишь, солнце радостно смеётся,
Расскажи ты ей о любви моей
Может быть, она ещё вернётся.
А скрипач наигрывал на скрипке,
Строил горы человечьих мук,
И со стоном вырывались звуки
Из его ошеломлённых рук.
Скрипка, скрипка, больше не могу я,
Перестань, родимая рыдать.
Пусть тебя как девушку нагую
До утра ласкает твой скрипач.
Припев:
Плачь, скрипка моя, плачь,
Расскажи как на сердце тоскливо,
Расскажи ты ей, о любви моей,
Может быть, с другим она счастлива.
Юрий Контишев: «Старый Скрипач», текст
Веле Штылвелд под редакцией Юрия Контишева
бродит старый скрипач с обомшелой сумой.
Льются звуки легко — полонез, падеграс,
но печальную тень он несёт за спиной.
Прежде молод он был — с цирком мир колесил,
на парадах-алле первой скрипкой звучал,
ванты бантом накрыв, по канату ходил
и любовью всегда на любовь отвечал.
Но иссякла река переездов и встреч,
и пришлось пережить отпевание лет…
И уже больше нет прежде ангельских плеч,
А в колодцах дворов — полутьма, полусвет…
Вглубь колодца веков отступает рассказ,
И скрипач улететь в это счастье не прочь,
где звучал много раз… полонез… падеграс…
Но печальная тень превращается в ночь.
Юрий Контишев: А скрипач не попадает в ноты, авторская песня
Женщина за столиком напротив...
У неё весну украли, вроде...
И она сидит вполоборота,
А скрипач не попадает в ноты.
Женщина садится на колени...
Женщина - источник вдохновений.
Я кидаю мятые банкноты,
А скрипач не попадает в ноты.
Женщина - роскошная в постели...
Женщину одели и раздели...
У меня проблемы и заботы
И скрипач не попадает в ноты.
Женщина играет на свирели...
Мнятся ей весенние капели
И её, наверно, любит кто-то,
А скрипач не попадает в ноты...
Женщина за столиком напротив...
Женщина садится на колени...
Женщина - роскошная в постели...
А скрипач не попадает в ноты...
Комментариев нет:
Отправить комментарий