События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

суббота, 25 июля 2020 г.

Борис Финкельштейн: ДЕТЕКТИВНАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ, часть 4

На фото: удивительный семейный альбом
                                        ДЕТЕКТИВ ПО ФАМИЛИИ ФАКТОРОВИЧ

Предистория

Удивительная штука генеалогический поиск.

Казалось бы, моя родовая линия Факторовичей представляла одно из фамильных родовых ветвей, по которой изначально было больше информации, чем по другим линиям. Да и возможностей для результативного поиска, как оказалось впоследствии, просматривалось значительно больше.

От родственников, в начале 70-х прошлого века, перезахоронивших с еврейского Лукьяновского кладбища (уничтоженного властями Киева, ради строительства телецентра) на кладбище Берковцы останки и переместивших надгробную плиту моего прадеда Факторовича Иось-Хаима Ицковича, его потомкам досталась великолепная надпись на мацейве, дающая максимум информации для составления генеалогического древа.

От тети, прожившей 96 лет и сохранившей до последней минуты живой ум и здравую память, мне довелось услышать немало занимательных историй из жизни моих предков по этой линии и многое о родных братьях прадеда.

Изначально меня поразило сохранившееся у тети свидетельство о рождении дочери Иось-Хаима – ее матери и родной сестры моей бабушки.

         После ее смерти, в наследство я получил удивительный семейный альбом с множеством фотографий дореволюционных времен, большую часть из которых мне еще предстояло персонифицировать. 

Вы спросите, почему я не расспросил свою тетю? Все до банальности просто. В куче хлама, которым обрастали все семьи в СССР, этот альбом был так «задвинут» вглубь большого платяного шкафа, что на  десятки лет исчез из поля зрения обитателей квартиры. О его существовании тетя помнила, а вот предъявить племяннику не могла: « Где-то лежит, но я не помню где».

Из наследства, доставшегося от моей тети, этот альбом для меня оказался очень весомым подарком. Не только по внешним параметрам, хотя и это впечатляет, но, главное по внутреннему содержанию, где была собрана живая история семьи Факторович, со времен появления в России фотографии.

На оборотной стороне некоторых фотографий присутствовали и надписи, которые позволяли кого-то идентифицировать. Но большинство фотографий оставалось «белым пятном» смутных предположений.

Собственно именно клубок этих загадок подвиг меня на более активную работу в архивах Киева.

Достаточно быстро в ЦГИАК я нашел метрические записи по своему прадеду. Он в  90-х годах 19 века перебралась в Киев, и события из известной мне жизни его семьи нашлись в метрических книгах Киева (дореволюционный период), хранящихся в ЦГИАК (Центральный государственный исторический архив Киева). Во всех найденных записях фигурировала мещанская приписка к Горностайполю, Радомысльского уезда, Киевской губернии.

Это сейчас я понимаю, какое весомое значение для успешного поиска имеет эта самая приписка.

Это «клеймо», как вторая фамилия, привязывающая мещан к определенному месту обязанностями по налогообложению и военной службе. Тогда я еще не знал, как трудно и накладно было изменить приписку, и какие условия должны были сопровождать эту перемену.

Вначале я просто зацепился за это словосочетание. Если один из братьев был горностайпольский мещанин, то, вероятно и остальных Факторовичей нужно искать с этой припиской.


Тем более, что в метриках по Киеву мне в основном-то попадались чернобыльские мещане.

Но мой поиск в метрических книгах о рождении по Горностайполю за 1865..1867 года (как вычисленный по надписи на могиле год рождения Иось-Хайма: «умер в возрасте 43 лет», а в еврейской записи высчитывался год смерти, как 1910) не выявил записи о Иось-Хайме.

Не было записей по этим годам и в метрических книгах Киева и Чернобыля.

Но по Чернобылю мне достаточно быстро удалось найти пару записей о браках Горностайпольских мещан и вероятных братьев Иось-Хаима: тоже – Ицковичи, с именами, которые можно было как-то ассоциировать с именами, озвученными моей тетей.

Ну, мог бы изначальный Борух-Бенцион стать позже Борисом, а Мовша – Моисеем?

Что дополнительно добавляло уверенности к этому предположению (кроме, понятно, близких возрастов к Иось-Хаиму), так это мещанская приписка жены Боруха-Бенциона. Она, как и жена Иось-Хаима, было мещанкой Чаусс. В дополнение к этому фамилия жены Боруха-Бенциона была Цейтлин.

Позже я столкнусь с обилием представителей этой фамилии в том регионе (и безнадежно «утону» в этом множестве). Но тогда такой факт совпадения сразу же потянул логическую цепочку предположений. Ну, неспроста впоследствии еще два брата Боруха-Бенциона женились на дочерях Цейтлина из Чаусс.

Но, что было удивительно – два из трех браков были совершены в Чернобыле (и записаны в метрических книгах по Чернобылю), где представительство Факторовичей по Переписи 1897 было более чем достаточное.

Позже были «подняты» и проработаны, так называемые, Ревизские сказки по основным ревизиям 1850, 1834 , 1816 годов, где были описаны посемейные списки купцов, ремесленников  и мещан Радомышльского уезда.

Вывод был однозначен: фамилия зародилась именно в Чернобыле.

Происхождение фамилии вполне очевидно – от слова «фактор», которое и сегодня во многих языках переводится как «дело».

В ревизиях ранних лет (1812, 1816, 1818) по Чернобылю практически все Факторовичи были записаны как ремесленники.

Интересно, также, что даже в ревизии 1834 по Радомышльскому уезду фамилия встречается только в Чернобыле!!

Практически все Факторовичи, встреченные мной в разных источниках по Киевской губернии, корнями были из Чернобыля.

Многочисленные кланы, обнаруженные (и разросшиеся кланы) в разных других местечках, местах и городах Киевской губернии, а также других губерний так или иначе были кровно связаны именно с Чернобылем.

Попадали туда они по разным причинам. Кто-то  - в результате брака с местной (переехав по месту жительства тестя), кто-то – в период или после окончания рекрутской службы обживался на новом месте, а кто-то мигрировал в составе целых семейств, спасаясь от многочисленных эпидемий (чума, оспа, холера). Даже в Сибири обживались осужденные за разные правонарушения Факторовичи из Чернобыля.

Где-то они сохраняли чернобыльское мещанство, где-то, приживаясь и обрастая имуществом, переходили в местные сословные группы.

Но документы разных лет сохраняли доказательства прямых связей этих Факторовичей с Чернобылем.

Ведь неспроста, в метриках разных лет о рождениях, браках и смерти по самому Чернобылю встречаются записи по Факторовичам, мещанам, приписанным к другим местам и местечкам царской России. А в тех местах (на ранних этапах проживания) «всплывает» их чернобыльская мещанская приписка.

Проблему построения своего древа сильно усложнял разрыв информации между сохранившимися источниками по Чернобылю и Радомышльскому уезду между 1850 и 1897 годами. Время, революции и войны уничтожили большинство документов (вопреки Булгаковскому утверждению устами Воланда, что рукописи не горят).

Но фактом является и то, что в момент принятия евреями фамилий, в Чернобыле существовало несколько кланов Факторовичей, кровное родство между которыми установить не удалось.

Для выявления своего древа по собранной информации требовалось составлять одновременно несколько древ, дабы, отсеивая лишнее, прийти к требуемому варианту.

Но не только вышеизложенные факторы усложняли поиск.

Как важно было знать еврейскую историю и законы Российской империи по евреям. Это я понял позже, когда столкнулся с несколькими записями из Ревизии 1834, где к семьям с одной фамилией были вписаны прямые родственники (родные братья, отцы и т.д.) с другой фамилией.

Как оказалось, до 1835 года зятья, входившие в семью, могли принимать фамилию тестя.

Причина, по которой евреи Российской империи использовали эту возможность, достаточно очевидна – прежде всего, вносить путаницу в возможности военного ведомства, по которому действовали самые «драконовские» законы, касающиеся евреев. Вспомним Законы о кантонистах и 25 лет службы рекрутов. Если к этому добавить массовое насилие над призванными на военную службу евреями, связанное с принуждением к переходу в православие, то действия евреев становятся совершенно объяснимыми.

Но как, через почти 200 лет, разобраться с этими хитросплетениями вхождений представителей одних чернобыльских кланов в другие?

А ведь в Чернобыле, кроме мощного клана Тверских, присутствовали обширные кланы Слуцких, Карогодских, Шипильских, Олевских, Голубчик, Ваховских, Мень, Черкасских, Бень, Наровлянских, Цепенюк, Ваховских, Ушеренко и т.д.

Приходилось «по крохам» собирать и систематизировать все, в том числе и вхождение представителей других кланов в фамилию Факторович.

«Блуждание по кругу»

На первом этапе своих поисков я, как говорят, имел веские «исходники»:

- конечно же, фамилию: Факторович
- имена братьев моего Иось-Хаима: Борис, Моисей, Яков
- имя отца: Ицко
- приписку к местечку Горностайполь

Позже мне становилось понятно, что Борис мог быть записан, скорее всего, как Борух.
Моисей – скорее всего, был Моше, Мошко или Мовша.
Яков – мог быть Янкель.

Позже по метрикам Киева, Горностайполя и Чернобыля я нашел метрические записи о браках горностайпольских мещан по фамилии Факторович, детей Ицко: Иось-Хаима, Боруха-Бенциона и Янкеля. В записи о браке Янкеля возраст брачующихся оказался оборван.

Это был прорыв в построении древа. Но важно было идти вглубь.

Мне не хватало главного – имени отца Ицко Факторовича.

Ответ я надеялся найти в метриках по Горностайполю. Но, к моему удивлению, четкий поиск по возможным годам рождения там детей Ицко успеха не принес.

Единственная найденная запись о рождении в Горностайполе Янкеля, сына Ицко Дувидова Факторович омрачалась сведением о приписке: чернобыльский мещанин.

Эта запись ушла в мою, так называемую, копилку и «пылилась» там длительное время под грифом: «сомнительная», хотя я уже начинал «прозревать» относительно истоков фамилии Факторович.

Обращение к сохранившимся ревизским сказкам несколько подорвало мои оптимистические ожидания.

Примерно подходящих по возрасту Ицко Факторович в Чернобыле оказалось несколько.

Предстояла большая аналитическая работа по выявлению потомков разных Ицко Факторовичей, дабы «просеять» их по известному мне признаку мещанской приписки. Но в обилии выписок по Факторовичам, я обнаружил и то, как Янкель (начиная с 1904) умудрился поменять приписку с горностайпольской на чернобыльскую. Можно было бы усомниться: «А тот ли это Янкель Ицкович Факторович. Но имя матери в метрической записи о рождении снимало все сомнения.

Такой вот «разброд и шатание».

Тем не менее, практически все Ицко Факторович, из числа выделенных мной по Чернобылю, отсеивались, а мое древо не находило продолжения вглубь.

Под сомнением (и надеждой) оставался Ицко Дувидов Факторович.

По нему было очень мало информации:

- вышеупомянутая запись о рождении сына Янкеля в Горностайполе
-  запись из Дополнительных ревизских сказок от 1874, где он (с двумя братьями) был упомянут, в числе пропущенных по основной ревизии 1858 года.

Но в обеих записях присутствовала его приписка к Чернобылю.

(А, между тем, к этому Ицко у меня уже была «прочерчена» родовая линия от предков.).

Идей по выходу из этого тупика, казалось бы, не было. Но чудеса, как мы знаем, случаются.

Решающий «прорыв»

Когда в открытом доступе появились метрические книги по Горностайполю, было бы неразумным отказаться от проработки их всех.

Именно там нашлись и связующее с этим Ицко недостающее звено и дополнительные штрихи к будущему моему древу.

Запись от 1878, о рождении в Горностайполе:

У чернобыльского мещанина Ицко Дувидова Факторович и его жены Ривы-Гиси родился сын Овсей

И эта запись у меня нашлась в «копилке». Она практически ничем (кроме имени ребенка) не отличалась от записи в 1876 о рождении Янкеля.

Но меня, вдруг, пронзила одна догадка, на которую я раньше не обратил внимания.
Имя жены Ицко!!

А ведь у меня в «копилке» присутствовали две метрические записи по Киеву 1893 о рождении и смерти дочери Иось-Хаима Ривы-Гиси.

Тут же вспомнилась и фотография из альбома, где на обратной стороне было написано: «Родным от Моисея и Гиси».


И у Боруха-Бенциона в 1886 году родилась дочь, нареченная Ривкой.

Да и тетя говорила мне о еще одном брате, чье имя она не помнила. Скорее всего, речь шла об Овсее.

Но тогда многое становилось понятным.

Мой прапрадед Ицхак Дувидович Факторович!!

А по его отцу - Дувиду  Мошковичу Факторовичу в моей копилке лежало несколько записей о рождении в Горностайполе.

И от него протянулась прямая связь к его отцу: Мовше Янкелевичу Факторовичу.

Его древо у меня уже было прочерчено (от его предков до некоторых потомков от других его детей).

Причем, у Мовши Янкелевича был именно тот случай, когда зятем была принята фамилия тестя.

Удачей является тот факт, что в Ревизской сказке от 1834 по Чернобылю он, его семья и тесть были записаны в связке с его родным братом по фамилии Липский. Плюс к этому, рядом была записана семья второго его брата с той же фамилией Липский.

Так фактически получалось древо Липский-Факторович (Приложение 4)

Естественно, что работа не закончена и количество «белых пятен» в древе достаточно много. Но есть надежда, что со временем Древо будет расширяться и дополняться, в том числе, и потомками.

Здесь уместно разместить еще один поиск (связанный с моим Древом)  и находки по нему, облеченные в изданную статью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий