События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

вторник, 21 июля 2020 г.

Юрий Контишев: Звон гитары на сгоревшем снегу



        В детстве самой обидной кличкой для меня была «цыган».
Несмотря на то, что я -  чисто русский по национальности -  был смуглым и черноволосым.
        Нет, я ничего не имею против цыган, евреев и остальных землян, но…было обидно.
С восьмого класса школы я начал потихоньку седеть.
 Моя «цыганскость» в течение жизни постепенно рассосалась.
Но, на службе в армии, лихо наигрывал «цыганочку» на гитаре и пел соответствующие  тогдашнему настроению песни.


Мой друг и сорОтник – не путать с соратником! – Витя Шкидченко, сослуживец с моего взвода и роты написал обо мне в армейский печатный орган  «Прикарпатско-цыганского военного округа»  «Слава Родине!» заметку следующего содержания: « Черноволосый  белгородский паренёк  Юрий Контишев  услаждал  уставших бойцов игрой на семиструнной гитаре…».

Майор -редактор, с фамилией Халепа (по советскому паспорту – Галепа), естественно, исправил  явный «ляп»: «Какой, на-хрен, черноволосый да ещё - белгородский?»  И я стал блондином. Пока - в газете. Потом - и в жизни.
Кстати, заодно исправил и фамилию на Контитев. Вот такая халепа!
В бизнесовых кругах Херсона в 90-е годы меня иногда  потом называли «седой».
Вернёмся к настоящим цыганам. Я всегда восхищался их вольной жизнью, их музыкальностью, их азартностью… Но…
Последнее часто играло им не на руку.
У нас в Херсоне в 70-е годы один молодой цыган зарезал из ревности «нашего». Вспыхнули  настоящие народные волнения. Народ кипел и негодовал!
Первый секретарь обкома – главное в те времена лицо – распорядился: «Выслать всех цыган, к чёртовой матери, за пределы города в Тьму-Таракань!»
Тогда это было за Днепром, на левом берегу, в глуши, типа Урюпинска. Кстати, и назывался этот пгт очень подходяще – Цюрупинск.
Позже построили мост, пгт переименовали в Олешки и история забылась. Но, многие цыгане так и остались жить в своей «Сибири».
При строительстве мостов под Николаевом я привлекал в качестве рабочей силы некоторых ребят этой национальности. Ох и намучился с ними!
То – матрас подожгут, то – чего-то накурятся, то подерутся…
А аппетит в рабочей столовой у них был зверский! По две порции брали.
Цыганок я знал меньше. Только по песням и страшным историям о ворожбе, «добровольном» вытягивании денег и воровстве детей для табора. Кстати, мою теперешнюю жену тоже в детстве украли в табор. Братья вовремя хватились и вернули.
Поэтому, спою-ка я сейчас  о хорошем - о цыганках.
Итак, песня на стихи известного диссидента Юлия Даниэля
«Цыганки» 


Юрий Контишев: «Цыганки», слова Юлий  Даниэль


Мой нынешний  литературный соратник – не путать с сорОтником! – Веле Штылвелд  написал щемящее стихотворение о цыганах. Сначала предыстория с его слов:

До конца 1942 года мой дед Наум после лет, проведённых в Гулаге - с 1929 по 1941 гг., служил в дисбате  вестовым... Во время освобождения Кавказа кровью заслужил перевод в регулярные войска...
Таким же сирым старшиной  вестовым - ездовым, в подразделении которого числился и хроменький Яшка-цыган. История этого человека трагическая. Где-то в степной части, захваченной немцами Украины,  скрывался его кочевой табор из 35 человек. Зимовали они в ложбине между сельхозугодьями далеко за селом. Туда и привели зондер-команду СС местные предатели.


Весь табор с кибитками и людьми был сожжён из жандармских и эсесовских огнемётов. Ладно, Яшка уцелел и "цыганскими" тропами переметнулся за линию фронта. Взяли таким же как и деда Наума вестовым, харчи на передовую перевозить. А тут наши пошли в наступление... И вдруг увидел Яшка "хитрых" немцев, которые накануне оставили окопы и попрятались в перелеске, чтобы сдаться - лучше Сибирь, чем смерть. Накануне Яшка подобрал немецкий шмайсер. И, когда на него вышло с поднятыми руками пять немцев сдаваться, он вышел им навстречу с "цыганочкой" и со слезами на глазах расстрелял их в упор. Так поступал ещё и ещё... До конца войны уложил ровно столько "хитрых" немцев, сколько ромов те убили в его таборе. На том Яшкина война кончилась. До конца войны после этого он больше ни разу не выстрелил...
    Раз в году "ветеран  ВОВ"  Яшка уходил "на костры". Он пешим ходом из Киева добирался до места своего погибшего табора, где прежде всеночно горели ромские костры. Один - у шатра барона и два - у края урочища, где сбивались приблудными стайками тамошние низкоброды, уводившие молодых неискушенных ромских девушек в степь. Оттуда многие возвращались спившимися матерями-одиночками, и барон выставлял в противовес этому бабьему горю ромские караулы. В них шли старые ромы-калеки из крепко пьющих. Один такой калека выбил будущему предателю глаз, размахивая для устрашения нежданных пришельцев вилами...  Горькая ирония... Будущий предатель лишился глаза, а ромский табор - почти поголовно – жизни...
Вот такую горькую историю поведал мне Витя Шкидченко, тот самый мой сорОтник, ныне – соратник по литературным трудам  - Веле Штылвелд.
Из его стихотворения я сделал только что песню.
        Сгоревший снег 

Юрий Контишев: «Сгоревший снег», текст Веле Штылвелд

Многие народы пострадали  в той войне…
И не только в той…

Но, у каждого народа, независимо от национальности, есть своя «цыганочка». И у каждого автора, исполнителя и просто – слушателя. Своя любимая цыганочка. В своих «цыганских» песнях народ выражает свою волю к свободе, рассказывает свою историю той или иной давности. Иногда и выдуманную.
Не зря авторы перед своими опусами на блогах со стихами предупреждают: « Не путать автора с литературным героем!».
Я иногда добавляю: « Мнение автора не всегда совпадает с мнением самого автора»…Это – шутка.

Поэтому, в следующей песне «Играй моя гитара!»

Юрий Контишев: «Играй, моя гитара!», авторская песня

на мои стихи и на мотив цыганочки,  каждый слушатель может пофантазировать сам, о себе автор написал или нет…То есть, чисто по-цыгански, - вам и карты в руки! Гадайте сами!


Юрий Контишев: «Цыганки», слова Юлий  Даниэль
Сердце с долгом, сердце с домом разлучается,
Сердце бедное у зависти в руках.
Только гляну, как цыганки закачаются
На высоких, сбитых набок, каблуках.

Вы откуда, вы откуда, птицы смуглые,
Из какой такой неведомой дали?
И откуда вас кибитки, лодки утлые,
До херсонских тротуаров довели?

Отвечают мне цыганки, юбки пёстрые -
весь наш век мы к вольной воле держим путь.
Если захочешь - мы твоими станем сёстрами,
Только всё, что было-не было, забудь!

Отвечаю я цыганкам: "Мне-то по сердцу
к вольной воле заповедные пути.
Но, не двинуться, не кинуться, не броситься,
Видно, крепко я привязан - не уйти!"

И плывут, идут, звенят и не кончаются
Речи смутные, как небо в облаках.
И плывут, звеня, цыганки и качаются
На высоких, сбитых набок, каблуках.

Сердце с долгом, сердце с домом разлучается,
Сердце бедное у зависти в тисках.
Только гляну, как цыганки закачаются
На высоких, сбитых набок, каблуках.
Юрий Контишев: «Сгоревший снег», текст Веле Штылвелд

От цыганских корней снова слышу: налей!
От татарских - не пей в одночасье...
От евреев - с врагами и яда не пей!
Вот и всё мое здешнее счастье...

Мой отец пил  хмельно продувное вино,
и цыганской помадою мать
рисовала на зеркале стёб озорной:
"Ты попробуй цыганку достать!"

Неказистые дни, переброды дорог,
нет кибиток, сожгли их в печах,
Электричками в степь, а оттуда смелей
ноги будут коленца тачать...

На костры мы бежим, и к чему этот бег
на свободу, где память остра...
Там в степи рыхло-рыжий сжигается снег
под искринками в танце костра.

Я и хворост носил, и цыганку любил,
ей мониста  давал и шелка,
но она предпочла оставаться с другим
и на смерть с ним навечно ушла...

Это было давно, это было не здесь -
Тот нездешний блуждал  у ложбин,
где в степных ковылях табор брёл до небес.
Там их всех огнемёты сожгли...

А затем, наступая на вражий очаг,
Яшка-цыган простым вестовым
их отстреливал молча - фашистских волчар,
под "цыганочки" звонкий мотив.

Юрий Контишев: «Играй, моя гитара!», авторская песня

Ночь. Гитара и луна.
Девка - недотрога.
Серебристая струна
Рвётся у порога.

Пьётся штоф на посошок:
- Посидим немного!
- Выводи коней, дружок!
- Скатертью дорога!

Лес покрылся красотой -
Ледяной короной!
Раньше был я холостой,
Не святой, но скромный.

Разухабилась метель.
Опрокинув дроги,
Завалился я... в постель,
Прямо - к недотроге!

У запряженных коней
Замерзают ноги.
Сердце замерло моей
Милой недотроги.

Мой обоз ушёл пустой,
Лишь - ямщик да кони!
Я остался на постой,
Парень посторонний.

На столе горит свеча.
Печь дровами стонет.
Я уткнулся сгоряча
В девичьи ладони.

На гитаре забренчат
Канителью струны.
Нас успеет обвенчать
Ночь метелью лунной.

Недотрога и Сибирь,
Счастья тонкий лучик,
Мне пригрезились в степи
Под мороз трескучий.

Семиструнная моя,
Ты, играй! Не мучай!
В мою молодость маня,
В позабытый случай...
Июль 2020 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий