Мало кто из нынешних обитателей древнего Киева помнит, что в период с 1923 по 1944 гг. (исключая годы немецкой оккупации) одна из старейших улиц Киева Большая Житомирская именовалась улица Горовица.
Возможно, что и я, рожденный после войны, никогда бы не проникся историей этого, по сути, странного переименования, если бы мои предки не жили до войны именно на этой улице.
То, что каждая победившая революция повсеместно насаждает своих героев (или антигероев), в том числе мерзейшим образом переименовывая улицы городов - история обычная, банальная и, многократно подтвержденная, как несуразная глупость победителей.
Странно те же «грабли» наблюдать и сегодня с нынешними переименованиями киевских улиц. Смею надеяться, что нынешним жителей Киева было бы познавательно знать историю своей улицы (в том числе и названия).
Как и тем, кто берет на себя функцию переименования улиц, научиться сравнивать достоинства и недостатки тех, кого собираются «увековечить», а кого «сбросить с «пьедестала» истории.
Историю улицы Большая Житомирская мои предки, казалось бы, знали достаточно неплохо. Но когда-то в детстве, история переименования была подана мне, как оказалось впоследствии, в несколько искаженном виде.
Как известно, детские уши и естественная любознательность ничего не пропускают из разговора взрослых. Такова была и моя детская реакция (из-под праздничного стола) на вскользь брошенную фразу о том, что наша улица до войны именовалась как улица Горовица.
- Улица Горовица? А что такое Горовиц?
Ответ ребенку был дан незамедлительно:
- Владимир Горовиц – величайший пианист, уроженец Киева.
- А почему же сегодня мы живем на улице Большая Житомирская, а не на улице этого пианиста?
Ох уж эти детские вопросики? После небольшой паузы я получил достаточно аргументированный ответ:
- Понимаешь. Раньше наша улица называлась Большая Житомирская. Просто ей вернули историческое название!
- А куда делся этот пианист?
Много позже всплыл мой интерес и к названию улицы Большая Житомирская и к тому, в честь кого эта улица переименовывалась.
Как бы мне не хотелось (вопреки наивному неведению своих предков) я вынужден констатировать, что не в честь великого пианиста (уроженца Киева) была переименована Большая Житомирская.
Некий однофамилец революционер (чье героическое прошлое, как и имя «кануло в лету») временно «переплюнул» одного из величайших пианистов 20 столетия. Такова пагубная революционная целесообразность многочисленных катаклизмов истории.
Так и существовала улица с 1919 по 1944 гг. (за исключением трех лет оккупации Киева немцами) с названием улица Горовица.
То, что произошло с обратным (по-моему, совершенно справедливым) переименованием в 1944 г. иначе, чем казусом истории назвать трудно.
Только принял пианист Владимир Горовиц Американское гражданство, как власти Киева (вероятно от испуга за возможную реакцию из Москвы или отсутствия исторических знаний по наречению) возвращают улице ее старое название. Такая проза жизни.
Но шли годы, менялись режимы (по ходу действия уничтожая память о предшественниках сносом домов и, особенно, памятников) и менялись названия переулков, улиц и площадей. Где заслуженно, а где – по глупости и в полном соответствии с уровнем культуры и памяти.
Не нашла своего места на карте современного, существенно расширившего свои габариты Киева улица имени коренного киевлянина Владимира Горовица. Международный конкурс пианистов имени Владимира Горовица с 1995 г. в Киеве проходит ежегодно, а увековечения памяти великого пианиста и уроженца Киева на карте нашего города не случилось. Да что там какой-то пианист?
Не удосужились исторической памяти и такие значимые фигуры, внесшие огромный вклад в архитектурное великолепие Киева как, когда-то почетные граждане и меценаты, сахарозаводчики Бродские. Или те же Гинзбурги, чья фирма непосредственно участвовала в возведении многочисленных строительных и исторических шедевров, которые и сегодня продолжают привлекать и приносить своими архитектурными формами наслаждение, как жителям, так и многочисленным гостям Киева.
Прошло 100 лет, а понятие революционной целесообразности продолжает превалировать над разумом.
Изменились только насаждаемые в названия улиц герои (с их классовой борьбой, основанной на выборе обязательных врагов и обязательной своей кровавой историей).
К сведению нынешнего мера Киева и нынешнего состава Киевской Рады: «В историю можно войти, а можно «вляпаться».
Европа, примеру которой Украина хочет следовать, очень трепетно относится к своим историческим памятникам и не занимается уничтожением наследия предков в угоду какой-то сиюминутной целесообразности. То же касается и названий улиц, которые несут свою историческую миссию точно также как и памятники архитектуры. Созидание, а не уничтожение – основа их образа жизни. Может быть, в том числе и поэтому их культура и уровень жизни для большинства украинцев – мечта, к которой можно только стремиться.
Так что, дорогие, панове, властьимущие и иже с ними!
У вас два пути: либо вы угомонитесь в своем беспамятстве и начнете СОЗИДАТЬ Украину, либо ваши бездарные и бездумные разрушительные действия, в конечном варианте, вынесут вас на свалку ИСТОРИИ.
======================================================
- СПРАВКА ИЗ ВИКИПЕДИИ
Владимир Самойлович Горовиц (англ. Vladimir Horowitz; (18 сентября (1 октября) 1903 г., Киев — 5 ноября 1989, Нью-Йорк) — советский и американский пианист, эмигрировавший в США из Советского Союза. Один из величайших пианистов в истории.
Родился в 1903 г. в Киевеa, в семье инженера и предпринимателя Самуила (Самоила) Иоахимовича Горовица (1871—1940), который владел фирмой по продаже электрического оборудования, и его жены, пианистки Софии (Сони) Яковлевны Горовиц (урождённой Бодик, 1872—1930), выпускницы Киевского музыкального училища по классу В. В. Пухальского. В записи о рождении отца (1871) указано, что он был сыном бердичевского купца второй гильдии Йоахима Самойловича Горовица.
Родители поженились в 1894 г. В семье было четверо детей, которые родились в Киеве и учились музыке в Киевском музыкальном училище, а затем в консерватории: Яков, Регина и Владимир — пианисты, Григорий — скрипач. Именно мама привила Владимиру (как и остальным своим детям) любовь к музыке. Сначала мама занималась с Владимиром сама, а в 1912 году он поступил в Киевскую консерваторию.
В Киеве ещё в пятидесятых годах XIX в. появился дед Владимира — окончивший Одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью Иоахим (Аким) Самойлович Горовиц, который к семидесятым годам стал киевским купцом I-й гильдии (что позволяло ему селиться за пределами черты еврейской оседлости). В 1874 г. он был избран одним из директоров киевского отделения Императорского русского музыкального общества, был членом попечительского совета Киевской еврейской больницы. Его жена — Регина Аароновна (урождённая Сензор), была пианисткой, в 1873 г. состояла «членом-посетителем» Киевского отделения ИРМО. Оба их сына — Александр (дядя) и Самуил (отец Владимира) получили высшее образование: Александр (1877—1927) окончил Киевское музыкальное училище и Московскую консерваторию (по классу А. Н. Скрябина), Самуил — физико-математический факультет Киевского университета Св. Владимира.
Владимир Горовиц учился у В. В. Пухальского, С. В. Тарновского и Ф. М. Блуменфельда в Киевском музыкальном училище, преобразованном с сентября 1913 г. в Киевскую консерваторию. По её окончании в 1920 г. диплом В. Горовиц так и не получил, так как у него не было свидетельства об окончании гимназии. Свой первый сольный концерт исполнил в Харькове в 1920 году (но первый документально зафиксированный публичный концерт состоялся в декабре 1921 года в Киеве). Затем концертировал в различных городах России совместно с молодым одесситом — скрипачом Натаном Мильштейном, за что чаще платили хлебом, чем деньгами, из-за тяжелого экономического положения в стране. Начиная с 1922 года Горовиц, концертируя в городах Советского Союза накапливает гигантский по объёму репертуар. Так, например, в течение трёх месяцев (ноябрь 1924 — январь 1925 гг.) он исполнил более 150 произведений в знаменитой «ленинградской серии», состоящей из 20 концертов (см. исследования Ю.Зильбермана). Несмотря на свои ранние успехи в качестве пианиста, Горовиц утверждал, что хотел быть композитором, но выбрал карьеру пианиста, чтобы помогать семье, которая потеряла всё своё состояние во время Революции 1917 г. Успех «детей Революции», как их назвал в одной из статей некий А.Углов (под этим псевдонимом скрывался народный комиссар А. В. Луначарский), был ошеломляющим. Во многих городах возникали клубы поклонников этих молодых музыкантов.
В сентябре 1925 г. Владимир Горовиц получил возможность уехать в Германию (официально он уезжал учиться). В некоторых материалах о Горовице указывается, что инициатором «учёбы за границей» был М. Тухачевский, но Н. Мильштейн в своих воспоминаниях прямо указывает на И. Уборевича, как на основного организатора этой поездки, он выдал разрешение на выезд. Перед отъездом Горовиц выучил и сыграл в Ленинграде 1-й концерт П. И. Чайковского. В своих интервью он рассказывал, что отец, услышав в Ленинграде его исполнение концерта сказал: «Это твой концерт. Ты должен его играть». Благодаря этому сочинению он прославился в Европе. Этот концерт сыграл в жизни пианиста «роковую» роль: всякий раз, добиваясь триумфа в странах Европы и Америки, Горовиц исполнял именно 1-й концерт П. И. Чайковского.
Следом за пианистом в Германию в декабре 1925 г. уехал и Мильштейн (позже они переехали в Швейцарию). В Европе оба музыканта быстро завоевали славу блестящих виртуозов. Но в течение нескольких лет после своего отъезда из СССР они всё ещё официально считались советскими гражданами. Известен факт, когда Б. Яворский по поручению А. Луначарского прослушал концерт Горовица в Париже и написал народному комиссару, что молодой пианист может представлять СССР на конкурсе Ф. Шопена в Варшаве (как известно, представлял СССР вовсе не Горовиц, а Д. Д. Шостакович). Однако пианист решил остаться на Западе. До 1940 года он объездил с концертами почти все страны Европы и везде имел ошеломляющий успех. В Париже, когда играл Горовиц, вызывали жандармов, чтобы утихомирить публику, которая в экстазе ломала кресла. В январе 1928 г. он блестяще выступил в Карнеги-холле в Нью-Йорке (и на этот раз был си-бемоль минорный концерт для фортепиано с оркестром Чайковского) и объездил с успехом множество городов Америки. В Штатах Горовиц познакомился с Сергеем Рахманиновым и позже исполнял его произведения.
В 1940 г. Горовиц окончательно поселился в США и в 1944 г. получил американское гражданство. В 1943 г В.Горовиц по инициативе Моргентау (министр финансов США) дал концерт в Карнеги-холле, исполнив 1-й концерт П. И. Чайковского (дирижировал его тесть — Артуро Тосканини). Это был благотворительный концерт для нужд военного ведомства (шла Вторая мировая война). Он принес 10 миллионов 941 тысячу долларов — рекордная сумма для концерта классической музыки (более 100 миллионов по покупательской стоимости доллара начала XXI в.). В 1953 г. Горовиц внезапно объявил о прекращении концертной деятельности и до 1965 г. — целых 12 лет — не дал ни единого концерта. 9 мая 1965 г. в Карнеги-холле прошёл «концерт-возвращение», о котором писали все газеты мира. С тех пор пианист много концертировал по США и Европе.
Рональд и Нэнси Рейган награждают Горовица Президентской медалью свободы
«Фортепианная игра состоит из здравого смысла, сердца и технических средств. Все должно быть развито в равной мере: без здравого смысла вы потерпите фиаско, без техники вы дилетант, без сердца — машина. Так что профессия таит в себе и опасности», — говорил Владимир Горовиц.
В начале 80-х гг. пианиста преследовали неудачи. Концерты в Японии в 1983 г. провалились. К счастью, скоро пианист снова почувствовал в себе свежие силы и вновь с небывалым успехом концертирует. В 1986 г., после шестидесятилетнего отсутствия, дал концерты в Москве и Ленинграде. Концерт в Москве транслировался ведущими телекомпаниями мира, а видеокассеты ещё много лет не сходили с прилавков магазинов. Популярно в исполнении Горовица адажио из фортепьянного концерта № 23 Моцарта, который пианист уверенно исполнял в возрасте уже далеко за 80. В 1985 г. в нью-йоркской квартире Горовица был снят фильм «Последний романтик».
Его последний концерт состоялся 21 июня 1987 г. в Гамбурге. 5 ноября 1989 г. у Горовица случился сердечный приступ, после которого он скончался.
Владимир Горовиц похоронен в семейном склепе своего тестя Артуро Тосканини на кладбище Cimitero Monumentale в Милане. В 1989 г. посмертно удостоен Национальной медали США в области искусств. С 1995 г. в Киеве проводится Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица. Введён в Зал славы журнала Gramophone.
В 1999 году в Киеве на улице Михаила Коцюбинского № 12 в честь Владимира Горовица открыли мемориальную доску, а через 17 лет она была разрушена вандалами.
Семья | Жена (с 1933 г.) — Ванда Тосканини, дочь дирижёра Артуро Тосканини. Дочь — Соня Горовиц (1934—1975, погибла, одна из версий не исключает самоубийство).
Брат Яков (1895—1916) погиб на фронте в декабре 1916 г. через четыре месяца после призыва. Другой брат, Григорий (Жорж, 1901—1946), был в 1930 г. сослан на Соловки сроком на три года по обвинению в контрреволюционной деятельности; повторно арестован в 1945 г. в Таганроге, где работал преподавателем скрипки в музыкальной школе им. П. И. Чайковского; умер вскоре после освобождения в 1946 г.. Григорий Горовиц был в 1923 г. одним из учредителей Киевской государственной филармонии (с Л. П. Штейнбергом и Н. А. Виленским). Сестра Регина (Геня, жена экономиста Евсея Либермана) преподавала в Харьковской консерватории и музыкальной десятилетке (школа для одарённых детей).
Отец музыканта, Самуил Горовиц, выпускник физико-математического отделения Киевского университета Святого Владимира и Электротехнического института в Льеже (1896), служил главным инженером Всеобщей компании электричества в Киеве, а в 1910 г. основал строительно-техническую фирму по энергетике сахарных заводов, с 1926 г. работал заведующим электротехнической секцией государственного института по проектированию сахарных заводов «Гипросахар» Наркомпищепрома; подвергался арестам четыре раза (в 1918 г. деникинской контрразведкой, в 1920, 1921 и 1937 гг., погиб в заключении в 1940 г.).
Характеристика творчества | Представитель романтического стиля исполнения (сочинения Ф. Листа, в том числе в собственных транскрипциях, Моцарта, Ф. Шопена, русских композиторов и др.). Его называли «Королём Королей пианистов», «последним великим романтиком». В фундаментальном труде Д. Рабиновича «Исполнитель и стиль» В. Горовиц причислен к «исполинам романтического пианизма», к которым автор относит Ф. Листа, С. Рахманинова, В. Горовица.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Горовиц,_Владимир_Самойлович
Комментариев нет:
Отправить комментарий