События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

понедельник, 12 октября 2020 г.

Юрий Контишев: Лунная походка

          


Лунная походка – это наше выражение или уже – после Майкла Джексона - не наше? В своё время мы много слышали о, так называемых, «лунатиках». Много странного и загадочного было в их поведении. Воочию я их ни разу не видел, пока  недавно не узнал, что мой давний и, пожалуй, единственный друг был в детстве…да-да! – Лунатиком!

            Всё, что приписывалось исполнять этим странным детям, а именно - вставать среди ночи и, не просыпаясь, заниматься какими-то делами: смотреть телевизор, рыться в книгах и – что самое страшное! – ходить по крышам и подоконникам на любом этаже, всё это он «проходил» в детстве.

            Нестрашные дела во сне делают почти все дети – по крайней мере, как утверждает статистика, – каждый пятый.

А вот – ходить по крышам – это уже нечто выдающееся!

Майкл Джексон изобрёл свою знаменитую «лунную походку», будучи вполне не лунным человеком. К тому же, лунатики не могут ходить «назад».

Мой упомянутый друг, кстати - автор этого блога, Веле Штылвелд, своей «лунной-нелунной походкой» дошёл в детстве - аж! -  до спецлабораторий КГБ, где над ним проводились какие-то психологические и прочие «- ические» опыты. Из него хотели сделать посланника-агента для темпоральных перемещений во времени. Впрочем, об этом он сам написал в своей книге «Игрушки Вениамина».

Сейчас, во взрослом состоянии, он уже перестал быть лунатиком. В детстве таких лечили простым народным способом – расстилали возле кровати мокрую мешковину. Лунатик вставал по своим сонным-лунным делам, касался ногами мокрого мешка и просыпался. А что делать? Лунатизм насчитывает тысячелетия. Ещё в Библии, в Евангелии от Матфея, упоминаются странные люди, бродившие ночами по крышам и карнизам.

Некоторые взрослые проявляют свой лунатизм всяческими  совсем не детскими способами: занимаются сексом, «охотятся на холодильник», собирают членские взносы, но… самое интересное – пишут стихи! Просыпаясь, они не помнят всего произошедшего с ними во сне. И даже секса!

То есть я, с трудом вспоминающий утром  пришедшие во сне строки стихотворения, являюсь тоже лунатиком? Надеюсь, что нет!

- Если бы не Луна, знал бы, что будет утро

Именно так начинается песня, написанная мною совместно с бывшим «лунатиком» Веле Штылвелдом:

«Сказка на выходные»

Юрий Контишев: «Сказка на выходные», Текст Веле Штылвелд, Юрий Контишев

Сказка ли? Или быль лунатика?

Говорят: - Бытие определяет сознание…

Причём, фраза построена, вроде бы,  простецки, но на самом деле, замысловато и неоднозначно. Попробуй найти, какое слово главное, что чего определяет? -  почти как «казнить нельзя помиловать». Вы уверены, что Карл Маркс над нами не издевался? Тонко чувствующие русский язык легко меня поймут. У нас главное слово в предложении может находиться в любом месте: Я тебя люблю – Я люблю тебя – Тебя я люблю – и т.д.

Кстати, о месте. Месте проживания. Живу в Украине, но говорю по-русски. Так исторически сложилось с тем регионом, где я живу и работаю – заметьте! - на благо Украины – и так сложилось со мной. Не то, чтобы не хочу учить мову, а просто не хочу её портить – не смогу так красиво выражаться, как на русском. Но, люблю сравнивать некоторые общие слова из двух языков.

Например. Эх, как бы мы «ладно» жили, если бы у нас в Украине слово «далонь» писалось бы просто, как «ладонь». Почему? Не вникая в этимологию этих слов, - её всё равно через век переврут – мне, современному гражданину очень больно, что в ладонь чиновников, начальников, силовиков и прочих «дают».

Слышите? – «Дал – он – ь!». Вот для чего ладони у власть имущих! Они служат далонями! Устал на это смотреть!

Так и хочется поступить как в нашей песне :

«Мудрый, но чёрный кот в чёрной ночи исчез…

Перьями голубей в пальцы вонзались крылья.
          Видно, назначен срок - в небо крутить спираль…». 

Да нет! Рано ещё крутить в небо! Там, где-то между Землёй и Луной собираются наши души… те, что уже освободились от бренного тела. А пока, лунатики и поэты пишут  стихи и песни о Луне, о тоске, о любви:

Ты влюблена была б в знатного кавалера,
           Я бы твоих колен… впрочем, всё это блажь… 

Пронзительно тоскливую песню написал о любимой Одессе эмигрант   Евгений Кричмар, но без луны и у него не обошлось:

Пахнет морем, и луна висит над самым Лонжероном,
           И каштаны тихо шепчутся с бульваром полусонным.
           Невесомо серебрится ночи южной панорама,
           Спят фонтаны, занавешены фруктовыми садами… 

Ну, прямо про мой любимый город! И морем пахнет! И каштаны! А уж фруктовые сады какие! Когда я впервые приехал в Херсон, который часто называют маленькой Одессой, я восторженно  писал маме:

- Здесь прямо на улицах растут вишни и абрикосы!

А как восторгались ленинградцы в 80-х годах 20-го века! Выходили на демонстрации с плакатом «Хотим жить, как в Херсоне!». Лично видел по телевизору.

Итак, что там у нас дальше?

- Пахнет морем, и луна висит над маленьким Херсоном…

И заметьте – ничего о любви! Только ностальгия настоящего поэта о родном городе! А сколько нежности!

Автор этой песни начал с луны и… ушёл к ней… умер в 2016 году.

Его душа уже там…

Итак, песня, которую Евгений Кричмар написал  и назвал «Моя Одесса», иногда её называют «Пахнет морем», мы назвали «Луна над Лонжероном»:

 

Юрий Контишев: «Луна над Лонжероном», Текст Евгений Кричмар
Ирина Диденко: Дизайн и графика клубной футболки

Евгений последнее время проживал в Лос-Анжелесе и умер почти в восемьдесят лет.

А есть поэты, которые так рано умирают, что их не успевают даже прочитать. Встречаются гениальные алкоголики, бомжи и вахтёры. О таких поэтах я в 2012 году написал стихотворение, которое сейчас стало песней. Это - не о каком-то конкретном случае, это было не со мной и не здесь… в общем, слушайте. «Поэт от бога»:

Юрий Контишев: «Поэт от Бога», авторская песня
Ирина Диденко: Дизайн и графика клубной футболки

И не надо бояться Вечности. Она ждёт, пока Вы станете Поэтом…
           И жить надо не потом, а прямо сейчас…
           Это я поздно понял.
           А пока до Луны далеко, поэты уходят в осень…
           Поэты стареют.
           А их всё не читают и не читают…
           Но они всё пишут и пишут. 

Я уйду в эту осень поэтом,
           ведь из прошлой не выбрать штрихов,
           тех, которые были сюжетом
           моих детских незрелых стихов. 

Это уже песня на стихи Веле Штылвелда «Я уйду в эту осень поэтом»:

 

Юрий Контишев:  «Я уйду в эту осень поэтом» , Текст Веле Штылвелд
Ирина Диденко: Дизайн и графика клубной футболки

Где-то в тамошнем душном ненастье
           увязалось за шею кашне,
           теплой шерстью воркуя о счастье,
           о забытой во ржи  тишине…

Только что узнал, что умер от коронавируса боец АТО , житомирский  поэт Володя Поднебесный, пробую перевести его стихи:

Не нужно быть поэтом, антипоэт – куда круче.
           Просто свидетельствуй словом
           Акты осознания,
           Это зеркало твоего разума,
           В нём нет ИХ,
           Кто может убивать или быть убитым…

О таких поэтах, как Володя Поднебесный,  Веле Штылвелд написал:

Мир сомкнулся - не стало поэтов,
           тех, которых на бойне сожгло.

Я читаю шорт-лист эсэмэсок -
           в них поэтов войны не признать,
           словно кто-то резною стамеской
           зачеркнул эту память опять. 

В дни такие не спеть о Равенне*,
           если слышно одно вороньё… 

А я написал в следующей песне: 

Когда, у гробовой доски,
           С тебя итог Всевышний спросит,
           Ты  предъяви ему тот стих,
           Который душу вон выносит 

 И, крест зажав в своей горсти,
            Стою босой я на морозе,
            А мимо… Господи прости! –
            Моя душа стихи проносит…

Господи! Извини, что второй раз и всуе! Что я всё о грустном, о вечном… хочется закончить чем-то оптимистическим и жизнеутверждающим:

Тебя любимая простит
           За увядающую осень,
           Когда ты ей подаришь стих,
           Который душу вон выносит! 

Итак, слушайте мою песню «Тот стих, что душу вон выносит»:


Юрий Контишев: «Тот стих, что душу вон выносит», авторская песня
Ирина Диденко: Дизайн и графика клубной футболки

А что Луна?
          А Луна подождёт…
    

Октябрь 2020 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий