События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

вторник, 18 августа 2020 г.

Юрий Контишев: Улетает нежная мелодия


Когда-то моя мама громко и красиво пела. У неё был почти оперный голос – то ли меццо-сопрано, то ли контральто. Точно не знаю. Но – в ноты она не всегда попадала, поэтому… Впрочем, « не всегда» - это моя сыновья  «натяжка», как в школьных оценках – за старание.
Главное, что мама была очень красивая и моя!
Но всё равно  я частенько ей делал замечания за нотные промахи.
- Как?  Я опять неправильно спела? – обижалась мама.
- Да! Громко, красиво, но…мимо.
- А мне слышится, что я спела великолепно!
Как бы я хотел сейчас вернуться к этому разговору, не ради маминого пения или моих «оценок», а просто…вернуться  к  маме.
Отдать ей свою недоданную любовь, исправить свои промахи и ошибки по отношению к ней. Она была очень гордою – не в смысле «гордыни» - она несла себя по земле, как аристократка.

Мама Юрия Контишева Емельянова Валентина Николаевна
За стиркой я всегда её видел с «выключенным» позвоночником, с красивой осанкой, как будто она играла на рояле, а не на тазике с бельём. Почему «как аристократка»? - Не знаю.
Многие в те времена скрывали свою родословную. Дальше дедушки «неизвестного происхождения» ничего не было известно.
Мама ушла в полном здравии и до последнего обслуживала себя сама. Инсульт. Я был далеко. В другой стране.
Почему я это вспомнил? Прочитал стихи Веле Штылвелда.
«Дама в возрасте рыхлой причёски в ритме царственном рынком идёт…». И сразу ассоциация с мамой.
Причёска у мамы была не рыхлая, она уже давно отошла от подкалывания невидимками всяческих шиньонов и носила свою короткую седую, почти мальчишескую причёску.
Далее по тексту у Веле всё щемяще похоже.
Поэтому я напел песню-воспоминание о маме. Мне захотелось, чтобы её успел, таки, украсть какой-нибудь кавалер. И я добавил из классики: «Кавалер барышню хочет украсть…». Получилась неожиданная песня-симбиоз. С моей грустинкою  за кадром.

Юрий Контишев «Кавалер барышню хочет украсть»,
«Дама в возрасте рыхлой прически» Текст Веле Штылвелд 

Как короток век! И уже Я подсчитываю прошедшие года, с надеждою, что при взвешивании того, что сзади и того, что спереди,  весы покажут счастливую серединку. Хотя бы!... Поэтому, песня Андрея Макаревича «Слишком короток век» весьма своевременно вспомнилась мне при данных размышлениях.
Только что «дама-барыня-лет торжество» несла своё «возрастное естество», а кавалер, науськанный мною, хотел её украсть…украсть мою маму…Мне всегда хотелось иметь отца, который умер в моём раннем детстве. Осталось только воспоминание о сибирских санях, которые привезли  его ко мне однажды ранним утром в Старый Оскол. Но…где Сибирь и где Старый Оскол? Это же на разных концах планеты! Видимо, в моём детском воспоминании смешались времена и расстояния. Мы всё-таки когда-нибудь увидимся с отцом «в позаброшенном аэропорте при попытке успеть на когда-то отправленный рейс…»?
А пока - слушайте…



Юрий Контишев: “Слишком короток век», песня Андрей Макаревич

А мелодии бесконечных песен: быстрых и медленных, громких и нежных  рассыпают свои ноты, которые пытаются зацепиться за память, остаться навсегда в душе человека…а окружающие события всё стирают их и стирают. Иногда мягкой счастливой губкой, иногда жёсткой стрессовой  щёткой. До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си…
А вы знаете откуда происходят названия нот?
Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias planetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lacteal via – Млечный путь;
Sisiderae – небеса.
Вы помните, какие мелодии сочинял, например,  Исаак Шварц? – Божественные!
Одна из них – к кинофильму Сергея Соловьёва «Мелодии белой ночи». И ничего, что она немного похожа на его же мелодию песни Верещагина из к/ф «Белое солнце пустыни». И ещё на что-то…И ещё на что-то…ускользающее…улетающее…
Когда я попытался сочинить стихотворный текст на «мелодию белой ночи», чтобы сделать песню, ноты всё время ускользали…
Ну, как у моей мамы, при застольних концертах…
Эта «ускользаемость» нот  так и проникла в текст песни.
Ускользала и мелодия. Попробуйте её «поймать» в моей песне на музику Исаака Шварца «Улетает нежная мелодия».
«Ты уходишь, словно та мелодия, лёгкой тенью, как бы – между прочим…И не знает Ваше Благородие, как мне грустно этой белой ночью…»

Юрий Контишев: «Улетает нежная мелодия»


Юрий Контишев «Кавалер барышню хочет украсть»,
«
Дама в возрасте рыхлой прически» Текст Веле Штылвелд

Дама в возрасте рыхлой прически
в ритме царственном рынком идёт.
Все окрестные тётки-чехвостки
разевают завистливо рот.

Дама-гранд, без итожащих сроков,
дама-барыня —  лет торжество,
поэтесса, дворянка с упрёком
возрастное несёт естество.

Оттеняет собой незлобиво
недоженщин извечно пустых,
для которых былое — крапива,
а грядущее — горести штрих.

Дама в возрасте, солнечно чётком,
в ритме царственном рынком идёт.
Все окрестные тётки-чехвостки
разевают завистливо рот.

Юрий Контишев: “Слишком короток век», песня Андрей Макаревич
Слишком короток век,
Позади до обидного мало.
Был мороз - не мороз.
Да и зной был не очень-то зной.
Только с каждой весной
Всё острей ощущенье финала
Этой маленькой пьесы,
Что придумана явно не мной.
Это словно в кино,
Где мы в зале и мы на экране -
Всем обещан полёт
И сверкают огни полосы.
Только время пришло -
Отпирают, трезвонят ключами
И разрушено всё
И со вздохом глядишь на часы.
Кто тут прав, кто не прав? -
Я прошу вас  - не надо не спорьте!
Слишком короток век -
Не прошел бы за спорами весь.
Мы увидимся все
В позаброшенном аэропорте
При попытке успеть
На когда-то отправленный рейс.
Слишком короток век.
Слишком короток век.
Слишком короток век.
Слишком короток век.

Юрий Контишев: «Улетает нежная мелодия», авторская песня
https://stihi.ru/2011/12/07/5661
Улетает...нежная мелодия...
белой ночью... мигом быстротечным...
И не знает...Ваше Благородие,
что со мною...происходит нечто...
И не знает...Ваше Благородие,
что со мною...происходит нечто...

         Припев:
Только вдруг...обрывается нить…
Почему...не могу уловить...
то, что мне давно дано полюбить -
эти ноты сказочных мелодий?
Но зачем...
этот дождь барабанит всю ночь?
Не уснёшь... и ничем не помочь...
Мне теперь уже никогда не забыть
эти ноты сказочных мелодий!
     
 Нависает...голубою вечностью...
это небо...прямо над Невою...
и не знает...Ваше Человечество,
что со мною, что сейчас со мною...
И не знает...Ваше Человечество,
что со мною, что сейчас со мною...

Ты уходишь, словно та мелодия,
лёгкой тенью, как бы - между прочим,
и не знает...Ваше Благородие,
как мне грустно...этой белой ночью,..
И не знает...Ваше Благородие,
как мне грустно...этой белой ночью...


Комментариев нет:

Отправить комментарий