БУМЕРАНГ ИСТОРИИ
Предисловие
В октябре 2015
года, занимаясь поисками собственной родословной в Центральном Государственном
историческом архиве Киева, я наткнулся на запись (в метрической книге от 1915
года о браке в Киеве), которая показалась мне интересной.
Слушатель
коммерческого института, Селецкий мещанин Вольф Шлиомович Высоцкий -26 лет и
фельдшерица Дора Евсеевна Бронштейн -21 год.
Что-то
подтолкнуло меня сделать эту выписку, дабы проверить свои предположения.
Нынешние
коммуникационные возможности позволили достаточно быстро найти подтверждение
того, что в данной находке действительно обозначены бабушка и дедушка
талантливейшего актера и поэта-барда Владимира Семеновича Высоцкого.
Естественно, что
не лавры первооткрывателя заставили меня сделать эту выписку. Что-то
мистическое направляет наши действия. В том числе, и при архивном поиске.
Просто, за одной находкой (как в детективном романе) может потянуться целая
цепочка открытий.
Многие
исследователи, описывающие еврейские корни Владимира Высоцкого ссылаются именно
на эту на находку исследователя и историка еврейского Киева Михаила
Кальницкого.
Более того, из
интернетовских источников следует, что найдены метрические записи: в
Житомирском архиве - о рождении Житомирской мещанки Деборы Бронштейн, а в
Белорусском архиве - о рождении Селецкого (Брестского уезда) мещанина Вольфа
Высоцкого.
Изданы различные
книги воспоминаний родных Владимира Высоцкого, где фигурируют факты из жизни
Вольфа Шлиомовича (в последующем Владимира Семеновича) Высоцкого и Доры
Евсеевны (в последующем Ирины Алексеевны) Бронштейн.
И именно один
факт (в разных интерпретациях) переходит из одного издания в другое. Факт о
некоей «разлучнице» этого семейства:
«…То и дело у него
возникали увлечения на стороне. Может быть, больше всего законную жену разозлил
его роман с Эльгой Аренс – популярнейшей в то время в Киеве эстрадной певицей.
И хотя в Москву супруги все же переехали вместе, этот брак был обречен.
Владимир Семенович остался в Москве, где завел новую семью. А Ирадиада Евсеевна
вернулась в Киев».
И,
удивительное обстоятельство, по интернетовским источникам начала
«гулять» связка двух фотографий:
С объяснением снизу:
Дед
поэта В.Высоцкий и актриса Эльга Аренс, оказавшаяся разлучницей семьи. Его внук
– на обложке пластинки.
Именно такое сочетание. Не фотография Вольфа и
Доры (бабушки и дедушки), а, почему-то фотография с «разлучницей».
Но лицо спутницы Вольфа Высоцкого показалось
мне до боли знакомым.
Впрочем, судите сами.
Портрет на стене
Именно этот
портрет я хорошо знаю и помню с самого детства.
Он неизменно
занимал свое место на стене в квартире моего двоюродного деда Финкельштейна
Иосифа Борисовича (изначально - Боруховича). На моей памяти, семья дважды
переезжала в пределах Киева. Но оба переезда сопровождались водружением
портрета на самое почетное место в очередной гостинной комнате.
Детские вопросы:
«А кто эта тетя?» - обычно мягко игнорировались. По прошествии времени мне
станут понятны причины этого молчания.
В более взрослом
возрасте на все тот же вопрос последовало короткое: «Это Эльга Аренс!». И все.
Семья хранила какую-то тайну, связанную с этой женщиной.
Мои родители,
конечно же, были более информированы, но точно также реагировали на мои вопросы
по поводу этого портрета. Истина выцарапывалась по крохам.
Эта тайна
совершенно диссонировала с образом жизни семьи и, собственно, с личностью моего
двоюродного деда.
Балагур, душа
компании, изумительный рассказчик. Как обмолвилась однажды моя мама: «В
молодости дядя Иосиф был еще тот бонвиван. Тете Розе (его жене) с ним было
очень непросто».
Финкельштейн
Иосиф Борисович (20-е -30-е годы 20-го века)
Из рассказов о
его юности до молодого поколения доходили некоторые факты биографии: участие
рядовым в военных баталиях Первой мировой войны, выступление в цирке в качестве
борца, личное знакомство с Иваном Поддубным, с начала Великой Отечественной
войны – доброволец (в 46 лет), участник обороны Киева.
Впрочем, свой
задор дед Иосиф (как его звали практически все внучатые племянники, так как
своих внуков у него не было) сохранил практически до конца своей жизни длиной в
98 лет. В 93 года он еще ходил на каток, где мог «дать фору» многим молодым. В
это же время «дед» являлся Почетным членом общества «Динамо», бесплатно (в
компании кого-то из своих «внучатых») проходя на любой футбольный матч, с
участием любимой команды. До 95-ти лет каждую субботу ( в отличие от героя
известного фильма) посещал с компанией городскую баню, где парную «под Иосифа
Борисовича» обходили стороной молодые завсегдатаи.
В 70-х годах, во
время одного застолья по случаю юбилея «деда» Иосифа, зашел разговор о кумире
молодежи Владимире Высоцком.
Одна фраза
«деда» запомнилась всем.
«Знавал я одного
Володьку Высоцкого. Задолго до войны перебрался в Москву. Может родственник?»
Тогда никто
(кроме, может быть, соответствующих органов) не исследовал еврейские корни
Владимира Высоцкого, но короткая, едкая фраза «деда» почему-то запомнилась.
Особенно – нюансами интонации.
Теперь, соединяя
воспоминания с последующими находками, возникает предположение не только о
сопернице-разлучнице, но и о сопернике, который, возможно, уберег другую семью
от развода.
После смерти
Иосифа Борисовича его дочь продолжала хранить молчание практически до своей
смерти. Но незадолго до своей кончины в нескольких ее фразах удалось, в
какой-то мере, приподнять «завесу».
«Эти его певички
совершенно измотали маму».
«Сейчас говорят
продюсер, продюсер. Папа столько времени «ухлопал» на Хельгу и Муру»
(Мура Наровская
– популярная в довоенное время певица Ленинграда. Уехала туда из Киева).
«Всем помогал.
Шульженко, Гурченко. Хоть бы вспомнили. Только Хельга и Мура остались друзьями»
Подтверждение ее словам я нашел уже
после его смерти. В наследие мне достался старый альбом с фотографиями.
(Об одном успехе поиска и находок с «участием»
данного альбома – в статье «История одного поиска», Газета «Хадашот», №3, 2015
г. Полная версия - приложение к данной статье).
Сохранились и
подаренные лично деду и его семье фотографии Хельги Аренс.
Разные по времени и по надписям на обороте.
Иосифу
Моим дорогим
неизменным друзьям от не менее дорогой и неизменной Эльги Аренс
Киев, 12 ноября
1945 г.
И последняя, в
какой-то мере соответствующая воспоминаниям Ирины Гончар из книги «Узник Сырецкого лагеря военнопленных Вл. Давыдов»:
Что касается Эльги, фамилия у нее была Аренс. Бог
его знает, кто был этот Аренс. Муж ее в то время был Аркадий Рост. Да-да, из
семейства Ростов артистов, писателей, фотографа и журналиста. А еще я с детства
слышала, что Эльга «увела дедушку» у бабушки Володи Высоцкого. Но, думаю, это
было давным-давно. Я знала Эльгу уже оплывшей, морщинистой пожилой дамой.
Ходила с родителями и бабушкой с дедом в Дом учителя на ее концерты в выборы.
Аркадий, ее муж был директором Дома учителя и подкидывал ей работу. Кстати, Дом
учителя располагался тогда в здании на бывшей Думской пл., бывшем Дворянском
собрании на месте Дома профсоюзов. Прекрасное здание внутри с великолепным
залом и мраморными лестницами…
Вот такой вот
бумеранг истории.
Но, экскурс был
бы не полным, если не представить фотографии (из того же альбома) другой, знаменитой
в Ленинграде певицы Муры Наровской.
Мура Наровская в фотографиях и переписке с семьей
И.Б.Финкельштейна
Комментариев нет:
Отправить комментарий