ДЕТЕКТИВЫ ПО ИЗВЕСТНЫМ ИМЕНАМ
По ходу своих
поисков и работы в архивах я неоднократно сталкивался с находками, которые были
связаны с известными историческими личностями, имеющими свои еврейские корни.
Некоторые из
этих детективных исследований, были воплощены в изданные статьи.
Бердичевская сага еврейской истории предков Антона и
Николая Рубинштейн
(Детективные
загадки архивных документов)
Предисловие
Когда в своих
проработках архивных документов в Государственном архиве киевской области я
наткнулся на эту запись в ревизской сказке (фактически, переписи населения),
она заинтересовала меня одним: «Некий Бердичевский еврейский купец со всей семьей
перешел в православие». Правда, фамилия купца была Рубинштейн. Что-то
подсказало мне необходимость выписки этой записи из дела.
Позже я решил
проверить свою догадку о бердичевском прошлом еврейских предков Антона (и
Николая) Рубинштейна, чей вклад в российскую (и мировую) музыкальную культуру
огромен.
Понятно, что
интернет ресурс позволяет это сделать достаточно быстро.
Вскоре я пришел
к выводу, что выписка из дела 280/2/435 (фонд/опись/№дела) – ревизская
сказка от 1834 года по купцам и цеховым
мещанам города Бердичева – действительно имеет отношение к прямым предкам
Антона и Николая Рубинштейна.
Вот что по этому
факту предлагает Википедия:
25 июля 1831 года
35 членов семьи
Рубинштейн, начиная с деда — купца Рувена Рубинштейна из Житомира, приняли православие в
Свято-Николаевской церкви в Бердичеве. Толчком к крещению,
по поздним воспоминаниям матери композитора, стал Указ императора Николая I о
призыве детей на 25-летнюю воинскую службу кантонистами
в пропорции 7 на
каждые 1000 еврейских детей (1827).
Уточнение.
Квота призыва для еврейских общин составляла десять рекрутов с одной тысячи
мужчин ежегодно (для христиан — семь с одной тысячи через год).
Антон Рубинштейн родился в селе Выхватинец
Подольской
губернии (теперь
Выхватинцы Рыбницкого района Приднестровской Молдавской Республики). Был третьим сыном в
состоятельной еврейской
семье. Отец —
Григорий Романович (Рувенович) Рубинштейн (1807—1846), происходил из Бердичева; с молодости вместе с братьями
Эммануилом, Абрамом и сводным братом Константином занимался арендой земли в Бессарабской
области и
к моменту рождения второго сына Якова (1827 — 30 сентября 1863), в будущем врача,
был купцом второй гильдии».
Другие интернетовские источники информации, в той или иной
степени, подтверждают эти факты, со ссылкой на глубокие проработки
историков-биографов и музыковедов, современников Антона и Николая Рубинштейнов.
В некоторых других источниках была и такая информация:
«Роман (Рувим)
Рубинштейн
Бердичевский
купец 1-й гильдии
(От автора. Очевидная
погрешность. Вероятнее всего: Житомирский купец, проживающий и промышляющий в
Бердичеве, так как в это время Бердичев был заштатным городком Житомирского
уезда Волынской губернии)
В
1813 году ему вручена была золотая медаль "за щедрые пожертвования для
российской армии" (Очевидно, что награда последовала за действия в
войне 1812 с Наполеоном Бонапартом).
При
переходе в христианство он принял имя Роман»
Вопросы,
которые задают документы
И как же это все сочетается с записью в
Ревизской сказке, которую подтверждали своими подписями представители
еврейского кагала Бердичева?
Что же следует из этого документа.
1. Рувин
Бенцион Лейбович Рубинштейн, возраст которого по предыдущей 7-й ревизии
1816 – 32 года, в 1829 (!) году со всем семейством перешел в христианство.
Далее
имя Рувин-Бенцион было сменено на Роман.
2. Жена – Элька. Вторая жена.
Пояснение. Возраст не
присутствует, так как до 1834 года произошло событие, изменившее статус. Для
женщин в Р.С. указывался только настоящий возраст.
3. Дети:
а) Девочки.
Рейзя,
Бейла, Хана.
Пояснение то же, что и в п.2
Непонятно, кому из девочек Элька
приходилась родной матерью?
Вполне возможно, что после 1829 года
рождались и другие девочки.
б) Мальчики.
б.1. Абрам. Сын Рувин-Бенциона от 1 брака. 14 лет в 1816. При переходе в
православие сохранил имя.
б.2. Гершко. Сын Рувин-Бенциона от 1 брака. 10 лет в 1816. При переходе
в православие сменил имя на Григорий.
б.3. Муниш. Сын Рувин-Бенциона от 1 брака. 3 года в 1816. При переходе в
православие сменил имя на Эммануил.
б.4. Янкель. Сын Рувин-Бенциона от 2 брака. 1 год в 1816.
Предположительно, именно этот сын стал Константином,
при переходе в православие.
Какая же такая метаморфоза произошла с
купцом 1 гильдии в период с 1813 по 1829?
Что подтолкнуло купца 1 гильдии на такой
шаг, который дал повод всему кагалу Бердичева единовременно оплакивать 35
человек?
Очевидно, что далеко не последний член
этого кагала, отметившийся своей благотворительностью на армию в 1812, не мог
активно не участвовать в жизни своей общины: как налогоплательщик, меценат и
благотворитель. Учитывая то, что в Бердичеве в переписных листах 1897
присутствуют несколько домов Рубинштейна (хозяевами в которых были записаны не
представители этой фамилии) могу предположить, что кое-что своей общине
Рувин-Бенцион, таки, оставил.
Указ Николая 1 от 1827 по кантонистам,
конечно же, был весомой причиной. Отец и дед, отмеченный наградами предыдущего
царя, естественно переживал за будущее сыновей и внуков.
В кантонисты еврейских детей забирали в
возрасте от 12 до 18 лет.
Очевидно, что в 1827 два сына
Рувин-Бенциона попадали в эту «вилку»: Муниш – 14 лет, Янкель – 12 лет.
В последующем та же участь ждала его
внуков.
Но только ли это стало причиной? Ведь
купец такого уровня имел финансовую возможность решить этот вопрос в кагале.
Скорее всего, так и должно было произойти. Но в этой истории проявляются странности
и с ними ряд вопросов:
1. Почему вдруг все сыновья Рувин-Бенциона
(в 1829 году точно) оказываются и арендуют землю в каком-то селе, Бессарабской области, за чертой
оседлости?
В селе Выхватынец 28 ноября 1829 года рождается Антон
Рубинштейн.
2. Что заставило отца с достатком
выставить из дома всех сыновей с их семьями и отправить в совершеннейшую глушь
для проживания?
3. Почему в ревизских сказках записан
1829 год – как год перехода в христианство? А официальная дата этого перехода -
25 июля 1831 года.
В интернете, на сайте Научного центра
иудаики и еврейского исскуства (http://www.jewishheritage.org.ua/ru/2391/berdychev.html) нахожу
следующую информацию :
Уже в начале XIX в. в зажиточных слоях еврейской общины Бердичева
стали распространяться идеи просвещения (Хаскала). По инициативе писателя и
публициста Ицхака Бер Левинзона был образован кружок "любителей
образования". Свободное от предрассудков толкование Левинзон еврейской
этики и религии, проповедь овладения общечеловеческими знаниями, оказали позже
сильное влияние на несколько поколений еврейской молодежи Бердичева и других
регионов Украины.
В то же
время город, давший приют одной из крупнейших еврейских общин Восточной Европы,
гордился названием "Иерусалим Волыни". Здесь сформировался сравнительно
образованный и зажиточный слой еврейского общества. Из Бердичева вышла семья
Рубинштейнов, давшая миру братьев-музыкантов Антона и Николая, первый из
которых основал консерваторию в Петербурге, а второй - в Москве. Роман
Рубинштейн способствовал уничтожению кагала Бердичева, привлекая ортодоксальное
еврейское население к образованию.
А не в этом ли ключ к разгадке событий?
Конфликт с кагалом на базе идей просвещения, а в итоге -
отсутствие возможности для откупа сыновей от попадания в кантонисты. И, далее,
как выход: вывоз всех родных на арендованные земли (в которых еще не действуют
все запретительные для евреев законы Российской империи), подальше от Бердичева
и служб военного ведомства Волынской губернии.
Почему Бессарабия?
Как раз в это время происходило формирование структурного и
правового управления Бессарабской областью в составе России.
29 февраля 1828 года был изменен действовавший до этого устав
1818, изменив принципы и характер управления в соответствие с законами
Российской империи. Вероятно, что именно по этой причине, евреи, в отличие от
других мест, в промежутке между этими событиями, могли арендовать земли в этой
местности. Чем и воспользовался Рувин-Бенцион.
Еще более интересная информация была почерпнута из источника, не
связанного с Бердичевом.
Путеводитель по Преднестровью, стр. 180
«Братья
Рубинштейн арендовали небольшой участок земли под виноградники между Рыбницей и
Дубоссарами. К Григорию направлялась беременная жена. Ехала с прислугой на
бричке по скверной дороге. Трясло. Поняли, что нужно менять способ
передвижения. Соорудили плот и поплыли на нем. В районе села Выхватынец начались
схватки. И в корчме на берегу она родила. Это рассказал 102 летний житель села,
ссылаясь на пересказы предков.
В Бессарабии Рубинштейны прожили недолго.
Братья оказались разорены, их отец посажен в тюрьму. Но когда все
приняли православие, то ограничения были сняты, и семья общим числом 40 человек
уехала в Москву».
Несмотря
на некоторый скепсис по поводу источника и самой информации, нельзя не
отметить, что изложенные в Путеводителе факты практически дают ответ на
поставленные ранее вопросы.
Вероятно,
чтобы у сыновей появилась возможность выехать из Бердичева, Рувин-Бенцион
оповестил военное ведомство и кагал о переходе в православие. И произошло это в
1829 году. Но сама регистрация события в православном храме совершена не была.
Вероятно, что событие по отъезду готовилось. До этого, в 1827-1828 г. (когда
закон еще позволял), в Бессарабии была арендована земля.
Возможно,
что с изменениями в административном управлении Бессарабской областью, пришел и
запрет на аренду земли евреями. В период с 1829 по 1831 как раз вписываются
судебные тяжбы, разорение арендаторов и арест Рувин-Бенциона.
Причинами
ареста могли быть, как нарушение законов Российской империи об аренде земель в
Бессарабской области, так и способствование
уклонению от воинской повинности
в Бердичеве.
Последним
удачным выходом из возникшей ситуации (с тюрьмой и призываемыми в кантонисты
сыновьями) была официальная регистрация перехода в православие!
Но,
следует признать, что вышеизложенную версию нельзя воспринимать как «истину в
последней инстанции». Только фактические архивные документы могут подтвердить
или опровергнуть это.
Возможно,
что документы судебных органов Российской империи по данному делу сохранились,
и ответ на вопрос обретет требуемую истинность.
Послесловие
Изначально
данная статья предполагала иные содержание и название. После сверки выписки из
архивного дела и подтверждения первичных предположений, статья предполагала
название: «Еврейские родственники Антона
и Николая Рубинштейнов».
Предполагалось,
что в Ревизской сказке за 1834 год по Бердичеву окажется не только семья самого
Рувина-Бенциона, но и семьи кого-то из его близких родственников (которых
удастся определить). Надежда базировалась на том, что в данной ревизской сказке
были представлены посемейные списки и других представителей фамилии Рубинштейн.
Даже, был
выявлен посемейный список купца (с 1833 года) Лейбы Гершоновича Рубинштейна.
Среди его детей и внуков встретилось и совпадение с семьей Рувин-Бенциона по
именам: Хаим-Герш и Янкель. Но возраст Лейбы Гершоновича в 1834 был 46 лет, что
никак не могло подходить для отца Рувин-Бенциона. Скорее всего, здесь
присутствовало двоюродное или троюродное родство.
02.03.2017 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий