События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

среда, 6 мая 2020 г.

Американская политсатира у барной стойки, интернет-обзор


Шварценеггер шутит: Актер-культуристи экс-губернатор штата Калифорния
Политик и киноактер Арнольд Шварценеггер не однажды радовал общественность находчивостью и чувством юмора. Будучи губернатором Калифорнии, он отправил в Ассамблею Калифорнии - нижнюю палату законодательного собрания - письмо, в котором по первым буквам семи последовательных строчек читается красноречивая фраза "FUCK YOU". Так уж исторически сложилось, что во всем мире люди способны без труда уловить суть этого "посыла", но русскоязычный читатель знать английские ругательства не обязан, потому предлагаем примерный перевод, выполненный в традиции дублирования кинофильмов: "Да пошел ты к черту!" Адресовано это было, без сомнения, члену Ассамблеи Тому Аммиано (Tom Ammiano), который ранее советовал губернатору поцеловать его "голубую задницу" (gay ass).


"Боже мой, ну и совпадение - первые буквы строчек сложились в какую-то фразу, - заявил пресс-секретарь губернатора Аарон Маклир (Aaron McLear). - Но я полагаю, что нечто подобное обязательно должно было случиться, когда так часто используется право вето". Для пущей убедительности Маклир предоставил прессе другие губернаторские послания, в которых вдоль левого поля можно было прочесть слова "поэт" и "мыло" - без всякого умысла со стороны Шварценеггера. Аммиано - заметная фигура в калифорнийской политике. Когда-то он был первым в Сан-Франциско школьным учителем, публично признавшимся в своем гомосексуализме, и сподвижником небезызвестного Харви Милка - американского пионера борьбы за права секс-меньшинств. С середины 1990-х Аммиано заседал в городском совете Сан-Франциско, а место в Ассамблее штата завоевал в 2008 году. Открытый конфликт со Шварценеггером возник у политика седьмого октября, когда губернатор неожиданно появился на собрании Демократической партии - он участвовал в другом мероприятии по соседству и решил заглянуть на огонек. Находившийся в аудитории Аммиано громко обозвал губернатора лжецом и прокричал ту самую вызывающую фразу про свою задницу. Впоследствии законодатель объяснил, что таким образом он отреагировал на "дешевый рекламный трюк" Шварценеггера, без предупреждения явившегося на собрание своих политических соперников. Губернатор думал недолго - письмо с сюрпризом было подготовлено уже через четыре дня. Сразу ли Аммиано прочитал "послание" или вместе со всей общественностью 27 октября, неизвестно. Некоторые комментаторы сомневаются, что идея зашифровать ругательство в форме своеобразного акростиха принадлежит самому губернатору: дескать, вероятно, развлеклись работники аппарата. Но маловеры упускают из виду характер Шварценеггера.  Хотя все те же пресловутые «эфюсикей» давно уже превращены в веселенкую скороговорку: «эфюсикей –эфюсики, скорее сбросим трусики»…


Еще до обретения славы, на заре карьеры в бодибилдинге, будущий политик разыгрывал англоязычных коллег, обучая их азам немецкой вежливости, - в действительности "вежливые" фразы могли звучать, мягко говоря, неоднозначно. С кем-то еще "Австрийский Дуб" делился рецептом "чудотворного" спортивного питания (смесь мороженого с арахисовой скорлупой и солью), которое вызывало весьма неблаговидные последствия. Позднее же, освоившись на съемочных площадках, Шварценеггер принялся выдумывать настоящие перлы лаконичного юмора, которые стали неотъемлемой частью его фильмов. Не растерял он чувство юмора, и перебравшись в большую политику. Вспомним хотя бы, как губернатор рассказывал об урезании бюджета, вооружившись огромным ножом. Между тем в сложившихся обстоятельствах - треволнения вокруг все того же бюджета, препирательства с законодательным собранием, рекордное снижение рейтинга - без чувства юмора Шварценеггеру просто не обойтись. Остается надеяться, что он и впредь не разучится шутить и не потеряет присутствие духа под натиском всяких "голубых задниц".
Недавно маститый американский журнал «Atlantic» разместил статью о российских и советских анекдотах. Первый пример анекдота такой:
Брежнев утром выходит на балкон и говорит:
 «Здравствуй, солнце».
Солнце ему отвечает:
«Доброе утро, Леонид Ильич, наш мудрый вождь, защитник нашего светлого коммунистического будущего, друг всего прогрессивного человечества, хранитель мира во всем мире».
Вечером, чтобы полюбоваться на закат и услышать хвалебные слова, Брежнев опять выходит на балкон.
«Здравствуй солнце», – говорит.
«Иди ты на… – отвечает солнце. – Я уже на Западе».
В последние годы свои и чужие политические анекдоты вошли у американцев в моду.
«Слышали новость? – говорит мой студент Томас П., просунув голову в дверь моего кабинета. – Российским спортсменам не позволили принять участие в летних Олимпийских играх 2020 года из-за допинга. Трамп пригласил их принять участие в выборах 2020-го».
На секунду можно принять и эту шутку за правду. Томас смеялся, но очевидно ясно, что часть про Трампа – это все-таки анекдот. Хотя в политике всегда важна и принятна самоактуализация личности. Так же, кстати, сегодня поступают и многое завсегдатаи социальных сетей: фейсбук, гугл, инстаграм…



Анекдот, как и сегодняшняя политическая сатира – это жанр тех, кого прессуют, кто в меньшинстве, кто безвластен, но остроумен. Почти до самого конца ХХ века о политических анекдотах в Штатах если и знали, то только от иммигрантов из соцстран. А политическая сатира получила популярность, лишь когда американцы почувствовали, что демократия в опасности.Произошло это во время президентства Джорджа Буша-младшего, когда политическая сатира сделалась одним из излюбленных жанров вечерних телевизионных шоу. Следующий взлет сатиры произошел сразу после победы на выборах Дональда Трампа. Но на сегодняшний день, хотя демократия, по мнению многих, продолжает быть в опасности и телезрителей сатирических шоу все еще насчитываются миллионы, качество сатиры и интерес к ней зрителей пошли на убыль. Что же произошло?
Политическая сатира – это старый уважаемый жанр европейской культуры. С очевидным ехидством Данте в своей «Божественной комедии» отправил некоторых современных ему политических лидеров прямо в ад. Но, как правило, политическая сатира Европы (ее расцвет пришелся на XVII и XVIII века) над сильными мира сего глумилась с оглядкой и больше высмеивала индивидуальные пороки тех, кто стоял на нижних ступенях социальной лестницы. Пример тому несносный, но стремившийся к знаниям буржуа в «Мещанине во дворянстве» Мольера, узнавший, к своему изумлению, что говорит прозой, и вызывавший хохот у аристократии. В смысле: не лезь со своим рылом в наш высший круг. Традиционная иерархия не подлежала сомнениям. В этом смысле американцы долгое время придерживались старой традиции. До недавнего времени американцы к власти относились без пиетета, но с уважением – власть в Америке выборная, законодательство принимается демократически избранными представителями, и насмехаться над системой или политической программой президента казалось дурным тоном.



Насмешки в XIX веке принимали часто форму сомнений на тему мужских достоинств политика. За неумелое ведение войны 1812 года президента Джеймса Мэдисона называли Миссис Мэдисон. Генерала Роберта Ли, проигравшего Войну Севера и Юга, называли бабушкой Ли… В течение ХХ века пищей для комиков служили в основном манеры политиков и их человеческие слабости… Сколько было смеха, когда президент Форд, сходя с авианосца после торжественной речи, споткнулся. Комики сто раз изобразили, как он, такой большой и неповоротливый, чуть не упал. Понятно, что такие насмешки не были политически окрашенной критикой, хотя неуклюжесть Форда, в реальности спортсмена и бывшего футболиста, осела в коллективной памяти… Личные недостатки политиков тоже служили прекрасной мишенью. Особенно радовали комиков сексуальные похождения сильных мира сего. Билл Клинтон и его отношения со стажеркой Моникой Левински кормили сатирические шоу несколько лет подряд. Это, мягко говоря, не был звездный час американских комиков. День за днем и месяц за месяцем взрослые мужчины и профессиональные шутники популярных вечерних телевизионных шоу нацеливали свой юмор (речь шла в основном об оральном сексе) на наивную до придурковатости девчонку, выставляя ее на посмешище всего англоязычного мира.
По-настоящему американская политическая сатира начала входить в силу только при Буше-младшем. Безвыигрышная война в Ираке, начавшаяся под ложным предлогом, религиозный консерватизм президента и его партии, консервативная политика в делах социального обеспечения – весь этот, с точки зрения либералов, ретроградный букет требовал противостояния… И вот тут на авансцену решительно вышло новое поколение сатириков. Они оказались зубастой, непримиримой армией вооруженной в отличие от своих противников острым умом. Каждый вечер они рассказывали о текущих новостях и их комментировали, да так, что миллионы американцев покатывались со смеху. Обаятельный Джон Стюарт и прелестно-ядовитый Стивен Кольбер своими шутками внушали зрителям чувство оптимизма. В их сарказме слышалась победа разума. Они давали либеральным зрителям чувство превосходства над враждебным консерватизмом и ощущение, что единомышленников много и они составляют мощную группу хохочущего гражданского общества. В конце концов, комики создавали общественное мнение – в своих шутках они формулировали то, что большинство их зрителей чувствовало лишь интуитивно. Когда стало ясно, что американское правительство во главе с президентом Бушем не справляется с войной в Ираке, а дома в США не справляется с катастрофическими последствиями наводнения в Новом Орлеане, который был затоплен во время урагана, Кольбер выдал такой комментарий:
«Я стою за президента Буша. Я стою за него, потому что он за многое может постоять. И он не только может постоять за многое, но он может и постоять на многом. Он может постоять на палубе авианосца и постоять на куче щебня в центре площади в городе, пострадавшем недавно от наводнения. И это вселяет в нас уверенность, что что бы ни случилось с Америкой, Америка всегда одержит победу, и помогут ей в этом самые мощные в мире постановочные фотосъемки».
Комики настолько вошли в силу, что значительная часть американской молодежи черпала новостную информацию не из газет или телевизионных новостей, а из сатирических шоу. Ведущих сатириков зрители начали воспринимать как журналистов, и сатирики сами начали относиться к себе всерьез. Джон Стюарт, например, помог провести постановление о долгосрочной медицинской страховке всем тем, кто работал в первые дни и недели на развалинах башен-близнецов после теракта в Нью-Йорке 2001 года. Стюарт не только высмеивал сенаторов-республиканцев, не желавших подписать постановление о медицинском страховании, но и приглашал на свое шоу рабочих, пострадавших от токсичной пыли разрушенных зданий. В конце концов под давлением общественного мнения, во многом сформированного Стюартом, законодательство было утверждено. Через несколько лет медицинское страхование спасателям надо было продлевать еще раз, и республиканцы вновь принялись тормозить помощь. «Вам должно быть стыдно», – сказал Стюарт без шуток сенаторам, выступая перед ними в качестве защитника прав пострадавших. И слова его имели вес, как ни у кого. Согласно опросу Pew Research Center, к концу президентского срока Буша большинство американцев считало Джона Стюарта одним из людей, наиболее заслуживающих доверие.


Комики завоевали такой авторитет, что в надежде на их снисходительность политики перед ними заискивали. В 2008 году тогдашнему кандидату в президенты сенатору Джону Маккейну (ныне покойному) пришлось пожалеть, что он, сперва согласившись, отказался появиться на комедийном шоу Дэвида Леттермана. Маккейн был осмеян, да так, что ему пришлось прийти на шоу и принести извинения. Во время президентского срока Обамы комедийные шоу временно потеряли свою злободневность. Обама был ближе по своим убеждениям к сатирикам. Кроме того, он был сдержан, говорил продуманно, держался достойно, был красив и строен. За него болели и ему сочувствовали. Мишенью шуток была популярность президента, а не он сам. Джон Стюарт так комментировал визит президента в Израиль: «Обама заедет в Вифлеем навестить хлев, где он родился». Политическая сатира зашла в тупик.
Но в 2016-м явился, казалось бы, спаситель сатиры – Дональд Трамп. В нем все для комиков было лакомством – крашенные в рыжий цвет волосы, зачесанные на лысине, странно бронзовый цвет лица – результат искусственного загара или грима, сексуальные связи с женщинами с сомнительной репутацией, изумляющее даже школьников незнание американской истории, неумеренная хвастливость, грубый расизм, постоянное и очевидное вранье, темные отношения с Россией и, самое главное – фундаментальное презрение к демократии и очевидная склонность к авторитаризму. То есть шути – не хочу! И комики принялись за дело. В количественном отношении число шуток, направленных на Трампа, беспрецедентно, пишут С. Фарсворт и С. Роберт Личтер в книге «Поздно вечером с Трампом».
Вот несколько примеров юмора сатириков:
«Согласно анализу новостного портала Politico, проанализировавшего заявления Трампа, сделанные им за неделю, Трамп лжет примерно каждые 3 минуты и 15 секунд. С одной стороны, это прискорбно, но, с другой стороны, по его вранью можно понять, готов ли попкорн, который вы поставили в микроволновку», – комментировал знаменитый Кольбер.
«Вчера официальные органы США заявили, что Россия делала попытку инфильтрации избирательных систем в 21 штате. Трамп был в ярости: «Я же заплатил за все 50! » – шутка Джимми Фаллона.
«Северная Корея совершенно не понимает, что задевает американцев. Они всегда кричат: ваш президент опасная тупая свинья. Мы говорим – ну да, мы в курсе», – сказал Джимми Киммел.
Если цель сатириков – приводить в ярость Трампа, то бьют они без промаха. Ни один президент до Трампа не вступал в перепалку с телевизионными комиками. Трамп ругает их поименно, грозит им, как может, и вслух мечтает о законе, который бы их заткнул.
«Ничего смешного в занудном шоу SNL («Субботний вечер в прямом эфире») на канале фальшивых новостей NBC! Вопрос в том, как это телевизионным каналам удается безнаказанно совершать нападения на Республиканскую партию? Это очень несправедливо, и этим нужно заняться. Вот это и есть настоящая конспирация!» – лютовал недавно в Twitter президент. Но заявление, что комиками нужно «заняться», показалось ему недостаточным: «Фальшивые и коррумпированные СМИ – это враги народа!» – добавил он.
Несмотря на то, что президент своими нападками создает дополнительную рекламу этим передачам, привлекая к ним внимание, популярность телевизионных и сатирических шоу резко в этом году пошла на спад. В этом году количество зрителей в возрасте 18–49 лет снизилось на 30%.
«Мы перестали смотреть эти шоу», – сказала мне нью-йоркская пара – Питер Брод 38 лет и Ана Хеи 29 лет. Оба они профессионалы с высшим образованием и принадлежат к той группе, потеря которой особенно болезненна для шоу-бизнеса, финансируемого рекламой. «Мы раньше очень увлекались Стюартом и Кольбером. Но сатирические шоу перестали быть смешными. Может быть, потому, что юмор всегда связан с надеждой на что-то лучшее. Сейчас, реально говоря, надежды на будущее очень мало. Трамп и его администрация способствуют разрушению окружающей среды и глобальному потеплению. Это необратимые процессы разрушения будущего. И даже когда Трампа не будет, тот вред, который наносится сейчас окружающей среде, необратим. Перед лицом бесповоротного глобального потепления и зреющей глобальной катастрофы шутки больше не работают», – сказал Питер. «Кроме того, мы в начале нарастания волны популизма и авторитаризма. Сатира, видимо, не может охватить глубины и серьезности этого явления», – добавила Хеи.
О состоянии сегодняшней сатиры в США емко сказал в Университете имени Вашингтона и Ли профессор-филологии Кевина Кротти, недавно читавшего курс об истории сатиры и комедии.
«Многие считают, что последние десятилетия в США были золотым веком сатиры, когда на телевидении господствовали такие светила сатиры, как Джон Стюарт и Стивен Кольбер», – сказал Кротти.
«Странно сказать, но в последнее время сатира, похоже, внезапно и резко оборвалась. Произошло это с приходом к власти Дональда Трампа. Текст сатирических шоу перестал быть острым, комики не так забавны, цели их кажутся туманными, – говорит Кротти и предлагает следующее объяснение: «Отчасти проблема сатиры – это проблема свободы слова или, проще говоря, проблема, связанная с природой речи. Любая речь предполагает, что есть говорящий, есть сообщаемая информация и есть аудитория. Но в сегодняшнем мире все эти привычные составляющие оказались размыты. Например, право на свободу слова предполагает, что есть человек, который осуществляет свое право открыто и критически говорить о тех, кто находится у власти. Но теперь, с появлением «ботов», извергающих потоком ложную информацию, фантастические теории конспирации и просто мелкие искажения фактов, очень трудно узнать, кто все это говорит и является ли источник данной речи, данного слова живым человеком, а не роботом. Раньше сатира использовала пародию как одно из самых забавных и смертоносных видов оружия. Сатира зависела от способности аудитории различать правду от комической лжи, похожей на правду, но от нее очевидно отличающейся. Но в настоящее время людям становится все труднее определить разницу между правдой и преувеличением, хотя бы потому, что источник информации часто скрыт. Кроме того, раньше сатира апеллировала к общепринятому здравому смыслу аудитории, к некому общему знаменателю. Но вряд ли сегодня есть что-то, что можно назвать здравым смыслом: все аспекты жизни политизированы и все определяется идеологической и партийной принадлежностью человека. То, что для одного человека является здравым смыслом, для другого может быть криптофашизмом или, наоборот, ультраэлитарным либерализмом».
Хотя, по мнению Кротти, сатира во многом потеряла свою эффективность, но от привычки смотреть сатирические шоу он, как и миллионы других американцев, пока отказываться не готов. Но накануне двадцатых годов двадцать первого века политическая сатира стала самым востребованным жанром в американских СМИ. Анекдоты, карикатуры, пародии, импровизации и розыгрыши над политиками набирают едва ли не большую аудиторию зрителей/читателей, чем новости и аналитические материалы. Аудитория популярного шоу Saturday Night Live, где президента Трампа исполняет Алек Болдуин, а пресс-секретаря Спайсера - Мелисса Маккарти, выросла до 10.6 млн., что является абсолютным рекордом за 22 последних года. Комедийно-политическое шоу Стивена Колберта впервые за три года превзошло по количеству зрителей развлекательное шоу Джимми Фэллона… Спрос на политическую сатиру в обществе всегда приходит с неопределённостью. Люди не знают, чего ждать от политиков или опасаются необдуманных действий руководства страны, что рано или поздно приводит к естественной защитной реакции - смеху.  Также сатира является мощнейшим оружием в борьбе с любым диктаторским режимом. Ничто так не раздражает властных деспотов, как народный смех. При этом сатира не приемлет банальных оскорблений. Она всегда содержит в себе большую долю язвительной правды, которая попадает в самое сердце диктатора.
Лучшим примером сатиры во всей человеческой истории, на мой взгляд, является фильм Чарли Чаплина “Диктатор” (The Great Dictator, 1940), в котором он представил Гитлера ничтожным идиотом.  По легенде, фюрер посмотрел фильм трижды и каждый раз приходил в такое психопатическое бешенство, что рвал на себе волосы. К моменту первого просмотра он захватил почти всю Европу и уничтожил всю оппозицию, но именно Чаплин с “Диктатором” вызвали в нём лютый первобытный гнев, а гнев, как известно, часто является стыдом, обращённым внутрь.
Политическая сатира имеет одну удивительную особенность: чем больше на неё обращает внимание объект насмешки, тем сильнее она становится. Её можно победить либо равнодушием, либо здоровым смехом. Нынешний расцвет сатиры, естественно, произошёл благодаря Дональду Трампу, который не понимает, что в здоровом американском обществе политическая сатира не менее важна, чем Конституция. Если в стране нет сатиры, то на её место приходит культ личности. Примеров - масса: Иран, Туркменистан, Россия, Северная Корея и т. п. Трампу необходимо знать, что своему появлению в Америке политическая сатира обязана отцу-основателю Бенджамину Франклину, который обладал великолепным чувством юмора и всегда спускал на землю своих оппонентов тонкими язвительными шутками. В своих трудах он писал, что сатира является самым простым и доступным способом общения с любой властью. Она дисциплинирует власть имущих, проверяет на прочность их нервы и отображает свободу слова, закреплённую в Конституции. Некоторые исследователи считают, что Франклин считал сатиру хорошей альтернативой любви, уважению и преклонению народа перед любым руководством. Уже в XVIII веке величайший американский деятель понимал важность сатиры для социально-экономической среды. Там, где можно смеяться над президентом и министрами - можно молиться, работать, учиться - жить.  По глубокому убеждению Франклина,  сатира никогда не должна подвергаться цензуре. Слишком мягкая или слишком грубая сатира не будет востребована обществом. Народ всегда сам улавливает ту самую грань, где политический юмор достигает своего пика.  Эта идея хорошо реализовалась в американских СМИ в XIX веке, когда в массовом порядке начали появляться политические карикатуры, памфлеты, а также разговорный юмористический жанр (предвестник современных камеди-клабов).

Сатира прочно проникла в бродячие цирки, где за несколько центов можно было узнать “пару-тройку непристойностей” о Джеймсе Монро или Джоне Адамсе (пятый и шестой президенты США). Политическая сатира в США всегда была феноменом для иммигрантов из стран с диктаторским режимом. Поначалу они не могли понять, почему американцы не боятся своих президентов и так часто над ними потешаются. Только спустя некоторое время такие иммигранты понимали, что сатира и есть наивысшая степень народного доверия. Именно через политический юмор американцы дают знать президенту, что их устраивает, а что не устраивает в государственной политике. Поэтому самые умные президенты США всегда тонко прислушивались к сатирическим издёвкам. Именно в эти моменты они были едины с народом.   Из всех американских сатириков XIX века особо необходимо выделить Марка Твена и Амброза Бирса. Блестящие знатоки психологии и слова, они умели высмеять политиков, даже не упоминая их имён. При этом если Твена можно отнести к школе интеллектуальной сатиры, то Бирс добавил в политический юмор изрядную долю цинизма, что вывело его на принципиально иной уровень. Если бы эти два сатирика жили сегодня, то Трамп, вероятно, сошёл бы с ума от их издевательских шуток… Развитие телевидения в XX веке сделало жанр политической сатиры общедоступным. С 60-х годов в Америке сформировался социальный слой (по разным оценкам - от 5% до 15% населения), который интересуется делами президента только по сатирическим передачам, памфлетам и карикатурам. Для таких людей изображающий Трампа актёр Алек Болдуин говорит гораздо больше, чем сам президент Дональд Трамп со своим Twitter-аккаунтом.   На рубеже XX и XXI веков политическая сатира ушла ещё и в интернет. Она реализовалась в смешных картинках, коллажах, роликах и мемах. Политкорректность исчезла полностью и сегодня ни один суд не возьмёт на себя  смелость  возбудить уголовное дело за сатирическое произведение, которое одновременно является дискриминационным, призывающим к ненависти и т. п. В здоровом обществе такое произведение просто не будет востребовано.  Для каждого президента США сатира всегда являлась тестом на прочность. В этом плане лучше всех держал удар республиканец Рональд Рейган (1981 - 1989). Он не только регулярно принимал участие в самых “опасных” политических шоу, но и сам являлся великолепным сатириком. Когда над Рейганом подшучивали в прямом эфире или во время встречи с народом - он искренне смеялся, а потом рассказывал какую-нибудь историю из своей прошлой актёрской жизни или советский анекдот, которые бережно коллекционировал много лет.   Американцы не зря считают Рейгана одним из лучших президентов США. Его высокий рейтинг обусловлен не только длинным списком важных законов, но и чувством юмора, харизмой, рассудительностью и скромностью. Именно так должен вести себя президент величайшей страны на планете.
Что касается Трампа, то его отношение к политической сатире мы видим уже на протяжении целого года. СМИ над ними тонко издеваются, смакуя каждую деталь трамповского характера, поведения и психологии, а он злится и грубит журналистам. Трамп даже не понимает, что его враждебная реакция - лучший хворост для сатирического огня. Чем больше Дональд пытается “заткнуть” СМИ, тем задорнее и разнообразнее становится журналистский юмор. Яркое тому подтверждение - зашкаливающие рейтинги сатирических шоу.
По существующему в сети виртуальному  рейтингу первое место занимает Saturday Night Live (NBC), где под сатирический пресс бросаются все - от Трампа до Путина.  На втором месте - неподражаемый Стивен Колберт и его The Late Show with Stephen Colbert (CBS). Интеллект этого юмориста поражает. Не зря журнал Time дважды включал его в список 100 самых влиятельных людей мира.  Джон Стюарт в этом году отмечает 30-летие своей сатирической деятельности. Он много появляется в различных передачах и много гастролирует по Америке. С 1987 года все президенты опасались Стюарта. Он начал потешаться ещё над Рейганом, а потом прошёлся ещё по пяти президентам. Главы государства меняются, а Стюарт остаётся таким же критичным как к республиканцам, так и к демократам... Билл Марр на своём шоу Real Time with Bill Maher (HBO) также никого не боится. Этот человек мне нравится тем, что даже если серьёзной причины уколоть президента вроде как нет, он её обязательно найдёт. Гений сарказма и чёрного юмора. Также великолепным сатириком является Джон Оливер с авторским шоу Week Tonight with John Oliver (HBO). Если вы устали от новостей, то узнавайте их в интерпретации Оливера. Гарантирую, что будет очень смешно. И все же всем нам следует как можно  меньше переживать за Трампа, Конгресс, демократов и республиканцев. Меньше разговаривайте на политические темы с родственниками, друзьями и коллегами. Меньше следите за Twitter-аккаунтом 45-го президента. Помните фундаментальное правило: пока в Соединённых Штатах существует политическая сатира - с вами будет всё в порядке. Сатира не сможет спасти весь мир, но Америку она спасала многократно.
Если бы сатира была бессодержательной и глупой, то она бы не пользовалась популярностью. Сатира на то и сатира, что слишком тонка. Как французский "Шарли Эбдо", разозливший исламистов. Первое лицо в как раз и должно быть поводом для сатиры и смеха. От президента надо требовать, а не любить или уважать. Он народный слуга. Пусть работает или пинком под зад его. Он нанятый нами работник. И не важно Трамп это, Обама или Рейган... Но не скажите этого "правозащитникам" из Национальной Ассоциации Содействию Цветному Населению (NAACP), которые потребовали возбуждения уголовного дела против родео клоуна одевшего маску Барака Обамы. Если бы ещё вся эта сатира не была такой бессодержательной и глупой. Вроде леди либерти с отрубленой головой. У каждого человека на работе есть начальник, который может критиковать и ругать подчиненого. Президент это такая ж работа, а его начальник это народ. И народ может критиковать подчиненного, если тот сделает что то не так. Мы не в какой-то диктаторской стране, а в Америке! Я думаю, что президент первое лицо государства не должно быть поводом для сатиры и юмора. Притом даже, что это президент США. Сразу видно, что вы не смотрите SNL. До 1998 года, они действительно одинаково высмеивали как республиканцев, так и демократов. Однако в 1998 году руководство NBC решило, что диктор SNL новостей Норм МакДональд слишком больно высмеивает Клинтона и заставило директора SNL его уволить. Назначенная в следующем году главписакой SNL Тина Фей, превратила шоу в ту скучную, политкорректную, однобокую тень какую мы видим по сей день. Пародии на Обаму носили весьма нейтральный характер и не имели целью его опустить. Пародии на Клинтон не затрагивали слухов об ее истеричном характере, и продаже государственных секретов взамен на контрибуции в личный фонд четы Клинтон. Зато для пародии на республиканцев, SNL не гнушается приглашать "таланты" извне. Отличный пример - Алек Болдуин и Мелисса Маккарти. Остальные "сатирики" вроде Стюарта, Оливера, Махера и Колберта вообще практически никого кроме республиканцев не высмеивают. Благодаря этим мерзавцам, целое поколение молодых Американцев презирает республиканцев. Кому охота следовать за "опущенными"? Сатирики ржут над теми, кто смешнее. А в настоящее время - смешон Трамп и рейтинги SNL и других передач это доказывают. Во время предвыборной кампании Фэллон и компания шикарно оторвались на Хиллари и Сандерсе, показав одну тяжело больной и находящейся при смерти, а второго - сумасшедшим коммунистом. Обаме тоже доставалось по первое число. Особенно за Обамакер. Так что партийная принадлежность значения не имеет. Помои юмора льюится на всех одинаково. Проблема в том, что некоторые персонажи вообще не вызывают желания над ними хохотать. Вроде угрюмого Никсона... Кстати, сатира является хорошим дисциплинирующим оружие. Возьмите Спайсера. Как только он захотел поиграть в маленького Трампа, Мелисса Маккарти его быстро уделала. Сейчас он ведет пресс-конференции - чуть не ревет. Хорошо его на землю опустили... Нет нечего плохого, когда сатирики одинаково высмеивают представителей обоих партий. Другое дело что в Америке за последние двадцать лет, 100% рынка сатиры захватили либерасты, которые используют черный юмор на манер школьных садистов, для опускания имиджа оппонентов демпартии. Соц-маргинальные пропагандисты от "сатиры", отравили мировозрение целого поколения молодых американцев, для которых "сатирические" передачи - главный источник новостей. Так что в отношении политической демонизации, однобокие садисты вроде Стюарта и Махера, мало чем отличаются от издателя "Der Stürmer" Юлиуса Штрайхера.
Русское заглавие книги Скотта Адамса «Дави как Трамп. Как оказывать влияние и всегда добиваться чего хочешь в переговорах» (выходит в издательстве «Бомбора») немного сбивает с толку. Ее легко спутать с очередным опусом в духе мотивационных наставлений Дейла Карнеги. Однако работа, оригинальное название которой «Win Bigly: Persuasion In a World Where Facts don't Matter» (буквально: «Выиграй по-крупному: убеждение в мире, где факты не имеют значения»), мало похожа на поваренную книгу по личностному росту. Скорее, это сборник в меру аналитических наблюдений – часто спорных, но и нередко остроумных – от известного в Штатах блогера и автора комиксов, наиболее популярным из которых является сатирический Dilbert. Еще неизвестно, поможет ли мастерство убеждения, которое автор приписывает американскому президенту, выпутаться тому из нынешней передряги с импичментом (с угрозой которого, справедливости ради, Трамп сталкивается не впервые). Но, оглядываясь назад, Скотт Адамс, который «одним из первых публично предсказал победу Трампа» на президентских выборах, с удовольствием подчеркивает свою прозорливость на фоне общего скепсиса:
«Я так много говорил и писал о навыках убеждения Трампа, что люди стали называть меня его сторонником. К тому времени мои посты о Трампе уже стоили мне половины друзей, моя прибыльная карьера оратора закончилась, а мое присутствие стало крайне нежелательным в любой смешанной компании. Но я не беспокоился об этом, поскольку знал, что не ошибаюсь в своих предсказаниях и Трамп одержит победу на выборах. А победа решает большинство проблем».
Несмотря на то, что результаты опросов противоречили моим предположениям, я верил в них вплоть до этого интервью [Трампа] с Джейком Таппером на CNN (подробнее о нем ниже. – Republic). В этом измерении я безрассудно настроил против себя своих друзей, уничтожил свою профессиональную репутацию и урезал свои доходы вполовину. И все, что я получил взамен, – это запись в «Википедии» под моим именем о том, что я поддерживаю приписываемый президенту расизм. Ситуация была далека от идеала. Я публично заявил о несогласии с Трампом после его интервью на CNN просто для того, чтобы выбраться из этой опасной зоны. Но спасать то, что я уже потерял, к тому времени было слишком поздно. Мне, идиоту, удалось запятнать уважаемую карьеру одного из лучших карикатуристов страны таким позором, который ничем не смыть.
Это была одна версия реальности.
Одновременно я находился в другом измерении, в другой реальности. Здесь Трамп отмахивался от споров вокруг CNN/KKK (Ку-клукс-клана. – Republic) и собирался победить на президентских выборах. В этой версии реальности я в конце концов был реабилитирован, по крайней мере как заслуживающий доверие политический обозреватель. А выигрывать всегда приятно.

Я обладал преимуществом в прояснении сущности Трампа, поскольку имею необычный набор талантов. Начнем с того, что я профессиональный гипнотизер и всю жизнь учусь на факультете убеждения. Обученные убеждающие распознают технику, используемую другими убеждающими, так, как неподготовленные люди сделать не смогут. Я был одним из первых, кто распознал в кампании Трампа высококлассную бизнес-стратегию, которая может показаться дикой экспертам, не имеющим опыта в бизнес-сфере. У меня, напротив, большой опыт ведения бизнеса в разных областях, поэтому большая часть того, что делает Трамп, меня не удивляет. Например, в том, что другие называли возмутительно непрактичной и даже аморальной политикой, я видел стандартную тактику переговоров и гиперболизацию, обеспечивающую более простой и быстрый путь к золотой середине. Именно это Трамп и сделал.
С тех пор как Трамп выдвинул свою кандидатуру, самая большая проблема, связанная с убеждением, заключалась в том, что люди буквально не могли представить его в качестве президента. Мы легко можем представить в качестве президента скучных старых сенаторов и губернаторов. Но вообразить, как этот оранжевый шар из провокаций восседает в Овальном кабинете, было действительно непросто. И поэтому я с трепетом наблюдал за тем, как Трамп планомерно исправлял свою главную проблему, подталкивая нас к тому, чтобы в итоге мы смогли самостоятельно представить его президентом. Лучшим ходом в данном направлении стало его появление в ночном телевизионном шоу «Субботним вечером в прямом эфире».
У меня достаточно опыта в появлении на телевидении и радио (я делал это несколько сотен раз), чтобы знать о некоторых вещах, которые не обязательно знать широкой публике. В частности, я знаю, что гость такого уровня важности, как кандидат в президенты, имеет право решать, в каком скетче участвовать. Это означает, что Трамп одобрил скетч SNL, в котором он исполнял роль президента в декорациях Овального кабинета. Я четко запомнил эту картинку – Трамп в Овальном кабинете на SNL, – хотя и не могу вспомнить ни одной шутки из этого скетча. Зрительная память подавляет любой другой вид памяти, а зрение является самым убедительным из ваших чувств.
Я полагаю, что в ту ночь на SNL звучали шутки про Трампа. Я полагаю, что юмор был резким, но не настолько плохим, чтобы Трамп отказался во всем этом участвовать. Эфир SNL позволил Трампу продемонстрировать свое чувство юмора, которое является одной из его самых сильных сторон. Но еще важнее тот зрительный образ, который благодаря программе Трамп смог вложить в наши головы. Увидев этот эпизод в прямом эфире или позже в социальных сетях, вы внезапно начали представлять Трампа в качестве президента. SNL сделала это для него.
Сравните этот скетч с появлением на SNL Хиллари Клинтон. Она выбрала роль бармена по имени Вэл, обслуживающего пьяную Хиллари Клинтон. Роль Клинтон исполнял один из актеров на SNL. Эффект этого скетча заключался в том, что зрители запомнили любовь Клинтон – возможно, даже чересчур сильную – к алкоголю. Это буквально самый худший образ из всех, что можно представить для кандидата в президенты. Также он вдвойне плох из-за контраста. Трамп выглядел редчайшим непьющим кандидатом в президенты, который борется за работу, требующую постоянной трезвости, с конкурентом-пьяницей.
После демонстрации в SNL выбора, который сделали оба кандидата, мое мнение о высоких шансах Трампа на победу стало непробиваемым. Всю эту гонку, за исключением нескольких сюрпризов, которых, впрочем, было много, нельзя было назвать честной борьбой. Для меня происходящее выглядело бойней. Вернемся к скетчам. С политической точки зрения гораздо выгоднее позволить людям представлять вас президентом США, а не завсегдатаем баров, не так ли?

Комментариев нет:

Отправить комментарий