События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

понедельник, 30 октября 2017 г.

В древнем еврейском Киеве (Иегупце) давали «Город мИров»

  • 30 октября 2017 г. в древнем еврейском Киеве (Иегупце, как его называют) новые «блуждающие звезды» в Белом зале Дома ученых давали удивительно мягкий, добрый и страстный спектакль по книге старинного литературного знакомца Сергея Черепанова «Город мИров». Когда-нибудь об этом удивительном Человеке я расскажу отдельно. В доме этого светлого писателя ещё в 1996 году я пил чай с канадским кленовым сиропом, и вот через более чем двадцать лет пришло удивительное театральное послевкусие...



Зал смеялся и плакал, зал вздрагивал и подыгрывал, затем вся труппа актеров получила грамоты общества им. Шолом-Алейхема как единственная группа народного и только отчасти еврейского, а по сути воистину киевского театра. Ниже только репортаж и тихие слёзы радости... Так что только фоторепортаж. Но только до времени...




В ту пору, в 1996 году взорвался литературно еврейский Киев: Тимур Литовченко пишет «До коммунизма оставалось лет 15-20», Сергей Черепанов» - «С. Потарашный «Вспоминал - Люмина», киевские воспоминания, Веле Штылвелд «В Германию я не уеду».




Мы пресекаемся с Сергеем, мы орём друг дружке на ухо о феномене вселенского взрыва, а в это время почтеннейший Президент Украины Леонид Кучма расформировует министерство по делам национальностей и миграций. Отсюда, наша идея во всех киевских издательствах воспринимается в штыки.Я, как застрельщик, отступаю в густую тень на 21 год! Мой опус опубликован на конкурсе при ЮНЕСКО только через 21 год франшизой с переводами по всей Европе,




А в это время сверхчувственные и сверхдобрые многочисленные книги Сергея Черепанова продуцируют воистину народный театр "Радуга", в то время как третий автор Тимур Литовченко пишет многочисленные грандовые романы об украинских гетьманах, поражаясь, сколько же в них еврейского - суто на украинском языке.



Наверное, наши потомки будут мудрее нас и назовут весь этот литературный да и театральный феномен - суто киевским еврейским возрождением и не позволят на впредь замолчать в нашей общей духовной истории.




Как ни странно, чисто по-человечески я очень люблю Леонида Кучму. Много наблюдал этого легендарного человека в реале, пересекаясь на своем низовом репортерском уровне. А вдруг именно его в силу давних оргиздержек поди и пробьёт издать подобную книжку для многих и и многих её потенциальных симпатиков.





Под сим, мир вашему дому, а штыл андер велд.

Ваш Веле Штылвелд

среда, 25 октября 2017 г.

Интервью с художником-графиком Ириной Диденко

  • Есть в жизни любого журналиста люди, про которых всегда мечталось написать, потому что они, по удачному выражению Курта Воннегута, находятся с ним в одном карасе. Понимаешь, что такой материал не может быть случайным – слишком много общих точек соприкосновения.
Я веду речь о замечательном графике, представляющий редкий вид графики - тушь, перо, карикатуристе, эзотерике, издателе, а точнее о многопрофильном художнике с большой буквы Ирине Диденко. 
 



 Еще в 2016 году мне бросились в глаза две ее удивительные по выразительности графические работы, которые выставлялись в галерее «Энигма» в рамках выставки посвященной 100-летию дадаизма. На днях увидел эти же работы в увеличенном формате (компьютерная графика, как известно, позволяет продуцировать файлы разных размеров) этих работ на выставке «Осеннее вдохновение», что проходила недавно в Национальном Историко-Архитектурном Музее Киевская Крепость. Решил познакомиться с Ириной поближе и не на секунду об этом решении не пожалел. 
 
 
Всякий раз на вернисажах разного ранга, проходящих в украинской столице среди выставленных полотен, легко отметить филигранные по исполнению работы графика, и просто замечательной женщины Ирины Диденко.
 



Большой антикварный салон в Киеве 2009
Организатор Салона Президент фонда Дали князь Аргутинский-Долгорукий
смотрит картины Ирины Диденко.

Эту картину принц увез во Францию.

С ней то мы и решили поговорить…  Итак, встречайте – маэстро Ирина Диденко на сцене (рекомендуется аплодировать стоя!).
 
 

 
*     *      *

- Когда в первый раз Вы почувствовали себя художником (графиком). Возможно, была некая предыстория. Как повлияли на Ваш выбор родители и окружение?
- Как такового ощущения себя художником не было, я всегда что-то калякала, сколько себя помню. Первыми «творчіми доробками»J были так называемые «памятники» - т.е. портреты родственников шариковой ручкой или карандашом на стенах – в основном за шторами, чтобы не ругали (меня, кстати, и не ругали, возможно, оттого, что в детстве сильно болела).
Наиболее «выдающимся произведением» был «памятник» под столом на новом накате (покрытие стен) -  когда родители при гостях отодвинули этот стол, чтобы празднично накрыть его. Немая сцена была достойна гоголевской из «Ревизора».

- Какие были первые шаги еще до Художественной школы на этом поприще?
Родители всячески поощряли мои проявления талантов, даже дома делались домашние выставки моего творчества на картонных листах. В младшей школе отдали в художественную студию при фирме быта «Свитанок». В 10 лет – в студию в Центральном дворце пионеров. Кстати, она послужила сильным толчком в моем творческом развитии.





- Кто были Ваши учителя в области изобразительного искусства, кто повлиял на становление вас как мастера своего дела?
Мне очень повезло, считаю, я встретила замечательного тогда молодого педагога Татьяну Александровну Кутняхову – в художественной школе №6.
Это никогда не оговаривалось, не выставлялось напоказ, но я чувствовала, что была ее любимицей. Она очень много дала мне даже не в плане техники – что, несомненно – а в видении мира.
Например, у нас были задания «Нарисовать музыку» - нам включали пластинки Окуджавы и мы рисовали то, что чувствуем. Для начала 80-х такие задания были очень несвойственны. Нас не вписывали в рамки соцреализма – хотя, конечно, мы и гипсы рисовали, и натюрморты – нас развивали внутренне.
А печатные станки, на которых мы делали оттиски, линогравюры на уроках графики! Рисование тушью по мокрой бумаге, свечой, процарапывания и т.п.!
Это сейчас такого рода занятия – фишка платных студий, тогда такого вообще нигде особо не было.
Моя дипломная работа по Экзюпери «Маленький принц»  - графика, карандаш (!) стала поворотным событием в моей жизни. Я тяготела к натурализму, он хорошо у меня получался, Т.А. сказала: «А вот глянь, у тебя в черновиках на одном листе несколько несочетаемых элементов – а если их сочетать?» Так я и пошла путем сюрреализма, заставляя себя и зрителей смотреть ЗА оболочку, в суть вещей.
И на фото с выпускного Т.А. написала мне напутствие: «Человек, как птица. Важно не переоценить и недооценить силу своих крыльев. Найди силу своих крыльев».
Кстати, именно благодаря художественной школе мои детские работы (совместно с другими учениками этой школы) экспонировались в Японии.
В институте Драгоманова, факультет «Изо-искусство и младшие классы», который окончила с отличием, тоже были неплохие педагоги – но база уже была сформирована именно в худ. школе, и, собственно, я уже развивалась по вектору, данному мне ранее, и по инерции.

- Желание рисовать карикатуры, каким образом вы занялись такого рода деятельностью. Возможно карикатура – это отражение Вашего иронического взгляда на жизнь в разных ее проявлениях?
Да, 3 года (с 2000 по 2003) я работала художником в газете Киевской Горадминистрации «Столиця» - рисовала карикатуры в основном. Мне они давались легко. Чтобы понимать, я приходила в редакцию часам к 10.30, мне давали от 4 до 10 (ну это крайне редко) материалов (статей), и мне нужно было за пол-дня выдать на них готовые работы. И они, бывало, тут же шли в вестку. Впрочем, меня никто не подгонял.
Это было больше заработком, неплохим, кстати, я работала на гонорарной основе. А так карикатура мне не свойственна, если честно. Но дается легко, видимо, действительно, в силу моего «юмора по жизни»

-Когда вы в первый раз почувствовали себя верующим человеком. Были предпосылки для этого в Вашем окружении, или это было внутреннее озарение? Поделитесь своими реализациями!
Я была очень замкнутым, не по годам серьезным ребенком, юность только усложнила это. :) Я с детства задумывалась над вопросами мироздания и т.п. После много читала – все подряд, от психологии до ведической литературы. Но Бога я не искала, я знала всегда, что он просто есть. Аксиома.
А крестилась я в 19 лет в тайне от родственников (у нас была семья атеистов, дедушка и бабушка – военные).  И то, потому что моя подруга- художница увлекла и меня в написание икон, а это некрещеным делать нельзя. Мы с ней изучали каноны, церковно-славянский язык, в итоге крестились – вместе.
Т.е. крещение стало окончательным шагом «вверяю Тебе жизнь свою, Господи», как в христианской молитве. Я просто была готова к этому шагу.
Я даже пыталась идти по ортодоксии, но это было чересчур для меня – глубоко по сути мирской. И от икон я ушла быстро, хотя подруга жалела, говоря, что они отлично у меня выходят. Но нет – парсуны еще как-то, а так я не могу выдерживать канон.



Страница каталога,
посвященная Ирине Диденко

- Какой эзотерической, ведической, христианской, оккультной литературой увлекаетесь? Основные вехи пути Вашего познания духовного.
В 90-е это все было доступно, очень много мистической, оккультной литературы было. Я покупала ее с раскладок и читала все подряд, системы не было. Помню одно: я искала истину. Ту, которая будет созвучна моему внутреннему миру. Но в книгах ее не найти. К тому же я практик.
И дело не в медитациях, молитвах - все это в меру - я все проверяла внутренним «навигатором». Просто когда идешь духовным путем – работая над раскрытием себя – тебе начинают открываться какие-то истины. Впрочем, как известно, общение с Богом – глубоко интимный процесс, это чувствуешь, понимаешь, но не всегда поймут тебя в этом – потому что мы можем оказаться на разных ступенях дух. развития. Об этом писали и Рерихи в «Агни-йоге», и Блаватская.  Кстати, наш Сковорода был великим мистиком, если действительно изучать его наследие.

- Природа наделила вас многочисленными талантами. Когда проснулась тяга к литературному творчеству, или возможно была всегда, начиная с пеленок.
Мне еще в школе говорили, что у меня «чувство языка», и сочинения давались мне легко. После в институте группка единомышленников создала литературный самиздат. Там я и стала сперва печататься. Это уже потом писала статьи и в ту же «Столицю», и др., журналы.
Кстати, состояла в объединении писателей фантастов, где печаталась в периодическом издании «Фен світ».
В 90-х посещала поэтические студии, после моистихи печатались в некоторых изданиях и даже пару раз участвовала в лит конкурсах. Но литературная деятельность – не основное.

- Кто Ваши любимые поэты, писатели публицисты, имеется в виду несколько ключевых фигур?
М.Цветаева, А.Ахматова, З.Гиппиус – королевы «серебряного века». В последнее время наш друг, знающий наизусть чуть ли не все творчество Бродского, и невероятно читающий его, заразил меня им. «Письма римскому другу» в итоге выучились сами, и отчего-то стали рефреном моего нынешнего путешествия в Албанию: «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
Из современных и, кстати, наших знакомых, прозаиков – Андрей Курков с его романом с пингвином и Тимур Литовченко «До коммунизма оставалось лет 15-20»  - про Куреневскую трагедию.  Из современных поэтов, и тоже наших знакомых-друзей – Алексей Зарахович  - невероятно тонкая воздушная поэзия.



Международная биеналле fashion-иллюстрации IMAGO
в рамках Ukrainian Fashion Week при поддержке Vogue UA - участие. Октябрь 2016
 
Ирина Диденко - арт-директор и иллюстратор литературно-философского альманаха
"Мага-річЪ" (2016) и "Мага-річ-енька" (2017)

Сюжет ТВ-канала News one с Большого скульптурного салона
Мистецький Арсенал, 2015г.

- В каких арт. или литературных движениях, тусовках или как угодно (например,тральфреализм) вы участвовали, и как это отразилось на Ваше жизни и творчестве?
В институте мы с одногруппниками иже примкнувшими из полиграфического факультета КПИ, ин-яза и др. свободными личностями создали художественное объединение «Владимирская горка», базировавшееся в Доме учителя. Там были наши выставки, громкие сейшны с живой музыкой, я там даже сделала проект «Евангельский эзотеризм», который показали несколько ТВ-каналов. Вообще «Горка» довольно громко себя заявила, о нас писали газеты, из вырезок, правда, остался только «Крещатик». Потом нам удалось сделать большую выставку в ДК КПИ, а на открытие нам по знакомству дали его весь, со сценой и заломJ.
Это было веселое счастливое время, очень  долго остававшееся самым счастливым, открывшее мне новую свободную жизнь, полную вдохновения, единомышленников и самореализации.
Но время шло, мы менялись. Примерно в 1996 я была участником и организатором некоторых проектов худ. объединения «Майстерня часу». А вот в 1998 «Ф.А.У.С.Т» - это уже было более-менее серьезное объединение, с другими ребятами, и мы уже пытались все коммерциализировать, у нас были уставные документы, печать и вообще мы по-белому были зарегистрированы. Основной нашей деятельностью были синтезированные проекты (изо искусство + поэзия + танцы + театр (пантомима) + живая музыка), с которыми мы выступали – в «дискоклубе «Интонация» - мы его сняли за свои деньги (вернее, одного из участников)),  то в Доме ученых, то еще где-то – уже не помню, но все локации были приличными.
Из всего этого я вынесла одно твердое убеждение: никогда не работать с дилетантами и не продвигать бесталанность. Хочешь хороший продукт – работай с профи и талантами.

- Какую музыку любите, и какое место она занимает в Вашей жизни. Любимые композиторы, авторы-исполнители, рок, джаз, бард…группы и т. д.
Когда я еду после тяжелого дня, люблю слушать радио «Джем FM», т.е. рок. В нем всегда я вылавливаю какие-то ответы на свои вопросы.
В 90-х мои художники-музыканты заразили меня «Аквариумом», собственно, и по сей день, но уже не в такой плотности и не особо слежу за его  новинками. Самая, пожалуй, актуальная на данный момент – это Диана Арбенина («Ночные снайперы») – в ней сейчас все для меня – от силы, любви, боли и радости.
А так первой кассетой у меня был… Иоганн Бах! При том наряду с «Нирваной», «Парком Горького», «Металликой».  Вообще в юности была металлисткой, чем пугала свою бабушку, приходя со школы, врубая хэви-метал и цепляя на себя всякие ремни, в общем, это было что-то несусветное.:))
Вообще я всеядная – люблю органную музыку, обожаю танго Астора Пьяццоллы, хороший лаунж, рок, джаз – то есть любую добротную музыку.


Участие в Международной Выставке «Осеннее вдохновение»
от Благотворитеьного Фонда Inshe в Национальном Историко-Архитектурном
 Музее Киевская Крепость, октябрь 2017 г.
Эти работы с Международной Выставки INSHE ART - FOUR SEASONS -
ОСЕННЕЕ ВДОХновение с работами других участников выставки
переданы МБФ «INSHE ZHITTIA», организатором и учредителем, -
Национальной детской больнице «ОХМАТДЕТ».
Центр детской офтальмологии и микрохирургии глаза.
- Какие проекты на сегодня более всего Вас увлекают, т.е. вы считаете их особо важными для своей творческой реализации?
Если ранее я была автором и участником синтезированных проектов – на сцене – то нынче, «испорченная» работой с рекламой, брендингом – мне интереснее бумажно-электронные проекты. Т.е. мне интересно быть арт-директором журнала, опять же, естественно, используя свое творчество. Так вышли в свет  литературно-философские журналы в конце 2016г. «Мага-річЬ» и в этом году «Мага-річ-енька» с моим непосредственным участием.
Интересна фэшн-иллюстрация. Так, в 2016г. я принимала участие в международном конкурсе Imago от журнала Vogue.
Т.е. сочетание дизайна и моей классической линейной графики. Это сейчас меня увлекает. Что, собственно, и отражено в моих работах на последней на данный час  выставке, в которой я принимала участие - Международной Выставке INSHE ART от фонда Inshe в музее Київська фортеця.

- Как часто Вы путешествуете и любите ли путешествия?
Стараюсь раз в год обязательно ездить за кордон (раньше два раза – летом и на день рождения в Европу).
При всей моей любви к комфорту, хорошим отелям и кухне наиболее яркое впечатление оставили путешествие в джунгли, сплав и ночь в плавучем отеле на реке Квай (Тайланд). И королева путешествий – Сахара. Где мы сперва ехали на туристическом автобусе по трассе на границе с Алжиром, потом пересели на джипы, летали по барханам (тут я думала, и пришел мне конецJ), после пересели на верблюдов, потому что дальше не проехать никак, ночевали в отеле в оазисе, встречали рассвет в солончаковой части пустыни и любовались соляными розами пустыни.
Я вообще люблю пустыни. Люблю далеко плавать, даже наткнувшись в пещерах на морских ежей (Черногория). Обожаю Египет, там я первый раз была, когда это еще не стало раскрученным туристическим маршрутом, в начале 2000-х, и потому было иначе, чем сейчас. Проехала-проплыла по Нилу его почти весь.
Люблю свежеиспеченные круассаны в маленьком кафе ранним утром при въезде во Францию. Кукольные домики Эрфурта (Германия) и Сентендре (Венгрия). Открытых с хитринкой людей Адриатики, пропитанных морем.
Да, последнее мое открытие и любовь – Адриатика.
О путешествиях я могу говорить долго, всегда мы попадаем в какие-то интересные истории – но в этом формате мы просто не уложимся.



Гогольфест-2014. Итальянское телевидение берет интервью у Ирины Диденко

-  Где и как любите отдыхать?
Как принято говорить, «я отдыхаю с книгой». Я НЕ отдыхаю с книгой, я с ней работаю. А отдыхаю я, посещая выставки, гуляя по Андреевскому, или Подолу, потом обязательным образом, заходя в какое-то уютное кафе с мягким светом и - беседы, беседы, беседы.
Вообще наилучший отдых – встречи с друзьями – где угодно и как угодно, у нас в гостях ли, у них, пикники, мероприятия.
Или – когда хочется услышать себя – уединяюсь, и пишу дневник, думаю, слушаю музыку, рисую.

P/S Все предствленные работы - тушь, перо, авторская техника

© Интервью подготовил и провел Алексей Гусак