Алексей Гусак: Интервью с
лидер группы
«Гайдамаки» Александром Ярмолой
Лидер группы «Гайдамаки» Александр Ярмола рассказал rock-ua.cом о том, что
дружит с современными казаками – характерниками, любит украиноязычные ВИА
советской эпохи и дружит с Эмиром Кустурицей.
Александр Ярмола, судя по внешнему виду, чувствует себя
настоящим запорожцем. Характерные усы, наголо обритая голова, веские фразы. Не
хватает только сабли на поясе, шароваров и «оселедця». Впрочем, и без
вышеупомянутой атрибутики он производит впечатление человека, который знает
себе цену.
- Когда «Гайдамаки» сформировались как концептуальная фолк-рок
группа?
- В 2000 году. Концепция группы формировалась в 90 – е на базе группы «Актус». Это был коллектив, состоящий из студентов КПИ. В начале 90 –х погиб их вокалист, а басист попал в места лишения свободы. Новым басистом «Актуса» стал Вова Шерстюк. Он уже на тот момент был человеком с ярко выраженным украинским вектором в творчестве. Именно Шерстюк привел меня в «Актус» в качестве вокалиста. До моего прихода ребята экспериментировали с блюз – роком, писали тексты в духе «Аквариума» и «Зоопарка». Я предложил новую концепцию развития коллектива. Потом мы с Вовой стали тянуть в группу единомышленников.
- Кто остался из того состава, который ты застал в 1993 году?
- Тот же Вова Шерстюк и барабанщик Рассел (Руслан Оврас).
Немного позже я привел Ивана Леньо, а он, в свою очередь тромбониста Руслана
Трощинского. В итоге к 2000 году состав практически полностью изменился, и мы
назвались «Гайдамаками».
- Что привело вас к фолку?
- Исторически сложилось так, что все мы выросли в среде
традиционной украинской культуры, где по сей день живет украинский фольклер. У
музыкантов - киевлян были национально сознательные родители, которые слушали
украинскую музыку, читали наших писателей – диссидентов. Например, Вова Шерстюк
вырос в Киеве. У его родителей была квартира в доме, где жил Василий Стус. Моя
мама, Татьяна Михайловна Ярмола лично знала Левка Лукьяненко, Леся Бердника,
Ивана Дзюбу. Она по профессии ученый – физик.
- Расскажи немного о своем детстве.
- Я родился и до службы в армии рос в Чернобыле. Потом родители
получили квартиру в киевском Академгородке. Здесь жили работники академии наук
и различных НИИ. В Академгородке я познакомился с Володей Шерстюком. Его
родители – гидробиологи. Все местные дети учились в школе № 200. Его
выпускниками были, например, Тарас Компаниченко – солист ансамбля старинной
украинской музыки «Хорея Козацька», и Саша Пипа из «ВВ».
- Вернемся к разговору об оригинальном стиле, в котором играют
«Гайдамаки»…
- К 2000 году группа сформировалась и по составу, и по
концепции. Ребята были из разных областей Украины. К примеру, Ваня Леньо с
Буковины, а гитарист Саша Демьяненко из Полтавы. Так как я вырос в Чернобыле,
живая народная музыка прочно вошла в мою жизнь. Думаю, если бы не ансамбль
«Кобза» и композитор Владимир Ивасюк, я бы в полной мере не осознал глубинной
связи между народной и современной музыкой. Дома был проигрыватель, а родители
иногда привозили пластинки из Киева. Нравились мне далеко не все. Постоянно
слушал только две. Это был дебютный альбом ансамбля «Кобза» «Лісова пісня» и
первая пластинка Ивасюка с песнями «Червона Рута» и «Водограй» в исполнении
Софии Ротару. Творчество «Кобзы» в отличии от Ивасюка, было концептуальным и
даже где – то психоделичным. Этот коллектив только по форме является советским
ВИА, а по сути стал одной из первых фолк – роковых команд в Украине. Музыканты
в своем творчестве ориентировались на The Doors и Led Zeppelin.
- Какие коллективы повлияли на тебя, как музыканта?
- Многие. Во второй половине 80 – х весьма серьезным было
влияние «ВВ» и «Братьев Гадюкиных». После «Кобзы» и Ивасюка я увлекся панк –
роком. Его идеология и образ жизни не вязались в моей голове с народной
музыкой, пока я не услышал «ВВ» и «Гадюкиных». Сразу стало понятно, как можно
увязать родной фолк с панком, пост – панком или, наример, регги.
- Группа «Гайдамаки» много колесит по Европе. Как вам удается
организовывать продолжительные туры?
- Это наш стиль работы. Ориентируемся на лучшие европейские
команды. Они все так живут. Все же отечественный шоу – бизнес по большей части
законсервирован в границах Украины. Европейские рок – коллективы имеют
возможность гастролировать по всему миру, и выбирать какую страну покорять в ближайшее
время и на перспективу. Любая западная группа свою концертную деятельность
организует глобально. Мы взяли за основу такую модель поведения.
- Где вас лучше воспринимают - в Западной Европе или в
Восточной?
- Везде нас принимают одинаково хорошо. Просто в одних странах
публика более прохладная, а в других – более горячая. В Украине понимают
тексты, поляки – почти понимают. В Западной Европе приходится больше
ориентироваться на музыку. Если нам нужно выходить на рынок, какой либо страны,
мы находим вокалиста, который поет на языке этого края и исполняем, к примеру,
песню на двух языках. Куплет он – куплет я. Так мы делали в Польше и Германии.
- На Западе вас воспринимают как диковинку?
- Нет. Гайдамаки являются коммерческим проектом. Никто же не
говорит, что, к примеру, группа Manu Chao - это культурная диковинка.
Нет, это профессиональная команда, хедлайнер больших фестивалей. Все это
относиться и к нам.
- В украинской реальности понятия фолк и бизнес удается
совместить довольно редко. У вас это получилось?
- Однозначно. В мире нет такой деятельности, которую в принципе
нельзя совместить с бизнесом.
- И много вы зарабатываете?
- Достаточно (Смеется). Мы не жалуемся. Содержим себя сами.
Записываем альбомы, снимаем клипы, делаем шоу за собственные деньги. Делаем в
среднем по ролику в год.
- Немного о вашем мировоззрении.
- Оно базируется на украинской культуре. Земля Украины подарила
нам жизнь, ее плодами мы питаемся, впитываем ее солнечную энергию. Нужно отдать
ей должное, изучать национальное культурное наследие, знать историю.
- Существуют ли у вас духовные связи с дохристианскими
традициями в Украине?
- Нас интересуют как дохристианские традиции, так и само
христианство, процесс его становления на наших землях. Так как оно тесно
переплелось с теми формами религиозного сознания, которые у нас принято
называть язычеством. Православная церковь, как некое статичное образование нас
интересует меньше. Людям нужна живая религия.
- Видимо, здесь присутствует некий мистический аспект?
- Без мистики все, о чем я говорил, просто не может
существовать. Все проявления человеческой жизнедеятельности, которые теряют с
ней связь, становятся утилизированными, неживыми. Раньше сбор урожая был
сакральным действием, связанным с различными обрядами. А сейчас собрали, продали,
съели - и все.
- Возможно, вы ездите по селам, собираете фольклер?
- Бывало и такое, когда шоу – бизнес отнимал меньше времени. У
нас есть друзья в среде современного украинского казачества. Например, в этом
году всей группой ездили в Черновцы в казацкую сечь «Червона діброва». Там есть
люди, которые, практикуя казацкие единоборства, в частности боевой гопак, в
итоге становились чемпионами мира по вольной борьбе.
- Вам, судя по всему близко по духу то, что делает Эмир
Кустурица?
- Однозначно. Мало того, мы дружим с музыкантами из группы The
No Smoking Orchestra. Познакомились мы с ними во время гастролей этой группы в
Киеве. Кустурица тогда прилетел с кубы только на концерт. А мы еще успели
выпить с его музыкантами в сербском ресторане. Потом мы выступали на фестивале
Film&Music Festival, который проходил в деревне, которую Кустурица построил
с друзьями, дабы подтвердить, что он великий антиглобалист.
- Для украинских музыкантов, которые играют фолк – рок или
карпатский СКА в разных его разновидностях, есть перспективы в Украине?
- В стране идет сейчас война форматов, борьба влияний. С одной
стороны, это геополитическое влияние России, с другой – украинские олигархи со
своими миллиардами. Все это отражается на музыке, так как будут ли тебя
слушать, напрямую зависит от того, будут ли тебя транслировать по радио и ТВ.
Борьба в информационном пространстве очень мешает творчеству. Сейчас мы уже
даже не вписываемся в формат world – мьюзик. Выступаем в Европе на одной сцене
с такими командами, как Manu Chao, Zdob si Zdub и Gogol Bordello и российский
«Ленинград».
- Неужели творчество «Ленинграда» это тоже фолк?
Комментариев нет:
Отправить комментарий