События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

понедельник, 16 октября 2017 г.

Веле Штылвелд: Протекла реченька за уралтай


Плетение правд, как корзинка без дна:
маска тщеславия, маска удачи,
радости светлой три тихих мазка,
и оглушительный вой при раздаче.

Кто-то пол-жизни хлебал баландУ
кто-то с хрипцой прорывался в эпоху,
кто-то ушел от себя на ходу -
жить без себя оказалось неплохо.

Кто-то упорно рванул закордон,
но с ним душа не прошла пограничья -
так и остался скулить, как пижон -
травку жевать, чтоб являть безразличье.

Мы то и дело то в рачьем плену -
пятимся смело туда, где не сбылось,
то словно на сковородке в Аду:
в нас - сто чертей! Наше эго свершилось!


*     *     *

Сергій Чирко | Люди почали читати мою книжку "Хто у класики крайній". Читати небайдуже, зацікавлено. Сперечаючись з одним і не погоджуючись з чимось іншим - що особливо тішить. Адже мої еселики - це МОЄ сприйняття, МОЄ враження від Олеся Гончара, Леоніда Кравчука, Леся Подерев"янського чи того ж Віктора Шкідченка. Людина насправді може бути іншою - і напевне ж є іншою. Просто МЕНІ конкретного року, дня (чи й хвилини) вона побачилась саме такою (на її щастя чи нещастя - як кому поталанило).

У замітках Віктора Шкідченка складно сприйняти хіба що порівняння моєї книжки зі славнозвісним твором Валентина Катаєва "Алмазний мой венец". Вроджена скромність не дозволяє :) Та й переплюнув я Катаєва у де в чому: одесит зашифрував героїв оповіді, а мої названі поіменно - тож цілком можуть прийти і натовкти пику у разі незгоди з написаним.

А що книжку треба купувати й читати - згоден. Для того й писана.

 

Віктор Шкідченко — з Сергієм Чирковим| Наверное, книга Сергея Чиркова "Хто у класики крайній" обречена стать бестселлером. Ша, не потому что в ней есть страничка и обо мне. А потому что это книга не столько и не только писателя, а великого редактора и организатора литпространства на ровном месте.

Со всем ли я в этой книге согласен. Уже нет. Но очень по-доброму, нет. Ну, вот на моей страничке не назван Киев так, как его величали в византийской традиции - Самватас. Ну, и ладно. Но в прочем просто блеск! С чем сравнить. Разве что с речной рыбацкой блесной. Еще есть только предощущение рыбы, а блесна уже выблеснула серебром, и не беда, что на крючке не рыба, а только табличка "Здесь рыбы нет". Рыба есть... На одном послевкусии.

С оценками своего редактора Сергея Николаевича я не всегде не только не согласел, а диаметрально. Но стиль - это блеск! Платонова я не читал. Одна фамилия вызывала внутреннее содрогание, как Фадеев, Фурманов, Платонов туда же. И не важно что они написали. Уже то, что они были носителями таких фамилий - действовало на меня отрезвляюще. Но зато антураж московской литбурсы, её мифологемы - да, принято.

Или, скажем, Владимир Семенович Высоцкий - это как и Булат Шамович Окуджава, автограф которого есть у меня в архиве, то здесь простите - барды, те да, не голосом и не слухом, а полиэтнизмом совкового урбанизма брали меня в тиски великих Символов непройденного, неосуществленного, незримое присутствие которого так ранило душу.

Да, мой прежний редактор, хотя прежних редакторов с приставкой великий не бывает, менял меня и мое воззрение во времени и пространстве. Печатался я в "Лелях" часто - 8 рассказов, повесть и всяческие афоризмы, даже просто рефлексии.

Сергей Чирков органичен, когда пишет о будничном быте советского литературного мира, особенно украинского, особенно от земли. Русские написали бы от сохи. Для них земля - нечто прилагательное, для украинцев изначально вечное. Стиль прилагаемый. О земле украинцы говорят много. Васыль Земляк, Александр Довженко: от Лебединой зграи до Зачарованной Десны.

Я так не сумею сказать. Хотя и предки - украинские помещики. Но сам я еврей. Так что для меня земля, скорее на польский манер - некое титульное осуществление. Я только прочел десять страниц новой книги. А вы и одной странички ещё не прочли? А жаль.

Это цымес, эта книга рождена в вечном Самватасе, эта книга только начинает открываться тем, кто в нее успел заглянуть, словно Сергей Чирков и впрямь - персональный магнит. И если вам только добавили пенсию, то немедленно прикупите себе эту книжицу, как некогда гонялись за книгой Валентина Катаева "Алмазный мой венец".
И ещё - тонкая ирония главного редактора многих журналов и книг - это нечто. Полные душевные - розпрягайте хлопцы кони... Именно с такой книгой принято отдыхать духовно, едва ли не по-царски.

*     *     *

Книга украинских литературных портретов "ХТО У КЛАСИКИ КРАЙНІЙ" оказалась даже не с одним, а с тройным дном. Оказалось, что теть этих портретов я знал, треть воспринимал как некие литзерцала, а треть Кацнельсон подарил мне образ Реббеки, Анотолий Моисеенко дружбу и учительство на годы, книгу Сергея Плачинды "Козаки в Дюнкерку" при его жизни иллюстрировала моя жена Ирина Диденко, Антонина Цвит меня потрясала красотой амазонки. Жаль, что время отпылало это потрясную красоту.

Сегодня это иная женщина - мудрая, но внешне чуть усредненная, но когда я увидал её впервые, поняли почему от нее сходили с ума украинские поэты, были даже дуэли, даже и не только литературные. Мне бы фотографию тех лет. Не мой тип красоты, но та энергия, которой она заряжала пространство - пугала, хотя и не опустошала... нивелировал. Но не по-еврейски, не до нуля...

Теперь я понимаю, насколько мы СОЧНО РАЗНЫЕ, ДОВЕДЕННЫЕ ДО ДУХОВНЫХ ОКОСТОВ НА РАВНЫХ - литературные и украинцы, и еврейцы. Теперь я понимаю, почему так жестко претили еще при совке украинским литераторам российские литсолдаты империи. Теперь я понимаю, почему на лицах того поколения запекались слабо улыбающиеся жизненные, нет прижизненные маски на крови.

И всё же из Луганск бежали в Московию фантасты девяностых, а украинцы всё смакувалы и смакували контушивку с марочными, так и не приде в снбя после моральных пыток совка. Что случилось дальше? Естественный водорадел.

- Ты с'юдничал, - говорили между собой литературные украинцы, в отличик от российских, говоривших: - ты юде, а все юды предатели...

Ненависть доведенная до генетического метафоризма у Сергея Николаевича, далеко и прочно не антисемита - всё объясняет, как и его мур-мур с Риталией Заславским, который именно и был куратором от кгб-фискалов за молодым луганчанином в славном Киеве.

Чирков писал горько и трудно между строк там, где просто уходил в марочное, со мною так и не выпив! Но Сергей Николаевич Чирков вполне серъезно без задних мыслей готовил мой литнратурный двухтомник! Это правда. А за ней еще большая правда о том, как Сергей Чирков бунтарно выходил из-под жесткой опеки вчерашних.

Выходя с 12 этажа на городской асфальт он просто был подрезан мерседесом, сделал в воздухе кульбит и едва не на всегда остался калекой. Этот пируэт видели все от случайных прохожих до посла дружественной королевской Испании. Они были на 11 этаже.

Вышел на работу через несколько дней, чуть побледнел, но оставшись только литературным редактором и поэтом. Вы это понимаете. Я не принял его помощи - дистанция неопределенность, а что будет за этим дальше остановила меня, как затем через годы остановили дважды мои книги фантастики смакетированные в Кальварии и в Антологии украинской фантастики (разочарованных киевских НФ-авторов вела в никуда прожектор и будущий руководитель Киевского Арт-Арсенала Наталия Заболотная)..

Жалею ли я - нет, когда смотрю на жизнь прожитую ДОСТОЙНЫМ СЕРГЕЕМ ЧИРКОВЫМ и его не всегда чисто украинским по крови, но суто украинским по сути окружением. Иногда хочется плакать. А потом говорю - да пошли они НА ХЕР все эти гады и гаденыши из НСПУ, но да здравствуют Сергеи Чирковы - мои славные литредактора прошлого. Спасибо за Книгу, старина редактора!! ХО-РО-ША да и только!!!


*      *     *
  • Я никогда не писал о своих встречах с украинскими Президентами. На физическом уровне многократно пересекался с Леонидом Кравчуком и Леонидом Кучмой. По жизни очень преданный и хороший друг и мой свадебный шафер тоже Леонид.
Так вот Леонид Кравчук - такой себе не стремный домашний домовой нации. На зомби-ящике он выглядит даже выразительней, а по жизни тонкий плутоватый мудрец и шаман. Умеет быть незаметным, торгуется даже не с хитринкой, с лукавинкой, точно так же передает детям, к примеру, страрорежимные чб телевизоры, но зато новенькими. Где-то обнаруживает залежи на складах и немедленно отдает. А склады. Это уже не к президенту, к ДОСе, там у них такого неликвидного барахла по сих- море. А Кравчук взял подчищать эти Агнивые конюшни, и киевские школы получили 50 чб телевизоров. В тонкости пересечений не вдаюсь, но обычно непризидентская форма или форма номер два в пору президентства - это отечественно произведенные пушистые свитера, не джемпера. В джемперах сам он пушистиком смотрится.

Леонид Кучма в противоположность Леониду Кравчуку меньше искрит, но и меньше теряется на публике. Точно так же срастается с народом, отсылая от себя прижизненную охрану. Есть у него внутренний метчик. Если кого-то отметил своим - в век не опустит и не предаст. Но пиетет соблюдать будет свято. Если ты, положим, за планкой общественного эго, его бесконечного эго-шоу, то он -Президент и тогда тебя ценить будет, потому что он тебя сам по своим меркам из толпы вычленил.

Я не вдаюсь при жизни в тех или других небожителей в конкретные ситуации, это когда-нибудь на потом. Но в моей жизни были встречи только с тремя Президентами - чилийским Сальвадоре Альенде, и украинскими Леонидом Кравчуком и Леонидом Кучмой. И вот что меня поразило - они словно из одной президентской обоймы всего нынешнего недозвездного Человечества.

*     *     *

А как питались в тринадцатом веке,
не люди, дети людские,
бредущие не из варяг в греки
с причастием: мы псоПскИе...

Не текла реченька за урултай,
некий чукмек шаманил,
и французские отпрыски уходили в даль,
кто затем, чтоб навеки попасть в сераль,
кто в иные уделы - рабами...

Пили евнухи страстно истоков яд, и омела цвела крылами,
и являлся Аспид - мучительный гад,
и летели головы в страшный сад,
чтоб со временем стать горшками.

В те горшки сажали герань скопцы,крестоносцев пажи, навек юнцы.
В море прах и по миру рябь прошла...
Вы куда, родимые?
В никуда.


*     *     *
  • В реальной повседневной жизни просто люди порой делают великих людей. Рассмотритесь - кто с вами рядом, что привносит тот или иной человек в вашу жизнь, и что вы ответно даете ему. Нет, не материально, тут дело такое - морально, духовно, этически, где она ваша рука, где тот самый локоть друга, который словно молот по несуразностям жизни. В итоге, одни выигрывают посты, бабло, ордена,материальную обустроенность, а другие - оставляют стойкое послевкусие.
Мой интернатовский одноклассник закончил киевский автодорожный институт - в ту пору КАДИ, стал крепким чиновником, развелся, но выгнал дом, а к нему хатку, сеножатку, автогараж, три авто, и внезапно скоропостижно скончался. Умер от рака. За три месяца до смерти о раке узнал и спешно распродал почти всё, что было нажито тем самым киношным непосильным трудом.

Говорят, что на похороны пришли немногие. Я не дошел. И не важно кто и как будет хоронить меня - социального сатирика, но важно, что с моей стороны это был должный поступок. О таких мой еврейский дедка Наум говаривал с тихой злостью: УМЕР МАКСИМ, КУЙ С НИМ.

А я всё думаю, что же сделало из этого паренька такое гарбузное пыхатое ФУ! Один интернат, одни деревянные игрушки. И, кажется, дошло. Тот умерший одноклассник тоже был Сережкой. Только не Чирковым, а Гончаренко. И пахал он за своё земное ещё как - и пахотно, и неправедно. А получил пшик.

Это не мы проходим сквозь время, это время проходит сквозь нас и слабых корежит - кого снаружи, кого изнутри, кого сразу с обеих сторон. И всё-таки до последнего вздоха там надлежит оставаться людьми. Да только в чем и как - где та солома, о которой - знал бы, подстелил.
  • У Сергея Чиркова есть одна особая неприятная обо мне строчка:
    "долаючи опір, який мова завжди чинить чужинцеві".
Смотрите, сколько сразу противоречий. Меня с детства разрушали украинским языком, выбивая из меня им мои столь же древние и для меня значимые еврейские коды.

Земля-то у нас одна - на всех - на всё и про всё, и поэтить, и писать, и любить на нее мы пришли вместе, в одно время, но... Я бы не жил в сторожке дворника, хоть там и стояла метла, которой орудовал прежде сам Платонов.
Мой мир более камерный, более отстраненный, но еще как пересекаемый с украинцами. И вот среди простых работяг чаще услышишь за рюмкой недорогого покарманного, что мову не вбивать в бошки нового поколения надо, а плекати...

Опять же из журналисткой практики. Сегодня был у ВРУ с представителями малого и среднего бизнеса. Стояла рядом вроде бы по делу молодежь знаменная от Свободы и украинских националистов.

Ребята, у стен всенародного, повторюсь ВСЕНАРОДНОГО присутствия зачем Вам это гавкающий стиль и черные файеры? Зачем?! Их запуска я не дождался. Когда я уходил - между гавканьем и поджиганием файеров была чудненькая менопауза. Фашизоидный репродуктор мелодично запел о Майдане в пору революции достойности. Много там было наносного, но народ даже с улицы потянулся на этот плач о погибших. Потому что слова этого националистического спиричуэлса были воистину выплекани, а все фашизоидные лайки и черные дымовые файеры были здесь ни причем...

*     *     *

4 октября 2015 г. | Сегодняшний субботний Киев просто заполосатился. Так для меня в забытом мае 1973 года запоросятился предутренний Львов. В тот день на львовские рынки привезли поросят. Они захрюкивали собой прямо из холщевых мешков все прозучие звуки и прожилки звуков древнего города.

Сегодня Все одели свитера и рубахи, блузоны и регланы в особые контрастные полоски. Выглядели эти выбрыки всё же стилистически сумрачно. Нв те же цвета прежде описанных униформ от разносчиков пиццы до жриц любви добавились синие оранжевые и зеленые полоски цвета электрик.

А то и вовсе прошел чувак в черном театральном трико с зелеными + цвета электрик диапочками и такой же в комплект вязанной шапочкой. Смотрелся он в ранних сумерках жутковато. А я припомнил опыты американских биологов с мухами дрозофилами, у которых был выход из плена только в полете по узкой аэродинамической трубке прямиком на свободу.

Казалось бы - бесприпятственно выползай и лети, ан нет, подсмотрели у пчел эти их чертовые полоски и сделали по внешней стороне трубы эдакую переполосицу - обвал черный, обвал белый, обвал темный, обвал светлый, обвал теплый, обвал холодный и с мушками произошел тупо облом.

Они уже никуда не вылетали, никуда не стремились, а осторожно - слой за слоем - медленно преодолевали цветовые препятствия. Я тут же подумал - а человеческие глаза, как они воспринимают всю эту полосатую гамму. И меня осенила - прикиды в полоску - это призыв к вольяжности - не суетиться, не спешить, писать такую себе книгу о запрограммированности лакейского поведения...

Помните, я писал о Городе в униформистких сервисных шмотках. А теперь вот наши модисты не больно позаморачивались и добавили на трАпки переполосицу неспешных прогулочных выходны... Да еще особые полутеремные рубахи ковбойки с ребусными разводами в коричневых и серых тонах...

Присмотрелся - вокруг меня мельтешила такаясебе прогулочная зона. Да вы хотя бы читайте мои заметки, модельеры хреновы... Да вы хотя бы шевелите мозги в бионику, вель вы же сформировали некий уличный улей, в котором нет места РАДОСТИ. Убита вяческая РАДОСИНЬ, отчего непременно хочется взвыть... Только на этом месте остается поставить только АУ, КТО МЕНЯ СЛЫШИТ? Или все щели уже напрочь законопатили.

А ну повытряхивайте моль из мозжечков и продемонстрируйте надлежащию Столице ЯРКОСТЬ! Где, куда девалась наша киевская эклектика. Тупее было только в 1993 году, когда на всех киевских девушек хлынули турецкие базарные полу солнце-клеш, полупачки белого цвета, а на мужиков костимчики из погребальных контор Старого и Нового цвета. Одинаково дрянь, одинаково мишурно-черные.

В таких могли похоронить там Там ТАМ несколько десятков тысяч тамошних клерков по типу Акак Акакиевичей Джон Джоновичей Жак Жаковичей и так далее. Но во все это обрядили киевских клерков и от них запахло погребальными нафталинами. Было от чего ужаснуться. И только слава Богу, а с ним и Аллаху, что на следующий год уже турки предложили нам слаксы...

Сегодня воинская униформа схлынула с киевских улиц и вот оказалось на сей раз то, о чем я написал выше, и что меня естественно возмущает... Замечу, что когда-то в те же упомянутые злесь годы шел спор между художниками-дизайнерами и швыцарами-дизайнЁрами...

Похоже, что модельеры и дизайнеры окончательно проиграли наш прежде солнечный мир тупым дизайнЁрам и лекальщика. В обем, как говориться, и в этом вопросе у нас образовалась весьма характерная для нашего неспособного переделать себя мира ЖОПА!

*     *     *

  • Вот представьте, у человека в месте регулярных натоптышей от плохой обуви вырос мозоль. Человек сходил в кабинет красоты, обработал и срезал мозоль, даже отшлифовал ступню, но тут же лдел старую обувь. Итог очевиден. Натоптыши и мозоли возникнут снова и снова.
 Я видел ЖЕСТОЧАЙШУЮ УКРАНИЗАЦИЮ, скажем даже ЛЮТУЮ второй половины 60-тых гг. Из нас выжимали украинский до крови! Что вы об этом знаете. Мы - дети интернатов колониальной по сути Украины были потенциальными духовными рабами империи, и вот филолухи начали из нас зверски выбивать это рабство, кстати с подачи партфункционеров...

- Ты тему вчив?
- Учил.
- пам"ятаєш?
- не помню.
- кажи українского. не гидуй...
- тему не учил, украинского не помню. Не говорят здесь по-украински, и на улице не говорят, и дома не говорят, и сны я вижу на русском языке..
- Добре, сідай, ось тобі пам"ятник.
- Опять двойка?!
- а жо поробиш? що навчив, то й отримав...


Ненависть. Милейшая Анатолия Францовна привила нам ненависть. С годами мы стали в области языка избирательней. Кто прижался к селам, из того русский язык поглотил суржик, кто ушел в литературу, культуру как только не изголялся. Идиотский пафос мовных виршив, не способность перейти за планку самости, достучаться до учеников, делали из них отпетіх А-БАБАГАЛАМАГА. Не забыли, как там у Тесленко:

- Шо ти робиш?
- Нитки сіпаю.
- А нащо?
- Бовщ варить буду.


С такими нитками выпотрошенной из Детских ДУШ самости мовных истин не к чему не пришьёшь. Тут же отвалятся, как у меня первой точкой стало поступление в КДУ, когда на экзамене по истории СССР мне было громогласно заявлено с судейской кафедры:

- Ты юде, а все юде предатели... -
ой, простите, не то... Это так вещала мне моя классная дама... А экзаменатор просто и тухло сказал:

- Хлопче, юначе, а на шо ви нам, якщо у вас нечиста українська вимова.

Как говаривал один из старейших русскоязычных поэтов Украины, член НСПУ Василий Дробот,

- Кто ещё не сцал у этого столба?!


Замечу строго от себя, как признанный в прошлом писатель-фантаст независимой Украины, что едва ли не ысе оперившиеся писатели НФ и ФЕН жанров за годы независимости написали вороха произведение о воинах-полукровках, которые перетряхивали космические государства и целые империи именно за подобные штуки.

Современная ФН-сказка о юном шейгице Гарри Потере и его волшебных полукровках просто ОРЁТ об этом! А она регулярно идет на ТВ и будет идти в новые времена. А если её запретят очередные местные дегенераты, то новые авторы Украины напишут её вновь и вновь заново!

Комментариев нет:

Отправить комментарий