События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

вторник, 5 сентября 2017 г.

Крестовые походы: еврейский мартиролог и моральное бесчувствие к ближним

 
 



(C) Сетевой обзор под редакцией Веле Штылвелда

·         Еврейские погромы во время | Первого крестового похода, также известные как Германский крестовый поход (ивр.גזירות תתנ"ו‏‎, гзиро́т татна́в (Погромы 4856 г.) – ранний этап Первого крестового похода, в котором толпы французских и немецких крестьян, обедневших рыцарей, нищих и бродяг устроили в 1096 г.

Погром еврейских общин Европы. Занимает важное место в современной еврейской историографии и рассматривается как первый пример вспышки массового народного антисемитизма, с тех пор распространявшегося всё шире и приведшего в итоге к Холокосту.

Почти везде церковные иерархи принимали сторону евреев. Официальная позиция церкви того времени, основываясь на писаниях IVVI вв., гласила, что положение евреев в обществе и само их существование являлись «свидетельством веры», которое подтверждало правоту христианства. Считалось, что в будущем евреям предстояло признать Христа, которого они когда-то отвергли, и в конце дней добровольно принять крещение. Теологи спорили о том, имеют ли насильственно крещенные евреи право вернуться к иудаизму после того, как они прошли таинство крещения, сверхъестественное действие которого практически неподвластно человеку.

Как бы то ни было, в соответствии с упомянутой позицией убийство евреев запрещалось церковью. Это подтверждается хронистом Гюго из Флавиньи:
  •  «Просто поразительно, что в один и тот же день в совершенно разных местах могли произойти такие побоища. Резали и убивали в едином диком порыве, несмотря на то, что это осуждалось как поступок, несовместимый с религией. Очевидно, что побоища нельзя было предотвратить, несмотря на страх отлучения от церкви, налагаемого многими священниками на тех, кто запятнал руки кровью, равно как и на угрозу наказания, исходящую от многих светских правителей».
Можно также предположить, что в основе церковной позиции лежали земные интересы, то есть необходимость защитить важный источник доходов епископов, управлявших городами.

Хотя антисемитские настроения существовали в Европе столетиями, большого размаха действий в отношении евреев католиками не предпринималось с массовых изгнаний и принудительных крещений VII в. Беспорядки в Меце в 888 г.  не получили большой известности в своё время.

В 992 г. в синагогу Лиможа с целью очернить евреев было подброшено чучело городского правителя, и поскольку народ верил в иудейскую магию, еврейская община города оказалась в серьезной опасности.

Ещё значительнее стали антиеврейские выступления в 1000 г. во время празднования тысячелетней годовщины  Рождества Христова, после которого ожидалось

Второе пришествие Спасителя, и угроза изгнания евреев из Трира в 1066 г., которая не была приведена в исполнение из-за частых гражданских беспорядков и неустойчивости власти. Историками все эти случаи рассматриваются как традиционные формы объявления еврейских общин вне закона властями, а не результат нападения разнузданной толпы.

В Испании с VIII в. шла Реконкиста, где христиане находились в состоянии нескончаемой войны с мусульманами из Африки, захватившими к тому времени почти весь Пиренейский полуостров. Несмотря на то, что зачастую причиной сражений оказывалась обыкновенная политическая борьба за власть, иногда эти столкновения разрастались до масштаба настоящих религиозных войн. Рыцари, приходившие в Испанию из-за Пиренеев, охотно давали выход своему долго сдерживаемому религиозному пылу и убивали евреев наряду с мусульманами.

Это настолько выходило за рамки обычных военных эксцессов, что в 1063 г. Папа Александр II выпустил буллу с предупреждением против нападений на евреев, адресованную «всем епископам Испании», а также архиепископу и виконту Нарбонны. Также церковью были пресечены принудительные крещения евреев королями Робертом II во Франции и Генрихом II в Германии в 1007-12 гг. В этих случаях местное население оставалось пассивным, предоставляя властям самим рассчитываться с евреями.
  • КРЕСТО́ВЫЕ ПОХО́ДЫ, военные экспедиции европейских католических ополчений на восток в 1096–1291 гг., провозгласившие своей целью освобождение христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман. Стремление отвоевать Святую землю у мусульман появилось в западном христианстве в начале 11 в. в результате религиозного брожения, вызванного захватом Церкви гроба господня фатимидским халифом ал-Хакимом (1012).
По мнению некоторых историков, этому брожению следует приписать и усилившиеся с 11 в. гонения на евреев – «богоубийц». Поводом к походам послужили захват сельджуками в последней трети 11 в. многих византийских владений в Малой Азии, а также сообщения из отвоеванного ими в 1071 г. у Фатимидов Иерусалима о притеснении христианских паломников мусульманами и о «злодеяниях евреев» против христиан.

К концу XI в. еврейские общины во Франции, Германии и других странах христианской Европы настолько размножились и окрепли, что их дальнейшее существование могло казаться обеспеченным. Можно было ожидать в будущем более или менее свободного культурного развития этих общин, по образцу испанских. Но эти ожидания не сбылись. В Европе произошли события, которые до основания потрясли жизнь евреев в христианских странах и обрекли их на бедствия, унижения и бесправие в течение ряда веков.

В конце XI в. христианские народы Европы соединились для общей войны за веру против магометан, владевших Палестины или "Святой Землей". Магометане сильно притесняли подвластных им христиан; много терпели от них и христиане-богомольцы, приходившие из Европы в Иерусалим для поклонения гробуХриста.

В 1095 г. римский папа Урбан II созвал собор в Клермоне, во Франции,и здесь увещевал христиан идти на войну с "неверными" магометанами и отнять уних святой город Иерусалим. На этот призыв откликнулись многие феодальные князья, рыцари, епископы и простой народ во Франции и Германии. Десятки тысяч людей покидали свои дома, поля, усадьбы, нашивали себе красные кресты на верхнюю одежду (отсюда и название их - "крестоносцы") и готовились идти на бой с "неверными".

В начале 1096 г. составилось уже огромное крестовое ополчение. Между крестоносцами были люди, желавшие действительно сражаться за веру; но большинство их руководствовалось личными расчетами. Рыцари надеялись на богатую добычу в мусульманских землях, крестьяне шли в ряды крестоносцев, чтобы получить обещанную им за это свободу от крепостной зависимости, а набожных людей всех классов привлекало туда объявленное духовенством полное отпущение грехов всякому, идущему на войну за веру.

К этому народному ополчению примешалась толпа простых бродяг, нищих и искателей приключений с самыми преступными наклонностями. Прежде чем князья успели приготовиться к походу, беспорядочные толпы крестоносцев рассыпались по Франции и Германии и стали грабить население лежавших по пути мест; евреев же крестоносцы не только грабили, но и убивали или принуждали к крещению. 

  •  "Восстал, – рассказывает еврейский летописец, - народ дикий, отчаянный, ожесточенный, сброд французов и германцев, сбежавшийся со всех сторон. Проходя через города, где жили евреи, они (крестоносцы) говорили себе: "вот мы идем отомстить измаильтянам(магометанам), а тут перед нами евреи, которые распяли нашего Спасителя;  отомстим же прежде им! Пусть не упоминается больше имя Израиля, или же пусть евреи уподобятся нам и примут нашу веру!"
Весна 1096 г. принесла гибель и горе многим тысячам евреев в Европе. Крестоносцы свирепствовали с наибольшей силой в немецких городах, расположенных на берегу Рейна. Одной из первых пострадала старая еврейская община в Вормсе. Сотни евреев были тут перерезаны крестоносцами; истекая кровью, они кричали: "Слушай Израиль, Бог наш Един"!

Лишь немногие принимали крещение, под страхом смерти. Иные сами лишали себя жизни, чтобы не попасть в руки врагов. Женщины убивали своих любимых детей, боясь, чтобы их не окрестили насильно. Крестоносцы разрушили дома евреев в Вормсе, разграбили их имущество, изорвали и растоптали ногами свитки священных книг, найденные в синагогах (18мая).

Часть еврейских жителей скрывалась в доме вормсского  епископа Аллебранда. Епископ не мог или не хотел их защищать и предложил им для собственного спасения принять христианство. Евреи просили, чтобы им дали время на размышление. Перед епископским дворцом расположились крестоносцы, готовясь вести евреев либо в церковь, либо на казнь. Когда данный евреям срок прошел, епископ отворил двери помещения, где скрывались несчастные, и нашел их всех плавающими в луже крови: они сочли за лучшее убить себя, чем отречься от своей веры.

Рассвирепевшие крестоносцы надругались над трупами еврейских мучеников – и частью перебили, частью насильно окрестили оставшихся в живых вормсских евреев (25 мая). Один юноша, Симха Коген, который лишился в этой резне отца ибратьев, решил умереть, отомстив за свою погибшую семью. Когда его поволокли в церковь, он близ алтаря выхватил из-под одежды заранее спрятанный кинжал и заколол им племянника епископа. Симха был тут же разорван на куски разъяренной толпой. Только по уходе крестоносцев из Вормса тела еврейских мучеников были преданы земле. Их было около 800 человек.

В эти же дни другая шайка крестоносцев подошла к Майнцу. Местные евреи укрепились в обширном замке епископа Рутгарда, который за деньги обещал им свою защиту и помощь своей стражи. Когда к замку подошли крестоносцы, евреи взялись за оружие, рассчитывая на помощь епископской стражи; но были горько обмануты. Стража в опасную минуту разбежалась, а сам Рутгард, вследствие трусости или вероломства, удалился, оставив несчастных на произвол их палачей.

Видя бесполезность сопротивления, часть евреев сама лишила себя жизни, а прочие приняли смерть от рук крестоносцев. Более человечным оказался епископ города Кельна. Услышав о приближении крестоносцев, он вывел из города многих евреев и дал им приют в принадлежавших ему окрестных местечках и деревнях; оставшиеся в Кельне евреи скрывались в домах своих христианских соседей. Иные таким образом спаслись от смерти, но большинство приютившихся в окрестностях Кельна было истреблено крестоносцами. Везде евреи геройски умирали за свою веру к народность, а те, которые были насильно окрещены, возвращались виудейство или сами убивали себя, чтобы искупить свое невольное отступничество.

Призывы папы Урбана II и монаха Петра Амьенского на церковном соборе в Клермоне (27 ноября 1095 г.) к походу на мусульман не звали к насилию над евреями, но традиционный взгляд христиан на евреев как на виновников распятия Иисуса, а также социально-экономические причины, (еврейское ростовщичество; см. Ссуда денежная) в самом начале 1-го крестового похода (1096–99) сделали евреев объектом нападений крестоносцев.

Их первые отряды, собравшиеся в Руане (Франция, 1096), почти полностью истребили еврейскую общину, оставив в живых лишь немногих, согласившихся принять крещение. Напуганные этим, а также клятвой одного из главных руководителей похода, герцога Готфрида Бульонского, отомстить евреям за кровь Иисуса, общины Франции предупредили об опасности евреев прирейнских общин Германии.

Император Генрих IV, которого глава еврейской общины Майнца, Калонимос бен Мешуллам ха-Парнас, уведомил об угрозах Готфрида Бульонского, приказал всем герцогам и епископам защищать евреев от крестоносцев. Готфрид Бульонский под давлением императора был вынужден отказаться от клятвы и, прибыв в Германию, даже обещал защиту общинам Кельна и Майнца, «подарившим» ему 500 серебряных марок. Петр Амьенский, войдя со своим отрядом в Трир (апрель 1096 г.), не вел антиеврейской агитации и ограничился взиманием с еврейской общины продовольствия для крестоносцев.

Однако когда волны крестоносцев, в основном крестьяне и городская чернь, хлынули в Рейнскую область из Франции, Лотарингии и Германии, гражданским и церковным властям не удалось удержать их от бесчинств. Аристократия, руководившая походом, большей частью не участвовала в насилии над евреями, но стремилась избегать столкновений между его участниками из-за евреев. Наименее дисциплинированное и более склонное к насилию простонародье подвергло в мае-июле 1096 г. общины Прирейнской области жесточайшему разгрому.

Особенной жестокостью отличались отряды, во главе которых стояли граф Эмихо фон Лейнинген в Германии и рыцарь Фолькмар во Франции. В Меце было убито 23 еврея, остальные приняли крещение. В Шпейере крестоносцы при поддержке части местных христиан убивали каждого еврея, отказавшегося принять крещение; большая часть евреев укрылась в синагоге. Епископ, взявший евреев под защиту, выслал против погромщиков своих воинов, а горожанам, участвовавшим в беспорядках, велел отрубить руки.

Спасая евреев от дальнейших бесчинств, епископ укрыл их в своем замке. Евреи Вормса частью укрылись в замке епископа, частью остались в своих домах, отдав ценности на хранение соседям-христианам. Войдя в город, крестоносцы распустили слух об убийстве евреями христианина и спровоцировали погром. Лишь немногие евреи предпочли жизнь измене своей вере, большинство погибло от рук крестоносцев или покончило жизнь самоубийством (в том числе укрывшиеся в замке епископа).

Матери убивали своих детей, чтобы избежать их крещения насильственного. Некая Минна одной из первых в период крестовых походов приняла мученическую смерть (см. Киддуш ха-Шем), отказавшись во славу Господа принять крещение. Евреи Майнца во главе с Калонимосом бен Мешулламом пытались дать отпор полкам крестоносцев, но, преданные воинами епископа, были частью перебиты, частью покончили с собой. Сам епископ был вынужден бежать из Майнца. 

В Кельне местные христиане спрятали евреев в своих домах, и крестоносцы довольствовались разгромом еврейского квартала и синагоги. Епископ тайно вывел евреев из города и спрятал их в принадлежавших ему окрестных деревнях, где через три недели евреи были обнаружены и частью перебиты, частью насильственно крещены. Многие с возгласом «Шма Исраэль!» (см. Шма), как предписано Галахой идущему на смерть, бросались в Рейн и тонули.

В Трире многие евреи топились в Мозеле, женщины бросались в реку с грудными детьми на руках. Оставшихся в живых евреев епископ Экберт укрыл к своем дворце, где, выдержав недельную осаду и тщетно попытавшись проповедью удержать крестоносцев от насилия, он предложил евреям креститься. Некоторые приняли совет епископа, большинство же покончили жизнь самоубийством или пали жертвой крестоносцев.

Страсти разгорелись снова в ноябре 1095 г. с призывом отвоевать Святую землю у неверных, изданным папой римским Урбаном II на Клермонском соборе, который в том числе призывал покарать мечом не только мусульман, но и всех, кто исповедовал любую другую религию, отличную от христианства. Проповеди папы и других церковников легли на благодатную почву, так как идеи крестового похода уже были популярны среди народа в западноевропейских государствах (первые еврейские общины Франции были атакованы ещё в июне и июле 1095 г.), и вызвали массовый религиозный психоз среди населения.

Вскоре весть о походе на Восток распространилась по всей Западной Европе, в основном на территориях с франкоязычным населением, к западу от Рейна, и стали возникать ополчения, чей поход обычно называют Крестьянским крестовым походом. Вот где, воистину, зрели все последующие Наполеоны Бонопарты и Адольфы Гитлеры.

Массы людей под предводительством местных лидеров – бедных рыцарей или даже крестьян – собирались на севере Восточной Франции, в Лотарингии, Фландриии самой Германии, особенно в западной её части. Среди разношерстной публики, составлявшей эти ополчения, выделяется фигура Петра Пустынника, монаха-отшельника, который объявил себя провозгласителем крестового похода, как только до него дошли первые известия о Клермонском соборе. Из Франции он прибыл в Германию, проповедуя в прирейнских областях, и со временем в глазах масс превратился в пророка.

Общественное настроение очень быстро вышло из-под контроля церкви и стало неуправляемым. Еврейские хроники тех времен указывают на то, что после проповеди папы и призыва к походу в Святую землю в городах Франции и Германии начали разноситься призывы убивать евреев, которые были восприняты не меньшими врагами, чем мусульмане, за вину в распятии Христа и неприятие христианской веры.

О наступивших настроениях можно судить по словам французского герцога Готфрида Бульонского, одного из лидеров Первого крестового похода, который поклялся «пойти в этот поход только после отмщения крови распятого пролитием крови еврейской, полным искоренением тех, кто называются евреями, таким образом смягчив гнев Божий». По словам хроники Сигеберта из Жамблу, «пока евреи не крестятся, не сможет разразиться война во славу Господа. Тех, кто откажется, нужно лишить своих прав, убивать и изгонять из городов».

Также многие христиане вместо того, чтобы уезжать за тысячи километров ради борьбы с неверными, предпочли сперва разобраться с неверными среди них – европейскими евреями. Это подтверждается в записях Соломона бар Самсона, известного еврейского хрониста тех времен: «…проходя через места, где жили евреи, сказали один другому: вот мы идем в дальний путь искать дом позора и мстить исмаильтянам, а вот евреи, живущие среди нас, отцы которых убили его и распяли его ни за что. Отомстим-ка им сначала, и истребим их из народов, и не будет помянуто больше имя Израиля, или будут как мы и признают сына злоумышления».

Более практичной причиной погромов стала отчаянная нужда крестоносцев в деньгах, а рейнландские еврейские общины были богатыми и преуспевающими, что было вызвано их изоляцией и разрешением властей заниматься ростовщичеством (в то время как католикам делать это было запрещено). Нападения на евреев стали простейшим способом разбогатеть – будь то путём прямого грабежа или за счет выкупа, который были вынуждены платить попавшие в беду общины. Многим крестоносцам пришлось впасть в долги перед еврейскими ростовщиками ради приобретения оружия и другого снаряжения для похода, таким образом, убийства и грабеж евреев обосновывались святыми целями.

Император Генрих IV приказал всем герцогам и епископам защищать евреев от крестоносцев. На начальном этапе Готфрид Бульонский под давлением императора был вынужден отказаться от клятвы. Также и Петр Пустынник, войдя со своим отрядом в Трир в апреле 1096 г., не вел антиеврейской агитации и ограничился взиманием дани с еврейской общины. Всё изменилось, когда после его ухода в рейнскую область хлынули крестьянские массы и городская чернь из Франции. Городским и церковным властям было не под силу удержать их от насилия.

После первых сборов и организации было создано пять ополчений, которые отправились одно за другим из Франции на Восток, в германские земли; по пути к ним присоединялись маленькие отряды и немногочисленные рыцари. Основное ополчение под предводительством Петра Пустынника выступило в начале марта из Франции, и 12 апреля проповедник установил свою кафедру в Кёльне. На пути в Кёльн к нему присоединились несколько французских рыцарей, в том числе семья Пуасси, одному из членов которой,  Вальтеру Голяку, предстояло сыграть важную роль в крестьянском походе. 20 апреля Петр во главе самого большого ополчения отправился на юг вслед за меньшим отрядом, вышедшим раньше под предводительством Голяка.

Еврейские общины прирейнских районов были предупреждены о надвигающейся опасности французскими евреями, которые снабдили Петра письмом для общины города Трира. В нём предписывалось «обеспечивать Петра провиантом всюду, где его путь будет проходить через еврейское поселение», а Петр взамен должен был «отзываться о евреях благосклонно, ибо он монах и к его словам прислушиваются». Община Майнца, а вслед за ней и другие, объявила общественный пост и установила молитвы, надеясь избежать горькой участи.

Поначалу рейнские общины, которым долго удавалось избегать открытых нападений, убаюкивали себя уверенностью, что «с ними этого случиться не может». Очевидно, они были введены в заблуждение и считали, что подобно евреям во Франции им придется только обеспечить проходящих крестоносцев провиантом и прочими запасами, и с готовностью приняли на себя это дополнительное бремя. Так, старейшины Майнца писали:

  •   «Что же касается нас, у нас нет повода для опасений. У нас даже слухи не ходят о каких-либо задуманных преследованиях или о мече, занесенном над нашими головами».

 ейнские евреи не сразу поняли, что на этот раз им придется иметь дело не с каким-то единым руководством, а со стихийно возникающими разрозненными бандами. Иной раз им удавалось откупиться и отряды проходили, не причиняя евреям вреда, но идущие вслед за ними не считали себя обязанными следовать их примеру.

После того как евреи осознали, что их выбор – крещение или смерть, во многих местах началось ритуальное самоуничтожение, вдохновленное еврейскими мучениками прошлого. Подобные акты героизма совершались как ритуальное убийство, специальными ножами, заточенными в соответствии с еврейским законом об убиении жертвенных животных. Евреи убивали себя, свои семьи и даже маленьких детей и младенцев, чтобы те не стали христианами. В некоторых случаях признанные мудрецы общины следили за этими массовыми убийствами и уходили из жизни последними, покончив с собой.

Не все в гонимых общинах кончали жизнь самоубийством. Многие погибли от руки нападающих, не имея возможности присоединиться к акту самоуничтожения. Другие падали духом, в последний момент отказываясь от самоубийства, и были убиты погромщиками. Третьи уступали и принимали крещение, дабы сохранить себе жизнь. Многих физически принуждали креститься – по рассказам, евреев Мерса заперли на ночь и тщательно охраняли, чтобы они не смогли покончить с собой, а утром насильно поволокли к крещенской купели.

В это же время начались страшные погромы в рейнских городах, во главе которых стоял влиятельный французский виконт Гийом ле Шарпантье (Вильям Плотник).

3 мая его войска вошли в Шпайер, где 9 мая толпа схватила десятерых евреев, привела в церковь и хотела насильно крестить. После отказа все были убиты. Остальную общину спасло вмешательство епископа, который явился со значительной военной силой, подавил восстание и наказал некоторых из зачинщиков, приказав отрубить им руки. Потом он собрал евреев в своем замке, где они скрывались всю неделю, пока погромщики бесновались в городе.

18 мая эти же войска прибыли в Вормс. Разнесся слух, что евреи убили христианина, чтобы при помощи трупа отравить городские колодцы. Здешний епископ пытался поначалу защитить общину, укрыв её в крепости, однако через неделю сообщил членам общины, что больше не может выдерживать осаду толпы.

После этого 24 мая начался грабеж и сожжение еврейских домов и синагог, а 31 мая началась резня. 800 евреев были убиты. Большинство выживших, поставленных перед выбором «крещение или смерть», предпочли покончить жизнь самоубийством, крещение выбрали лишь немногие.

После этого Шарпантье и его люди пошли в Майнц, где встретились с графом Флонхайма, Эмихо Лейнингеном, владетельным немецким аристократом, который утверждал, что в божественном откровении получил приказ: привести евреев к крещению или уничтожить их. В Майнце 1300 евреев за большую плату были укрыты местным епископом Рутхардом, родственником Эмихо, а множество горожан во главе с бургомистром, гвардией епископа и вооруженными еврейскими отрядами встали на пути первых волн погромщиков.

Несмотря на это, армия из 10 000 мужчин, женщин и детей, пришедшая в город под предводительством Шарпантье и Эмихо, овладела замком епископа и учинила резню, убивая всех, кто отказывался изменить своей вере, причем при погроме часть города загорелась. Из всей общины только 60 самым богатым евреям удалось выехать из города, но позже они были пойманы и убиты.

После погромов в Майнце армия Эмихо ушла на юг, через и Нюрнберг, и 10 июня прибыла в Регенсбург, где часть еврейской общины была уничтожена, а часть насильно крещена, после чего крестоносцы продолжили свой путь к границе Венгрии.

Тем временем в Кёльн пришли новые ополчения, состоящие из англичан, фламандцев и лотарингцев, которые также не желали отказываться от своей добычи. Погром начался вечером праздника Пятидесятницы грабежами и сожжением еврейских священных книг. Архиепископ города, Герман III, вместе с горожанами пытался спрятать евреев, а затем распределил их по близлежащим деревням.

Около трех недель беженцам удавалось скрываться, но 24 июня евреи были обнаружены вНойсе, днем позже – в Вевелингховене, а 30 июня – в Мёрсе. Все, кто отказался креститься, были убиты.

Вскоре резня распространилась ещё шире. По описаниям хроник, преследования охватили не только Германию и Францию, но и перекинулись также в Северную Италию, где сохранилось имя как минимум одного мученика, Моше из Павии. Давид Ганс, знаменитый еврейский историк и астроном XVI в., пишет, что «в тот год волна погромов и преследований прокатилась по всей Германии, Франции, Италии, Испании, Англии, Венгрии и Богемии. Эти преследования были беспрецедентны по своей жестокости».

За май и июнь 1096 г. в погромах погибли от 5000 до 12 000 евреев, немалая часть которых сами предпочли умереть, но не отказаться от своей веры.

Большинство крестившихся со временем вернулось к своей вере. В частности, так поступила община Регенсбурга, где во время погрома толпа с благословения местных церковных чинов крестила евреев в Дунае. После того как крестоносцы покинули эту местность, община вернулась к исповедованию иудаизма.

Германский император Генрих IV, находившийся в конфронтации с Ватиканом, объявил насильственное крещение недействительным и разрешил обращенным, не скрываясь, вернуться в иудаизм. Евреи, не прошедшие крещение, тепло приняли вернувшихся.

Раши, крупный еврейский общественный деятель того времени, не только разрешил евреям пить сделанное ими вино, но также позволил им исполнять ритуальные функции  коэнов. В целом в памяти потомков остался только беспримерный героизм мучеников, чьи подвиги превозносились во множестве стихов, большинство которых включены в постоянную литургию в европейских синагогах.

После того как ополчения выступили из Кёльна, в городе остались в основном французские войска во главе с неким Фолькмаром или Фулькером, рыцарем и бывшим монахом. Возможно, это были те же люди, которые ранее устроили погромы во Франции, но точных сведений об этом нет.

Через несколько дней после ухода Петра Пустынника Фолькмар двинулся в Чехию, и во второй половине мая его войска прибыли в Прагу. Чешский князь Бржетислав II воевал в то время в Польше, городом управлял епископ Козьма. Фолькмар поставил местную еврейскую общину перед выбором: крещение или смерть. Многие члены общины были убиты, многие другие были заставлены креститься. Епископ, пытавшийся спасти евреев, ничего не мог предпринять против вооруженной силы крестоносцев.

Продвигаясь на восток, летом 1096 г. крестоносцы разгромили еврейские общины между Рейном и Дунаем. В Регенсбурге всех евреев загнали в реку и объявили, что они прошли обряд крещения. Вторгшись в Чехию, крестоносцы разгромили местные еврейские общины, помочь которым чешские власти, занятые войной с Польшей, не могли. Епископу Праги Козьме также не удалось предупредить погромы. Лишь в одном из городов Чехии (имя которого летописец не называет) евреи, получив военную помощь со стороны местных властей, отбили нападение крестоносцев и заставили их отступить. Конец бесчинствам в придунайских землях положили венгры. Большая часть крестоносцев была уничтожена в боях венгерскими войсками, возглавляемыми королем Каломаном. Многие евреи Франции, Лотарингии и прирейнских земель бежали через Венгрию в Византию, поселившись главным образом в Салониках и Константинополе (см. Стамбул).

Альберт из Аахена, один из христианских летописцев крестовых походов, видел в гибели крестоносцев, избивавших евреев, заслуженную кару Божью. После 1-го крестового похода многие немецкие священники, потрясенные насилием крестоносцев, переходили в иудаизм из солидарности с евреями.

Император Генрих IV, возмущенный опустошениями, произведенными крестоносцами, собрал в Майнце своих вассалов и вместе с ними принял торжественную присягу соблюдать «земский мир» (Landfrieden), одним из условий которого была защита жизни евреев (1103). Еще ранее (1097) он позволил всем насильственно крещенным евреям вернуться в иудаизм, хотя антипапа Климент III противился этому. Всего в 1096 г. в Германии и Чехии погибло около 5 тыс. евреев. Однако еврейские общины Рейнской области быстро возродились и восстановили свою роль в экономической жизни Германии.

Войдя в Палестину с севера, крестоносцы 7 июня 1099 г. осадили Иерусалим и 15 июля захватили его. Большинство боеспособного еврейского населения Иерусалима вместе с мусульманами пыталось противостоять отрядам Готфрида Бульонского, и после падения города укрывшиеся в синагогах евреи были сожжены. Остальные были вырезаны или проданы в рабство. Крупные еврейские общины городов Рамла и Яффа были также разгромлены. Незатронутыми остались еврейские поселения в Галилее. На захваченных территориях крестоносцы образовали Иерусалимское королевство, простиравшееся примерно от района современного Джубейля в Ливане до Эйлата (территориально окончательно сложилось в начале 12 в.).

С берегов Рейна шайки крестоносцев двинулись дальше, к берегам Дуная,  истребляя по дороге евреев в городах Германии и Богемии. Губя и разрушая все на своем пути, эти шайки сами гибли тысячами от голода и лишений, или истреблялись народами тех стран, где они бесчинствовали. Для похода в Святую Землю составилось новое крестовое ополчение, под предводительством герцога Готфрида Бульонского.

После трехлетних бедствий и многих потерь в пути (вВизантии), это крестовое ополчение достигло Святой Земли. Иерусалим был взятприступом (15 июля 1099 г.). Перебив там магометан, ожесточенные крестоносцы загнали иерусалимских евреев, как талмудистов, так и караимов, в одну синагогу и подожгли ее. Все евреи погибли в пламени, а имущество их было расхищено.Крестоносцы завоевали часть Палестины и основали там свое Иерусалимское  королевство.

Бедствия евреев в Германии вскоре прекратились благодаря заступничеству доброго императора Генриха IV. Не обращая внимания на протесты духовенства и римского папы, император разрешил всем насильно окрещенным евреям вернуться к своей вере. Он наказал также некоторых из духовных и светских сановников, допустивших избиение и ограбление еврейских жителей в своих владениях.
  • Второй крестовый поход. Основанное крестоносцами Иерусалимскоекоролевство пришло, спустя несколько десятилетий, в упадок, и восточныемагометане вновь начали теснить христиан. Тогда в Европе стали готовиться кновому крестовому походу. Во главе крестоносцев стояли: французский корольЛюдовик VII и германский император Конрад III (1146 г.). Французский аббат (монах) Бернард Клервосский увещевал христиан идти прямо в Святую Землю; нодругие монахи проповедовали, что крестоносцы, прежде чем идти противмагометан, должны обратиться против евреев, с целью их окрестить илиистребить. Такими речами воспламенял христиан свирепый немецкий монах Рудольф.

В августе 1146 г., в прирейнских областях снова начались нападения наевреев. В окрестностях Трира и Шпейера пали первые еврейские мученики нового  крестового похода. Во многих местах евреи, наученные горьким опытом 1096 года, предупредили несчастие: они платили огромные деньги феодальным князьям иепископам за дозволение укрыться временно в их укрепленных замках и дворцах.

Сам император Конрад дал евреям убежище в своих наследственных землях, в городе Нюрнберге и других крепостях. Кельнский епископ Арнольд отдал враспоряжение евреев крепость Волькенбург и разрешил им защищаться против нападений с оружием в руках. Такие убежища не всегда, однако, были доступны евреям. Беззащитные евреи Вюрцбурга подверглись разгрому: было убито около двадцати человек, в том числе и кроткий раввин Исаак бен-Элиаким, сраженный мечом в тот момент, когда он сидел погруженный в чтение священной книги.

Весной 1147 г. погромы повторились и в некоторых местностях Франции. В Карантоне евреи, скопившись в одном дворе, долго оборонялись против нападавших крестоносцев, ранили и убили некоторых, но, наконец, пали все под ударами врагов, проникших во двор сзади. В городе Рамерю чернь напала на евреев во второй день праздника Шовуот. Погромщики ворвались в дом знаменитого раввина   Якова Тама, разграбили его имущество, разорвали священные книги, а хозяина поволокли в поле. Здесь они нанесли раввину пять ран в голову, говоря:

·         "Ведь ты великий во Израиле, поэтому мы должны отомстить тебе за муки нашегораспятого Спасителя".

Тем временем проезжал полем какой-то рыцарь. Рабби Тамобратился к нему с просьбой о помощи, обещая подарить ему за это дорогого коня. Рыцарь уговорил толпу отдать ему раввина, уверяя, что постарается склонить его к принятию крещения. Благодаря этой хитрости, был спасен от смерти один из главнейших представителей тогдашнего еврейского духовенства. Только с уходом французских и немецких крестоносцев на Восток евреи вздохнули свободнее; скрывавшиеся в замках и крепостях стали выходить из своих убежищ, а насильно окрещенные возвращались к прежней вере.

·         Третий крестовый поход. В 1187 г. египетский султан Саладин (12)отнял у христиан Иерусалим и положил конец существованию Иерусалимского королевства. Следствием этого был третий крестовый поход в Святую Землю, в котором участвовали германский император Фридрих Барбаросса, французский король Филипп-Август и английский - Ричард Львиное Сердце.

На этот раз приготовления к крестовому походу сопровождались нападениями черни на евреев водном из трех союзных государств - в Англии. Еврейские общины в Англии, усиленные притоком переселенцев из соседней Франции, занимали в XII в. видное место в промышленной жизни страны.

Евреи жили в Лондоне и других городах, занимаясь торговлей и банковскими операциями. Короли давали им свободу передвижения, купли и продажи по всей стране, но взимали за это огромные налоги. Среди евреев Лондона и провинциальных городов встречались богатые люди, жившие в каменных домах, "подобных дворцам". Крупные купцы и банкиры обращали на себя внимание, возбуждая алчность королей и зависть  христианского населения, которое считало всех евреев богачами. Эти чувства, в  связи с религиозным фанатизмом, подготовили почву для взрыва народных страстей накануне третьего крестового похода.


Приготовления к этому походу совпали с восшествием на престол короля Ричарда I (Львиное Сердце). В день коронации явились в лондонский королевский дворец многочисленные депутации, чтобы поздравить нового короля. Среди них была и депутация от евреев, принесшая королю подарки. Присутствие евреев не понравилось английскому архиепископу Балдуину. Он заметил королю, что неверующие недостойны столь высокой чести и что принимать от них подарки грешно. По настоянию архиепископа, Ричард приказал вывести еврейскую депутацию из тронной залы. Дворцовые служители, получив такой приказ, грубо вытолкали депутатов.

В городе пустили слух, что король позволил громить евреев. Буйная лондонская чернь, вместе с собравшимися в городе крестоносцами, набросилась на евреев, убивала их, разрушала их дома, грабила имущество. Богатые евреи заперлись в своих высоких и крепких домах, но погромщики подожгли эти дома, инесчастные погибли в пламени (1189 г.). Некоторые члены еврейской общины сами лишили себя жизни, боясь насильственного крещения.

Когда вслед за тем Ричард, во главе крестоносцев, отправился на Восток, погромы повторились в других городах Англии. Страшная трагедия произошла в городе Йорке. Здесь многие евреи заперлись в башне городской крепости. Шесть дней христиане осаждали башню; осажденные бросали в них камнями и убили одного монаха. Но скоро съестные припасы в башне истощились, и обороняться стало невозможно. Осажденные совещались, что им делать.

Бывший среди них раввин Иомтов сказал:

·         "Бог очевидно хочет, чтобы мы умерли за наше святое учение. Смерть стоит за дверьми, и едва ли вы пожелаете изменить своей вере ради того, чтобы продлить немного свое земное существование. Творец дал нам жизнь, и мы возвратим ее Ему собственными руками. Такой пример показали нам многие благочестивые мужи и целые общины в древнее и новейшее время".

Эти слова подействовали - и осажденные, за исключением немногих малодушных, решили лишить себя жизни. Глава общины, богатый Иосце (один из членов еврейской депутации, явившейся к коронации Ричарда), убил сначала свою любимую жену, асам принял смерть от рук раввина. Так покончили с собой многие; остальные были перебиты на другой день ворвавшимися в крепость врагами (1190 г., накануне"Великой субботы" перед Пасхой). Наместник короля велел строго наказать виновников погрома. Но виновных не оказалось налицо; крестоносцы разбежались в разные стороны, а предводители их из дворян бежали в Шотландию. При преемниках Ричарда I положение евреев в Англии постепенно ухудшалось.

·         Бесправие евреев во Франции и Германии. Крестовые походы ухудшили общественное и экономическое положение евреев в Западной Европе. Передвижения масс из Европы в Азию сблизили эти части света, и христианские купцы вытеснили из области международной торговли ее прежних посредников - евреев.

В самой Европе, по мере развития городской жизни, число торговцев-христиан росло, и евреи все более оттеснялись в область мелкой торговли. Удаленные от земледелия и многих промыслов, состоятельные евреи вынуждены были заниматься ссудой денег под проценты, что нередко служило поводом к столкновениям между должниками и заимодавцами и впоследствии причинило евреям неисчислимые бедствия.

Рядом с экономическим принижением евреев шло ухудшение их положения в христианском обществе. Возбуждение умов, вызванное проповедью крестовых походов, и страстный религиозный фанатизм, обуявший целые слои христианского населения, поставили евреев на опасную, вулканическую почву. Они должны были постоянно трепетать; каждый взрыв народных страстей мог принести им гибель и разорение. Народное суеверие питалось нелепыми слухами, выставлявшими евреев в самом чудовищном виде.

В это время впервые распространилось лживое и возмутительное обвинение, будто евреи убивают христианских младенцев перед праздником Пасхи и примешивают их кровь к своему пасхальному хлебу (маца) и вину. Люди, которые сами проливали еврейскую кровь, оправдывали свои зверства выдумкой, будто евреи тайно проливают христианскую кровь.

В 1171 г. во французском городе Блуа слуга местного градоначальника пошел вечером к реке поить коня. Конь чего-то испугался и отскочил, а перепуганный всадник вернулся в город и рассказал, что видел, как еврей бросил в реку тело христианского мальчика. На основании этого обвинения были арестованы 30 человек из местной еврейской общины. Для проверки обвинения судьи прибегли к тогдашнему суеверному способу "испытания водой":обвинителя-слугу бросили в реку в лодке, наполненной водой, и так как лодка не утонула, то решили, что слуга сказал правду. Тогда арестованных евреев  заключили в деревянную башню, возле которой разложили громадный костер. На предложение креститься и тем получить помилование евреи ответили решительным отказом. Их бросили в костер и сожгли (26 мая - 20 сивана 1171 г.). Евреи умерли мужественно, распевая, как бы в насмешку над своими мучителями, синагогальный гимн "Олеину". В память мучеников в Блуа был установлен раввинами особый пост.

Участник третьего крестового похода, жадный до денег французский корольФилипп-Август жестоко преследовал своих еврейских подданных. Нуждаясь постоянно в деньгах для ведения войн, он всякими насилиями вымогал деньги у евреев.

В 1181 г. он велел арестовать всех евреев в Париже в субботний день, когда они молились в синагогах, и опечатать их имущество. Евреи собрали значительную сумму в 15000 марок серебром и поднесли ее королю; тогда их выпустили на свободу. Но через год Филипп-Август поживился более крупной добычей: он издал указ, чтобы все евреи, живущие на королевских землях, выселились в течение трех месяцев, от апреля до июля. Изгнанникам дозволялось брать с собой или продавать только свое движимое имущество; всю же недвижимость - дома, сады, винные погреба и амбары - король присвоил себе(1182 г.). Покинутые синагоги были обращены в церкви. Евреям, изгнанным из собственных владений короля (округ Парижа), пришлось искать убежища во владениях французских феодалов - баронов и графов, которые давали им приют у себя.

Через 16 лет король, нуждаясь в деньгах, снова допустил изгнанных евреев в свои владения, взимая с них огромные подати за право жительства и торговли(1198 г.).

От подобных преследований и унижений были свободны только евреи южно-французской области Прованс. Здесь феодальные графы хорошо относились к евреям; местное христианское население, имевшее сношения с жителями соседней арабской Испании, было менее суеверно, чем на севере. Евреи являлись в Провансе распространителями просвещения; они выдвинули из своей среды многих  ученых, в особенности по части медицины.

Печальные последствия имела эпоха крестовых походов для гражданской жизни и внутреннего быта евреев в Германии. Главным последствием этой тревожной  эпохи было чрезмерное обособление евреев от окружающего христианского  населения. Как испуганное стадо овец, ожидая нападения хищника, сбивается в кучу, так и еврейство, видя себя среди врагов и ежедневно опасаясь взрыва народных страстей, все более отдалялось от враждебной среды и замыкалось в сфере своих народных интересов. Другим последствием пережитого смутного времени было закрепощение евреев, в смысле усиления зависимости от германских императоров, которые являлись их главными защитниками против разнузданной  черни.

С XII в. евреи в Германии считались как бы рабами или крепостными императорского двора ("камеркнехты"). Они состояли не под охраной общих гражданских законов, а под охраной императора, как личная его собственность. Из этой собственности старались извлечь побольше доходов. Евреи должны были платить в пользу двора как постоянные "покровительственные подати", так и чрезвычайные налоги, очень обременительные.

Кроме податей в пользу императора, евреи платили значительные подати феодальным князьям и городским магистратам, на землях которых они жили; с недвижимой собственности они вносили также десятину в пользу церкви. Однако в случаях нападения черни на евреев власти оказывали им защиту только за особое вознаграждение. Так, Фридрих Барбаросса, отправляясь в третий крестовый поход, принял строгие меры для предупреждения  нападений на евреев во время своего отсутствия, но за это охраняемым пришлось  уплатить крупные суммы на издержки по крестовому походу.

·         Раши и тоссафисты. Перенесенные бедствия и унижения не могли, однако, заглушить в евреях ту умственную деятельность, которая, по выражению раб6иАкивы, так же необходима для Израиля, как вода для рыбы. Повсюду преследуемые евреи находили утешение только в духовной жизни, в своей религии, в наследии своего великого прошлого. Еще до крестовых походов, среди французских и германских евреев было распространено изучение Талмуда, которому дали сильный толчок рабби Гершом и "мудрецы Лотарингии". В год смерти р. Гершома (1040 г.),во французском городе Труа родился человек, который сделал изучение Талмуда доступным всему народу. То был Соломон Ицхаки, известный под сокращенным именем Раши.

В юности Раши изучал Талмуд в школах "мудрецов Лотарингии". Подобно древнему таннаю рабби Акиве, Раши уже после женитьбы оставил семью и скитался из города в город, чтобы слушать слово Божие из уст великих учителей.

·         "Яработал, - рассказывает он, - под руководством своих учителей в такое время, когда я крайне нуждался в хлебе, одежде и имел на своих плечах иго семейной жизни".

Только после долгих трудов, овладев всей письменностью Библии и Талмуда, возвратился Раши к своей семье в Труа.

Вскоре слава молодого ученого распространилась во Франции и Германии; к нему стали обращаться за разрешением вопросов религии и права; масса учеников, искавших духовного образования, устремилась в школу Раши в Труа. Объясняя слушателям Библию и особенно Талмуд, Рати старался больше всего об упрощении изучаемого предмета, об изложении его в общедоступной форме, понятной даже юношам школьного возраста. Но Раши не ограничился этим; он хотел облегчить усвоение еврейской науки и будущим поколениям.

В то время изучение Талмуда было сопряжено с большими трудностями. Без помощи опытных учителей и раввинов нельзя было понимать ни сложное содержание Талмуда, ни его трудный язык. Нужно было долго скитаться по разным школам, чтобы сделаться сведущим талмудистом. И вот Раши принялся за составление подробного письменного комментария к Талмуду. В своих толкованиях к большинству трактатов Вавилонского Талмуда он кратко, ясно и удобопонятно объясняет как трудные выражения текста, так и весь запутанный ход мыслей и рассуждений древних законоучителей. Одним коротким замечанием Раши часто устраняет величайшие трудности в понимании текста.

Благодаря образцовому комментарию Раши, стало возможным изучать Талмуд без помощи учителей и сделать его предметом преподавания даже в начальных школах. Справедливо говорили современники, что без толкований Раши Талмуд остался бы, как замок без ключа. Этот комментарий доныне печатается во всех изданиях Вавилонского Талмуда, рядом с текстом. Раши составил также комментарий к Библии, в котором текст объяснен не столько по буквальному смыслу, сколько по толкованиям и легендам Раши суждено было пережить ужасные годы первого крестового похода.

Он умер в Вормсе, в 1105 г., оставив после себя трех дочерей, из которых одна была помощницей отца в его ученых трудах. Эти дочери вышли замуж за известных талмудистов и имели сыновей, которые прославились своей ученостью. И зятья, и внуки Раши продолжали его деятельность. Одним из его внуков был тот рабби Яков Там, который едва не погиб во время второго крестового похода.

Яков Там, носивший титул "раббену" ("наш учитель"), прославился как величайший законовед своего времени. Он жил в Рамерю, во Франции, и стоял во главе талмудической школы, из которой вышло много славных раввинов. Он сочинил несколько глубокомысленных талмудических исследований, из которых особенно известна книга "Сефер гаяшар". По временам раббену Там созывал соборы раввинов, где обсуждались различные вопросы еврейской жизни и принимались меры для ее улучшения. Между прочим, соборы постановили, чтобы евреи судились между собою не в христианском суде, а в своем раввинском "бетдине", разбиравшем дела по еврейским законам и народным обычаям.

Все зятья и внуки Раши и их многочисленные ученики были известны под именем тоссафистов, т. е. "прибавителей", так как они писали свои ученые разъяснения к Талмуду в виде прибавлений к комментарию Раши. В школах тоссафистов, как некогда в вавилонских академиях, стремились к изощрению умственных способностей посредством глубокомысленных прений по вопросам еврейского права и законодательства. Тоссафисты вникали во все тонкости талмудических рассуждений и законов, раскрывали их источники и улаживали противоречия между ними. Число этих ученых в XII и XIII вв. доходило до 150.Толкования тоссафистов доныне печатаются во всех изданиях Вавилонского Талмуда, рядом с текстом и комментарием Раши.

Французские и германские евреи, в отличие от испанских, пренебрегали светскими науками и философией, уделяя все свое внимание Талмуду. Только вт Провансе, находившемся под влиянием Испании, литературное творчество было разнообразнее. Ученые из семьи Тиббонидов переводили с арабского на еврейский язык философские сочинения Иегуды Галеви, Маймонида и других мыслителей. Кимхиды (особенно один из членов этой семьи - Давид Кимхи) разрабатывал и еврейскую грамматику и писали комментарии к Библии.

В Северной Франции и Германии не было почвы для свободного исследования. Здесь, среди народных бедствий, книжные люди всецело углублялись в изучение своей религиозной письменности, в ней искали утешения и душевной бодрости. Кроме талмудических исследований, они охотно занимались религиозно-нравственными поучениями. Тоссафист Иуда Хасид (около 1200 г.) написал "Книгу благочестивых" ("Сеферхасидим"), в которой рядом с возвышенными нравственными правилами встречаются и суеверные рассказы, нагоняющие страх на читателя.

Вот некоторые отрывки изэтой книги:
·         "Нельзя говорить льстивые речи; нельзя говорить одно, а в уме думать другое, ибо ум и язык должны быть согласны. Этого правила нужно держаться и по отношению к иноверцам. Нельзя обманывать ни еврея, ни иноверца, ибо Бог хранит всех смиренных людей, как израильской, так и иной веры".
·         "Если тебя ругают или говорят при тебе грубости, молчи. Правило умного - молчание:  если я говорю, я могу после сожалеть об этом, но если промолчу, то никогда не пожалею".
·         "Пусть юноши и девушки не сходятся и не играют друг с другом (во избежание соблазна). Однажды ехал человек ночью при свете луны и увидел множество больших возов, в которых сидели люди и в которые были запряжены также люди; и когда последних спросили, почему они тащат возы, они ответили: во время земной нашей жизни мы веселились с женщинами, а ныне мы искупляем свой грех таким способом".

Книга изобилует рассказами о мертвецах, привидениях, нечистых силах. В ней впервые приводится народное поверие, будто в полночь мертвецы встают из могил и собираются в пустых синагогах, где отправляют богослужение; кто увидит молящихся покойников в этот час или услышит их голос, тот непременно умрет спустя несколько дней.

Пережитые евреями бедствия нашли свой отголосок в целом ряде "селихот" - покаянных молитв, читавшихся с плачем в синагогах в дни постов. Образцом такого рода произведений могут служить следующие строфы из "селихи",написанной одним очевидцем второго крестового похода:

Услышь, о Боже, голос мой молящий,

Ибо мне грозит жестокосердный враг!

Я обречен быть жертвою закланья

ля злых людей, восставших на меня.



Страх смерти омрачает мою душу,

И я боюсь, что сил моих не хватит.

Уже летят дикие орды, полные ярости,

Сверкает меч, чтоб без вины меня казнить.



Мой дух наполнен скорбью бесконечной,

Огонь страданья жжет меня насквозь.

Но кровь моя, как жертва лютости врагов,

течет по капле в обитель Твоей любви,



И ты, считая капли той пролитой крови,

Воздашь врагу, терзавшему меня...


·         Поводом ко 2-му крестовому походу (1147-49) явился захват в 1144 г. сельджуками Эдессы (ныне Урфа, Турция), которая с 1098 г. была центром Эдесского графства крестоносцев. Призывавшая к походу булла папы Евгения III освобождала участников похода от уплаты кредиторам (большей частью евреям) процентов с долгов, а правители различных стран вовсе освободили крестоносцев от уплаты долгов евреям.

Более строгий на сей раз контроль светских и церковных властей над массами крестоносцев в значительной мере ограничил насилия над евреями. Во Франции решительные действия короля Людовика VII (возглавлявшего поход вместе с германским королем Конрадом III) и проповеди церковного авторитета Бернара Клервоского оградили от бесчинств крестоносцев большинство еврейских общин страны. Исключение составили общины Рамерю (в Шампани) и Карентана, в котором евреи, укрепившись в одном из дворов, дали неравный бой толпам погромщиков и все погибли. В Германии Конраду III, покровительствовавшему евреям, не удалось воспрепятствовать погромной агитации цистерцианского монаха Рудольфа (в некоторых источниках Радульф или Раульф), ходившего по стране с проповедью, что поход надо начать с крещения или истребления евреев.

Евреи, платя феодальным властителям и епископам огромные суммы денег, получали возможность некоторое время укрываться в их замках. Конрад III предоставил евреям убежище в своих наследственных землях (Нюрнберг и др.), епископ Кельна отдал в их распоряжение крепость Волькенбург, в которой евреи защищались от крестоносцев с оружием в руках.

Не в силах добраться до евреев, укрывшихся в замках, шайки крестоносцев убивали или заставляли креститься каждого еврея, вышедшего из убежища. Банды крестоносцев бесчинствовали на дорогах. Несколько евреев были убиты в окрестностях Кельна и Шпейера. Экономическая жизнь страны была расстроена. По просьбе епископа Майнца Бернар Клервоский обнародовал послание с решительным осуждением погромной агитации Рудольфа, а в ноябре 1146 г. совершил поездку по прирейнским городам, проповедуя крестовые походы, но осуждая насилия над евреями.

Единственный в период 2-го крестового похода крупный погром в Германии произошел в Вюрцбурге, где крестоносцы распустили слух, будто евреи убили христианина и изуродовали его труп. В погроме погибло более 20 человек, остальные члены общины успели укрыться в замке епископа. После того, как в августе 1147 г. крестоносцы ушли на восток, евреи вернулись в города; насильственно крещенные возвратились к иудаизму.

На территории Палестины 2-й крестовый поход закончился завоеванием Ашкелона. Однако Биньямин из Туделы и Птахия из Регенсбурга (посетившие Иерусалимское королевство в 1160 и 1180 гг. соответственно) нашли благоустроенные еврейские общины в Ашкелоне, Рамле, Кесарии, Тверии и Акко. В записках Иехуды Алхаризи говорится о процветающей общине в Иерусалиме, который он посетил в 1216 г.; видимо, не пострадавшие общины самаритян существовали в этот период в Шхеме, Ашкелоне и Кесарии.

·         Во время 3-го крестового похода (1189–92), вызванного завоеванием Иерусалима в 1187 г. Саладином, император Фридрих I Барбаросса, возглавивший его, решительными мерами приостановил всяческие попытки насилия над евреями в Германии: евреи были укрыты в замках, убийство еврея наказывалось смертной казнью, ранение – отсечением руки. Епископы грозили погромщикам отлучением от церкви и запрещением участвовать в крестовых походах. За свое спасение евреи и на сей раз платили властям большие денежные суммы.

Во Франции попытки короля Филиппа II Августа не допустить насилия над евреями не увенчались успехом: в ряде городов центральной Франции крестоносцы организовали избиение еврейского населения. Наибольшие бедствия обрушились на евреев Англии, не пострадавших во время 1-го и 2-го крестового похода и даже предоставивших в 1096 г. убежище французским евреям, бежавшим от бесчинств крестоносцев.

3 сентября 1189 г. крестоносцы, собравшиеся в Лондон на церемонию коронации короля Ричарда I Львиное Сердце, устроили погром в столице. Попытка короля остановить бесчинства не удалась: сановников, высланных им для увещевания погромщиков, прогнала толпа, и лишь трое из задержанных властями участников погрома были приговорены судом к наказанию, но не за насилия над евреями, а за поджог и грабеж домов христиан, соседствовавших с домами евреев. Из Лондона погромы быстро перекинулись на другие города страны. Вместе с чернью в погромах активно участвовали знать и рыцарство, задолжавшие евреям большие суммы денег и желавшие избавиться от уплаты долгов. Были уничтожены еврейские общины Линна, Норвича, Стамфорда. В Линкольне и некоторых других городах евреи спаслись, получив убежище в королевских замках. После ухода короля в поход (начало 1190 г.) погромы повторились с большей силой. Самый большой погром произошел в Йорке. Сильно пострадала еврейская община Бери-Сент-Эдменса, где было убито 57 евреев.

В 1196 г., незадолго до подготовки 4-го крестового похода (1201-4 гг.), обошедшегося, по-видимому, без еврейских жертв, в Вене крестоносцы убили 16 евреев, за что двое из зачинщиков погрома были казнены герцогом Фридрихом I. Без пагубных последствий для евреев Европы прошли и 5–8-й крестовые походы (1217–21; 1228–29; 1249–54; 1270), а также так называемый крестовый поход детей, в 1212 г. отправившихся из Германии и Франции в Прованс и Италию, стоивший жизни нескольким десяткам тысяч детей (частью погибших во время бури на Средиземном море, частью проданных в рабство). Иерусалим, в результате 6-го крестового похода присоединенный к территории Эрец-Исраэль, еще остававшейся под властью крестоносцев (1229), был в 1244 г. окончательно утерян ими.

Знаменитый «Крестовый поход детей» из Европы в Святую Землю состоялся в начале XIII в. и закончился трагически: из десятков тысяч его малолетних участников (35 тысяч французских и 12 тысяч немецких детей без учета 3-6 тысяч примкнувших бездомных сирот и авантюристов с Апенинского полуострова и Швейцарии) мало кто уцелел. Почти все дети погибли от голода и лишений, а самые выносливые стали добычей работорговцев. Но не это сделало его название нарицательным – человеческая история и до, и после видела столько зверств, что гибель тридцати тысяч детей вряд ли заслуживала особого внимания.

Думаю, что средневековых историков и пиарщиков привлек сильный визуальный образ. Колонна беззащитных детей, медленно бредущих к свету великой цели по пыльным дорогам бренности, – такая картина обречена на кассовый успех. Характерно, что в пору генетического самоистребления  европейцев – погиб цвет европейских наций и евреи уже здесь были ни причем). Возможно именно так Бог и Провидение взяло дань у потомков погромщиков, пресекая их черносотенные роды в веках… А возможно и на сей раз воздаяние за черносотенную ауру ранне-средневековой Европы получили, как и всегда, невинно убиенные.

·         Новые бедствия обрушились на евреев Франции в период двух так называемых крестовых походов пастухов, участниками которых были преимущественно отбросы общества. В 1251 г. «пастухи», направляясь на Восток с целью вновь завоевать Иерусалим и освободить Людовика IX Святого, находившегося с 1250 г. в плену у египтян, разгромили еврейские общины Парижа, Орлеана, Тура и Бурже. Еще большему разгрому подвергли они общины Гаскони и Прованса во время 2-го своего похода (1320). Сорокатысячное ополчение – в основном подростки в возрасте 16-ти лет – пересекло Францию с севера на юг, уничтожив около 130 еврейских общин. Папа Иоанн XXII, пытаясь остановить бесчинства, отлучил от церкви всех участников похода; король Филипп V, опасаясь убытков для своей казны, приказал местным властям защищать евреев от «пастухов», но они повсюду встречали поддержку черни и среднего слоя горожан, в том числе и королевских чиновников.

В Альби (юг Франции) городские власти пытались остановить толпу у ворот города, но когда «пастухи», крича, что они пришли убивать евреев, ворвались в город, население встретило их с воодушевлением и приняло участие в избиении. В Тулузе монахи освободили вожаков «пастухов», арестованных губернатором, и объявили их спасение делом божественного вмешательства – наградой Всевышнего за богоугодное истребление евреев. Во время последовавшей за этим резни спаслись от смерти лишь принявшие крещение. Около 500 евреев, осажденных в замке Верден-сюр-Гаронн, покончили жизнь самоубийством. В папском владении – графстве Венессен – большая часть еврейской общины приняла крещение. Попытки этих новых христиан вернуться в иудаизм были пресечены инквизицией. Из Франции банды «пастухов» вторглись в Испанию, где возмущенный их бесчинствами король Арагона Хайме II разгромил и рассеял их банды.

Крестовые походы коренным образом изменили положение евреев в христианской Европе. Спор между иудаизмом и христианством утратил свой богословский характер. Сопутствовавшие крестовым походам резня и насилие, жестокостью превосходившие все несчастья, со времени возникновения христианства когда-либо обрушивавшиеся на евреев, выявили всю силу ненависти к евреям и их вере, все бессилие евреев, постоянно находившихся под угрозой, всю тщетность не всегда бескорыстных усилий пап и королей защитить их. В 12 в. была впервые высказана мысль о еврейском заговоре против христиан, и широкое распространение получил кровавый навет. Усилившийся религиозный фанатизм, усматривавший в евреях непримиримых врагов христианской веры, нашел выражение в усилении дискриминации и унижении евреев, достигших кульминации в законодательстве IV Латеранского (Вселенского) собора (1215).

Крестовые походы нанесли тяжелый удар по экономическому положению евреев, с 13 в. утративших роль главного посредника в торговле Европы с Востоком, так как передвижение еврейских купцов по христианской Европе, на дорогах которой хозяйничали шайки крестоносцев, стало практически невозможным.

Лишенные источников существования евреи были вынуждены в больших, чем до крестовых походов, масштабах обратиться к ростовщичеству. Ненавидимые христианской средой, замкнувшиеся в своих общинах евреи средневековой Европы нашли источники религиозного утешения и национальной гордости в памяти о сотнях общин, истребленных крестоносцами, и о многих тысячах жертв, загубленных или принявших мученическую смерть. В литургию Ава девятого был внесен ряд кинот (см. Кина), оплакивающих их судьбу, а в субботнюю – поминальная молитва Ав ха-рахамим («Отец милосердия»; см. Хазкарат нешамот); многие пиютим (см. Пиют) на ту же тему вошли в состав слихот, читаемых в месяц элул и в Иом-Киппур.

Возможно, что именно ко времени крестовых походов относится возникший в Майнце обычай публично поминать подвиги мучеников в годовщину их смерти с занесением их имен и дат жизни в меморбух, хранящийся в синагоге. В еврейской историографии события крестовых походов отражены в хрониках Эли‘эзера бен Натана из Майнца (около 1090 г. – около 1170 г.), Эфраима бен Я‘акова из Бонна (родился в 1132 г. – умер не ранее 1196 г.), Эл‘азара бен Иехуды из Вормса, Шломо бен Шим‘она (или Шимшона) и многих других, в том числе анонимных авторов, своими описаниями трагической участи евреев в годы крестовых походов и их преданности идее Киддуш ха-Шем обогативших историографию еврейской мартирологии.

Ах да, что до европейцев, то они, окончательно потеряв веротерпимость, обрели взамен – гречку и рис, шахматы и нарды, пряности и косметику, тягу ко всяческой скверне и моральное бесчувствие к ближним.

(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий