- И оружием стало Слово:
Пастух начал так страстно проповедовать, что дети убегали из дома вслед за ним. Местом сбора «святого войска» был объявлен Вандом, в котором к середине лета по оценкам собрались более 30000 подростков. Стефан почитался чудотворцем. В июле они с пением псалмов и хоругвями отправились в Марсель, чтобы отплыть на Святую землю, но о кораблях никто заранее не думал. К воинству часто присоединялись преступники; играя роль участников, они живились за счёт подаяний благочестивых католиков.
Крестовый поход был поддержан орденом францисканцев. Франциска́нцы — католический нищенствующий монашеский орден, основан святым Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 году с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.
Потребовалось всего шесть(!) лет, чтобы новый орден заявил о себе в деяниях, увы, страшных. Оружием ордена стали осиротевшие бездомные дети...
В начале 1212 года тысячи крестьян (в том числе детей и подростков) из Германии и Франции собрались в войско для завоевания Гроба Господня в Иерусалиме (по некоторым данным, французские дети направились не в Иерусалим, а в Париж ко двору Филиппа Августа, где некий проповедник обещал представить королю письмо от Иисуса Христа и сотворить чудеса; Филипп приказал распустить детей по домам).
...
Филипп II Август, Филипп Кривой (фр. Philippe Auguste; 21 августа 1165 — 14 июля 1223, Мант) — король Франции c 1180 года, сын короля Людовика VII Молодого и его третьей жены Адели Шампанской.
...
мае 1212 года, когда немецкое народное войско прошло через Кёльн, в его рядах насчитывалось около двадцати пяти тысяч детей и подростков, направляющихся в Италию, чтобы оттуда морем достигнуть Палестины. В хрониках XIII века более пятидесяти раз упоминается этот поход, который получил название «Крестового похода детей».
25 июля 1212 года немецкие крестоносцы прибыли в Шпайер. Местный хронист сделал такую запись: «И случилось великое паломничество, шли мужи и девы, юноши и старцы, и всё это были простолюдины».
20 августа войско достигло Пьяченцы. Местный хронист отметил, что они спрашивали дорогу к морю: ещё в Германии они двинулись в поход, уверяемые, что «море расступится перед ними», так как Господь поможет им в достижении их священной цели. В те же дни в Кремоне видели толпу детей, пришедших сюда из Кёльна.
Похоже, что у этого похода было двойное дно. Старцев и людей среднего возраста, профессионально ниществовавших в городах Франции здесь остановили. С германцами такая же селекция произошла еще накануне - в марте-апреле 2012 г.
Немецкие дети терпели ужасные лишения, пересекая Альпы на пути из Германии в Италию, а те, кто пережил путь, столкнулись в Италии с враждебным отношением местных жителей, которые ещё помнили разграбление Италии крестоносцами при Фридрихе Барбароссе
Дорога к морю через равнину для французских детей была существенно легче. Добравшись до Марселя, участники похода ежедневно молились о том, чтобы перед ними расступилось море. Наконец, два местных купца — Гуго Ферреус и Гийом Поркус — «смилостивились» над ними и предоставили в их распоряжение 7 кораблей, каждый из которых вмещал около 700 рыцарей, чтобы плыть в Святую Землю.
А если только предположить, что на каждый из кораблей вместилось не более 100 детей, то все получится как-то значимее.
Затем их след был утерян, и только 18 лет спустя, в 1230 году в Европе объявился монах, сопровождавший детей (и немецких, и французских детей, по всей вероятности, сопровождали церковники, хотя это никак и не доказано), и рассказал, что корабли с юными крестоносцами прибыли к берегам Алжира, где их уже поджидали. Оказалось, купцы предоставили им корабли не из милости, а сговорившись с мусульманскими работорговцами.
И здесь бы поставить точку. Ведь детей увезли не точно в Алжир, а в страны Магриба. В одну из стран. То ли Алжир, а то ли Марокко. Или, даже не в Марокко, а на остров Моро, который в ту пору всплыл прямо из пучины морской прямёшенько за Геракловыми столбами.
Большинство современных исследователей считает, что основную массу участников движения составляли не маленькие дети, а как минимум подростки и юноши, так как словом лат. pueri[2] («мальчики») в средневековых источниках называли всех простолюдинов (аналогично русскому ребята — крестьяне).
«Случилось то сразу после Пасхи. Ещё не дождались мы Троицы, как тысячи отроков тронулись в путь, покидая кров свой. Иные из них едва на свет появились и минул им только шестой год. Другим же впору было выбирать себе невесту, они же выбрали подвиг и славу во Христе. Заботы, им порученные, они позабыли. Те оставляли плуг, коим недавно взрывали землю; те выпускали из рук тачку, их тяготившую; те покидали овец, рядом с которыми сражались против волков, и думали о других супостатах, магометанской ересью сильных… Родители, братья и сестры, друзья упорно уговаривали их, но твердость подвижников была неколебима. Возложив на себя крест и сплотившись под свои знамёна, они двинулись на Иерусалим… Весь мир называл их безумцами, но они шли вперед».
Без этой преамбулы было бы просто не понять это удивительное безумие во имя веры, спровоцированное корыстием тех, кто стоял за этим безумством - монахами ордена францисканцев
* * *
Франциска́нцы (лат. Ordo Fratrum Minorum; «минориты», «меньшие братья») — католический нищенствующий монашеский орден, основан святым Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 году с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.
Слово на босопятку работало в Европе 800 лет и его идеи на разломе 20-го и 21 вв. привело в Киев пресловутое Белое братство, осколки которого живы и по сей день на территориях террористических образований - ДНР и ЛРН.
Датой основания ордена принято считать момент устного утверждения устава папой Иннокентием III в 1209 году. В 1223 году папа Гонорий III письменно утвердил устав ордена в булле Solet annuere. Основанием ордена францисканцев было положено начало нищенствующим орденам.
В ранний период францисканцы были известны в Англии как «серые братья» (по цвету их облачения), во Франции как «кордельеры» (из-за того, что они опоясывались верёвкой), в Германии как «босоногие» (из-за их сандалий, которые они носили на босу ногу), в Италии как «братья».
Устав ордена предписывал совершенную бедность, проповедь, уход за больными телесно и душевно, строгое послушание папе. Францисканцы были соперниками и во многих догматических вопросах противниками доминиканцев. Как духовники государей XIII—XVI веков, пользовались большим влиянием и в светских делах, пока не были вытеснены иезуитами. Наряду с доминиканцами францисканцы осуществляли функции инквизиции, которая была основана в XIII веке. Францисканцам была поручена инквизиция в Венесене, Провансе, Форкальке, Арле, Э, Эмбрене, центральной Италии, Далмации и Богемии.
В 1256 году папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду мыслителей Средневековья и Ренессанса. В период Нового времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Новом Свете и в странах Востока.
В XVIII веке у ордена было 1700 монастырей и около 25 тысяч монахов. Во многих европейских государствах в период Великой французской революции и буржуазных революций XIX века орден в числе других был ликвидирован; к концу XIX века восстановлен (сначала в Испании и Италии, затем во Франции и других странах). В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает около 30 тысяч монахов и несколько сотен тысяч мирян-терциариев: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.
Орденское одеяние — тёмно-коричневая шерстяная ряса, подпоясанная верёвкой, к которой привязаны чётки, круглый короткий клобук и сандалии.
В 2015 году Орден меньших братьев насчитывал 13 632 монаха, Орден меньших братьев конвентуальных — 4 233, Орден меньших братьев капуцинов — 10 598[2]. Общее число францисканцев в настоящее время, таким образом, составляет около 28 тысяч человек.
В 1517 году папа Лев X официально признал существование в самом францисканском ордене двух независимых групп, получивших название братьев-миноритов строгого соблюдения правила (т. н. «обсерванты») и братьев-миноритов конвентуалов.
Орден капуцинов — основан в 1525 году Матвеем Басси как реформистское течение внутри ордена миноритов-обсервантов. Был признан самостоятельным орденом папой Климентом VII в 1528 году.
В конце XIX века папа Лев XIII объединил все группы обсервантов в один Орден — Орден Меньших братьев. Объединение по имени папы получило название — Леонианская уния[3].
Второй (женский) орден св. Франциска — называется орденом бедных кларисс, основан в 1224 г. св. Кларой, сподвижницей св. Франциска.
Третий орден св. Франциска (т. н. терциарии) — учрежден св. Франциском около 1221, получил в 1401 г. собственный устав и название Третьего ордена устава св. Франциска. Помимо терциариев, руководствующихся этим уставом, существует значительное число терциариев, живущих в миру и именующихся Третьим орденом мирян св. Франциска (устав впервые дан в XIII веке, современный орден составлен в 1978 г.). Ими были, например, Данте, король Людовик IX Святой, Микеланджело и др.
Минориты - младшие братья и были устроителями Крестового похода Детей. В серых рясах с веревочными поясами и в сандалиях на босу ногу они органически вписались как в раннее средневековье, так и в последующие эпохи. В Киеве их не признали из-за белых ряс и нового трактования древних теологических догм.
Следует ли напоминать, что патриархальная Европа в период Крестовых походов открыла для себя шахматы с их извечными черными и белыми клеточками. Это - до цветов ряс в самые разные эпохи.
У фантастов встречались даже рясы в настоящуюшахматную клеточку - будут и такие, но суть будет всегда определятся по зомбирующим ключам к хрупко неискушенным душам молодых, и уже не только вчера, но и завтра... Завтра.
* * *
Ночью в мой сон без стука вошел весёлый монах:
- Да низойдет на тебя, чадо, дух Святой! - поприветстовал меня он на латыни, которой сегодня уже перевода ГУГЛ мне точно не даст. Ну, разве что услышится в отголоске:
- Sic, et venerunt super te, mi puer, Spiritus sancti!
Впрочем, обращался он не ко мне. Внимание старого выпивохи заинтересовал паж мечей, сидевший в углу корчмы, сгрузив тонкие мускулистые ноги с бочонка, в котором ещё недавно плескалось крепкое пиво.
Паж примирительно поприветствовал монаха, лихо приподняв в пространстве над головой соломенную светскую шляпу.
Паж предложил место монаху тут же в уголке у бочки на особом пеньке, роль которого состояла в том, чтобы пребывать в особых местах для кулуарных бесед.
- А что, чадо, эти бравые молодцы за тем общим столом, что там так орут громче собственных жоп? Неужто ль и впрямь еретики и готовы не пойти на исповедь?
- Да что вы, падре, это они уже после исповеди. Ведь отныне они паломники в Иерусалим. Собираются в священный крестовый поход. Им, якобы, весь в белом явился Иисус.
- А белая горячка им ещё не являлась?
- Да что вы, преподобный, им что черная смерть, что белая горячка после трех кружек пива едины. А вот мне - нет. Это мне их вести и города. И всем им в пути потребуется духовник.
Веселый монах лукаво улыбнулся:
- А известно ли тебе, о чадо пажеское, что самому духовному лицу потребуются четки, дорожный осел и бочонок пива.
- Один?
- Можно и один, но чтобы не просыхал. А духовник этим парням и впрямь потребуется вскоре... Лиц среди них божеских нет, но задора хватает. А ведь оружия им иметь не положено. То как быть?
- Мне положено, я поду предводителем - и таких как я по всей Германии да и Франции подберется немало. А то ведь рыцарей теперь ни за какие пироги не заманишь. Еще только едва зализали раны после Третьего крестового похода, который, увы, начался со смерти немецкого императора Фридриха Барбароссы....
- Вот смотри, писатель, - обратился ко мне сквозь сон веселый монах, - я ему пытаюсь толковать о своей выгоде, а он мне о славном утопленнике. А по мне, прости меня Господи, умер один - хрен с ним. Ведь так накачался рейнским, что свалился прямо с рыцарской лошади, оцарапал о метал рыжую махнорылку и нырнул в Агаву... Или в Рону... Но не в родной сердцу Рейн. Ну, да Рейн с ним...
- Нет, ты, конечно в милом тихом беспамятстве, отче, даже саму историю за кружку пива продашь, 10 июня 1190 г. передовой отряд армии разбил лагерь на равнинах Селевкии. До этого момента вся армия Святого креста – богатые и бедные, больные и те, кто казались здоровыми, – все продвигались под палящим солнцем трудной дорогой, которая вела их через каменистые горы на высоте, доступной только птицам и горным козлам.
Император, разделявший с воинами все опасности, хотел избежать и ужасной жары, и необходимости забираться на вершину горы. Поэтому он попытался переплыть очень быструю реку Каликадм (ныне Гёксу). Но, как сказал один мудрец, не стоит плыть против течения реки. И хотя император был мудр в других вопросах, он сделал глупость, решив помериться силами с рекой. Его все пытались остановить, однако он вошел в воду и попал в водоворот. Так глупо погиб тот, кто часто избегал величайших опасностей.
- Давайте выскажу свое мнение: это тайное суждение Бога, которому никто не может сказать: «Зачем ты так делаешь?» – когда он ведет того или иного человека к смерти. Император действительно был рыцарем креста и членом его армии. Он отправился в похвальную миссию – освободить Святую землю и крест Господень, поэтому, даже несмотря на то, что он умер неожиданно, мы верим, что он обрел спасение. Знать, находившаяся рядом с императором, поспешила помочь ему, но было слишком поздно. Его вытащили на берег реки бездыханным.
- Вот и нам туда же, в Иерусалим, - неожиданно подал голос с возвышающейся бочки паж, - только мы поведем в Святую землю детей - непорочно и тихо во славу Господа
- Это ж какой дурень такое придумал, - только охнул монах совсем уже без напускного веселья. - Не крыселов ли с кривенькой дудочкой. - Монах почесал скорбно плешь. - А ведь и точно Крыселов. Его ещё называют дядюшка ПИВО, потому что вот уже сезон, как он из кабачков не вылазит. Это ж надо так было допиться... Мы ему в Магистрате разрешили отлов мышей моровых - полевок да черных, а он вот что творит...
(продолжение следует)
и еще раз здравствуйте! занятное чтиво в плане понимания некоторых исторических аспектов средневековья. По вопросу "Слово на босопятку работало в Европе 800 лет и его идеи на разломе 20-го и 21 вв. привело в Киев пресловутое Белое братство, осколки которого живы и по сей день на территориях террористических образований - ДНР и ЛРН." хотелось бы небольших уточнений - вы так из чувства самосохранения перед нынешней властью высказались, или по внутреннему пониманию фактической ситуации в Украине. В ТОМ СМЫСЛЕ ГДЕ ТЕРРОРИСТЫ, А ГДЕ ПРОСТО НАЦИОНАЛИСТЫ?
ОтветитьУдалитьЭто исследовательская работа по истории теологии... Этим и ограничусь... Есть выбранный аспект исследования фальшивого тысячелетия в области молодежной политики... Вот с этого и берут истоки все последующие манипуляции в истории человечества. Массовая манипуляция молодыми - это предыстоки фашизма во всех его ипостасях... Малоизученный аспект. Ве Ша
Удалить