Ирина Диденко Барака Мастерская Миров |
- Глава семнадцатая | В мифологии Западной Африки птица-носорог считается повелителем всех пернатых и обычно (как ни странно) служит глашатаем. Впрочем, в Западной Африки практически всем птицам приписывалась роль переносчиков известий между различными сферами и измерениями (кто знает, может и наши почтовые совы носят не только записки?)
В процессе магического ритуала обычно совершалось "оживление" предмета, наполнение его энергетическим зарядом. Итого - власть, повелитель, женская энергия, неведомая магическая составляющая...
• Считается, что именно в Северной Африке, впервые появилось такое растение, как хна | Использование хны для украшения в Марокко восходит к тому моменту, когда первые берберы мигрировали в этот район; они проживали там уже довольно долго, когда финикийцы и римляне вторглись в Северную Африку.
Никто не уверен в точности относительно берберского происхождения, но существует общепризнанное мнение о том, что они пришли либо из Йемена или из тех мест, что в настоящее время являются Сирией. Так было до тех пор, когда в 8 веке арабы, распространяя слово Ислама, вторглись в берберские регионы и добавили элементы берберской культуры в свою и без того богатую смесь традиций и обрядности.
В пещерных рисунках первобытных людей в Северной Африке, мы видим истоки узоров рисунков, которые отражают их повседневную жизнь, как охотников и собирателей. Кроме того, исходные берберских образы отражают аспекты их сельской жизни, связанные с природой и аграрным циклом.
То же самое можно встретить в рисунках на пысанках и в росписях на трипольской керамике, к примеру - земледельческие культы, обожествление воды, дождя, земли, солнца, от которых зависел урожай.
Таким образом, озеленение, уборка урожая, почитание солнца, луны, земли и звезд - все это присуще символизму берберов начиная от ранних культурных традиций и вплоть до наших дней. Такие символы использовались не только для украшения, но так же и для защиты от сглаза и от злых духов, которые, как считалось, обитают в окружающих рощах и ручьях.
Джеймс Jereb, в своей книге "Искусство и ремесла Марокко", описывает берберские знаки как " свидетельства не только медитативной и эстетической власти, которыми наделяет украшательство ими, но и веры в сверхъестественные силы.
Многие элементы узоров не расшифровываются по отдельности - возможно, из-за их формы или из-за того, каким образом они оформлены, - но, скорее потому, что они могут содержать силу, известную как "Барака".
Как известно, концепция "барака" глубоко укоренилась в марокканских религиозных верованиях и так же имеет решающее значение для понимания всех художественных традиций в Марокко.
"Барака" имеет много значений в Марокко, но в целом - это принципиально позитивная сила святых и суфийских братств. Она является источником вдохновения у большинства марокканских ремесленников ...
"Барака" пронизывает все вещи в той или иной степени, и она может существовать не только в ювелирных украшениях, талисманах и прочих рукотворных объектах, как, например, керамика и текстиль…
- Но вот встречаются религии порабощенных: африканских рабов и американских индейцев. Что, спрашивается, происходит в подобном случае? Как минимум, один из вариантов религии Вуду, как максимум – ещё, ещё и ещё в мире чернокнижия и мрачнобожия, о которых сегодня обычно говорят, по ситуации, то слишком много, то слишком мало… Позволю и себе несколько актуальных заметок…
Ритуалы обычно совершаются на открытом воздухе в священных рощах. Они разработаны с целью помочь человеку связаться с божеством посредством природы. Хотя у них и есть определенная структура, эти ритуалы могут быть адаптированы к конкретной ситуации.
В церемонии включены элементы, напоминающие ритуалы африканских племен и американских индейцев, такие как барабанная дробь, экстатические танцы с трещотками, что помогает участникам достигнуть измененного состояния мышления. Широко практикуется также медитация. Некоторые шаманские традиции допускают использование галлюциногенных препаратов, но викканские шаманы применяют лишь легальные методы для достижения иной формы сознания. В дополнение к барабанам и трещоткам, в числе других атрибутов в ритуалах используются перья, кристаллы, травы и природные объекты: камни, жемчужины, кора деревьев и желуди. Участники церемоний надевают особые наряды и/или украшения, но многие совершают поклонение в повседневной одежде.
Ритуалы исполняются внутри магического круга, где сосредоточены пять первоэлементов: земля - на севере, воздух - на востоке, вода - на западе, огонь - на юге и дух - в центре. Круг олицетворяет колесо жизни с временами года и этапами жизни: север - зима и смерть/возрождение; восток - весна и молодость, юг - лето и зрелые годы, запад - осень и старость. Центр олицетворяет собой весь год. С четырьмя сторонами света связаны и цвета: север - зеленый, восток - желтый, юг - красный, запад - синий, дух - белый.
Викканские традиции включают празднование восьми колдовских шабашей и некоторые традиционные формы деятельности, в частности, танцы вокруг майского дерева на Белтейн (канун 1 Мая), вывешивание веток омелы в день зимнего солнцестояния (Сочельник) или традиция обмениваться яйцами в день весеннего равноденствия (Пасха). Почитается как мужское, так и женское божества.
Целительство также является важной составляющей викканского шаманизма и может проводиться в форме групповых ритуалов или сеансов с глазу на глаз. Инструменты и навыки целителей сочетают древние магические традиции с современной психологией и терапией. Никто не сомневается, что и здесь практикуется психологическое плацебо уверовавших…
В целительстве также применяются магические кристаллы, травы, таро, опыт прошлых жизней, творческое провидение и направленные мысленные образы, звук, музыка и движение. В расчет также принимается и викканское наставление о не причинении никому вреда. В соответствии с ним нельзя направлять энергию, даже целительную, на человека без его разрешения. Вспомнили допускающий в иносознание кодовый ключ цифры семь. В практике европейских целителей существуют такие же этические упреждения, но целитель неволен ограничивать свой дар проникновения. Поэтому он вправе только сокрыть полученную информацию, полученную скорее невольно, чем вольно. Против родовой ментальной силы целителя и сам он вряд ли в праве что-либо предпринимать. Процесс проникновения отточен до автоматизма.
Шаманистские элементы включают обнаружение возможности непосредственных контактов индивидуума с духами природы, открытие растений и животных, которые будут помогать человеку в целительстве. Уделяется внимание духовным и генетическим предкам ведьм, а также всем формам жизни на земле.
Инициация рассматривается как провидческий поиск, при котором нужно провести ночь в дикой местности без огня, укрытия и еды. Этот поиск, предпринимаемый непосредственно после периода обучения, ставит человека лицом к лицу с глубокими древними страхами и заставляет заглянуть внутрь себя. Посвящаемый использует викканскую технику создания защитного круга света вокруг себя; на ночное испытание призываются некоторые духи природы. Инициация обычно означает переломный момент в жизни. Часто она происходит на земле Святилища Круга, где ранее проводились занятия.
Викканский шаманизм включает и обучение управлению сном, где учат, как использовать сны для достижения высших сфер, а также обучение использованию целебных трав и позитивной магии.
Викканская мораль | Викканская мораль основывается на Викканском Наставлении:
Если это никому не вредит, делай, что хочешь. Часто это трактуется, как провозглашение свободной воли, наряду с обязанностью отвечать за собственные поступки и минимизировать причинение вреда себе и другим.
Другая часть викканской морали заключается в Законе Троекратного Возвращения, который понимается так: всё, доброе или злое, что ты сделаешь другим, вернётся к тебе троекратно (похоже на восточную идею кармы).
Многие виккане так же стремятся обрести восемь достоинств, упомянутых в Завете Богини авторства Дорин Вальенти. Это радость, почтение, уважение, человечность, сила, красота, мощь и сострадание. В стихе Вальенти эти качества распределены попарно, как дополняющие противоположности, отражающие дуализм, присущий викканской философии. Некоторые традиционные виккане так же принимают во внимание свод из 161 правила, носящих название Ардеинс (Ardanes). Вальенти, одна из высших жриц Гарднера, отметила, что эти правила, скорее всего, были изобретением самого Гарднера на псевдо-архаическом языке. Это как бы побочная реакция на внутренний конфликт с его ковеном Брикет Вуд.
Несмотря на то, что Гарднер поначалу испытывал отвращение к гомосексуализму, утверждая, что это вызовет «гнев Богини», сейчас многие викканские традиции относятся к этому весьма спокойно.
Бог и Богиня | Для большинства виккан, викка — это дуалистическая религия, воспринимающая Бога и Богиню равновеликими, дополняющими друг друга противоположностями (близко к даосской идее о Инь и Ян), воплощающими в себе всю совокупность возможных проявлений природы. Бог иногда символически отождествляется с Солнцем, Богиня с Луной.
Под Богом традиционно понимается кельтский «Рогатый Бог» (Кернуннос), качества связываемые с ним — сексуальность, агрессия, неистовость, страсть к природе и охоте. По традиции, Рогатому приписывают различные имена, среди них: Кернуннос, Пан, Ато и Карнайна. В разное время, Бог появлялся в европейской культуре и искусстве в разных обличьях и формах — как Зелёный Человек, как Солнечный Бог (в частности, в праздник Лита, или летнее солнцестояние), как Дубовый Король и Король Остролист, один из которых правит весной и летом, другой осенью и зимой.
Богиню называют Триединой, связывая три формы её проявления «Дева», «Мать» и «Старуха» с тремя лунными фазами. Иногда её почитают как изначальную по отношению к Богу сущность, содержащую в себе абсолютно все. Бог в этих концепциях — искра и биение жизни, одновременно возлюбленный и ребенок. Это, например, отражено в особой структуре ковена Традиционной Викки. В некоторых направлениях, в частности в феминистически ориентированной дианической викке, Богиня видится как самодостаточное существо и Богу не поклоняются вовсе, однако подобное положение вещей критикуют большинство представителей других Викканских концепций. Важно отметить, что три основные формы Богини, иногда дополняются тремя проявлениями бога — «Сын», «Отец», «Мудрец».
Книга Теней | Книга Теней - это книга, в которую собираются все ритуалы, законы, правила колдовства, сведения о травах, камнях и деревьях, рецепты ритуальной пищи, фасоны ритуальной одежки, описания танцев и заклятий, способы гадания и их результаты и всякая прочая информация, принадлежащая ведьме-одиночке или целой общине ведьм.
Общепринятой Книги Теней, естественно, не существует. Каждая викканская традиция. впрочем, имеет свою Книгу Теней, в которую каждая община добавляет что-то свое, и каждая ведьма - тоже, в частности. Книга Теней, по идее, должна храниться в секрете, но многие со временем свои книги опубликовывают. Согласно традиции, Книга Теней должна быть уничтожена после смерти ведьмы.
Пентаграмма - пять стихий. Четыре стихия плюс дух. Защита.
Пентаграмма, нарисованная с левого нижнего угла вверх (изгоняющая) отталкивает негативную энергию, а призывающая (начиная сверху к левому нижнему углу) призывает позитивную энергию.
- Принципы Викки.
2. Не имей дела с черной магией.
3. Не убивай никаких живых существ.
4. Не участвуй в какой-либо преступной деятельности.
5. Не извращай символы любой другой религии, не оскверняй могилы и статуи святых.
6. Не почитай дьявола и не произноси его имени, не пользуйся сатанинскими символами.
7. Не твори любовные заклятия, чтобы привлечь другого человека, разлучить двух людей ради собственной выгоды, или любым другим способом нарушить чью-то свободу воли.
8. Исповедуй следующий принцип: знать, дерзать, желать и хранить молчание. То есть постоянно будь в поиске истины, будь тверд в своей вере, не бойся неизвестного, не бойся узнавать новое, совершенствуйся, храни знание про себя.
9. Не бери платы за свое колдовство или благословение.
10. Не нападай на людей, но защищайся, когда нападают на тебя.
- Викканские течения:
Проводится восемь Основных Праздников, приуроченных к Колесу Года. Ведущим принципом Гарднерианства считается викканское наставление о непричинении вреда. Очень важно формальное посвящение в Круг (Ковен) Верховным Жрецом или Верховной Жрицей. К Ремеслу приобщаются с "великой любовью и великим доверием", что означает полную веру входящих в общину. Женщина должна посвящать мужчину, а мужчина, наоборот, женщину. Посвященные прослеживают свое происхождение по инициации от самого Гарднера и Леди Олуэн (Моника Уилсон), его Верховной Жрицы. Герднерианская иерархия насчитывает три ступени мастерства. Традиционно, переход на следующую ступень происходит не ранее, чем через год и еще один день. Лишь ведьма или колдун третьей ступени может стать Верховным Жрецом или Жрицей. Верховная Жрица официально возглавляет общину ведьм. Некоторые общины ставят Богиню над Богом, но остальные все-таки рассматривают их вместе, как мужское и женское начала. К ним применимы все имена языческих богов, в зависимости от общины ведьм и ритуалов. Все ритуалы проводятся внутри магического круга, ведьмы работают с полным набором инструментов (см. Инструменты).
Отличительной чертой Гарднерианства является, так называемое, skyclad ("одетый небом"), то есть исполнение ритуалов в обнаженном виде. Гарднерианцы считали, что выполняя ритуалы нагими, они становятся ближе к природе. Некоторые гарднерианские общины ведьм сейчас отказались от подобной практики, предпочитая носить специальные ритуальные одежды. Традиции присуща теургическая (божественная) магия, которая свершается с помощью доброжелательных духов (например, первоэлементы), Дозорных Сторожевых Башен и богов.
Способы накопления силы, по мнению Гарднера: магия секса, магия очищения, медитация (сосредоточенье), песнопения, заклинания, вызов духов, астральная проекция, бессознательное состояние, алкоголь (ух), танцы и контроль над кровообращением путем стягивания частей тела веревками (Если вспомнить ритуальную порку, столь любимую Гарднером, то можно серьезно задуматься над его личностью и пристрастиями...). В США Гарднерианская традиция была принесена в 60-е годы Розмари и Рэймондом Бакленд. В России и Европе (исключая Англию), насколько известно, практически никто не следует Гарднерианству.
Александрийская Вика | Названа в честь создателя и вдохновителя этой традиции, "короля британских ведьм" (по его собственным словам), Александра Сандерса. Это второе после Гарднерианства большое течение, зародившееся в Англии. Оно основывается на Гарднерианской традиции, с некоторыми корректировками и сильным акцентом на "узелковую" магию и церемониальную магию. Поклонение в Александрийстве так же проводится skyclad. Большинство общин сильно отличается друг от друга: у каждой свои методы, ритуалы, заклинания и песнопения. Александрийская Викка пришла в упадок после 70-х годов, когда Сандерс отошел от дел. Число общин ведьм в США и Европе значительно сократилось, а оставшиеся не имеют практически ничего общего с настоящим основателем традиции. Тем не менее, Александрийское колдовство крайне популярно в Канаде, где оно прижилось и развивается до сих пор.
Кельтская Вика | Кельтская традиция Викки включает в себя ряд традиций, основанный на древних кельтских мифах, сказках, песнях, легендах, поучениях и верований. Практически все ритуалы восходят к Гарднерианству и, естественно, напоминают оное. Многие общины так же работаю skyclad. Общины организованы немного иначе, нежели гарднерианские. В общинах чаще всего нет такой жесткой иерархии, но, тем не менее, присутствуют Верховных Жрец и Верховная Жрица. Всем божествам даются кельтские имена. Колдовские же имена участников шабашей - тоже кельтские, причем они держатся от посторонних в строгой тайне. Кельтская традиция чем-то схожа с Волшебной Виккой. Популярна в Британии, довольно распространена в России (конечно, ОЧЕНЬ относительно, но тут имеется в виду в сравнении с другими традициями).
Сикс Вика | Традиция была основана в 1973 году в США Рэймондом Баклендом, бывшим Верховным Жрецов Гарднерианской традиции. В Сикс-Викке есть саксонская база, но традиция не является продолжением или воссозданием оригинальной саксонской религии. По слухам, Бакленд изобрел это течение в шутку. Но, тем не менее, Бакленду не была по нраву строгая "иерархионность" Гарднерианства, которая приводила ко многочисленным спорам и ссорам. Он создал Сикс-Викку именно, чтобы решить подобные проблемы. Сикс-Викка довольно демократичная традиция, только с одной ступенью ранга, вместо трех. Общиной руководит Верховная Жрица и (или) Верховный Жрец, которую (которого) избирают путем ежегодного голосования. Верховный Жрец и Верховная Жрица абсолютно равны во всех отношениях. В традиции отсутствует ритуальное очищение и ритуальное связывание. Ритуалы, описанные Баклендом не являются какой-либо тайной, они изложены в книге "Древо: Полная книга саксонского колдовства" (1974 год). Традиция открыта всем желающим и допускает самоинициацию наравне с посвящением в общину.
Волшебная (Фейская) Вика | Экстазическая и магическая религия Ремесла, которую основал и развил американец Виктор Андерсон вместе с Дионом Пенддервеном. Изначально, Волшебная традиция была тайной, и о ней знали немногие, но позже оно вылилась и сформировалась в большое, общедоступное течение, благодаря Стархок (Звездному Соколу). Как и все остальные традиции, Фейская традиция чтит природу и поклоняется богам, имена которых, между тем, остаются в тайне, и которые являются воплощениями силы естества, жизни, плодородия. Традиция скорее политеистична, нежели двуистична, и хотя различает женское и мужское начало, не акцентирует на них внимание. В традиции нет стандартной книги теней, существует несколько рукописных книг, появившихся в конце 80-х годов, но среди них - ни одного канона. Сейчас некоторые аспекты держатся в секрете, но большинство подвержено огласке. Подобно большинству английских традиций, Фейская Викка тоже видит получение силы в прохождении инициации, приобщающей посвящаемого к силе колдунов всей общины и, так же, уже умерших ее членов. Традиция различает виды энергии, существующие во Вселенной и используемые в магии. Волшебная сила - экстазическая энергия созвучия. Она красива и чувственна, но выходит а пределы человеческого осознания, понимания и восприятия. Она дает признаки существования невидимой реальности, уважение к мудрости природы и осознания себя и других частей природы, а также чувствительный мистицизм, включающий в себя праздничное восприятие жизни и любовь к прекрасному. Ядро традиции - две пентаграммы, жемчужная (любовь, мудрость, знание, закон, сила) и железная (секс, эгоизм, страсть, гордость, сила). Традиционно допускается эклектизм. Установлено, что только около двухсот (!) посвященных могут возвести свою линию к Андерсон и Пенддервену. Остальные практикуют современную Волшебную традицию, разработанную Стархок ("Спиральный Танец" - 1979 год).
Дааническая Вика | Дааническая традиция была основана и разработана в 1981 году, во Франции, Анной Лис. Традиция названа в честь богини Дану, которая и считается ее покровительницей, тем не менее, традиция может быть и политеичной и двуаличной, различая мужское и женское начала, представленные Великой Богиней и Рогатым Богом. Так же в традиции допускаются обращения ко всем языческим богам. В Даанической Викке нет такой строгой иерархии, как, к примеру, в Гарднерианстве, тем не менее в ковенами руководят либо Верховная Жрица и Верховный Жрец, либо три Верховных Жрицы, которые олицетворяют собой силу триединой луны (новая луна, старая луна и темная луна составляющие вместе полную луну). Верховная Жрица и Верховный Жрец всегда равны между собой. Традиция чтит природу, и берет за основу принцип "Делай, что хочешь, но не вреди, ибо все, что сделаешь ты и плохого и хорошего, вернется к тебе в троекратном размере". Традиция разрешает самоинициацию, но, тем не менее, в ковен новый член должен быть посвящен кем-либо из Верховных Жрецов. Практически все ритуалы проводятся внутри Магического Круга и при использовании полного инструментария. Некоторые общины сейчас так же практикуют тактику skyclad, но она совершенно не обязательна. В даанической Викке нет определенной книги теней - каждый ковен составляет свою особую книгу. Сейчас Дааническое течение довольно популярно среди молодежи. С 1993 года Лис живет в Канаде, где проводит широкие акции, "продвигая" Даанику. Дааническая Викка считается одним из самых новых и наиболее развивающихся течений.
Мой вам добрый совет, не пытайтесь запоминать имена основателей и адептов. Просто разберитесь в основных этических и целебных принципах и попытайтесь их сравнить с ранее вам известными. И вы тут же обнаружите и 162 Заповеди Моисея и чуть подросшую цифру семь, которая при пересечении мирового океана обрела округлость и стала очередной цифрой – 8. А в основном всё осталось на месте… Разве что получил развитие принцип сам себе жнец и на дуде игрец, сам себе и Пан и шаман. В новых мирах подобные метаморфозы старого случаются часто.
Комментариев нет:
Отправить комментарий