События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

понедельник, 18 июля 2016 г.

Ингрид и Веле Штылвелд: Будни душеведа или Операционная человеческих судеб – 18

Ирина Диденко Домовёнок
  • Глава восемнадцатая | В современном мире давно уже снисходительно относятся к тому, что в каждом доме или даже в каждой квартиру согласно давним поверьям и заверением многочисленных очевидцев и целителей живут особые энергосущности, которых по старинка принято называть домовыми. Не исследовав природы этих сущностей, как, впрочем, и противоположных им - геопатогенных и биопатогенных сущностей, мы не сможем проводить правильной энергочистки жилья. Поэтому попробуем разобраться…
•    Роль домового в мире людей | Французский писатель Тристан Бернар как-то пошутил: не будьте суеверны, это приносит несчастья.

История наших предков имеет глубокие языческие корни, отзвуки которых мы можем наблюдать и сегодня. Все в тех же пословицах, поговорках, поверьях и приметах….

•    Календарь Чудес | 1 апреля – День пробуждения домового | Первого апреля никому не верят. Откуда взялась эта поговорка? Ведь любая пословица имеет под собой какую-то основу. Для того, чтобы это выяснить нам надо погрузиться в прошлое, именно там скрываются корни многих высказываний и поговорок.

Первого апреля наши языческие предки справляли один занятный праздник. Скорее даже не праздник, а некий рубеж. Этот день считался Днем пробуждения домового. Древние славяне верили, что на зиму, он, подобно многим животным и духам, впадал в спячку и просыпался лишь изредка, чтобы сделать необходимую работу по дому.

Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью вступит в свои права. А она приходила, по мнению предков совсем не в марте, а в апреле. Точнее сказать, приход весны ознаменовался днем весеннего равноденствия 22 марта и все последующие дни вплоть до 1-го апреля были днями встречи весны. Первого же числа, весна приходила окончательно и бесповоротно и главный дух-хранитель очага - домовой, должен был проснуться, чтобы навести порядок в доме.

Как известно, когда мы долго спим, а потом просыпаемся по зову нашего будильника, мужа или мамы, то часто бываем, недовольны этим. Мы зеваем и ворчим, почему нас разбудили так рано. Малые дети вообще начинают капризничать. А наш домовой имеет иногда повадки ребенка, и после долго спячки просыпается тоже не очень радостный. И тут же начинает шалить, а порой и хулиганить. То остатки муки из мешков высыплет, то гривы лошадям запутает, коров перепугает, белье перепачкает.

Конечно, наш далекий предок пытался умаслить недовольного домового кашкой, молочком и хлебом, но, как известно, к хлебу обязательно должны прилагаться и зрелища. Такими зрелищами для проснувшегося духа становились повсеместные гуляния, шутки, смех людей в доме, которые разыгрывали друг друга весь день.

К тому же, чтобы было веселее домовому, да и всем окружающим, обитатели дома надевали одежду наизнанку, подобно самому духу пращуру, который, как известно, носит свою меховую жилетку швами наружу; на ногах должны были непременно красоваться разные носки или обувь, а в разговоре все старались обмануть друг друга или пошутить, чтобы хозяин-батюшка домовой забыл, что он недавно проснулся.

Со временем, про встречу весны, и умасливание домового первого апреля забыли, но традиция шутить, разыгрывать и обманывать в этот день, осталась. Как осталась поговорка - первого апреля никому не верят. И теперь вы знаете почему.


  • А.С. Пушкин. "Домовому".
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес, и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!

Да не вредят полям опасный хлад дождей
И ветра позднего осенние набеги;
Да в пору благотворны снега
Покроют влажный тук полей!

Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робостью полуночного вора,
Счастливый домик охрани!
Ходи вокруг его заботливым дозором,
Люби мой малый сад, и берег сонных вод,
И сей укромный огород

С калиткой ветхою, с обрушенным забором!
Люби зеленый скат холмов,
Луга, измятые моей бродящей ленью,
Прохладу лип и кленов шумный кров —
Они знакомы вдохновенью.

•    Легенда o Домовом | Однажды Сатана поднял восстание против Бога. Господь разгневался и низвергнул зачинщика с небес вкупе со злыми ангелами. Часть изгнанников прошли сквозь землю, обретя пристанище в аду, а часть раскаялись, вымолили прощение и стали домовыми. По крайне мере, так гласит легенда..

По всей видимости, раскаявшихся демонов было немало, поскольку собственный домовой имеется в каждом приличном доме. Так что, согласно этой легенде, как ни крути, а данный субъект-  нечисть, пусть и самая безвредная. Как бы нас не умилял домовенок Кузя из доброго мультфильма, помните: его протопит не лыком шит и, уж конечно, не всегда столь "жутко симпатичный".

У домового имеется несколько имен:"он","сам","доброжил","доброхот","кормилец" и даже "дедушка-суседушка". На Руси вообще старались не говорить "домовой"- он не любит свое настоящее имя и в наказание способен ночь напролет топать, вздыхать и бормотать невнятно.

В славянской низшей мифологии дух, живущий в доме. В древности у восточных славян домовой выступал как хранитель домашнего очага, семьи и был связан с культом предков. Легенды и поверья о домовом сохранились до наших дней в русских, белорусских и украинских деревнях. Западные и южные славяне также имеют представление об этом существе.

Домовой - достаточно распространенный представитель нечистой силы. С одной стороны, он рассматривается как одна из ипостасей черта, нечистой силы, а с другой стороны, устанавливается его тесная связь с домом и хозяйством.

В рассказах о домовых совершенно нет того священного трепета, который так ощутим в быличках и бывальщинах о духах природы. Домашние духи лишены того поэтического ореола, который характерен для образа водяного, лешего и русалки. Во всех многочисленных информациях образ домового исключительно стабилен и монолитен, понятен и прост.

Он, прежде всего, хозяин, причем не в том смысле, как водяной или леший, являющихся хозяевами водного или растительного мира, который они оберегают от враждебных сил человека, а как глава дома, того узкого хозяйственного мирка, с которым связаны все помыслы и заботы крестьянина. Он выступает как рачительный и заботливый хозяин того дома, в котором живет, и принимает деятельное участие в жизни обитающей в нем семьи.

Изредка встречались сведения, что по внешнему облику домовой близок черту, что он черный, рогатый и холодный, если его ударить - “рука разбивается”, “у него чуть заметны рога и подогнутый еле заметный хвост”. Редки сведения, что домовой может принять вид собаки, гадюки, кошки, лягушки или даже прыгающего мешка с кормом. Среди описаний домового доминируют не только свидетельства его антропоморфности, но и указывается на то, что он похож на хозяина дома, на одно с ним лицо.

Домовой настолько очеловечен, что с ним можно подружиться; не только заручиться его благосклонностью, но и по-товарищески с ним общаться. Домовой, очевидно потому, что связан с домом, очагом, в основном добр.

Злые качества домашнего духа были воплощены в баннике (недаром баню считали опасным, часто нечистым местом, в ней не было икон, в ней гадал), иногда в овиннике, “хозяине” тоже не безопасного для жизни человека месте.

Лешие, русалки, водяные и домовые - самые распространенные представители народной низшей демонологии. Каждый из них варьирует в народных представлениях, часто они несут одинаковые функции. В лесах, кроме лешего, согласно верованиям, проживают болотники, моховики, которые внешним своим видом похожи на обезьян, некоторые на водяного, только хвостик имеют покороче, меньше ростом и не приносят людям слишком большого зла. Поля населяют полевики, болота - болотники.

Считается, что в каждом доме живет домовой - покровитель дома, незримый помощник семьи, поэтому его уважительно называют хозяином, дедушкой, соседушкой. Любит он селиться в укромных местах - под порогом или под печкой, на чердаке или в чулане, в печной трубе или в углу за сундуком.

Он помогает трудолюбивым хозяевам, неустанно заботится о них и хлопочет. Домовой замечает всякую мелочь, любит, чтобы все было в порядке и наготове; ему приятен приплод домашних животных и птицы; он не терпит излишних расходов и сердится из-за них, - словом, домовой склонен к порядку, бережлив и расчетлив.

Если ему жилье по душе, то он служит этой семье верой и правдой. Зато ленивым и нерадивым он вредит и мешает, делает им разные пакости: то вещи разбросает, то одежду порвет или белье испачкает, а то и вовсе мешает спать по ночам, душит людей во сне и мучает. Впрочем, помириться с рассерженным домовым нетрудно: стоит только навести в доме порядок да поговорить с ним ласково — очень уж он большой охотник до ласкового слова.

Если хозяева своего «соседушку» любят, если живут с ним в ладу, то нипочем не захотят с ним расстаться. Раньше, переезжая в новый дом, люди совершали определенный ритуал с той целью, чтобы и домовой переселился вместе с ними и продолжал помогать на новом месте. Домового «переносили» в горшке с углями, в мешке, заманивали горшком каши и т. п. Например, поскребут под порогом, соберут мусор в совок - и посыплют его в новой избе, не забыв при этом со всем возможным уважением сказать: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!»

Редкий человек может похвастаться, что видал домового. Гораздо проще домового услышать: по ночам он стучит, шуршит, поскрипывает и совершает разные проказы.

Домовой может предсказывать различные события, как приятные, так и неприятные, подавать соответствующие знаки: его плач и глухие сдержанные стоны словно предупреждают об опасности, а его нежный и ласковый голос, словно ветерок тихо листьями шелестит, сулит спокойствие и радость. Иной раз ночью гладит он спящих своей мягкой лапой, и тогда ясно, что это к добру.

Вот каков славянский домовой — несомненно добрый дух, заботливый хранитель домашнего очага, незримый помощник и веселый озорник.

•    Календарь Чудес | 10 февраля - "профессиональный праздник"Домового |  В этот день полагается оставить для "дедушки" рюмку вина и что-нибудь сладкое. Предлагать напитки покрепче не рекомендуется, чревато шумным топаньем невидимых ножек, усиленным бормотанием и хихиканьем.

•    Календарь Чудес |
24 ноября – День угощения домовых молоком | Если вам дорог покой и уют в вашем жилище и если вы искренне желаете присутствия в нем незримого доброго помощника - он непременно услышит вас и придет. Только не забудьте приготовить к этому времени для него теплое, уютное местечко где-нибудь в чистом укромном уголке.

Рядом поставьте тарелочку с молоком или водой и положите кусочек хлеба. Не ждите, что наутро питье и снедь исчезнут - так как физического тела у домового нет, подкрепляется он не самими продуктами, а их аурой. Жидкость нужно обязательно выливать, хлеб выбрасывать и заменять их новыми.

Призывая в свой дом домового, не думайте, что чей-то дом остался обделенным. К вам может прийти совсем молоденький домовенок, который только-только появился на свет. С собой он обязательно принесет доброе приданое - мир и покой вашему дому.

•    Когда в домах огни зажгутся, на небо – звезды кувырком,
Скорее поспешите блюдце наполнить теплым молоком.
Убавьте лампочек свеченье, зажгите печку для тепла,
Еще – имбирное печенье кладем на краешек стола.
И домовой – смешной, вихрастый - придет; ты только позови,
И в доме станет больше счастья, добра, уюта и любви.

О том, что домовые – страшные лакомки и охочи до молока, наверняка, слышали многие. Но многим ли доводилось угощать своих домовых? Конечно, некоторые из них большие привереды и предпочитают настоящее парное молоко. Но многие с удовольствием попьют с вами и магазинного, особенно чуть розоватого, концентрированного. А уж перед блюдечком сгущенки и вовсе ни один домовой не устоит.

Всего-то и нужно – поставить красивое блюдечко с угощением возле печки и ласково позвать домового. Если же в вашем доме, на следующий день, посуда заблестит особенно ярко, пыль, сама по себе, перестанет оседать в труднодоступных местах и станет как-то уютней, значит ваше угощение с благодарностью принято!

•    Домовой эльф Хинцельман |
У милой домашней нечести есть международные "коллеги": на западе Германии и во Франции их зовут "брауни", уоторый, к тому же помогает людям пиво варить, в Англии -"хобгоблины", в Дании - "вигты", в Скандинавии -"томтра", в Пруссии- "хайнцели", а в Испании -"трасго".

  • Брауни (вигеты, домовые) - в европейской мифологии низшие божества-покровители человеческого жилища; заботливые труженики в доме: жарят, варят, готовят пиво, убирают помещения, ухаживают за домашними животными; но когда их обижают хозяева дома, брауни могут жестоко мстить им, делая жизнь в доме невыносимой.
Верили и в Кёнигсберге  в вигтов - домашних духов типа наших домовых. Вигты умеют трудиться, не покладая рук, но под настроение могут и пошалить, да так, что жертвы их озорства приходят в ярость: стянуть со спящего одеяло, пощекотать холодными пальцами чью-то пятку, смешать в сахарнице соль с перцем, выпустить из свинарника свиней и т.д. Чтобы они поменьше шалили, их надо задабривать: ставить им в укромный уголок блюдечко с молоком, класть ношеную, но чистую одежду.

Многие немки неукоснительно исполняли этот обычай даже в двадцатом веке. Что, в принципе, приносило определенную пользу: в сельской местности выставленное в сад молоко с благодарностью выпивали ежи - и ловили потом мышей и змеюк с удвоенным рвением. А в городе - перепадало кошкам.

Впрочем, когда у них серьезное настроение, вигты выполняют большую часть работы по дому — присматривают за детьми, кормят домашний скот, подметают мусор, приносят воду. Как и брауни, они отказываются принимать в подарок новую одежду (правда, некоторые из них не столь принципиальны: если положить одежду в укромном уголке, они нисколько не обидятся и возьмут ее).

У них длинные седые бороды, глубоко посаженные глаза, толстые животы, тонкие, как веточки, ноги и грубые, низкие голоса. Носят они старомодные крестьянские наряды или красные куртки и красные чулки, а при ходьбе опираются на палки из березы.

Впрочем, в качестве домовых иногда присутствуют эльфы…. Как приведенной ниже легенде….

Этот домовой жил в замке несколько лет. Владелец Худемюлена сначала испугался нового своего соседа и вздумал уехать от него, предоставив ему на некоторое время весь свой замок. С огромной свитой выехал он из своих владений и поехал в ближайший город.

Во все время пути рядом с его повозкой вилось и летело по воздуху легкое белое перышко. Едва успел барон приехать в город и остановиться со всей своей свитой в доме одного своего приятеля, как между людьми обоих баронов начались такие ссоры и драки, что хозяин прямо высказал гостю свое неудовольствие и нежелание видеть его в своем доме.

Обиженный барон Худемюлеп нс знал, куда и голову приклонить и как уладить дело со своим приятелем. В ту минуту как, сидя на постели, он обдумывал, что ему оставалось делать, позади себя услышал он очень знакомый голос замкового домового-эльфа:

- Это я, Хинцельман, твой домовой!

- Ты как сюда попал? - закричал гневно барон, обеспокоенный не вовремя.

- Хе! Хе! Хе! Не извольте горячиться, барон! - продолжал Хинцельман. - Ведь вы в моей власти. Ведь это я всех заставил передраться и перессориться и поставил вас в затруднительное положение; а все за то, что вы вздумали убежать от меня. Не убежите, любезнейший барон: я всю дорогу летел за вами в виде белого перышка и от вас не отстану, так уж лучше вернитесь в свой замок: Вы увидите, что я вам худа не желаю!

Барон должен был повиноваться эльфу и согласился вернуться в свой замок, а Хинцельман тотчас прекратил все ссоры челяди и помирил обоих баронов.

В замке был он после этого происшествия в таком почете, что ему в верхнем этаже даже отвели, по его требованию, особую комнату, в которой поставлены были для него маленькие стулья, кроватка и столик. На этот столик ставила каждый вечер кухарка, с которой эльф очень подружился, его любимое кушанье па блюде и каждое утро уносила его дочиста вылизанным.

Хинцельман никому не делал зла, но никому не спускал и обиды. За дворней барона он присматривал так зорко, что никаким порокам нельзя было в ней заводиться: чуть только подмечал он, что кто-нибудь из людей барона был нечист на руку, или сварлив, или слишком любил крепкие напитки, он выходил из себя, бранился, кричал и всюду преследовал виноватого невидимыми палочными ударами, которые сыпались на него градом и не давали ни днем, ни ночью покоя.

Многим из окружавших его этот эльф предсказывал будущее удивительно верно, многих вовремя предостерегал от опасности. Так, например, советовал он одному офицеру, приехавшему к барону в гости, оставить на некоторое время охоту и не стрелять из пищали. Тот посмеялся над его словами и на другой же день отправился на охоту; но едва только приложился он и вздумал выстрелить в оленя, пищаль его разорвало и самого его жестоко ранило ее осколками.

- Послушался бы ты меня, так ничего бы этого и не было! - прокричал над его ухом голосок Хинцельмана, в то время как тот без чувств падал на землю.

Хинцельман в бытность свою в замке всего более любил играть с шутом и с детьми, собиравшимися во дворе замка из окрестностей. В виде прекрасного ребенка вмешивался он в толпу их и забавлял их, выдумывая самые замысловатые игры. Но никто из жителей замка не видел его в настоящем виде, потому что он никому в нем не являлся. Его друг, кухарка, долго упрашивала его явиться ей и дать на себя насмотреться вдоволь. Он долго не соглашался, наконец, сказал ей:

- Хорошо, я тебе завтра явлюсь в погребе; приходи туда рано поутру и приноси с собой два ведра воды.

Кухарка на другой день чуть свет поднялась, взяла два ведра воды и пошла в погреб. Отворяет дверь, оглядывается - никого нет. Взглянула себе под ноги и видит - лежит на льду нагой ребенок; в сердце у него - нож, и кровь широкой струёй течет по его нежному телу, образуя около ребенка большую и темную лужу. Кухарка вскрикнула и упала без чувств, а Хинцельман, явившийся ей в этом страшном виде, схватил оба ведра, облил ее водой и тем привел в чувство.

- Не будь в другой раз любопытна! - закричал ей на ухо эльф, когда она очнулась.

Комментариев нет:

Отправить комментарий