События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

суббота, 19 ноября 2022 г.

Веле Штылвелд: Мулясе мушиного короля, часть восьмая

Веле Штылвелд: Мулясе мушиного короля, часть восьмая


Мы с женой словно сомнамбулы осторожно встал и вышли из-за дубового праздничного стола во внезапно открывшийся нам проем. Был он едва не бесцветен и оттого сразу неприметен, но словно пробит внезапными световыми дробинками, словно кто при этом внезапно выстрелил из древнего духового ружья. 
Мушиный король крайне предупредительно снабдил каждого из нас – и меня, и жену – грубыми куриными богами: камнем с естественной проточиной – так и называемый «куриный бог» или «кикимора одноглазый», который якобы защищал некогда прежде даже дворовых кур от вреда кикиморы.
Правда, существовали и иные средства задобрить кикимору, так считалось, что кикимора не тронет вещи, если их перекрестить и положить на место с молитвой, потому что в ином случае она считает, как и вся нечистая сила, что оставленные вещи принадлежат ей. На сей счет, прежде у хуторских украинцев было расхожим многократно иной раз повторять: «Было – докажи, не было – не скажи… Не видел – молчи, а видел – хай тебе повылазит». 
А то ещё в Крещение крестили по воздуху рукой аль ножом в избе окна и двери, а также рисовали на дверях да воротах кресты – когда мелом, а когда – краской или углём, да  крестики из лучинок в каждый угол в избе, в воду, в колодец, в кужлю, чтобы не вошли в дом кикиморы и нечистые духи, так как и те, и другие во время освящения воды кидаются и шалят повсеместно…
Существовало поверье, что если человеку удастся накинуть на кикимору крест, то она на месте замрёт. Вот где оно народное, забубенное «замри – отомри»… А ещё утверждали, что если поймать происходящую от умершего или проклятого ребёнка кикимору и выстричь ей на темени крест, то она превратится обратно в человека, но с определённым недостатком, например, кривизной, косоглазием, немотой, заиканием, плохой памятью или слабоумием. Также от кикиморы, как и от остальной нечисти, помогали упоминание Бога или, наоборот, грубые ругательства. От разгулявшейся кикиморы могло помочь и окропление дома святой водой или проведение в нём молебна.
Считалось также, что кикимора не любит можжевельник, из веточек которого делали оплетение для солонки, чтобы кикимора соль не таскала. 
Это иной раз вводилось и детские совковые игры, типа:
– Скажи пароль!
– Не трогай соль, не то потрахает моль!
А настоем из корня папоротника омывали горшки и другую посуду, чтобы кикимора их не тырила. В одном лечебнике восемнадцатого столетия для избавления от кикиморы предлагалось положить в доме верблюжью шерсть с росным ладаном под шесток.
Боялась также кикимора и плакун-травы. В одной народной быличке одна зловредная кикимора выжила из дома хозяев, но в дальнейшем её прогнал плясовой медведь, принадлежавший поселившимся в пустом доме медведчикам. Согласно этой же истории, кикиморы боялись и кошек. В другой быличке было сказано, что «пряха» боится света. У Пушкина в «Сказке о царе Султане» она и то промелькнула… Кто же не припомнит зловредной Ткачихи? 
Появившуюся кикимору можно прогнать, ударив её мужскими штанами. А ещё порой рядом с люлькой с младенцем подвешивали, обычно на ночь, веретено, кудель и лучину или кудель и ножницы, чтобы занять ими кикимору и таким образом защитить от неё ребёнка. 
Да ещё, чтобы прекратить бесчинства насланной кикиморы, следовало найти подкинутую куколку и наотмашь выкинуть её за пределы усадьбы или лучше кинуть в огонь (в одной быличке говорилось, что она извивалась и подпрыгивала при этом. 
А ещё прежде существовало поверье, что при строительстве дома нужно всегда рубить новый обкладник, чтобы вместе со старым не принести в дом кикимору.
– Так что ни крестить дето малых, ни закладывать изб рубленных мы здесь с вами не будем. Это только навредит нашей прогулке, которую организовала для нас, вы не поверите, Зося! Уж больно вы ей понравились, приглянулись, да к тому же вы люди тонкие, вот от того она вам и открылась… 
Хотя прежде считалось, что только в день Герасима Грачевника, 4 (17) марта, кикимору можно было выжить из дома, так как в эту пору они становятся смирными. Хотя хозяева, накануне обряда перебирались к соседям, оставляя в распоряжение знахаря свою хату. Он обметал печь и все углы избы, выгребал золу из подпечка, «домовничал» в избе до самого вечера – после чего объявлял, что нечистая сила ушла навсегда. Изгнание совершается с особыми заговорами, например, 
Кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, 
не то задерут тебя калёными прутьями, 
огнём-полымем, зальют чёрной смолою»… 
А чтобы кикимора не вредила курам, на куриный насест или над ним на лыке подвешивали так называемого «куриного бога», такого же как у вас нынче на шеях – на что Зося нынче и ласковая, поскольку прошла мой укорот лоскутом кумача да горлышком от разбитого глиняного умывальника… А вот вместо поношенных лаптей вы заметили? Да, мы окропили ее пуанты!
– Так стоит ли нам боятся её, вашу Зосю. – как-то неопределённо поинтересовалась жена. – Или у вас самого, ваше мушиное величество, никакой особой инструкции по обращению с нею нет?
– Да она, похоже, просто чуть необычно капризная, но всё же земная женщина, – внезапно заупорствовал я. 
– Ой, не скажите, господин писатель. – Грустно оборвал меня Мушиный король. – Да вы, как видно, так пока и не поняли, насколько Зося необычная женщина. Я вам даже больше скажу. Женщиной она  только притворяется, а, по сути, она древний дух…
– И в каких с вами она отношениях? – едва ли не наперебой спросили мы оба…
– В самых доверительных… Вот может ли простая земная женщина вдруг взять и запросто раздвоится?
– Чтобы не раздваивать надо не расстраиваться, – непроизвольно весело пошутила жена.
– Вот и посмотрим… – с улыбкою интригана произнес мушиный король.
– Явь, правь и навь, да тут ещё  хмурь какая-то взялась… Так куда ты нас ведешь, ваше мушиное величество, так легко расторгая подземные стены? – заупрямился  я. – Сорвал нас обоих с дня Варенья жены и даже не объясняешь, зачем?
– А вам по-научному или как бы попроще, с белых фекалий белых мух… Это из их последов и создан весь этот подземный пластырь непроникновения, который столь прочно разделяет все эти миры. 
А более частное деление мира, несмотря на общепризнанность и популярность в наиболее распространённом понимании – это три внешние и бесконечное множество внутренних сторон бытия… 
Правда, Правь –  это ещё и мир светлых богов, а для особо верующих –едва ли не божественный закон. Тогда как Навь – обитель тёмных божеств, подземный мир, не только загробный мир, но и альтернативная вселенная, существующая по другим законам. И поверьте, там живут не одни божества, но и гмуры, и кикиморы, и эльфы, и нявки… А вот Явь – это явный, земной мир людей…
– Это вы к чему, ваше мушиное величество, – попыталась соскользнуть с заунывной темы жена. – У меня как бы праздник сегодня – самый настоящий, что ни на есть день рождения…
– А у меня, – особый и даже очень ценный подарок к нему. Но без некоторых предварительных пояснений он будет вам ни к чему, леди. А ведь говорят, что вы чудесный киевский график и едва ли не от рождения видите Навь… Так что потерпите…
– Ну, разве что ради вас, ваше мушиное величество, – почти кротко согласилась жена.
– Про Явь, Навь, Правь – многие хотя бы слышали, но не многие понимают значения этих слов. А уж про Хмурь, что разгрызает каждого живущего на земле как бы изнутри, мало кто и вовсе догадывается…А ведь они используются достаточно часто в описании миропонимания наших предков и не понимая смысла слов не возможно понять целого, которое их содержит. Поэтому постараюсь кратко и доступно изложить, что такое Явь, Навь и правь... А про Хмурь узнать отошлю Сигизмунду Фрейду и Карлу Густаву Юнгу. Хотя, похоже, ими вы давно нафаршировали свои мозги, но как бы всмятку. А я вам преподнесу больше – лазанью. Да такую, что пальчики оближешь…
Так вот, если коротко, то от словосочетания "мир Яви" появились связанные слова и выражения типа –  «явное», «наяву», «мечта стала явью», «являться» в значении быть, и другие.
Но для тех, кто считает, что душа бессмертна – Явный мир людей это лишь временное пристанище, попав куда Душа обретает временную плоть для того, чтобы пройдя через явное состояние, научиться жить полноценно, совершенствуясь в отведенной для этого вздорной повседневности.
А вот Навь – или Не Явь – «Неявное», «Непроявленное» – это несколько иной мир, куда уходит Душа в ожидании следующих воплощений в новое физическое тело или даже просто во временно проявленную плотную виртуальную пульпу в виде астрального двойника. Так что Навь - это мир, который недоступен для органов чувств физического тела.
Что до мира Прави, то Правь  это тот мир, откуда нам приходят общечеловеческие законы. Жить «неПРАВильно» – это значит, нарушать сложившийся миропорядок.
Кстати, изначальное значение слова "Православие" означало "Славить Правь" – то, что, по сути, и делали наши предки. 
Ко всему необходимо осознать то, что все эти три мира: явь, навь и правь да еще бездна личностных хмурь-миров существуют одновременно и неразделимо – это примерно как засыпаешь, видишь сон, но мир вокруг тебя продолжает существовать, хотя ты в настоящий момент в нем не принимаешь активного участия и не видишь, что творится вокруг, но оттого, что ты спишь - вокруг тебя не прекращает кипеть жизнь...

Комментариев нет:

Отправить комментарий