События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

среда, 13 сентября 2023 г.

Как создать буктрейлер для своей книги


  • Буктрейлер — короткий рекламный видеоролик по мотивам книги. Широкой публике буктрейлер впервые продемонстрировали на книжной ярмарке в Луизиане в 2003 году: ролик рекламировал книгу Кристин Фихан «Темная симфония», десятый по счету роман из многотомной вампирской серии. Однако популярность буктрейлеры стали получать с 2005 года, благодаря развитию видеохостингов (YouTubе и др.) и социальных сетей.
Буктрейлер может быть серьезным или ироничным, он может быть точной иллюстрацией произведения или его вольной интерпретацией, даже пародией на книгу и сознательным эпатажем, цель которого — привлечь внимание к произведению. Близкой к буктрейлеру является видеопоэзия — подобные ролики снимаются по стихотворным произведениям, когда поэтические строки того или иного автора сопровождаются определенными визуальными средствами.

Создание буктрейлера — это творческий и вместе с тем коммерческий процесс, который требует тщательного расчета предстоящих затрат. Книга становится синтетическим жанром, и буктрейлеры тоже должны соответствовать этим требованиям: для их создания можно использовать самые разнообразные технические приемы (текст, инфографику, фрагменты известных фильмов, музыку, фотографии и т. д.). У буктрейлера есть множество разновидностей — мини-экранизация, интерпретация, видеопоэзия и даже пародия. Важно выбрать наиболее подходящий для данного литературного произведения творческий стиль.

Разнообразие подачи буктрейлеров обусловлено различными видами текста, которые появились в последнее время — электронные, интерактивные книги, а также мультимедиа, сочетающие как минимум три вида подачи материала:
текст,
аудио,
видео.
Сравнительно недавно появился новый интегрированный вид текста — лонгрид. Это длинностраничный материал, который позволяет полностью погрузиться в заданную тему благодаря тексту и интерактивным элементам: иллюстрациям, цитатам, инфографике, видео, сноскам. Таким образом, большая по объему и сложная по содержанию информация становится доступной и интересной для широкой читательской аудитории.
Еще один современный способ повествования — трансмедиа, когда для рассказа одной и той же истории (storytelling) используются различные медиаплатформы: книги, телевидение, вебсайты, социальные сети, мультимедийные презентации, компьютерные игры, афиши, плакаты и т.д.


Основные правила при создании буктрейлера

їБуктрейлер — короткий видеоролик, продолжительностью не более 3 минут
Основная задача буктрейлера — заинтересовать читателя, показать, насколько интересна книга.

Буктрейлеры рассчитаны не на массовую, а на целевую аудиторию, поэтому их бессмысленно показывать в кинозалах, главным способом их распространения являются группы по интересам в соцсетях. В этих группах можно организовать дискуссию на тему литературного произведения, по которому снят буктрейлер или провести видоеконференцию, чтобы привлечь внимание к рекламируемой книге.


Основы видеопроизводства

Важнейшим инструментом при создании буктрейлера является сценарий. История, описанная в книге, у нас уже есть, осталось только интересно показать ее. Подумайте, чем вы хотите поделиться со зрителем? В чем главная мысль? Напишите ответы на эти вопросы в нескольких предложениях. У вас получится синопсис — скелет будущего сценария.

Подумайте, что вы будете показывать в ролике, а что оставите за кадром, предоставив зрителю простор для фантазии. Тут нет мелочей, важно все! Где происходит действие? Как происходит? Что говорят ваши актеры? Ответы на эти вопросы — это сценарий и раскадровка.

Следующий инструмент — композиция кадра. Со времен первых наскальных рисунков люди пытались создать глубину в плоском рисунке, ведь мир вокруг нас — объемный (3D, если хотите). Еще до появления термина «перспектива» эта задача решалась различными способами. Объекты, находящиеся ближе к зрителю, изображаются более мелкими — впоследствии этот прием получил название «обратная перспектива». Леонардо да Винчи был одним из первых, кто применил тональную перспективу. Это метод, согласно которому предметы, изображенные на заднем плане, должны быть выполнены в более холодной цветовой гамме. Сегодня этот прием также применяется в кино- и телевизионной съемке, придавая дополнительную глубину кадру.

Если в процессе съемки вы понимаете, что у вас нет технических возможностей для создания тональной перспективы, создайте линейную перспективу с помощью окружающих объектов на фоне — книжных полок, зданий, коридоров.

Важный инструмент — свет. Классическая схема предполагает освещение главного объекта с трех сторон (трехточечная схема освещения) — основной световой прибор подсвечивает объект, компенсирующий световой прибор убирает тени, созданные основным, контровой свет отделяет объект от фона, делая его объемным. Однако вы можете экспериментировать со светом в зависимости от выбранного стиля подачи материала. Например, для того, чтобы объект в кадре смотрелся загадочным и даже устрашающим (фильм «Крестный отец»), достаточно подсветить лицо с одной стороны. Не бойтесь «играть» со светом, экспериментируйте, ведь в современных фильмах очень часто отходят от классических схем и рушат все законы, чтобы создать оригинальную, неожиданную картинку.

Звук. Современные устройства позволяют записать звук отличного качества, но если объект съемки находится далеко от камеры, а дополнительного звукового оборудования у вас нет, то мы можем не услышать речь героя, особенно это касается съемок на шумной улице или в ветреную погоду. Выход — записать звук отдельно и подложить его в дальнейшем на монтаже.

Режиссура и монтаж в создании видео отвечают за то, как двигаются актеры в кадре, какова последовательность этих кадров. Важно, чтобы в голове зрителя рождались ассоциативные связи от увиденного. Это дает возможность режиссеру при необходимости обмануть ожидания зрителя или усилить нужный эффект. Подумайте, какие ассоциации рождают три последовательно показанных кадра — зима, дом, веселые люди у камина; лицо грустного мужчины, дом, веселые люди у камина…

Создать интересное видео можно и без монтажа, сняв все одним планом. Для этого нужно провести большую подготовительную работу с актерами, продумать реквизит и сделать много дублей. Один самых ярких примеров такого видео — клип группы Ok Go, который, кстати, разрушает все известные законы перспективы, композиции, но при этом смотрится очень эффектно. Поверьте, это видео было снято не с первого дубля и после длительной подготовительной работы целой команды.

Экспериментируйте, не бойтесь ошибок и пробуйте новое и тогда у вас все получится!

Практические аспекты

Перед каждым автором, начинающим и не очень, рано или поздно встает вопрос: «Как сделать так, чтобы о моей книге узнало как можно больше человек?». И не просто узнало, а возжелало прочитать её во что бы то ни стало. Решений много. В век Интернета одним из способов рекламы является создание буктрейлера к книге и выкладывание его в youtube, а так же на свой сайт или страницу в соцсетях. Итак, задавшись благородной целью популяризации своего шедевра, любой автор неизбежно сталкивается с проблемой с чего начать. И тут, как в сказке, три пути.

Путь первый. Заказать создание ролика у профессионалов. Это быстро и красиво, но достаточно шаблонно и, будем откровенны, не дёшево. Можно, конечно, обойтись и без шаблонов, но это будет ещё дороже. Существует ряд компаний, которые снимут с вас бремя ответственности за создание ролика, но упоминать о них я не буду, так как это уже реклама.

Путь второй. Засесть за компьютер, попытаться разобраться и создать свое творение (мой путь). Сразу оговорюсь, что путь этот длительный и занимает много времени и сил. У меня на создание буктрейлера уходит в среднем от двух до четырёх недель. Сюда входит разработка сценария, сбор и обработка материала, изучение возможностей программы (различные видео уроки,  смотри ниже) и непосредственно монтаж.

Путь третий. Самый простой. Изучить информацию, подсчитать временные и финансовые затраты  и с легким сердцем отказаться от этой затеи, отложив до лучших времён.
Но если Вы решите создать буктрейлер самостоятельно, то я готов поделиться некоторыми наработками и советами. Оказывается, создание буктрейлеров – это целое направление, а лучше сказать новая самостоятельная ветвь в литературе. Проводятся конкурсы и существуют критики, оценивающие качество буктрейлера и степень его воздействия на зрителя! На сегодняшний день существуют разные классификации буктрейлеров. Проанализировав существующие формы,  можно для себя классифицировал буктрейлеры следующим образом.

Возможно, таких определений вы не встретите в официальных источниках, но и эта  классификация может оказаться удобной и понятной.

 Растовые – грубо говоря – это слайд-шоу. Самые простые и доступные каждому. Его суть проста: один слайд сменяет другой с применением довольно ограниченного набора спецэффектов. Буктрейлер к роману «Спящие» сделан именно в этой манере. При создании слайдов следует помнить, что фотографии, взятые на просторах интернета, защищены авторским правом, поэтому лучше использовать сайты, где все фото выложены на бесплатной основе и их авторы не предъявят вам потом претензии. Такие фотографии идут с пометкой «CC0 Creative Commons Бесплатно для коммерческого использования. Указание авторства не требуется».

Примером может служить вот этот ресурс https://pixabay.com. То же относится и к музыкальному сопровождению. Если Вы записываете голосовые комментарии, то никакого дополнительного оборудования, как советуют во многих источниках, вам не потребуется (новый дорогой микрофон, например). Запишите как есть, с шумом от компа, который неизбежно примешается к записи, затем возьмите специальную программу (которую можно бесплатно скачать из интернета), посмотрите ролик на youtube как убрать фоновый шум на записи и легко повторите эти элементарные действия. Рекомендуется - Audacity.
 Для создания слайд-шоу различные источники рекомендуют Windows Move Maker. Я не рекомендую. По мне он слишком примитивен и ограничен возможностями: однотипные переходы, которые набивают оскомину уже на третьем кадре.  

VideoPad. Программа бесплатная, на youtube есть уроки, с чего начать, как форматировать и вообще, какими возможностями обладает. Хочу сразу предостеречь, есть онлайн программы, которые предлагают загрузить фото и они сами сделают презентацию. Как правило, образец презентации очень качественный и вызывает желание заказать такую же себе. Но! Это бывает долго, вплоть до нескольких дней и всегда платно. Либо, если бесплатно, то всего двадцать-тридцать секунд в качестве демо-версии. На мой взгляд, если вы готовы платить, то уж лучше профессионалам (смотри путь первый), которые согласуют с вами и сценарий, и видео, и звуковой ряд, а не просто загрузить фото и ждать чуда.  

Есть также программы, которые предлагают условно бесплатное создание видео презентации с оговорками: например, вы создаёте видеоряд, но на каждом слайде программа автоматически вставит рекламный водяной знак самой себя, или просмотр видеоролика доступен только вам, а чтобы скачать свою работу и разместить её где-либо, нужно заплатить энную сумму денег. Вывод: сделайте пробную версию слайд-шоу, одну любую фотографию разместите на ленте времени столько раз, сколько планируете слайдов, добавьте любую музыку, скачайте это всё и посмотрите, работает ли программа, нет ли водяных знаков или ограничений по времени. Этот подход значительно сэкономит ваше время.    

 Следующий по сложности выполнения вид буктрейлеров – это буктрейлеры-заставки. Этот уровень предполагает владение программами более высокого уровня и с намного большими возможностями.  Чтобы было понятно, о чём здесь речь, вспомните заставку в начале любого американского фильма. Вращающийся земной шар с названием кинокомпании на его орбите, круги от брошенного камня на воде и так далее. Всё это заставки. Ещё пример: заставка перед началом выпуска новостей на любом телеканале, заставка перед началом ролика у различных блогеров на youtube и так далее. Безусловно, выглядит это очень эффектно.  Однако, с наскока такую величину не взять, этому нужно учиться. Уoutube в помощь. Каналов много, смотрите профессионалов, а не прыщавых подростков, которые вчера скачали «крякнутую» версию Sony Vegas или Photoshop (в нём тоже можно создавать видеоряд) и сегодня учат вас. Уважайте своё время.

Sony Vegas Pro. Существенным недостатком, с которым так и не удалось справиться, является то, что программа жрёт (извините за мой французский) много оперативки и частенько подвисает. Здесь нужно набраться терпения, ибо проблема не в программе, а в малых мощностях компьютера.

Следующий вид буктрейлеров в предложенной классификации – это клип или видео нарезка. Этот тип широко распространён среди, например, романов жанра романтическое фэнтези. И здесь всё понятно без слов: темный и жутко-обаятельный эльф, маг, некромант, вампир (нужное подчеркнуть) влюбляется в юную нежную деву, и начинаются взаимные терзания любит-не-любит. Поскольку киноиндустрия уже воспроизвела этот сюжет бесчисленное количество раз, то молодому автору нужно всего лишь выбрать любимый фильм, или несколько, нарезать, смонтировать и добавить романтическую музыку. Не говоря уже о нарушении авторского права, этот вид буктрейлеров имеет один весомый недостаток: он отвлекает внимание от книги, и напоминает о фильме, кадры которого наверняка разбудят или возбудят желание посмотреть фильм (тут уже всё зависит от откровенности кадров в нарезке). Но всегда следует помнить,  социальная фантастика – это далеко не романтическое фэнтези.

 Теоретически можно отснять клип самостоятельно, по своему сценарию, пригласив актёров.

Практически это просто нерентабельно, поскольку бюджет, потраченный на съёмки, окупится очень нескоро, а может быть и никогда. На сегодняшний день подобные буктрейлеры снимают, в основном, школьники на произведения классиков в качестве проектных работ по литературе. Это мило, но не серьёзно, любительски и уж точно не отвечает основному требованию буктрейлера – побудить прочитать книгу.

Чуть более бюджетным, чем работа над клипом, является создание мультфильма. При наличии хорошего сценария и отличного художника результат должен получиться многообещающим.  Но с таким видом буктрейлеров на практике не сталкиватся приходится редко. Вероятно, всё упирается в бюджет, поскольку в нашей стране буктрейлер не является основным рекламным инструментом, а скорее красочным дополнением.

Можно придумать и что-то своё: записать видеообращение автора, который рассказывает, как хороша его книга, или видеоотзывы читателей, и так далее. Главное – заинтересовать. И тут вы сами выбираете, будете ли вкратце рассказывать сюжет, только обозначите интригу или передадите эмоциональное состояние, которое испытает читатель, перевернув последнюю страницу.

Создать буктрейлер – это написать ваш роман заново несколькими словами. Я желаю вам успехов и буду рад, если статья оказалась полезной.

Еще раз помните.

Среди новых форм продвижения литературы в последнее время все активнее заявляет о себе буктрейлер. Буктрейлер – это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-то интересной книге.  В рамках этого жанра сетевого искусства заключен парадокс нашего времени, когда традиционная схема «сначала книга, потом кино» начинает работу в обратном направлении. Прежде чем делать свой буктрейлер посмотрите в Интернете образцы крупных издательств, а также любительские. Обращайте внимание на дизайнерское решение, способ озвучки.

Современные авторы и издательства, занимаясь рекламой книг, уже давно взяли на вооружение новейшие технологии. Один из лучших способов продвинуть литературное творение – сделать к нему специальный видеоролик и разместить в интернете. По своему назначению книжный трейлер ничем не отличается от аналогичных роликов для фильмов и сериалов. Он анонсирует выпуск произведения, привлекает к нему внимание широкой публики, сообщает о сюжете, поясняет, чего ждать читателю.

С чего начать

Итак, скоро ваша книга будет издана или она уже вышла из печати. И чтобы рассказать о своей литературной работе, вы решили выпустить видео-превью.

Первый шаг – разработка идеи. Вам предстоит определиться с наполнением ролика и посылом, который он будет нести. От этого напрямую зависит и то, как будет создаваться буктрейлер. По содержанию книжные трейлеры делятся на три группы:

Повествующие о сюжете, интересных эпизодах, основных действующих лицах. При создании промо-ролика важно создать интригу, но при этом обойтись без спойлеров.

Транслирующие настроение произведения, рассказывающие о том, что ждет аудиторию. Такое превью должно быть креативным и эмоциональным.

Делящиеся ключевыми идеями текста, иллюстрирующие его проблематику и смысловую направленность. Обычно это концептуальные видео – красивые, метафоричные, загадочные.
Учтите, что трейлер должен быть лаконичным (не дольше 1–3 минут) и простым для восприятия.

Методы производства

Продумав общую идею и план буктрейлера, необходимо решить по какой технологии он будет создаваться. Например, его можно сделать игровым – с приглашением настоящих актеров или энтузиастов из числа друзей и родных. Или же при помощи профессионального художника можно создать анимационный ролик либо видеокомикс.

Но чаще всего начинающие писатели, сами делающие трейлеры к своим творениям, пользуются методом слайд-шоу. Такие буктрейлеры представляют собой наборы кадров, сопровождаемые музыкой и пояснительными закадровыми комментариями или титрами. Для ролика можно использовать:

цитаты либо небольшие яркие отрывки из произведения;
обложку, развороты и иллюстрации из книжки;
отзывы критиков, мнения читателей;
тематические фотографии, рисунки, картинки, гифки;
лично снятые или с согласия правообладателей взятые из интернета видео.

Главное, чтобы собранный материал давал представление о вашей литературной работе, а не был просто симпатичной подборкой. Поэтому для любого превью – игрового, мультипликационного, слайд-шоу – обязательно надо написать сценарий. И только потом приступить к производству

Как создать буктрейлер: пошаговая инструкция

Разобраться в том, как создать буктрейлер, поможет наша пошаговая инструкция:
Для вдохновения посмотрите видеоролики, сделанные для различных книг профессионалами и любителями. Их в интернете множество.

Определитесь с основной идеей своего трейлера, подготовьте сценарий.
Выберите видео или картинки, которые будете использовать.

Поставьте на компьютер бесплатные специализированные программы (PowerPoint, Adobe и т.п.). Также можно использовать уже встроенную в Microsoft программу Windows Movie Maker.

Если вы сами начитаете для промо-ролика текст, понадобится звукозаписывающая аппаратура (диктофон или микрофон от веб-камеры, программа типа Sound Forge для редактирования аудиофайла). А качественную начитку можно заказать в студии звукозаписи или у фрилансеров.

Подберите музыкальное сопровождение. Оно особенно важно, если будут использованы титры. Сами титры должны быть хорошо читаемыми и разборчивыми.

Смонтируйте подготовленный материал – уберите лишнее, сделайте эффектные переходы между фрагментами.

Добавьте звуковую дорожку. Звук должен быть одного уровня громкости и желательно без шумовых эффектов.

Готовый буктрейлер останется только залить на YouTube, разместить в соцсетях и на форумах. А если у вас есть свой блог или сайт, выложите свой ролик… Теперь  вы на коне!  Так что «на коня» и вперед за орденами! Шучу. Я в вас верю! Не шучу. Удачи!!

По материалам Интернет
Буктрейлеры Бориса Данковича,
тексты Веле Штылвелда

Комментариев нет:

Отправить комментарий