События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

среда, 8 апреля 2020 г.

Песах, хаh самеаh!

  • Пейсах... От ФБ-друзей за редким исключением ни словечка... Но зато какие это исключения - просто цымес!
Пейсах... От ФБ-друзей за редким исключением ни словечка... Но зато какие это исключения - просто цымес!

Веле, привет!

Гуляю с собакой. Маска на лице. Подходит молодой мужчина, в очках. Лицо интеллигентное (на первый взгляд). Здоровается и спрашивает: "Вам маски нужны?"

Ну вот, думаю, свершилось - наконец нашлись какие-то добрые люди, готовые помочь пожилым. И хотя у меня маска есть, но, думаю, еще одна для замены и "постирать" не помешает.

Я это озвучиваю и в ответ слышу: "Тридцать гривен". Я оторопел. А этот добавляет: "Шо я еврей, чтобы заниматься благотворительностью".

И смех и грех. С одной стороны захотелось сразу - по морде. А с другой стороны - такое лестное признание  души моего народа…

Евреи, они, братцы разные... Ведь не зря же в разгар борьбы с троцкизма был при эсесесэре страшный политический анекдот. Тянул на полную сталинскую "десятку": 

- Чем отличается сахар (сахарозаводчика) Бродского от (простите) ч..на Троцкого (в ту пору троцкиста и левого уклониста)?
- А я знаю?!
- А ты на вкус попробуй...

Наша нынешняя реальность, как это не прискорбно, именно такая на вкус... И о ней есть тоже свой анекдот:

Приехал к киевскому еврею его друг из Нью-Йорка и задал ему сакральный вопрос:

- Левчик, почему ты перестал читать еврейскую прессу, и читаешь только одни черносотенные газетки?

- Ну что тебе, Изя, сказать: как откроешь еврейскую прессу, то везде наш гонят, бьют, не пускают, третируют...А откроешь черносотенную прессу - то мы управляем миром, да что там, бери больше - галактикой! От этого душа расширяется - и банки под нами, и заводы под нами... Ну, просто властелины вселенной!

Ну, что я вам скажу, хаверы... Мы странные люди. Вот в стадии начала эпидемии звонят ко мне с Хеседа, что на Фучика, 3, из тех, кто и меня зачислив  во властелины вселенной, а в матпомощь уже три года отказывают, и спрашивают:

- Веле, а что вы нам посоветуете, когда защитных масок таки нет, а все только умоляют, просят и даже требуют?

- Как, что посоветую? Маски шить надо!? Найдите ткань и раздайте в те дома, где еще есть подольские швейные машинки или хотя бы машинки от фирмы "Зингер"! И вообще, научитесь любить реальных, а не абстрактных аидов.. Вот начался Пейсах, и где вы в моем писательском доме? Друзья говорят, мол, то, что они на тебя три года забили - это одно, а то, что даже мацу на Пейсах не подвезли творческому старику 66 лет, это просто фэ... Или фи?!

Пейсах длится восемь дней. С праздником, евреи - маленькие и разные, великие властелины своих собственных судеб!!! А вдруг и мне эти отказники пойдут на встречу... Эйн Гот вейс...
------------------------------------


ХАВЕ́Р (חָבֵר, `товарищ`, мн. число — חָבֵרִים, хаверим), в период Второго храма — член сообщества (хавура), который придерживался особых установлений в соблюдении законов трумот у-ма‘асрот и законов ритуальной чистоты.

Обязанности хавера, скорее всего, были установлены во времена Хиллела и Шаммая, поскольку между школами Бет-Хиллел и Бет-Шаммай существовали разногласия относительно деталей этих обязанностей. Кандидат в хаверы назывался нееман (`доверенный`), он проходил период подготовки и испытания и затем в присутствии трех хаверим заявлял о готовности взять на себя обязанности хавера (Бх. 30б). На первой стадии подготовки кандидату следовало «отделять десятину от того, что он ест, продает и покупает» (Дм. 2:2); на следующей стадии он должен был омывать руки перед едой и перед прикосновением к ритуально чистой пище (Тос., Дм. 2:11); на завершающей стадии он уже выполнял все правила ритуальной чистоты. Таким образом, взяв на себя исполнение всех обязанностей хавера, кандидат проходил испытательный период — 30 дней, согласно Бет-Хиллел, и 12 месяцев, согласно Бет-Шаммай, после чего он становился хавером. Хавером мог стать любой, включая женщин и рабов, причем каждый кандидат (даже если он — ученый) был обязан пройти все вышеуказанные стадии (Тос., Дм. 2:16–17). Превращение в хавера означало отмежевание от всех тех, кто не был хавером, то есть от ам-ха-арец, и потому вступление в сообщество влекло за собой многочисленные проблемы в сфере повседневной жизни и даже в семье, если одни ее члены были хаверами, а другие — нет. Поэтому были разработаны детальные халахот (см. Галаха), регулировавшие отношения хавера с окружающими.

Исследователи уже давно обратили внимание на то, что правила приема в хавуру напоминают правила приема в секту ессеев, как они описаны у Иосифа Флавия (Война II, 137), а Мертвого моря свитки подтвердили, что описываемые там правила ритуальной чистоты и многие детали посвящения весьма сходны с правилами хавуры.

В период амораев хавер стал синонимом ученого: «Хавер — не кто иной, как ученый» (ББ. 75а и др.); в Вавилонии амораев Эрец-Исраэль называли хаверим (Шаб. 111б и др.). В вавилонских академиях (см. иешива) эпохи гаонов трое ученых, сидевших в первом ряду после семи глав калла месяцев (аллуфим), назывались хаверами. К концу эпохи гаонов титул хавер стал прилагаться к выдающимся ученым вне академий. В академиях Эрец-Исраэль получивший посвящение ученый назывался «хавер Синедриона», а 70 членов академии назывались хавурта каддишта (`священное сообщество`).

В 11 в. титул хавер был добавлен к именам даянов, возглавлявших общины Эрец-Исраэль, Сирии и Египта. В арабоязычных странах термин хавер стал синонимом ученого и вообще образованного человека, и в этом значении слово вошло в арабский язык (по-арабски хибр). Во Франции, Италии и Германии молодые ученые назывались бней хавура (`члены товарищества`).

В 14 в. в Германии назначение раввином было связано с посвящением в раввинский сан (см. смиха) и присвоением титула морену (`наш учитель`); титул хавер означал официальное признание исключительной учености и знания Торы. Условия присвоения титула хавер были специально оговорены в такканот различных общин. Обладатели этого титула получали особые привилегии (например, налоговые льготы). В конце 17 в. с упадком иешив в Польше и Литве термин хавер стал обозначать просто уважаемого человека.

https://eleven.co.il/talmud-rabbinics/overview/14391/

Комментариев нет:

Отправить комментарий