События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

пятница, 3 июня 2016 г.

Андрей Беличенко: Афродита живая

Иллюстративная графика Ирины Диденко

Она не будет больше или меньше – и я переживу
ее уход, как Пелетье преодолел свой флогистон
не много наберётся ее в мою жизнь
водонепроницаемую после потопа,
но она о том не узнает никогда

я вижу, как она очевидно прекрасна
словно решила без слов
уличить меня в моей безобразности
и знаю, что она никогда не страдала
словно живёт в ином мире
похожая на обязательный образец
для научения юных художников
сакраментальный эрзац, Эрос придурков
90-60-90 и прочая муть, если б не рост
Дюймовочки милой

обличьем едина и многим глазам
а лицо – лишь у меня на губах и ничья
перекрасива, юна – да, и ничья

1
теперь уже не 16.48 –  с тех пор как я тебя узрел,
а все 17.04 и мне  остаётся лишь вспоминать
я профи самоказней и дока раскаяний
сожалений и горя кусающих локти
в самый раз садится за никакой мемуар

пока сотни моих ног несут меня от тебя,
разлетаясь на ходу будто  я  дождь – и  брызги  мои
не отличить  от  Аполлонова  ливня
сошедшего в Данаю сутра
не требуй же от меня точности
я сам ее же взыскую, отдаляя себя от себя

ты – дочь Ренуара (сразу двоих)
или нет – ты дикарка, тоже нет
ты содержанка, театралка
ну, студентка, ну, комсомолка
твоё лицо – подарок мышам
выточенное из голландского сыра
о да! эта скульптура еще ждёт
своего настоящего ценителя

но почему время идёт, если ты не время?
ты так невозмутима, что хочется верить
в идеи и вечность  – о нет!
я не дам тебе умереть от твоего совершенства
только почему время всё время течёт, исчезает?
от кого оно прячется? неужели мы такие страшные?
и ты – ты тоже ужасна?!

да, ты ужасна, ведь я убежал от тебя
бросившись в Лету

я не могу думать о тебе без тебя
ты как магнит – пока я смотрю
мысль моя дышит, хоть сам бездыхан
я не могу без тебя думать – ты забрала мои мысли,
даже ту в какой я думаю о тебе
ты прекрасна, как юный Пракстиль
не изваявший ни единой коры
и это так очевидно, что я – я могу не существовать
ибо мне уже не о чем думать

зачем ты так меня испугала?!
твоя красота рождает несчастных
о нет! она меня испепелила
ангел ты Бога или демон Тьмы?
я ослеп от своих мыслей
ибо думать тебя непосильно для смертных

не может быть, что я пишу о тебе
что я живу о тебе – ты везде
ты нигде, тебя нету в мире
ибо нет тебе, нет места рядом со мной

ах, не уходи! не сокройся, как скрылась
уйди, но хоть чуточку мягче, нежнее
не уходи из моей памяти, пока она последнее
что заменит тебя – и ты не ушла
иначе я б умер

закольцован мой гимн весь составлен
из одних повторений и с места ему не сойти,
он – стража твоя
ты – драгоценность велика
ты – перстень самой Королевы

так почему я тебя не украл?
почему не купил тебя, ведь на ярмарке мы
не встречались еще, встретившись среди  книг
как персонажи или метафоры жизни
ты – только полуденный сон
ты – апельсин
бледный лепет, ты лишь Вещь
ты родилась для взглядов

ты – ракета в лицо
спасибо, что приняла за космос меня


2
дух переведём вместе со стрелками часа
целый мир изменённых сердец нас разделил
деленьем на части, умножим страданья
чтобы не уничтожить весь мир красотой твоею

так ли напрасна минута и жизнь ли пустыня,
где семьдесят лет или сколько – ты бродишь
и будешь, скучая, других проводив
и с собой расставаться – всюду есть боги
боги двудневок, тризуба
боги в бутылке, посуде
или бог-сельдерей – в корни ушла ты
глубоко, одна средь избранниц
и мудрость есть в том, чтоб молчать
или жить – хоть выбор осилить не  нам

и всё же в одном совмещать мгновении таинство жизни
все совпаденья, все сроки
всё, чего нельзя изменить
если не мучить себя – никто не опишет
не нарисует блаженства, ты дня сего Цвет
и времени тайна, как вся красота
вся лишь в тебе – изюм для верблюда
а может, и сама ты верблюд
обезьянка акаций, тихая пташка
и круглоокийнерумян колобок

звёзды бровей следами продлятся
не совершённых объятий, мостов разведённых
нарушен порядок и диво
сошествий с ума или в ум, лицо обнажённо
смелее грудей, гордость которых законней
тебя украшает, чем свой пост президент
если б и стал он тобой и всем светом рискнул

целых две полувечности отделяют нас от поцелуя
пусть их – пускай они целуются вместо нас
в очереди за кофе, состоящего из двух  человек
ты ушла в противоположную сторону от Истории
ты оставила человечество разлагаться на мусор

а сама – похожа на ласку зверька, сумасшедшую,  зубодёра
ты мартышка, так характерен овал
камешек гальки, изумительный профиль
бедный мой эльф, кто тебе будет ровесник
коль ты вся прошла – и нет повторенья
что жизнь порождает из ее же обломков?

ты – модель мирозданья,
фотоны ищут в тебе все причины для зренья,
щедра как – что сколько ни гляну
ты вся в том же глазу
неужто врут мне глаза?
ты, как луна до Армстронга
ты, как майя до календаря

не может быть, чтобы ты была среди нас
и осталась прекрасна настолько
что казалась иллюзией – неужели
реальность может быть так прекрасна?
или ты сверх-реальна?
а я – я тогда недореален, как зародыш?
нет, я беремен тобой

вот почему помоги мне войти в реальность с твоей стороны
в реальность твою – я изгнан своей дай мне глаз из двоих
дай взгляд на двоих, чтобы увидеть что видишь ты –
и согласиться что вместе мы только раздельно

3
я не выдержал тебя
ты страшна, ты велика, богиня
нет глубже слов, чем молчанье твоё
боюсь, это всё, что мне по силам
или тоже так плохо тебе как и мне это видеть?
зренье ведь немо и молчат галереи цветов
как сады этой ночью средь дня

небо ужалит нас змеиным телом языким
висок соскочит с орбит – и утекут его мысли
насыщая Амуровы стрелы
так я боюсь с места сойти
буду памятник нашим минутам
этой вечности между морганьем пустым

вот я боюсь посмотреть
когда легче обнять мне тебя
все слова уже обошлись без тебя
речь согласилась с твоим уходом
а я всё цепляюсь за оговорки
чтобы след сохранить
тем, кто не слышал источник

лёгкость встречи, лёгкость потери
облегченье – наконец, ты исчезла
и время меня пощадило
пуд соли во рту и гири курантов в глазах
я бросил тебя с миром-ребёнком,
с не рождённым ребёнком
наших будущих жизней
потому что та, что была
вся прошла

не верю глазам, рвусь из вердиктов
жизнь отдельно, ты вымысел
чушь сердцееда – нет, это я себя съел
пуская слюну, словно кит по Медузе

окаменел – и стою путь преграждая векам
не мешай мне стареть! я источу твою юность
о мудрость, и всю красоту осушу
словно кубок – своего антиквара, чтобы не было тех
кто мог бы тебя повторить

жизнь своенравна – и уходит
и приходит сама и без спросу
окатит дарами – как взрыв
спасает снаряд от гниенья в земле

ты взорвала меня, я в кусках и строфах, осколках
я объелся тобой и не могу утолиться
куда мне теперь? и зачем?
и от кого? ведь идти мне теперь
это идти от тебя

бедные люди, бедное человечество
оно приютило тебя
даже тебя не узнав, не ощутив

о! – сам я отдал Вас в жертву
одарив неподъёмным блаженством
неизвестных счастливцев
все, кто обязан мне чистотою такой
будет их много, смельчаков
что Вам придут поклоняться
но ни один мужем не станет и в мыслях
ибо все мысли их были лишь мной

Вы вырвали мир – сыпятся звёзды
бездны текут, как стекло
отныне лишь Хаос седой властен
открыть безобидно  лицо мне твоё
словно рот Афродиты
молчи! умоляю – молчи!

сама посмотри, нельзя же ведь в юность
вернуться, как невозможно
вновь Орфею на смерть свою оглянуться
и в синий Аид посмотреть

как же так – как так возможно?!
почему так много красоты
в мире сём злом и жестоком?
разве не Медуза здесь бог?
и разве не камни все боги
что видят мученья мои
и равнодушно лежат?

как бывают люди прекрасны!
они вне ошибок, если просто смотреть
а не мыслью лоно искать
ах, эти люди! они даже когда прекрасны
то прекрасны, как ужас, до жути  милы, превосходны
до судорог смертных – за каждой красавицей
меч Люцифера или «прощай» эсэмэс

вечер скорей – а будет ли вечер?
и будет ли вечно, что едва не ушло?
может, время и правда остыло?
и ты его запретила, как забрала меня
вместе с собой – и кто я теперь без себя?
меньше, чем с тобой

я – твоя оболочка, узкая туфель
улика принцессы без принца
оставшаяся, как в прихожей,  в моей голове
и ладошка еще – лапка лягушки

воздух я твой, а ты моё море
зачем ты реальна, а не на холсте?
видел зачем? я ведь не Леонардо
и мир не собрать мне из атомов новых
обличий твоих, никчемен я вместе с искусством
не нужен мольбертам – видел тебя
и был мёртв, когда же ушла
ожил из долга – жить, чтобы жила сама

собирался уже помереть, идя в этот Хаос
но глазом собрал его центр – и, осью всех став
ты придала ему вид красотой
холодной, покорной и властной
подобно тому, как палач
черту подводит под век

4
если ты есть – зачем словари?
ты была – значит, ты будешь
и так каждый год ты уходишь
и ведёшь в Лабиринт

ты есть всё же
ты есть – почему же тогда
я думал, что тебя уже нет?

может, ты не ушла, а лишь умерла для мышленья
как то, думав о чём, исчезнет рядом
с мыслью иной?

должен был и я умереть от стыда
как Бесконечность, что завершилась
болеет от той единицы, что прибавившись
позорит ее полноту – а воскреснул
но не от взгляда Медузы, безрукой Венеры
а от тени, как сад мой забытый
от тени вечерней скользит по волнам

физические законы еще неумолимей
чем твои школьные учителя
неумолимы следы расторжений
бездна суть даль, если даль от тебя
бездна суть Ты, ибо в ней мы на месте

видеть тебя не нарушу запретов Природы
не зная где ты – увидеть лица невозможно
но Бог равно удален от всех, и ближнеговозлюбя
своего – тебя, даже не видя, люблю
ибо видеть и значит любить

ноутбук подзаряжаю от взгляда идущего мимо вместо тебя
как молнией сытый венец церковь заставляет сиять
в нимбах твоих неземных сверх-чувствен твой глаз!

жил ли и я? ты доказала наглядно
что нет, я лишь жить собирался
читал манускрипты, руководства, законы
нет, но не жил – хотя не был и мёртв

не обнял – ты больше, чем думал
кощунство словам тебя отдавать
в плохих же ты, впрочем, в безопасности
большей, чем в лучших лучах горнего света

не черпал тебя, тебя изо дна
не ставил силков, весь мир мне тебя
как старатель намыл в этот день из открытья
состоя из часов с глазами вместо стрелок двоих
но я не стрелок, ты – каштан, ты – перо
перлы тусклы рядом с Римом движений
какие ты пустотой окружаешь, плывя мимо всех
как Ничто

исчезнув, ты умерла дважды ибо дважды рождалась
когда я, ослепнув, смотрел  в мысли твои,
словно в Цвет – Пеликан
вот – радость ты жизни
счастье для оптимистов, награда для жизнелюба
доказательство доброты всех ангелов и богов
гармония мира, громадней, чем Оум

но не есть ли ты просто так?
без умысла, плана? и не наличествуешь ли потому
чтобы коллекция всех бытий Бытия
хранила свою полноту?
я живу твоим временем, ибо случай
современниками нас сочинил
ты мне подарена жалостью Крона
а жалом злым жжёшь, повергая в тоску как в восторг

неужто и я притворялся, что жил?
и делал вид, будто мыслю, хожу
даже во сне не пытаясь проснуться
чтобы увидеть тебя там, где нет никого?

я изображал из себя великого философа
и великого страдальца, боль мне Ахиллесовым
слыла щитом – и ран я чужих не считал

ты вдруг, как табула раса мечта художника-соцреалиста
и идеал вместе с тем теоретиков расовой чистоты

солнечная, как Ван Гог в песочном Арли
и сам Арлекин не исторгнет улыбки
чтобы ты посмотрела из одолженья
раз состраданье для юных, что нож в пьяной руке

сжальтесь, милосердные боги
видно, властны над всем вы
но не над ней – раз одарили меня
тем, даже не владея которым
я переполнен превыше, чем если б владел

боги с избытком меня наградили
нет, недостоин и смерти
чтобы жизнь отобрать – той
что мимо по жизни прошла
имя забыв мне открыть
а сам – не могу, не по силам

столпотворенье достоинств
война превосходств – одно отнимает у многих
ты мир мне оставила и в незримость ушла
но разве не видят такими нас боги?
и разве Бездна в тебе не видна?

31.05 – 1.06.2013
Арсенал



Комментариев нет:

Отправить комментарий