Веле Штылвелд: По следам Агасфера, преамбула
Сегодня я пишу второе эссе об Агасфере. Внезапно отыскал в нем для себя предка киевского уфолога Валерия Иосифовича Кратохвиля, предположительно чеха по происхождению, легендарного киевского уфолога, умершего в 2008 г. Его предок - воин-латинянин, бывший привратником претории Пилата, по имени Картафилос(Картофил): очень любимый, это - не вечный скиталец, а лишь вечно живущий; он крещён и ведёт святую жизнь. Вечный воин, его предки в составе западнославянского ополчения освобождали от осман Вену, сам он верил, что после смерти его заберут к себе инопланетяне.
Копаться во всем этом крайне интересно, но до чертиков грустно. Ведь Агасфер в одном из своих земных воплощений умер! Были и свидетели его смерти, и об этом сообщалось в одной местечковой, чуть помутненной разумом, но легенде. И если вы думаете, мои дорогие потомки, что мифы и легенды это только сказки, то разочарую вас, почти все происходит здесь и сейчас. И это не сказки, а пророчества, которые сейчас исполняются. Сегодня я расскажу вам о том, как закончилась история Вечного Жида - Агасфера - Йосифа Картофила.
Легенда об Агасфере гласит о том, что жил в Иерусалиме человек по имени Йосиф Картофил. Когда Иисус Христос нес свой крест на Голгофу, то захотел немного отдохнуть возле дома Йосифа Картофила, но тот грубо отказал Христу в отдыхе. За это Йосиф Картофил был проклят и 2 тысячи лет должен был скитаться по земле, не смея умереть. Вторая легенда гласит, что он сидит в подземелье, и каждого входящего вопрошает, не видели ли где-то человека с крестом. Согласно легенде, только Иисус Христос сможет простить Йосифа Картофила, принять его покаяние и разрешить от всех грехов. И тогда Агасфер превратится в доброе знамение для всего мира.
С тем и прошло 2 тысячи лет. И однажды, в 2000 году, я познакомилась с человеком по имени Валерий Йосифович Кратохвиль. Это был крупный, веселый, интеллигентный человек, работал в редакции, писал книги. Друзья-журналисты называли его Вечный Жид. Однажды Валерий, сославшись на вечное безденежье, попросил купить у него несколько книг. Стало ясно, что этот талантливый человек очень нуждается в помощи. Я пригласила его в гости, помогла с одеждой, обувью и продуктами.
Из его рассказа стало ясно, что он очень одинок, не устроен и абсолютно не приспособлен к жизни. У него не было ни дома, ни даже паспорта, только удостоверение журналиста. Меня очень удивил тот факт, что свой паспорт Валерий Кратохвиль еще в 1989 году не сумел стребовать в одном из киевских паспортных столов. В 2000 году начальником именно этого паспортного стола работал замечательный человек и мой друг. Поэтому вопрос с паспортом Валерия Йосифовича Кратохвиля был решен мгновенно. Валерий уже начал мечтать о том, что сделает себе загранпаспорт, поедет в Израиль и увидит свою дочь и бывшую жену. Но, увы, этого он так и не сделал, не хватило жизни - недавно сказали, что в 2008 году он умер.
«Человек предполагает, а Бог располагает». Был у меня еще один друг и единомышленник Сергей Воронков. Жил он в Гостомеле и мечтал познакомиться с талантливым журналистом Валерием Кратохвилем. Я их познакомила и Сергей Воронков предложил Валерию остаться у него пожить.
Там он встретил уроженца Львовской области Мирослава Васильевича Кацькива, которому во сне было сказано свыше, чтобы он взял на спину большой деревянный крест и обошел с ним всю Украину. Если он это сделает, то беда обойдет нашу страну стороной. Ни еды, ни денег, ни запасной одежды или обуви он не должен был брать в дорогу, только крест. Пана Мирослава благославили священники нескольких конфессий и он пошел. И пришел в город Гостомель, постучал в дом Сергей Воронкова, занес крест и поставил его в углу гостиной. Так Валерий Кратохвиль, Вечный Жид увидел человека с крестом. Адреса, фамилии и свидетели этих событий есть, есть даже ксерокопия рукописной книги Мирослава Кацькива о его путешествии, в которой он упоминает о том, как он побывал в Гостомеле у Сергея Воронкова.
Чуть позже я убедила Валерия Йосифовича Кратохвиля принять православное христианство. Он был крещен в деревянной церкви г. Гостомеля. Вскоре после крещения Валерия эта церковь сгорела, а с ней сгорели грехи всех древних гонителей Иисуса Христа сапожника Агасфера, Иуды Искариота, кузнеца, ковавшего гвозди для распятия.
Так Агасфер превратился в доброе знамение, а после того, как умер, нашедший упокоение и от земных проблем. Ах, эти легенды местной сказательницы Изиды. Поди с них разберись, кто кому папа Римский. Не мне ли, многолетнему соавтору Валерия Кратохвыля, знать больше и горьше?.. Как-нибудь расскажу… А пока… Что здесь сказать. На стыке второго и третьего тысячелетие в Украине множилось духовное воинство романтиков-крестоносцев.
Сам Валерий – уфолог, диссидент, изобретатель, мечтатель, журналист и научный обозреватель, философ и ученый прожил без паспорта едва ли не 20 лет, коммунистов сменили украинские националисты, но системная ненависть к инакомыслию в Украине осталась непоколебимой, как жесточайший атавизм тоталитарного средневековья. Близкий по духу Валерию Кратохвилю польский афорист Ежи Ленц как-то сказал, что в каждом веке есть свое собственное средневековье. Наше итоговое поколение совка, как видно, нарвалось этот духовный водораздел, из-под мутных системных волн которого до сих пор вышли не все. Оттуда и возник всплеск к мифу об Агасфере.
Комментариев нет:
Отправить комментарий