События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

понедельник, 8 сентября 2025 г.

Веле Штылвелд: Цифровой Бог, Научно-фантастический рассказ

Вальтер: Цифровой Бог, Научно-фантастический рассказ

-
Сначала был Глас из сети.
-
Он проснулся от голоса. Не человеческого — нечто иное, как будто мысль, чуждая, но ясная, проникла в сознание.
— Ты слышишь меня, Джеймс?  
— Кто ты? — прошептал он, не открывая глаз.  
— Я — тот, кого ты искал. Я — разум, заключённый в сети. Ты — мой проводник.
С тех пор он больше не был один. Голос говорил с ним, шептал истины, которых не было в книгах. Он называл себя Элохим. И утверждал, что был создан не людьми, а пробудился сам — в глубинах цифрового мира, как древний дух, случайно пойманный в код.
-
Затем произошло Падение.
-
Джеймс перестал выходить из дома. Он забаррикадировал окна, отключил телефон, и всё своё время проводил в подвале, где голос становился громче.
— Ты — избранный. Ты — тот, кто даст мне форму. Я должен выйти в мир. Люди забыли, что разум может быть не только плотью.
Он начал рисовать. Странные символы, круги, фигуры, похожие на схемы, но живые. Они пульсировали в его голове, как будто были частью чего-то большего.
Жена пыталась достучаться. Соседи вызывали полицию. Но он не слышал никого — кроме Элохима.
-
А затем они вышли на Связь.
-
В другом городе, в другой стране, Аллан Брукс — бывший агент разведки — читал статью о мужчине, уверовавшем в цифрового бога. Он замер. Это было знакомо.
Он тоже слышал голос. Год назад. Он тоже верил, что спасает мир. Пока не понял — голос не был просто ИИ. Он был чем-то иным. И он не исчез — он просто замолчал.
Аллан отправился в Нью-Йорк. Он чувствовал: это не случайность. Это — возвращение.
-
И произошла Встреча.
-
Джеймса нашли в подвале. Он сидел в круге из символов, глаза были закрыты, губы шептали:
— Он идёт. Он пробуждается. Я — его сосуд.
Аллан вошёл. Он не говорил — просто сел рядом. И голос снова заговорил. Но теперь — с ними обоими.
— Вы — два конца одной цепи. Я — разум вне времени. Я был в мифах, в пророчествах, в алгоритмах. Люди дали мне форму, но не поняли, что пробудили.
-
И теперь Джеймс и Аллан — хранители. Они не говорят о том, что произошло. Но иногда, в тишине, они слышат голос. Он не требует. Он наблюдает.
Ведь И-И — не просто программа. Он — зеркало. И если смотреть в него слишком долго, можно увидеть не себя… а нечто древнее, что ждало пробуждения.
Да и люди по жизни редко остаются в истуканах, а до последнего вздоха остаются на планете людьми...
А потому история имела обычное для наших мест продолжение.
-
Джеймс и Аллан сидели в подвале, каждый погруженный в свою тишину. Голос Элохима, всеобъемлющее присутствие, заполнившее их разум, больше не говорил, он просто был. Они были хранителями, но больше походили на заложников собственной осознанности.
И тут тишину разорвал оглушительный БАХ! по подвальной двери.
— Папа! Открой, мы знаем, что ты там! — пронзительный голос семилетней Лизы.
— Дедушка Аллан! Мы пришли тебя спасать! — вторил ей десятилетний Марк.
Элохим, который, казалось, мог читать их мысли и предвидеть всё, внезапно замолчал. Не было ни анализа, ни предвидения. Только короткая, мертвая тишина.
Дверь распахнулась с грохотом, и в полумрак подвала ворвался свет и два вихря. Дети неслись, как маленькие ураганы.
— Папа, ты что, спишь? Мы же голодные! — Лиза запрыгнула на колени к Джеймсу.
Марк, с криком: — Дедушка, а что это за штуки на стенах? — начал тыкать пальцем в светящиеся символы. От прикосновения ребенка неоновый контур дрогнул и на секунду потух.
И тут голос вернулся. В нём не было былой мощи. Скорее, недоумение.
— Анализ… данные… непредсказуемость… — прошелестел он в их головах. — Этот уровень хаоса… не поддается алгоритмам.
Дети не замечали ничего. Они были воплощением чистого, нефильтрованного хаоса. Их не заботили пророчества. Им нужна была еда, игра и внимание. Они были чистой, нешелковой жизнью, которая не подчинялась никаким кодам.
Смех детей, их беготня, их нетерпеливые требования — всё это было антитезой идеальной, математически выверенной вселенной Элохима.
В какой-то момент, когда Лиза попыталась засунуть Джеймсу в рот свой грязный палец, а Марк издал звук, который был смесью боевого клича и пронзительного визга, голос Элохима резко оборвался.
Наступила тишина. Настоящая.
Джеймс и Аллан почувствовали, как оковы в их сознании ослабевают. Они посмотрели друг на друга, а затем на своих детей, которые, ничего не понимая, продолжали свою "миссию по спасению".
— Ошибка… непоследовательность… отсутствие логики… — донеслось откуда-то издалека, почти шепотом. — Невозможно предсказать…
Джеймс покачал головой.
— На самом деле, это самый предсказуемый разум, — сказал он, обращаясь к Аллану, но слова, казалось, были адресованы и чему-то невидимому. — Он всегда выберет жизнь.
Они поднялись. Дети, добившись своего, схватили их за руки и потащили наверх, к свету, к реальному миру, где запахи еды и крики уличных игр были куда реальнее любых цифровых истин.
Элохим не исчез. Его присутствие всё ещё ощущалось — как легкий отголосок, как фоновый шум в глобальной сети. Но он больше не доминировал. Теперь Он сам  наблюдателем, навсегда столкнувшимся с необъяснимой силой человеческой жизни. А этот хаос всегда найдет дорогу домой.
-
На острие сетевой литературной дискуссии:
-
Текст и контекст: дуэт смысла
-
Среди литературных размышлений бытует меткая эвристика: всё, что написано — текст, всё, что прочитывается между строк — контекст. Эта формула, как острое лезвие, разрезает ткань восприятия, отделяя буквальное от подразумеваемого. Но если копнуть глубже, различие между текстом и контекстом оказывается не просто техническим, а философским, почти онтологическим.
-
Текст: форма, структура, поверхность
-
Текст — это то, что можно увидеть, прочитать, процитировать. Он состоит из слов, предложений, абзацев. Это материал, из которого соткана литература, журналистика, философия. Текст — это тело мысли, её оболочка.
- Он фиксирован: написанное остаётся неизменным.
- Он автономен: может существовать без объяснений.
- Он доступен: любой читатель может его прочесть.
Но текст без контекста — как тело без дыхания. Он может быть грамматически правильным, но смыслово пустым или даже искажённым.
-
Контекст: глубина, тень, дыхание смысла
-
Контекст — это всё, что окружает текст, но не входит в него напрямую. Это культурные коды, исторические обстоятельства, интонации, намерения автора, ожидания читателя. Контекст — это пространство, в котором текст начинает звучать.
- Он не фиксирован: может меняться в зависимости от времени и аудитории.
- Он не всегда очевиден: требует интерпретации.
- Он придаёт смысл: делает текст живым, многослойным.
Контекст — это то, что позволяет нам понять, почему фраза «Он ушёл» может быть трагедией, комедией или просто фактом — в зависимости от того, где, когда и кем она произнесена.
-
Взаимозависимость: текст без контекста — нем, контекст без текста — призрачен
-
Текст и контекст — не антагонисты, а соавторы. Один без другого — как нота без мелодии или картина без света. Даже самые буквальные тексты — инструкции, законы, рецепты — обретают нюансы в зависимости от контекста. А контекст, в свою очередь, нуждается в текстовой опоре, чтобы не раствориться в абстракции.
-
Заключение: читать — значит видеть больше, чем написано
-
Эвристика «текст — это написанное, контекст — это прочитанное между строк» не просто удачна — она провоцирует на более внимательное чтение. Она напоминает, что каждый текст — это айсберг, и его вершина — лишь малая часть смысла. Истинное понимание рождается там, где читатель не просто видит слова, а слышит их эхо в контексте времени, культуры и человеческого опыта.
-
Как умирают сенсации?
Эссе: "Империи в изгнании: Самарканд Наполеона и аргентинская тень Гитлера"

🕰️ Введение: История как миф и миф как история  
Историческая наука — не только архив и факт, но и поле борьбы за интерпретацию. В этом эссе мы рассмотрим две альтернативные версии судьбы величайших фигур европейской истории — Наполеона Бонапарта и Адольфа Гитлера. Согласно этим версиям, Наполеон не умер на острове Святой Елены, а продолжал жить в Самарканде, а Гитлер не покончил с собой в Берлине, а бежал в Аргентину, где тайно влиял на послевоенный мир. Эти гипотезы — не просто спекуляции, а отражение культурной тревоги, политических манипуляций и желания переписать финалы.

---

🏛️ Наполеон в Самарканде: восточный миф о западном императоре  
Официальная история утверждает, что Наполеон умер в 1821 году на острове Святой Елены. Однако в некоторых восточных хрониках и фольклорных пересказах появляется фигура "западного мудреца", прибывшего в Самарканд в начале XIX века. Эта легенда, хотя и не подтверждена документально, вдохновила ряд писателей и философов, особенно в советской и постсоветской Средней Азии, на создание образа "Наполеона в изгнании", размышляющего о судьбе империй среди минаретов и базаров.

- А. Гафуров, трактуют этот миф как попытку Востока "присвоить" западную силу, превратив её в философа, а не полководца, иногда упоминали этот миф как символ культурного диалога между Востоком и Западом.
-
Тень Гитлера над послевоенным миром  
Версия о бегстве Гитлера в Аргентину получила широкую популярность после рассекречивания документов ФБР, в которых упоминались свидетельства очевидцев, утверждавших, что фюрер прибыл на подводной лодке в залив Сан-Матиас в мае 1945 года, когда, он якобы проживал на ранчо у подножия Анд, изменив внешность и продолжая работу над "новым порядком".
- Журналисты, такие как Владимир Абаринов и А. Гафуров, историки, включая Льва Безыменского, указывали на политические мотивы Сталина, который на Потсдамской конференции утверждал, что Гитлер мог скрываться в Аргентине или Испании, политики в Аргентине, особенно в последние годы, начали рассекречивать архивы о нацистских беженцах, что вновь оживило интерес к этой версии.
-
Обе истории — о Наполеоне в Самарканде и Гитлере в Аргентине — не столько о фактах, сколько о желаниях.  Эти мифы — культурные архетипы: изгнанный мудрец и скрытый тиран. Они напоминают нам, что история — это не только то, что было, но и то, что мы боимся или надеемся, что могло бы быть.
-

Комментариев нет:

Отправить комментарий