События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

среда, 14 февраля 2024 г.

Веле Штылвелд: С боку припёка, часть шестнадцатая

Веле Штылвелд: С боку припёка, часть шестнадцатая
Ирина Диденко: Графика

Ещё одним участником нашего киевского еврейского кагала была моя еврейская прабабка Эстер-Фира-Эсфирь… Почему Фира? Потому что Фира – это Эсфирь, а Эсфирь – это и есть царица Эсфер она же Эстер, она же еврейская Василиса Премудрая. Вводные обязательны, иначе народы так и нее пойдут друг дружку и останутся друг от дружки в тихом недоумении. Царица 
Царица Эсфирь спасла еврейский народ в пору, когда злобный царедворец Аман послал в каждый еврейский дом погромщиков. И тогда царица Эсфирь упросила царственного супруга – на один только день – позволить евреям взять в руки оружие и убивать врагов на пороге своего дома. 
Теперь Книгу Эсфирь читают в начале каждого Нового еврейского года, а из всей этой истории проистекает народный праздник Пурим. 
Однажды, во времена Леонида Макаровича Кравчука, мои школьные приятели – русские и украинцы подогнали к моему дому такси и повезли меня и мою – ныне покойную – мать в Бабий Яр. Там стояли – президент Кравчук и великий еврейский актер СССР Иннокентий Смоктуновский, в то время уже умиравший от ещё военного туберкулеза. Так я увидел в едином пешем строю украинского Политика, и мирового Актёра... 
Они оба поздоровались с моей матерью... Это был 1991 год... Все шли по ступеням... Смоктуновский – в сером кашемировом костюме с красным платком в нагрудном кармане. Когда он кашлял в свой красный платок, то отхаркивал в него кровью... Бабий Яр и поныне отхаркивает кровь... украинцев... Поскольку они ещё не до конца осознали содеянного... Но в те  минуты мне казалось, что межэтнический мир в стране, несмотря на крайне черносотенные майданы, непременно тронется с места... Но, увы, этого не произошло.
Что тихо возмутило уже в 2020 году? Ни одно провластное СМИ всю первую половину дня не проронило ни единого слова о жертвах Бабьего Яра. Ждали явления президента, а в это время в 1941 году с 10 часов утра уже шли массовые расстрелы! Вы понимаете цинизм подобной извращённой памяти? Есть вещи, которые должны и в новые времена оставаться надсистемными... 
В нашем непростом мире просто нельзя быть манкуртом, кто бы ты ни был... Так что растите в себе Президента и вместе с ним идите на траурное поклонение...
И теперь, я жду... возмездия! Те, кто обрёк меня на это ожидание, напрасно надеются, что я начну действовать, противодействуя им. Не дождутся. Сама система имеет чеку. Выдерни её, и она рухнет. Поиском этой воистину действенной, но страшной для системы чеки заняты многие, а я её не ищу. Она у меня в руках…
А хочется, блин, писать тёплые светлые сказки. Ведь, настоящих сказочников на Земле так немного. И для этого не нужен никакой грант. А что – до чеки… То она, как говорится, рук не жмёт. До времени не выпущу... Я ведь сам по себе. Но с чекою от системы в руках. Вот так!.. Почему не слышу гомерический хохот, сардонический окрыс или – хотя бы – жидкие аплодисменты. Да, я гениален, но жить-то надо... Вот и существую... де-факто… Кто я? – Украинский народ!
Моя прабабушка Эстер в 1918 году танцевала на киевской «жабе» – историческом танцполе дансинг-вальс с молодым немецким офицером Куртом. В ту пору они – едва не поженились... А ещё в жизни Фиры были: и рано ушедший законный нэбах-муж с уже подзабытым мною именем Иосиф  Вонс, и второй гражданский муж Семён Палиновский, который так и не успел расписаться с Фирою до войны. А Сталин дал приказ вывозить в эвакуацию только сталинских евреев…И Палиновский остался в Киеве.
Кто же они – эти сталинские евреи? – Семьи военнослужащих и сотрудников органов. Палиновского не вывезли. Были у Фиры Эстер и двоюродные сёстры – кузины, и троюродные – мишпуха – с мужьями и дочерьми... Род был рецессивный, сплошь женский... О мире молил! После множественных погромов и Гражданской войны.
Работа Валерия Галайко, посвящённая памяти Холокоста ужасает – пылают в пространстве и опадают маленькие звёзды Сиона на фоне всепоглощающей горящей кровавой свастики…  Авторское название этой работы – Тени Бабьего Яра... Странно и страшно... Варшавское гетто отображено в мировом изобразительном искусстве, Бабий Яр – нет!.. Тема невыгодная... Ни тебе – козаков чубатых, ни – от+аманив гучных... Однако, в Бабьем Яру расстреляна и прекрасная украинская поэтесса Олена Телига…
В Бабьем Яру погибло тридцать четыре представителя моей многочисленной еврейской мишпухи. Одного из них помнит весь еврейский Киев. Он был преподавателем по классу скрипки в Киевской консерватории. Когда колонны обреченных вели в Бабий Яр, он вдруг на скрипке заиграл Бартока, а затем Мендельсона. Нет, он не играл фрейлакс или «семь сорок». Он был почти музыкальным академиком. У него была жена – кузина Фиры (Эстер) и три красавицы дочери, которых раздели – и ша! - не глумились – немцам не позволялось  публичной близости с еврейками – а много снимались – в эсесовских формах на фоне удивительных женских тел представительниц древнейшей земной нации... А затем их расстреляли.
Готоню, прежде всего – покарай родами сателлитов фашистов, всех тех конвоиров из украинцев за то, что именно они умели задеть за живое. Я десятилетиями собирал показания очевидцев.  Это не были представители дивизии СС Галичина и Настингаль (Соловейко), а такие себе бывшие красноармейские украинцы из Киевщины, Житомирщины, Полтавщины, Черниговщины, сломавшиеся в Житомирском концлагере для военнопленных... Вот почему сегодня я не пошёл в Бабий Яр... Я остался дома просто скорбить… 
После армянского этноцида 1915-го года многие армянские старики вновь стали отцами, чтобы восполнить армянскую популяцию. Их благословляли православные армянские патриархи и священники. После еврейского Холокоста в синагогах разрешили браки между двоюродными родственниками. Мои бабушка Хана и дед Наум были двоюродными братом и сестрой. Они вывезли свою дочь Аду в США. Сегодня в Чикаго подрастают уже её внуки – мальчик и девочка с двойными, как принято в западных странах – при разных религиях родителей – именами: Джон Патрик и Кэтрин Мария. Брак фиксировали ирландский священник и иудейский раввин. Мы здесь, в Украине, очень далеки от подобной цивилизованности, и оттого, бытовой антисемитизм в крови у безродных слоёв населения просто зашкаливает...
29 сентября 2020 года при открытии стел в Бабьем яру пела украинська дивчинка на еврейской могиле размером более чем 100000 невинно убиенных евреев! Меня взорвало! Должен был петь еврейский ребёнок! Самый охраняемый в еврейском доме – мальчик! А дивчинка своё еще споёт, но – не сегодня! Готоню, но почему я оказался так прав чуть более чем через два года? 
Это кощунственно! Мир, слышишь? – Ведь они не покаялись! У меня комок в горле с 1966 года, когда меня, двеннацатилетнего еврейского пацана, всю ночь пытали украинские мальчишки! Мир, слышишь?! Они не покаялись!
Судный день, когда Гашем должен был решать судьбы грешников по-своему жёстко перечеркнул немецкий фашизм. Затем в Киеве их вешали – эсесманов – на майдане. Поставили поперёк площади 11 полуторок и на каждой установили по виселице. Трупы долго не убирали. Их обгладывали вороны и о том мне рассказывали киевляне старшего поколения... О тех, кто на стороне гитлеровцев вёл учет расстрелянных в Бабьем яру евреев, мне стало известно в 1976 году, когда замминистром ЦСУ стал полицай из фашистской Киевской думы, который только учитывал имущество расстрелянных… 
Увы, процесс национальной дефашизации в западных землях так и не прошёл. Я слышал их на майданах... Я понимал, что именно об этом скажу я – украинский неформальный, но известный в мире писатель Веле Штылвелд... Украинский русскоязычный автор десятилетиями пишущий на... еврейские темы... Так сегодня окрестили меня и "свои", и "чужие"... Ведь именно сегодня всем вместе нам надо что-то менять. 
Многие нынешние раввины – даже не выходцы с Украины. Многие львовские профашистские лидеры не имеют украинской гражданственности. А между ними – память навсегда утихшего кровавого Бабьего Яра. 
Многое я украинцам никогда не прощу. Но вот – дети наши и внуки должны реально на себе, на своих судьбах рано или поздно ощутить акт межэтнического примирения. А пока, сегодня, я за стойкую культурную сегрегацию, потому что еврейская культура в Украине непременно и независимо должна развиваться.
И – без оглядки на то, что подумает тот или иной этноукраинский чиновник от нынешней недокультуры. Ибо сегодня, ещё – не день примирения...
P.S. Так случилось, что последние репетиции наших поэтических ноябрьских циклов мы репетировали в старинной киевской квартире на Урицкого. Шли бы все пришлые националисты к черту. Ведь у них не  лады с культурой, особенно с витыми венецианскими стульями, такими же как в кафе у памятника Швейка во Львове. Венецианские стулья тут и там... Вычурно литые в Киеве и во Львове. А ещё смерть смотрительницы Киевского Дома актера Екатерины, которая и через годы в нас точно узнавала поэтом. В ту пору весь мир был пронизан вычурными витыми венецианскими стульями из орехового дерева и светло коричневыми сидушка́ми, на которых ещё сидели простые киевские, черниговские да и львовские поэты. Очень разные, очень этнически обособленные, но в ту пору ещё очень родные… На таких же стульях в Праге сиживал Иосиф Швейк и мы с ним пивали здесь, там в нашей общей Европе по доброй пинты пельзенского пива, да ещё там же на тех же витых венецианских стульях в итальянском Римини нам подавали горклый горячий миндальный шоколад. Мадам, вы туда не заходили?

Комментариев нет:

Отправить комментарий