События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

воскресенье, 12 февраля 2017 г.

Евгений Максимилианов: АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ НАБРОСКИ




  • Часть первая                
                                                                           INITIUM
                                                                           
(Начало)
                                                                        
                                                                            1. Из детства 


 С детских лет меня всегда окружали книги... Наверное это обстоятельство, как и ряд других, - в дальнейшем определило мою систему приоритетов, и устремления более зрелого, взрослого периода моих дней... Также и люди, которых я видел рядом с собой, - мама, отец, бабушка, дедушка, - являли собой личностей развитых интеллектуально, питавших неизменный интерес к произведениям литературы, равно как и всякого иного искусства... Всё это, наравне с унаследованной мною генетикой, породило в моём сознании, (а может и в подсознании) некую, подспудно пробивавшуюся потребность экзистенциального самоопределения: так, всякий раз, глядя на переплёты стоявших на полках книг, мне думалось, как, быть может однажды я увижу на одной из них и своё собственное имя...

                                                                          2. Дальнейшее


Первые творческие опыты начал лишь в !2 -14 лет, ( - это был 1990-92-й год); изначально стремясь писать статьи на экологическую тему, - никому, кроме близких их не показывал... Впоследствии, (в начале 2000- х), уже ведя самостоятельную взрослую жизнь, я счёл их не достаточно совершенными, и все эти материалы были мной сожжены, вместе с поэтическими набросками, первыми публикациями и дневниками... Что поделать! - Я перфекционист, и всегда им был! - Человек, стремящийся к совершенству...

Во многом эта черта, унаследованная мной генетически, существенно навредила моему земному пути, - хотя, надо думать, - не будь в моём арсенале этого, не так часто встречающегося свойства, - я бы не создал лучших моих работ...

                                                                           3. Дебют

Дебют пришелся на май 92-го, когда в газете ветеранов афганской войны "Набат", я опубликовал одно из первых стихотворений, в котором, помимо прочего нашла отражение трагическая тема советско-афганского конфликта... Стихотворение довольно продолжительное, (- порядка 15-и катренов), всё же, в моём архиве оно так и не сохранилось; в ту пору мне было 14,5 лет, и во мне, можно сказать, впервые открылась, что называется, настоящая "творческая жилка"...

В дальнейшем, читая сочинения античных лириков древней Греции и Рима, я, со всею свойственной мне остротой восприятия, ощутил Идею, звучавшую, казалось, "над самим Временем", и обретшую для меня впоследствии форму некого "творческого устремления":  о ком бы ни шла речь, и кто бы то ни был: Мелеагр Гадарский, Сенека, Паллад, или кто-нибудь ещё, - двадцать веков пролежав в земле, наравне с их "бессмертными Музами", - здесь, - в своём Искусстве, - они как и прежде духовно живы(!), - и будут жить впредь, - пока эта цивилизация существует! - Так же, как, например, Шекспир, - герои его пьес не говорят языком современности, и тем не менее, - его шедевры будут звучать "до конца времен", или по крайней мере, до той поры, покуда род человеческий не одичает до уровня их кроманьонских предков... Но эту тему мне не хотелось бы развивать...

                                                                     4. Формальное образование

В 9-м классе я бросил школу. - Потому, что опостылела эта пустая, бесцельная волокита, или, скорее - "мышиная возня"! - Знал, что никуда она не убежит. Так и вышло: на следующий год пошел в вечернюю, - сдал экстерном 3 класса за 1 год. В медицинский поступил лишь со второй попытки, но всё же - я это сделал! Так начиналась моя жизнь, казалось бы сулившая будущность "обычного человека". Тогда я ещё не ведал, чему дано свершиться в ближайшие годы...

                                                                    5. Маринка

Маринку любил безумно. Во всём её существе мне виделось какое-то, почти античное совершенство... Хотя, по большому счёту, - в ней нашел воплощение лишь тот фантастический идеал, изобретённый мною самим, который и теперь продолжает жить в моём, уже более зрелом разуме... Она отличалась лишь идеальной фигурой, имела маленький "самурайский" шрамик от "кесарева", чуть пониже пупка, и столь же фантастические ресницы... Прошло время, и она уехала к матери в Одесскую область, - да и чёрт с ней!

                                                                    6. Трущёбы

В конце 90-х я вынужден был оставить Медицинский Университет, ибо не имея элементарных жизненных средств, и оказавшись на грани физического выживания, - был предоставлен самому себе...

Очень скоро мне довелось пережить голод... Пенсия составляла 36 гривен в месяц, (с копейками), - что называется: "как хочешь, - так и живи," (- с этих средств требовалось также оплачивать счета, и прочие бытовые расходы...) - С другой стороны, - я ведь никогда и не побирался!.. Работа помощником электрика особых средств не давала, и проработав более двух лет, - я её бросил.

Наиболее сложные времена выпали на возраст, когда мне ещё не было 25-и... Голодать приходилось по 10 дней кряду, а то и более... Весь этот период, длившийся достаточно долгий срок, - выжег в моём сознании неизгладимый, пылающий отпечаток. До сей поры я не забыл тех дней, - да и как вообще возможно забыть нечто подобное...

Когда в 2006-м году я открыл для себя творчество Кнута Гамсуна, и прочитал его роман "Голод", - помню, как изначально мне было не просто читать это произведение... - всякий раз, прочитав несколько страниц, я останавливался и вспоминал... - ибо то была история также и обо мне. - К тому же, это повествование являет собой не вымысел автора, - всё это ему довелось пережить в своей "объективной реальности", - равно как Томасу де Квинси, и ван Гогу, и многим другим...

                                                                   7. Из дневника


(Без даты)  Встретил недавно на улице художника Богинского, - да ведь поначалу и не узнал его даже: совсем обнищал, - в каком-то рванье ходит... - говорил мне: "живу теперь и без электричества..." - Картины свои пытался продать за полцены, да и то, - в свете нынешнего "кризиса", - никто не интересуется и не покупает... - А столь замечательные натюрморты писал в прежнее время, - я бы сказал: будто украинский Сезанн!..

Вскоре ему предстоит вернуть долг в 14.000 гривен... Пожалуй часто такая доля постигает людей творческого склада... - а что поделать?! -  увы! - Жизнь часто жестока... Я и сам хожу в порванной куртке, а сдать в ателье - дорого... - на данном этапе не вписывается в мой бюджет... Жду "лучших времён"! - Верую, что однажды они всё-таки настанут...

                                                                  8. Мама и близкие

Мама была для меня всем! - Безмерно верила в мои творческие возможности, и всегда поддерживала в минуты печали... Любовь к ней я сохраню до конца жизни, - а возможно и долее... Отец мой, Владимир Андреевич, был музыкантом-аккордеонистом. В 1984-м году он погиб в автокатастрофе, и впредь его место никто не занял... - Мне было 4-е года отроду, но в памяти иной раз пробиваются какие-то смутные, прерывистые воспоминания... Тогда как бабушка моя, Фаина Васильевна, - большую часть времени отдавала мне;  до преклонных лет являя собой образец несгибаемой воли, и какой-то поразительной жизненной силы!.. Обладая острым, цепким, математическим умом, - ей удавалось прочитывать целые библиотеки, множить делить, возводить в степень большие числа, за какие-то пару секунд!.. К сожалению сам я не обладаю математическим складом ума, ( - хотя и прадед был инженером по сельскохозяйственной технике), - и всё же, те немногие качества, что я унаследовал по этой линии, - мне особенно дороги, ибо опираясь на них, я мог бы свершить ещё очень многое...

Когда в 2003-м году маме поставили онкологический диагноз, я, как бывший студент медицины, осознавая всю серьёзность происходящего, - убеждал её немедленно прооперироваться, - ведь с такими диагнозами не шутят!.. а также провести ряд терапевтических мер, наподобие химиотерапии... - И всё же, мама очень боялась хирургического вмешательства, - ей не хотелось умереть на операционном столе, - в нашем-то отечестве, - как повезёт, - какой хирург попадётся... Так что она долго отказывалась, но операцию всё-таки пришлось сделать... только в 2007-м, - т. е. находясь уже на 4-й стадии заболевания... 8-го июля 2009-го года я потерял маму... (Бабушка тоже погибла от онкологии, ещё в 2001-м.) Теперь они обе покоятся на Совском кладбище в Киеве, рядом друг с другом... Бываю редко: раз или два в год... Надо бы чаще...

                                                                       9. Старый друг

В 2010-м году свёл счеты с жизнью мой давний друг, Олег П. Весть о его гибели я узнал лишь через год после этого, от его второй жены, Леси, родившей ему 2-го ребенка, которому на момент смерти отца приходилось где-то около трёх лет...

...Причины, подвигшие его к этому шагу - стали предельно ясны лишь после детального логического осмысления всех ранее известных мне фактов об этом человеке, знакомство с которым составляло уж приличное время, - когда все элементы "пазла" сложились в одну целостную картину...

Мама всегда приводила Олега мне в пример: "почему ты так мало успел в свои годы?", - говорила она, - я соглашался... - да ведь у каждого своя Судьба, - не так ли?

Он был на три года младше меня, но уже имел две семьи и двоих наследников... И всё же, в прежние времена ему довелось пройти боевые действия в одной из азиатских "горячих точек"... - Надо думать, - именно это обстоятельство, изрядно навредившее его душевному равновесию, - стало первоисходной "точкой отсчёта"...

Несколько раз мне приходилось слышать его воспоминания о тех днях... Олег рассказывал, например о том, как отправлял домой цинковые гробы, с останками убитых товарищей... - но во гробах содержались уже не тела, а лишь части, - как он говорил: "куски человеческого мяса", - то, что удалось собрать собственными руками с уничтоженных артобстрелом позиций... А также ряд других, гораздо более жутких воспоминаний, которые мне не хотелось бы цитировать в этих строках...

В такую нелепую гибель было трудно поверить. Моя память сохранила его человеком самодостаточным, духовно и физически сильным, и, как мне казалось, - абсолютно уравновешенным...

                                                        
                                                                                   10. Учитель
Осенью 2002-го года я познакомился с Веле Штылвелдом, и его женой, Ириной Диденко, - художницей, филологом, поэтессой.

В ту пору стояла уже поздняя осень, в их доме было уютно, тепло, и приветливая атмосфера располагала к доверительному общению... Помню, как изначально, (тогда мне было 24 года), - представив свои стихотворения и афоризмы, я решительно объявил себя постницшеанцем, и мы с Веле принялись спорить о философии Ницше... Веле утверждал, что "Ницше создал фашизм", а я настаивал, что это совершенно не так, ибо его учение было фальсифицировано и оклеветано сторонниками нацистской идеи, начиная с его сестры Элизабет Фёрстер-Ницше... Словом, - мы оба люди сверхэмоциональные, и, как не пыталась Ирина сгладить ситуацию, - первую беседу назвать удачной было не просто...

Лишь несколькими днями впоследствии - мы созвонились, и в телефонном режиме пришли к относительному согласию... Далее, - мы встретились снова, и тогда уж работа сладилась... За 14 лет знакомства он стал моим Учителем, редактором, литагентом, советчиком и другом, которому, как и прежде, принадлежит незаменимая роль в поддержке моей творческой эволюции...

В настоящее время готовится к изданию моя книга "Багровый манускрипт", в редакции Веле Штылвелда, с его предисловием, и иллюстрациями Ирины Диденко, присутствие которых меня очень согревает...

P.S.:  В довершение моих слов, касательно Ницше, могу лишь процитировать несколько строк из его письма к сестре Элизабет, от 5-го июня 1887 года:

  • "...Выскажу своё пожелание, чтобы Вам помогли с немецкой стороны, - вынудив антисемитов покинуть Германию... евреям я всё больше желаю того, чтобы они пришли к власти в Европе...Вот моё искреннее убеждение: немцу, лишь оттого что он немец, претендующему быть чем-то большим, нежели еврей, место в балагане, если не в сумасшедшем доме." (Ф. Ницше)

Должно быть, выскажи он подобную мысль в эпоху нацистов, - как минимум - загремел бы в концлагерь...

Комментариев нет:

Отправить комментарий