События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

четверг, 23 августа 2018 г.

Юрий Контишев: Настоящий Юра


Настоящий  Юра

Я    делю  мужчин  с  именем «Юра»  на  две  категории: тех, которым  имя  дано  после  полёта  Юрия Гагарина (так  сказать,  в  честь  героя!)  и тех,  кто  получил  это  имя  естественным  путём , «от  природы»,  по  капризу  судьбы  или  родителей.

Первые,  для  меня, -  ненастоящие юры! --  Искусственно  названные  «датчане»: родившиеся  в  день  полёта Гагарина, родившиеся  в  очередную  дату  этого   полёта,  названного  Днём  Космонавтики,  или,  просто,  - в  память  о  нём.

Я  ничего  не  имею  против  них!  Пусть  себе  живут!  Но,  носить  «чужое»  имя   как-то  им  «не идёт». Не  комильфо! – как  сейчас  говорят.

Другое  дело  -  я!  Я  с  гордостью   настоящего  Юры  иду  по  жизни! Я  ведь  родился  12  ноября 1953 года! Ровно - за  пять  месяцев  до  полёта  первого  космонавта. Ну,  и  ещё  шесть  лет.

Скорее,  наоборот!  Юрия  послали, потому  что  я  «двенадцатого  числа»  родился.
Так  решили  на  небесах!

А  какой   мощный  толчок  Он  дал  Человечеству!
Помню  всеобщее  ликование.  На всей  Земле! В  любой  стране  мира  Юру  встречали  с  искренними  объятиями.

А  когда  я  родился…

Это  была  тяжёлая  послевоенная  пора. Кемеровская  область. Шахтёрский  посёлок. Мама  рассказывала,  как  несла  меня  «в  кульке»,  завёрнутого  одеяльцем. Подошёл   уголовник  с  ножом.  То  ли  наличие  моего  маленького  тельца   его  разжалобило,  то  ли  мама  его  как-то   переубедила,  но  он   нас  не  тронул.

Сплюнул  и  ушёл.

В  четыре  годика  я  переехал  в  центр  России,  в  Старый  Оскол.
В  детском  садике   и   в  начальной  школе  я  об  этом  случае  не  рассказывал.

Зато,  с  гордостью  говорил,  что  я  -  сибиряк  и  лично  не  раз  встречался  с  медведем. Почему-то  -  белым. Так  мне  казалось  реальнее.

Я  был  очень  подвижный  и  юркий. Юрка  же!
Догнать  меня  было  невозможно. Вернее – поймать!

Как  только  я  чувствовал  дыхание  догоняющего,  я  сразу   резко  менял  направление  бега.  Уже  почти  ликующий  победитель  хватал  руками  воздух  или – в  худшем  случае – землю. Шлёп!  А  я  уже  в  другом  конце  улицы!
Я  никогда  ничем  не  болел,  потому  что  переболел  всеми  детскими  болезнями  ещё  во  младенчестве, в Сибири. У  меня  до  сих  пор  сибирское  здоровье.

Свою  младшую  сестру  я  в  детстве  часто  наблюдал  больной. Она  вечно  лежала  в  больницах  и  санаториях. Переболела  всеми  выдуманными  человечеством  болезнями  и  ещё,  вдобавок,  своими. Что  значит – нет  сибирской  закалки!

Для  чего  мне  такое  здоровье?  Для  чего  я  живу?
Талантами  Бог  не  обидел.  За  что  бы   я  не  брался,  всё  получалось.

Начал  рисовать.  Стал  художником  школьной  стенгазеты. Показал  свои  способности  младшему  приятелю Шурику.  Он  заразился. Вырос.  Стал художником.

Занялся  в техникуме  самбо.  Тщедушный  и  худой – я  раскладывал  на  столах  приёмчиками   всех  желающих  пацанов.  Двое  заразились.  Стали  чемпионами. Третьим  заразился  мой  младший  двоюродный  брат  Серёжа.  Попал,  аж!  в  погранвойска  из-за  этого. Кого-то  задержал  на  границе,  получил  ранение и  медаль.

Потом  я начал  заниматься  музыкой.  Денег  на  музыкалку  не  было,  учился  во  дворах.

Быстро  стал  соло-гитаристом  в  нашем  ВИА.  Уехал  на  производственную  практику  на  Север,  потом  в  армию.  Бросил.  А  Макаревич  не  бросил. Да  его  и  в  армию,  по-моему,  не  брали.

Об  этом  немного  жалею.  Не о  Макаревиче! Он – молодец! Я   до  сих  пор  поигрываю  на  гитаре.  Иногда  пою.  Что-то  сочиняю. Но  человечеству  это  уже  не  интересно. Наверное  мне  не  хватило  смелости  идти  по  этому «скользкому»  пути.

Я  выбрал  электронику. Достиг  неплохих  успехов. В  армии  меня  заметили  и  «кинули»  поднимать  АйКью  на  секретной  авиационной  ремонтной  базе в Германии.

Там  я  превзошел  ожидания  всех  заинтересованных  и незаинтересованных  лиц.

Короче! После   исключения  из  КПСС  «за  аморалку» я  заодно  расстался  и  с  армией.

Неудачник? Но я  же  всегда  достигал  определённых  успехов. Просто  часто  менял  вектор  жизни.

Маме  в начале  жизни  я  сказал,  что,  если  не стану поэтом  или  писателем,  буду  считать  свою  жизнь  прожитой  зря.

Пора  стать!
Вот  только  быстренько  определюсь:  поэтом  или  писателем?


   Радиобог

После  школы-восьмилетки  у  меня  остро  встал  вопрос «Куда  пойти  учиться?».

Я  уже  в  ту  пору  был  законченным  фанатом  электроники:  до  трёх  ночи  что-то  паял,  ремонтировал,  изучал  и  не  признавал  никакой  литературы,  кроме  технической. Был  записан  во  все библиотеки,  перечитал  все  книги  по  радиотехнике.

Одна  мне  особенно  полюбилась – «Радио? – Это очень  просто!», автор - Айсберг.

Я  её  мусолил  и  так -  и  сяк.  И  вдоль - и  поперёк. Хотелось  быть  вечным обладателем этой  книги. Но  как?  Это  же  чужая!  Библиотечная!

И  я  придумал!  Скажу,  что  потерял,  вытащили  из  парты,  украли. Заплачу  двойную  цену  и  она – моя!

По этой  схеме  и  поступил.

Библиотекарша  внимательно  посмотрела  на  меня,  вздохнула  и  сказала:  «Что?  Очень  книга  понравилась? Сильно  тебе  нужна?»

-  Да  нет!  Что Вы?  Её  украли!

На  том  и  разошлись. Она -  при  своём  мнении. Я   -  при любимой  книжке.
Книга  мне  здорово  помогла  по  жизни.  Я  стал  радиобогом.  После  того,  как  поступил  в  единственно  подходящий  мне  в    нашем  городе  техникум – геологоразведочный.

Оказывается  в  геологии (геофизике)  вовсю  используются  радиоэлектронные  методы  исследований. Сосед,  уже  закончивший  его,  так  и  сказал: «Там  радиосхемы – в полкомнаты!»

Радиобогом  сразу  же  назвал  меня  мой  дружок  Борька,  увязавшийся  за  мною  хвостом:  за  одну  парту,  в  один  радиокружок, во  все «тяжкие», в  студенческие  проказы.

А  чем  я - не  радиобог?

Пока  наш  препод  по  радиоэлектронике - Попов ( не  тот,  что  радио  изобрёл,  но – рядом!)  выпивал  с  Борькой  в  подсобке  «Биомицин»,  я  расписывал  на  доске  схему  супергетеродинного  приёмника  и  рассказывал  принцип  его  работы  нашим  одногруппникам. Так  сказать, исполнял  роль  учителя. По  собственной  воле!

Другой  наш  препод  по  аппаратуре -  Фадеев был  слабоват  в  радиосхемах  и  всегда  на  меня  косился,  почему  я  ничего  не  конспектирую на  его  лекциях.

Я  сказал,  что  и  так  понимаю  работу  всех  его радиосхем.
Это  его  злило. Но  он  пока  терпел.

Вывела его  из  себя  моя триумфиальная  выходка  а-ля «Операция –Ы».
Вернее,  той  части  кинофильма, где  студент  по радиостанции  диктует  ответы  на  экзаменационные  вопросы.

Я  наспех  спаял  два  транзистора,  пару конденсаторов,  пару  резисторов,  намотал  на  ферритовый  стержень  пятьдесят  витков  провода  и  подсоединил  всё  это  через  слюдяной  конденсатор в  обычную  розетку,  как  в  антенну.

Наблюдая  через  длинный  коридор,  как  Борька  несёт  настроенный  на  средние  волны  радиоприёмник  в  аудиторию  к  Фадееву,  я  включил   в  нужный  момент  микрофон:
- Здравствуйте,  Константин  Александрович!
И так – три  раза.

Опешивший  препод  моментально  вычислил: «Это  Контишев  хулиганит!».
Да.  Это  был  я.
Но,  это  мне  аукнулось  четвёркой  по  радиоэлектронике  на  «госах».
Фадеев  специально  явился  меня  «топить»  на  госэкзамены.
Он  не  спал  несколько  ночей.  Выуживал  всякие  каверзные  вопросы  для  меня.
Он  рассчитывал на два  балла  для  моей  персоны.

Пятёрку «автоматом»,  обещанную  мне  Поповым,  я  не  получил.
Но   радиобог  победил  со  счётом  четыре – ноль.


                                    Отбившийся  от  рук

Недавно  наблюдал  картину,  как  ошалевший  футбольный  фанат  прыгнул  с  высоты спиной  в  толпу,  а  его  никто  не  поймал. Это  мне  кое-что  напомнило.

Было  у нас  в  техникуме два  студента,  приехавших,  аж,  с   Севера!  Из  Мурманской  области.

Один  - коренастый  крепкий  пацан с  подходящей  крепкой   короткой  фамилией – Власов.

Другой – длинный   худющий,  тоже  с  подходящей  длинной  фамилией – Алёнычев.
Сейчас  написал  - «Алёнычев».  Не такая  уж  и  длинная,  но  вкупе  с  его  ростом  -  это  нечто…как   у  Высоцкого – «длинношеее».

Учились  оба  северянина  одинаково  троешно.  Но Власов  как-то  старался,  что-то  предпринимал,  изображал  какие-то  усилия  в  изучении  наук.
А  Боря  Алёнычев  был  апатичен  и  флегматичен.  Или  это - одно  и  то  же?

У  него  были  длинные  тонкие  пальцы.  Он  напоминал  костлявого  угловатого  паучищу,  не  вмещающегося   в   окружающее  пространство.
В  его  паутине  путались  какие-то   девчонки.  Пацаны  относились  к  нему  снисходительно.  Не  в  традиционном  смысле  этого   слова! Снизу  исходяще!
Все  были  ниже   его   ростом.

Боря  с  Серёгой  Власовым   слегка   играли  на  гитаре   и  привезли  нам  с  Севера   шикарную  песню   про  слепую  девушку  и  рыбака.

Где   простор  широкий  маяку,
Там, где  ветры  спорят  с  парусами,
Повстречал  рыбак  на берегу
Девушку с оленьими глазами.

Ничего о ней рыбак  не знал,
По  морям  шаланды  вёл, тоскуя.
Никогда ещё  морской  причал
Не  встречал  красавицу такую.

Подняла  красавица  глаза,
Отразились  в  них  моря  и  скалы.
И  рыбак  впервые  ей  сказал:
-  Ты  прости,  но я  ведь - честный  малый.

Будь  моей , красавица,  женой,
Вот шаланда  -  значит, счастье с нами,
Будь моей  русалкой  молодой,
По морям  искал  тебя  годами.

Подняла красавица глаза,
По его лицу водя  рукою.
И  рыбак  не  думал,  не  гадал:
Девушка была совсем слепою.

Может,  за Курильскою грядой
Повстречали  пару вы   такую:
Шел    старик    высокий  и  седой,
За собой  подругу вел слепую.

Действующие  лица:  он, она  и  шаланда.
Недавно   перечитал  аналогичный  текст  у   классика.  Аналогичный  - в  плане  действующих  лиц: он,  она и лодка.

Lorelei / Лорелей (Heinrich Heine)

Прочитал  в  оригинале,   по-немецки. Уловил  смысл. Благо,  в  основном, использованы  "короткие"  слова. Удобно. И  - в  пределах  моего  познания иностранного  языка.  Не  уловил  красоты. Может, в переводе на русский,   уловлю  красоту?  Не  буду  сам  переводить. Возьму  кого-нибудь  поавторитетнее.  Например,   Блока. Тоже  классик.

Не знаю, что значит такое,
Что скорбью я смущён;
Давно не даёт покоя
Мне сказка старых времён.

Прохладой сумерки веют,
И Рейна тих простор.
В вечерних лучах алеют
Вершины дальних гор.

Над страшной высотою
Девушка дивной красы
Одеждой горит золотою,
Играет златом косы.

Златым убирает гребнем.
И песню поёт она:
В её чудесном пенье
Тревога затаена.

Пловца на лодочке малой
Дикой тоской полонит;
Забывая подводные скалы,
Он только наверх глядит.

Пловец и лодочка, знаю,
Погибнут среди зыбей;
И всякий так погибает
От песен Лорелей.

  Н-н-ну?!  Где  красота?  Где  поэтические  образы?  Метафоры  и гиперболы?  Убого,  как  на  графоманском  пастбище  сайта  стихи.ру.

Пока  я  тут  разбирался  со  стихами  и  сделал  вывод  в  пользу  русского  языка, Боря  Алёнычев  так  и  застрял  в   прошлом,  не  сдав  ни  одного  зачёта   и  экзамена.

Что  нам  оставалось  делать?  Мы  всею  группой  начали  вытягивать  его  из  состояния  апатии  и  лени.  Ну  не  отправлять  же  его  назад,  чёрт-те-куда,  в  Мурманск!

Это  же  так  далеко! Наша  жалость,  поддержка  и  прочие  взятия  на  поруки   возымели  действие.  Борю  допустили  к  пересдаче  всего  и  вся.

И  вот - последний  решающий  экзамен!  Или  пан - или  пропал!
Мы  столпились  у  дверей  аудитории  в полуподвальном  помещении  техникума.
Боря  медленно  выплыл  из  дверей  с зачёткой. Три с минусом!  Это  была  победа!

Боец   не  выпал  из  наших  рядов! Мы  все  кинулись  его качать,  подбрасывать  вверх! Три  балла! Три  качка! Несмотря  на  длинное  тело,  не  все  руки  ликующей  толпы  доставали  до него.  Они   просто  не вмещались  в  окружающем  Борю  пространстве.

И  на  третий  раз  многие  просто  убрали  свои "лишние"  руки. Оказалось,  убрали  почти  все. Боря  шмякнулся  об  бетонный  пол,  как  тот  сегодняшний  фанат  футбола  в  начале  рассказа. Три  балла  были С  МИНУСОМ! Закон  сохранения  материи  и  энергии  автоматически  сработал!

А  я,  в  процессе  написания  этого  рассказа,  успел  сравнить  два  языка  поэзии.
Немецкий  и  русский. Я  теперь - убеждённый  фанат  русского  языка в  поэзии!

И  ещё: индивидуум,  выпавший  из  рук  не  всегда  выпадает  из  стройных  рядов  коллектива.


Комментариев нет:

Отправить комментарий