События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

суббота, 2 апреля 2016 г.

Феликс Рахлин:Четыре прадеда

  • Felix Rahlin · Я не просто чайник - мне через 3 недели исполнится 85 лет. Я - чайник-долгожитель. Если эти строки читает сердечный человек, которых хочет и способен мне помочь (уверен, что такие есть!)- то излагаю свою проблему.

Как большинство современников, знаю свою родословную не глубже прадедов. У меня есть поэма "Четыре прадеда" - cм.: http://proza.ru/2013/04/22/35

Из четырёх сейчас меня более всех интересует родоначальник нашей ветви фамилии - Абрам Рахлин (1820 ? - 1908 ?). родившийся предположительно в одном из местечек украинского или белорусского Полесья в окрестностях Чернигова - Гомеля. По семейному преданию, он был взят из семьи в 10 - 12--летнем возрасте в кантонисты, а потом служил 25 лет солдатом в царской армии, за что после отставки он и его мужское потомство получили высочайше дарованное право жить вне черты еврейскогй оседлости. Он поселился в Курске, купив или арендовав корчму на перекрёстве у выезда из Курска на тракт Москва - Крым. Четыре его сына потом также поселились с семьями вне черты.

Но поиски следов прадеда пока не дают результата. В Курском облархиве нашлись документы об Абраме Гамшеевиче Рахлине, но он просил о продлении срока жительства, что нашему прадеду было без надобности. Значит, не он. Из военно-исторического архива сообщили, что в списках кантонистов и солдат такой не значится. Это свидетельствует, полагаю, о неполноте списков. Словом, я пока в растерянности: что делать, как найти следы, имея так мало сведений?! Кто поможет хотя бы советом?

Феликс Рахлин, Афула, Израиль,
E-mail:felix.rakhlin@yandex.ru
  • Феликс Рахлин: Книга 11-я. Четыре прадеда - тетраптих

ПРЕДИСЛОВИЕ (в виде письма редактору газеты  "Еврейский камертон")

Многоуважаемый г-н редактор!

Посылаю Вам тематический цикл своих стихотворных рассказов “Четыре прадеда”. Мне кажется, он подходит для публикации в Вашем еженедельнике. Последняя (4-я) часть “тетраптиха” была напечатана Вл. Добиным год или два назад в его “Мастерской”, пятой же не предвидится, поскольку у меня, как и у других смертных, лишь четвёрка прадедушек  - ни больше, ни  меньше! А глубже четырёх поколений мои генеалогические познания не проникли. Прабабок не знаю даже имён. Впрочем, ведь так и у большинства окружающих.  Несколько раз пробовал в различных аудиториях проводить блиц-опрос: кто помнит свою родословную далее прадеда? Результат неизменный: человека два-три из сорока-пятидесяти.

А вот один мой знакомый англичанин (не аристократ!) знал назубок имена и занятия своих предков вглубь до ХIV века! Правда, их занятия ему было помнить легко: это всё были врачи - он первый “выродок”: филолог! Но - всё же, все же...

“А мы - хамы”, как говаривал редактор одной многотиражки (впрочем, он и был хам...)

У меня чудом сохранилась фотография моего прадеда - Исроэла Маргулиса, посылаю её Вам - для интереса, а также и свою - для сравнения (определённо не в мою пользу - особенно в Израиле). Мне в этом году исполнилось 70 лет, так что, по-видимому, мы с ним - в одной поре.

Между прочим, один из его сыновей, Эзра Моргулис (различие в букве - по чисто милицейской причине) был и одним из основателей еврейского самиздата в СССР, он отсидел в ГУЛаге восемнадцать лет - его лично знал именно в этом качестве известный в Израиле узник Сиона Михаил Маргулис (однофамилец). Где-то просматривается моё родство и с великим дирижёром Натаном Рахлиным - но степени родства не знаю. Вообще-то, поиски знатной родни - палка о двух концах: на кого ещё натолкнёшься?..

По линии прадеда Кипниса мы в одной позиции (оба - правнуки) с... профессором Валентином Сергеевичем Зориным - великим разоблачителем империалистической Америки, с её  отъявленным сионистским лобби. Он - тот “русский”, которому Г. Киссинджер сказал: “А я - американский”. (Между прочим, это   не  анекдот, а чистый факт). Я было и зарифмовал этот случай в первоначальном варианте своего цикла, но жена отсоветовала; мне и так достаётся от соседей на орехи, а тут - такой материал!

Советские люди привыкли скрывать сведения о своих родственниках - и правильно делали; например, моего отца в 36-м году исключили из партии “за связь с женой”.  Бе-хаяй! В 1950-м обоих и посадили по 58-й статье - по-видимому, за ту же связь...

Ф. Рахлин, плод “преступной связи”.

*Оригинал опубликован в еженедельнике “Еврейский камертон” - приложении к  выходящей на русском языке в Тель-Авиве газете “Новости недели” – 6 декабря 2001 г.  «Бе-хаяй» (ивр.) – что-то вроде русского «в натуре!» (сленг).

1.  К И П Н И С

Знал  он толк в сосне, в осине - древесине деловой.
А ещё -  в небесной сини у себя над головой;
а ещё - в вишнёвой ветке, заглядевшейся в окно;
в жарком солнце, вольном ветре, - в том, что свыше нам дано.

Кто он был? Лесной объездчик - то ль бракёр, а то ль маркёр,
спозаранщик, веткорезчик,заклинатель волчьих нор...
Часом - конный, часом - пеший,и душою не замлев, -
жил да был жидовский леший на житомирской земле.

Обстоятельно и чинно (две лошадки, семь коров)
жил с семьёю (дочь, три сына),семь смертей переборов.
Этой мысли рад весьма я: род наш весел и могуч!
Но нашла вдовца восьмая - громом грянув из-за туч...

Заболел и слёг бедняга,разорилася семья,
как последние бродяги,разбрелися сыновья,
и осталась жить в домивке, возле тата, у дверей,
моя бабка Сара-Ривка - мама мамочки моей...

Никогда, видать, не свыкнусь с думой,вставшею торчком:
жил да был он, Довид Кипнис, многих веток корешком:
сквозь Америку с Европой пышным древом разрослись,
стали взводом, может - ротой, по шифскартам и без виз...

Род людской покорен року - и один из сыновей
был папашею, нивроку, восемнадцати детей!
Как же всё-таки случилось? Не доходит до меня:
нами начисто забылось  - общий прадед нам родня!

И без пращурской охраны, без удачи неспроста, -
мы - презренные абрамы,не имущие родства!

2.  Р А Х Л И Н

  ...Мой  предок Рача мышцей бранной
Святому Невскому служил...
А.С. Пушкин


Слепой судьбы страдалец ранний - он сладко пел - да трудно жил:
мой прадед Рахлин  в куртке драной Николе Палкину  служил.
По всей России, силясь, топал - был путь солдата каменист...
И вот притопал в Севастополь неутомимый кантонист.

В него английская эскадра, сквозь Льва Толстого явь и сны,
метала каверзные ядра, а иудею - хоть бы хны!
Он не стонал, не ныл, не охал, - он знал: семь бед - один ответ.
И службу царскую отгрохал на всю катушку долгих лет.

Сам царь пожаловал Абраму, (“с потомством мужеским его”)
жить вне “черты”  святое право... И не добавил ничего!
Коль был ваш прадед кантонистом, а вы  мужчина, - вправе вы
ходить по улицам тенистым хоть Петербурга, хоть Москвы.

Так русский царь распорядился. Да только, правду говоря,
потом в России  спор родился - и нету батюшки царя!
Скиталец прадед! Знай: твой правнук навек с Россией разлучён:
тобою выслуженным правом не может пользоваться он:

едва-едва, покинув стан свой, шагнул за подлый турникет -
утратил вмиг своё гражданство! Пути назад теперь уж нет.
Зато без царского указа и без особо сложных чар
он получил почти что сразу - не дом, не дар, но - “амидар”!

Сказать по правде, я не знаю, “черта” ли это, не “черта”...
В том. как судьба играет с нами, не понимаю ни черта.
А впрочем, я итогом этим доволен раз и навсегда...
…Хоть постоянного на свете ничтожно мало, господа!                   

3.  В А С С Е Р Ц И Е Р

Абраша Вассерциер!О личности твоей
мне пишут Бася с Цилей:“Он был простой еврей”.
И больше о тебе я не знаю ничего:
какой заботы тени ложились на  чело?

Строчил ты или стряпал? Был трезвый иль  хмельной?
Но в том, что был ты шляпой, - ручаюсь головой!
О да!  Ты был  шлимазл!Порукой в том (ей-ей!) -
отсутствие алмазов у дочери твоей...

Но это ты ей, верится,оставил не гроши -
а золотое сердце!А серебро души!
Твой правнук долг заплатит,чтоб слышал ты в раю:
спасибо тебе, прадед,за бабушку мою!

Абраша Вассерциер,ты не напрасно жил!
Летай, фосфоресцируй:ты это заслужил!

4.   М А Р Г У Л И С

Исроэл Маргулис, мой  прадед, молился все дни напролёт -
и знал, что не попусту тратит кредит иудейских забот.

Он верил, мой прадед Исроэл, в Машиаха скорый приход.
Он  планы великие строил на каждый начавшийся год.

Бывало, восторгом палимый, промолвит: “Шана а-баа
мы встретим в Иерусалиме!”, - и разом шумна голова!

Но, преданный вере, Маргулис не чувствовал вещих примет:
ему и на миг не моргнулось, что правнук исполнит Завет!

Что сей необрезанный правнук, безбожный потомок святош,
захочет - со всеми на равных - стремиться к арабу под нож!

И всё же, о цадик Маргулис, в итоге крутого пути,
какие ни есть - мы вернулись!НАМ НЕКУДА БОЛЬШЕ ИДТИ!


-------------------------------
  • “Амидар” - название государственной жилищно-эксплуатационной фирмы в Израиле; в контексте стихотворения - вид социального жилья.
  • Кантонисты  - особая категория рекрутов во времена Николая I  Как правило, их  забирали из семьи в детском возрасте (12 – 10 лет, иногда и младше), воспитывали в специальных кантонистских школах методами палочной дисциплины, а увольняли из армии лишь после 20 – 25-летней солдатской службы. Под кантонистский набор попадала масса евреев. Потомки  отслуживших полный срок кантонистов-евреев (но только по мужской линии) пользовались  правом жительства вне черты оседлости, включавшей лишь 15 губерний Российской империи.
  • Никола Палкин – народное прозвище царя Николая Первого.
  • Цадик – святой, набожный.
  • Шана а-баа'  (ивр.) -  следующий год. Начало предновогоднего пожелания, которое традиционно в течение двух тысячелетий повторяется  евреями в галуте (рассеянии, изгнании) и полностью звучит так: ("Ле-шана hа-баа б’Иерушалаим"  («На будущий год – в Иерусалиме!»)
  • Шлимазл (идиш)  - неудачник, растяпа.
  • Шифскарта – документ на право проезда эмигранта из России в Америку.
  • Объяснение украинизмов, употреблявшихся и в идише: 

домивка -родной дом, 
тато -  обращение к отцу, 
нивроку -  “чтоб не сглазить!”.


Иерусалим, 1999 -  Афула, 2001  
 
  • Галина Карбовская   12.09.2013 14:27| Грустно и трогательно...Зная об эмигрантской судьбе, нельзя не переживать вместе с автором все "сбывшиеся заветы прадедов", принесшие, думаю, и радости, и печали.
Интересно, с теплом описаны далёкие, но родные люди. Меня, конечно, больше всего тронул ВАССЕРЦИЕР, которому автор посылает

"спасибо тебе, прадед, за бабушку мою!" Феликс, мне понравился этот стихотворный цикл!

  • Феликс Рахлин   13.09.2013 14:19| Спасибо!Нескромно признаюсь: и мне этот цикл нравится тоже, - иначе бы не поставил в прозу - стихи (впрочем, тут есть эпический элемент, что мой поступок частично оправдывает).
Бабушка Женя (в девичестве Вассерциер, что, кажется, в переводе с языка идиш означает "водонос")была характером сущий ангел. Только до взрослости дожило семеро её детей (три дочери, четыре сына), а были и умершие во младенчестве...

Муж не был богат, тянуть семью было нелегко, и при этом ещё одного (младшего сына рано умерших друзей семьи) она усыновила, а потом принялась их терять... В первую мировую ушёл на фронт вольноопределяющимся старший, Эфроим, - и пропал без вести.

Приёмный сын, Эммануил, был его ровесником, ушли на фронт вдвоём, Моня потом стал одним из видных командиров Красной Армии, служил в генштабе, командовал танковой бригадой на Холодной горе и в 1938 был оклеветан и расстрелян как якобы готовивший наезд танком на мавзолей с целью... убить Сталина!

Тогда же посадили ещё одного сына - Льва, а двух остальных, моего отца и младшего, "только" изгнали из партии (в лагерь послали уже когда её не было на свете). И это ещё не весь счёт потерь... Все превратности судьбы она перенесла с небывалой стойкостью. Нежность её к внукам я изведал на себе. Так что мне есть за что благодарить прадеда, давшего ей жизнь и воспитание.

А вот о прабабках не знаю буквально НИЧЕГО. Стыдно, но это ведь не один я - таков...

Комментариев нет:

Отправить комментарий