События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

воскресенье, 25 ноября 2018 г.

Юрий Контишев: Наше Средиземное море



  • Наше Средиземное море

Если  правильно  поставить грамматическое ударение  в географическом «острове Бали»,  то  фраза "заедь  в  Ба`ли"  будет звучать скабрезно.  Но,  именно  в  этом  состоянии,  я  и  попал  «по  горящей  путёвке»  на  отдых  в  HOTEL  CABANA , входящий в  GRUPO  BALI   в  Испании.

 За  окном  середина  октября,  а  мы  с  женой,  её  дочкой  Татьяной  и  её  нынешним  бой-френдом  Санти  поехали  купаться  на  Средиземном  море.

Вообще-то,  его  звать  Сант-Яго...дальше не  запомнил.  Что-то длинное. Поэтому  мы  зовём  его  по-нашему,  покороче. Он  принадлежит  к  группе  испанцев,  склонных   к  полноте.  Уже  сейчас в  37  лет его  живот  по  объёму  в  2  раза  больше  моего,  несмотря  на то,  что  я  в  2  раза  старше  его.

Это  не  помешало   мне  обойти   его  в  количестве  поглощаемой  пищи.  Видимо,  на  генном   уровне  сказываются  последствия  всех  прошлых   голодоморов  в  наших  братских  - несмотря  ни  на  что - странах: Украине и России.

С  гостиничной  картой  я  захожу  в  ресторан  отеля  и  по  принципу  шведского  стола  набираю  столько  еды,  сколько  попадётся  под  руку. И  так  - два-три  раза  подряд. Санти  -  в  шоке.  У  него  законы  геометрии  перепутались  в  голове. Как  в  меньшем  объёме  помещается  большее?

Санти  привёз  нас  сюда  на  своей  машине. Привёз - мягко  сказано. Ночь  перед  выездом   он  почти  не спал,  несмотря  на  мои  настоятельные  рекомендации.  Чисто - испанская  расслабуха,  похожая  на  русский  «авось», поэтому  он  начал  засыпать   сразу  же  после  первых  двухсот  километров.

За  руль  села  Татьяна.  Она  тоже  не  спала,  но  выносливости  у бывшей, но украинской  женщины  больше,  чем  у  обыкновенного  испанца.

Вот  так  и  я,  когда-то,  в  таком  же  состоянии,  заснул  на  мгновение  и  проснулся  от  сигнала  встречной  автомашины. Это  было  перед Севастополем. Мой  первый  в  жизни  автомобиль  «Запорожец»  и я — после   двух  месяцев  практической  езды  -  едва  получивший  водительские «права  за  сало»  направлялся  на  отдых  в  Ласпи.  Это - возле  пресловутого  горбачёвского Фороса.

Этот  сон  за  рулём  у  меня  больше  никогда  не  повторялся. Тогда  - пронесло. Да  и  скорости  на  горных  дорогах  у  «запарика»  были  не  те.

То ли  дело  сейчас! Мои  предложения  вести  машину  Татьяна  отмела  сразу,  т. к.  в  прошлом  году  я  пытался  вывезти всех  нас  на  пляж… но — до  первого  кольца. Чисто  по - украински  я  выскочил  на  круг,  никого  не  пропуская. Вернее,  все  были  ещё  далеко -  по  моему  разумению - но...у  них  так  не  принято. Надо  было  подождать.  Пропустить. Мой  темперамент  такого  унижения  не  выдержал.

Санти  сразу  же  у  меня   попал  в  куплеты  и  я  ему  постоянно  напевал: «Санти-Лючи-и-я! Санти- Лючия!». Он  добродушно  улыбался. Вообще,  он  довольно  спокойный  и  уравновешенный  испанец. В  отличие  от  предыдущих  бой-френдов.

Вернёмся   к  нашему (уже!)  Средиземному  морю. Купание  оказалось  ограниченным  из-за  неустойчивой  погоды. Жену  в  первый  же  день  покусали  медузы,  которых  она,  несмотря  на  вопли  испанцев,  проигнорировала. Пришлось  её  смазать  какой-то  мазью.   Медузы   были  похожи  на  обыкновенных  каракатиц. Может  быть  нам  неправильно  перевели? Укусы  напоминали  пчелиные  - или  от  осы. Но  красные  полосы  несколько  дней  украшали укушенные  места.

Весь  городок  BENIDORM – наконец-то я  вспомнил  его  название -   забит  в  эту  пору  пенсионерами. Цены,  по  сравнению  с  нашими «курортами»,  демократичны.  Часть  инвалидов  передвигается  в  специально  выдаваемых  электрокарах. Иногда  - двухместных. Более  подвижные  «ветераны» старческими  походками  с  костылями - или  без - передвигаются  пешком.

Наблюдаю   такую  сценку:  Старичок  еле  движется,  помогая  себе  какими-то  нелепыми  жестами.  Выглядит  -  не  ахти.  Как  будто  он ловит  мух  или  отмахивается от  комаров. Продавщица  киоска,  крупная  деваха,  начала  его  сзади  передразнивать.  В  этот  момент  к  ней  «дочапала»  супруга  старичка  и  «застукала»   глупую  девицу  на  пике   пародийности.  Конфуз.  Девица  попыталась  юмором  загладить   ситуацию,  плохо  скрывая  свою  виноватость.

Вечерами  мы  «инспектировали»  все  прибрежные  кафешки. В  каждой — свой  колорит  и  своя "замануха"

- В  одной  учат  танцевать.  Отдыхающие  танцуют  примерно  на  одном  уровне  и  не  сильно  отличаются  от стиля  украинских   движений. То  ли  дело — в  прошлом  году!  В   Чиклана-де-ла-фронтера, на юге  Испании, нас  завели  на  местную «дискотеку».  Движения  были  настолько экспрессивны  и  эротичны,  что  после  них,  по  моему  мнению,  секс  был  уже  не  нужен. Нас  уверяли,  что  танцуют  обычные  «прихожане»,  не  обученные  специально. Думаю,  что гид - бывший  муж  Татьяны - сильно  лукавил,  потому  что  нынешние танцоры  им  в  подмётки  не годились.

- В другой — поют. Смазливый, но  потрёпанный  «массовик-затейник» наигрывал  на  гитаре  и  управлял  тусовкой  на  танцполе. Что-то,  типа — ди-джея  в  симбиозе  с  завклубом.  Я  присмотрелся. Игру  на  гитаре  он  имитировал, шлёпая два  одинаковых  септаккорда   между  ладов. Музыка  была  от  фанеры,  но  голос — живьём. Мелодии  были  до  боли  знакомы  и  я  с  лёгкостью  стал  подпевать:

"На Дерибасовской  открылася  пивная. 
Там   собиралася  компания  блатная.
Там  были  девушки:  Маруся, Роза,  Рая
И  с  ними  вместе — Костя-шмаровоз."

Мои  спутники  удивились  моему  переводу,  но  со  сходством  мелодии  согласились. Наша  одесская  культура  через  Чёрное  море  просочилась - аж - до  испанского  побережья  Средиземного  моря.

Старушки,  старички, инвалиды  на  костылях,  с палочками, на  колясках…  все  веселились,  улыбались  и  потягивали — кто пиво,  кто  вино. Все   земные  природные  и  политические  катаклизмы  проходили  далеко-далеко,  на  совершенно  другой  планете.

В  начале  рассказа   я  упомянул  скабрезное  слово  с  употреблением  географических  названий  не  зря.  Мне  стало  обидно  за  свою  страну,  за  свой  народ.  Чем  он  заслужил  нынешнюю  участь? Почему  эти  смешные  люди,  пережившие  фашизм,  инквизицию,  чуму  и   -  даже! - Сальвадора  Дали   живут   благородно  и  в  достатке.  Почему  нам  не  дают  нормально  работать  и  ещё  более  нормально  зарабатывать? Пойду  думать.  Искать  ответ.  В  нашем  Средиземном  море.


  • Санти-Пансо и рога

«На территории Испании действует более 400 природных заповедников, охраняющих основные экосистемы полуострова и островов...» - это я прогуглил ,  чтобы  найти,  где  же  мы  вчера  были.

Посмотрел на  билеты,  которые  всовывал  штрихкодом,  чтобы  попасть в  кабинку фуникулёра: Cabarceno Cantabria. По-русски это  будет -  Кабарчено. Находится  в  районе  нашей  постоянной  дислокации — Кантабрии. Это — север Испании.  Но. Не  забывайте,  что  север  Испании  одновременно,  по  совместительству,  является  югом  Франции.

Санти привёз нас на  своём  «Пежо». Если  повторить  подряд  несколько раз,  в  чём    мы  приехали,  получится  старинная  детская  шаловливая  скороговорка: «В пе-жо-пе-жо-пе-жо-пе...».

Ну,  вы  поняли. Я  остановился  в  нужном  месте. Кстати, недавно  обнаружилось неопубликованное  стихотворение  Роберта  Рождественского  на  эту  тему. Я  прочёл  об  этом  у моего  канадского  друга Гриши Липеца.

Я  в  долгу  не  остался  и  «просветил»  Гришу  на  тему - трансвестит  ли   был  Ромео  у  Шекспира. Оказалось,  что Шекспир  выписывал   Ромео под  своего любовника,  играющего  в  театре   эту  роль.  А  технологий  по перемене  пола  тогда  не  было. Всё  было  естественно и  традиционно. Впрочем,  вернёмся  к  нашим  баранам.

Вернее, в заповеднике  нам  сначала  показали  представление  морские котики. Баранов мы увидели  позже,  вместе  со  слонами,  гиппопотамами и прочими тиграми  и  львами. Красота   заповедника  завораживает.  Дикая  природа,  обитатели  которой   живут  в  естественной  среде,  а  мы, наблюдатели,  передвигаемся,  как  бы,  в  параллельной  реальности: с  высоты  птичьего  полёта,  с  горы,  с  фуникулёра.

И  вот,  на  фоне  этой  красоты, перед  морскими  котиками  расположилась  шумная  компания  детей — естественно, испанских.  Их  разбавляло  несколько  взрослых  семейных  пар,  включая  нас. В  предвкушении  представления    дети  сходили  с  ума,  если  взглянуть  на  это  глазами советских педагогов.

Они галдели,  валялись  где  попало, раздевались,  разувались  и,  вообще,  вели  себя  весело  и непринуждённо. Два-три  взрослых  сопровождающих никак  не  портили  эту   картину,  гармоничного  единения  с  природой.

Травка  изумрудная.  Вода ультрамариновая.  Небо... Впрочем,  и  так  красиво! И  вдруг,   я  наблюдаю  не  совсем  эстетичную  картинку:  малыш  копается  у  себя  в  носу,  что  само  по  себе  не  страшно — учёные  уже  доказали,  что  это  улучшает  работу  головного  мозга -  и  засовывает  ископаемое  себе  в  рот!

В  голове  вспыхивает  аналогичная  картинка из  моего  интернатовского детства. У  нас  была  пара пацанов,  которые  подкармливались  точно  таким же  образом. И  что  удивительно — они  были  гораздо  упитаннее «обычных»  воспитанников.

 Испанцы  делятся  на  три  категории  по  своей  упитанности: Дон-Кихотов,  Санчо-Пансов  и  нормальных. Эта  классификация не научна  и  придумана  мною  в  процессе   посещения  сервантесовских  мест.   

Санти,  естественно,  у  меня  попал  в  категорию  Санчо-Пансов. Так  и  тянет  его  назвать  Санти-Панса. У  нас  был  в  Херсонском  облводхозе   водитель  с  такой же  комплекцией — Женя.         Он  был  настолько  ленив,  что  в  командировке,  в  какой-нибудь  Каховке,  никогда  не  переходил  гостиничную  площадь  пешком.  Он  заводил  автомашину (  Ераз — армянское  чудо,  кто  понимает)  и  переезжал  к  столовой-кафе  все — аж! - пятьдесят  метров.

 После  морских  котиков  мы  перешли  к  оленям.  Я  перевожу  через  Татьяну  для  Санти  следующую  мысль:

- У  нас   в  стране  у  тех,  кто имеет  большие  рога,  сильно гуляет  жена.  

Санти  мне  привёл  свою  классическую  версию:

- Кто  больше  рогат,  тот  сильнее в  стаде   и  является   «паханом».  

Я  согласился,  потому что   у  наших  паханов  все  жёны   гулящие…

*     *     *



  • Париж без Наполеона


        Театр,  как  настаивают  гардеробщики,  начинается  с  вешалки. Ворота  любого  города -  это  туалет  автовокзала.
     
        Париж! Мы  приехали  из  Испании (от  Бильбао)  на  автобусе,  несколько  утомлённые.  Я  устал  особенно,  потому  что  всю  ночь  выглядывал,  когда  же  будет   граница  Франции.  Её  не  оказалось.  Ну,  в  грубо  физическом,  материальном  смысле.  Она  растворилась  в  ночной  темноте,  как  лёгкая  французская  булочка  в  моём  желудке, от которой  осталось  одно  красивое  название  croissant — круассан.

        В  мою  армейскую бытность,  когда  я  служил  в  ГДР,  границы  были  «на  замке».  Даже  Берлин  разделяла  стена.  Вполне  реальная  и  материальная. Это  сейчас  её  растащили  на  сувениры. А  тогда! Пересечение  границы  было  сложной  процедурой.  Хотя  у  нас  ходила  байка, как  один  солдатик   ушёл  в  самоволку,  смог  просочиться  через  Польшу,  через  Брест  прямохонько  к  себе  домой,  в какую-то  чернозёмную  область   и  таким  же  макаром   вернулся  обратно.  Его  не  осудили  только  потому,  что  он  соответствующим  органам  детально  поведал  все  тайные  тропы  и  дыры  в  заборах  всех  провинившихся  стран.  Сейчас  же— между  вчерашними  братскими  постсоветскими  странами  существуют  непреодолимые  барьеры.  А в  Европу  или  куда дальше — как  два  пальца…

        Кстати,  вернёмся  к  нашим — вернее,  ихним -  туалетам. Выйдя  на  автовокзале  Парижа,  кажется,  Gallieni — Гальени,  мы  устремились  в  туалет — всё-таки,  более  десяти  часов  езды! Туалет   оказался  на  удивление  грязным  и  без  бумаги.  И,  к  тому  же — платным! Позже,  в  Мадриде,  на  автовокзале  мне  удалось   убедиться,  что испанцы  богаче  и  опрятнее:  туалет  чистый, бумага   присутствует  и  денег  за  «услуги»  с  меня  нее  взяли.

        Наши  современные  украинские туалеты  поражают  своей  бестактностью,  что ли. На  любом  вокзале  или  рынке  услуги  платные,  но  бумага  лежит  у  «вахтёра-кассира». По  этическим  соображениям  интеллигентный  человек  должен  оторвать   небольшой  кусочек  и   довольствоваться  им,  а  простой  народ   может  отхватывать  по  полметра. Так  мне  кажется  логичными  и  исторически  правдивым. Но.  Это  совершенно  не  совпадает  с  эстетическими  последствиями  такого  распределения. Как  объяснить  вахтёрше(  которые  почему-то  всегда  -  женского  полу),  что  я  не  имею  понятия,  какой  у  меня  сегодня  будет  стул  и  сколько  метров  бумаги  мне  потребуется  намотать  на  локоть.

        Этим  лирическим  отступлением  я  попытался  немного  реабилитировать  Париж. Но  мне  это  не  очень  удалось.  Выйдя  из  автовокзала,  мы  напрочь  его  потеряли  и  только  через  сутки  поняли,  что  он  находится  под  землёй.

        Эти  сутки   мы  потратили  на  марш-бросок  от  Лувра  до  Эйфелевой    башни. Лувр  оставили  на потом. С  Эйфелевой  башни  мы  увидели,  что  кроме  нескольких  солидных  старинных  построек  и   современных  высоток   ничего  примечательного  в  Париже  не  осталось. Меня  постигло  некоторое  разочарование,  тем  более,  что  сувениры   здесь  были  дороговаты,  а  конфеты,  засыпанные   в  сувенирную   Эйфелеву  башню-бутылочку  оказались  редкой  дрянью.    И  это  весь  Париж?! Умирать  расхотелось.

        Газетно-книжная  память  подсказала,  что  есть  ещё  Нотр-Дам.  Поев  по  пути  жареных  каштанов — это,  всё-таки,  прелесть! - мы  вошли  в  собор. Красочные витражи,  иконы,  и  прочая  церковная  атрибутика  впечатлили.  Особенно,  масса  скульптур  на  фасаде   собора. Целая  очередь.  Что  интересно,  что  рядом,  в  прилегающем  квартале,  я  увидел  настоящую  очередь. Я  поинтересовался. Люди  стояли  в  книжный  магазин!

        Множество  кафешек  завлекали  нас   своим  ассортиментом.  Некоторые  пытались  привлечь  чем-то  русским.  Видимо,  и  без  паспортов  мы  легко  выполняли  задачу  самоопределения  нации.

        Одно кафе  нас  втянуло  в  свой  узкий  проём. Это  был  старый  проезд для  лошадей  между  домами. Но  владелец  умудрился  втиснуть  в  него  четыре  столика  и  ещё  добавил  внутренний  балкончик   для  двух  столиков. Кое-как  на  пальцах  заказав   курицу  и  пюре,  мы  ввинтились   в  стульчики  за  крохотным  столом.  На  стене  висели  два  портрета  маслом: Анжелика  из  знаменитого  французского  фильма  и  Ален  Делон.  Мне  это  понравилось.  Кусок  стены — и такой  родной!

        Постепенно  я  почувствовал  какой-то  сквознячок  кумулятивного  действия  и  обнаружил  отверстие  в  стене  на  уровне  локтя.  Прикрыв  отверстие  ладонью,  я  ощутил  себя  на  время  Александром  Матросовым,  спасающим  беспечных  посетителей  от  неизвестной   опасности, а  второй  рукой   участвовал   в  уничтожении   съестных   боеприпасов.  Это  мне  запомнилось,  как  ещё  одно  приятное  впечатление  от  Парижа — после  первого - жареных  каштанов.

        По  Парижу  мы  передвигались  пешком   или  на  метро.  Билетов  метро  набралось  полные  карманы. И  на  последней  поездке  к  гостинице  я  беспечно   выкинул  билеты   сразу  после  прохождения  турникета,  через  который  то  и  дело  перепрыгивали  молодые  парижане  или  их  гости.  На  каждом  переходе   метро  играли  музыканты.  В  вагоны  тоже   заходили   всяческие  исполнители.  Я  всё  время  ожидал  какого-то  подвоха,  типа — «Мы  люди  не  местные,  подайте,  кто  сколько  может!»  или -  « Я  был  батальонный  разведчик,  а  он  писаришка  штабной...» ,  ну  и  т. д.   Но,  максимум,  что  мы  услышали, это - «Очи  чёрные»  на  скрипке.

        Однако,  подвох  не  заставил  себя  ждать.  При  очередном  переходе   из  вагона  в  вагон  у  нас  потребовали  билетики.  Я  пытался  выудить  из  многочисленных  карманов  не до  конца   выброшенные   остатки,  но  кондукторша  на  чистом  французском(!)  языке   требовала именно  на  этот  маршрут. Попытки  объясниться  на  множестве  оставшихся  языков :  русском,  украинском,  немецком  и  международном  матерном  не  возымели  результата.  Вердикт  был  один — штраф!  Сумму  штрафа  я  до  сих  пор  скрываю  от  жены  во  избежание   инфаркта.

        Жена  категорически  отказалась  что-либо  оплачивать,  но,  отозвав  кондукторшу  в  сторонку,  я  выяснил,  что  с привлечением  полиции  штраф  ощутимо  вырастет. Молча  заплатив  штраф (  по  секрету  вам  поделюсь — что-то,  около 150  евро) ,  я  утащил  жену  в  гостиницу.  В  отместку  Парижу   она  умудрилась  забыть  в  номере   дорогой,  только  что  купленный,  шарфик.

        Наутро  мы   покинули  Париж  со  счётом...сейчас  прикину: туалет  -  раз,  вид  с Эйфелевой  башни  - два,  штраф  в  метро  - три, забытый  шарфик — четыре,  конфеты-дрянь — пять.  В  плюсах: отсутствие  границ  - раз, Ален  Делон с  Анжеликой  - два,  прикрытая  мною  амбразура  в стене  -  три,  жареные  каштаны — четыре.  Что  ещё  в  пользу  Парижа?

        Очи  чёрные? Нет! Надо  ещё  раз  вернуться! Хотя  бы  ради  Наполеона!

*     *     *

  • Владимир Осадчий: Мальчик подрастёт, прочитает Есенинское: "ковыряй, ковыряй, мальчик, суй туда палец весь, только вот с этой силой в душу свою не лезь", и дай Бог станет приличным человеком. 
Ух, как здорово написал, Юра, не просто похвастался, дескать смотрите, где я был, что видел и что теперь знаю, самое главное без морали "как надо и как нельзя жить", а с большущим вопросом в конце повествования:"ПОЧЕМУ мы не можем жить так, как живут они?".
Вижу море... вижу шведский стол... да, и слышу эту песню:"... я б вам советовал, как говорят поэты, беречь на память о себе свои портреты!".

С интересом прочитал.

Отлично!

Юра, у тебя действительно недурно получается писать прозу.

  • Юрий Контишев: Спасибо, Володя! Я это у Есенина не читал. Просветил. А то я думал, что этот испанский мальчик мне весь рассказ испортил.
О написании рассказиков настаивает мой друг из Киева, старый еврейский журналист-писатель.Говорит, что у меня получается и народу это нужно, потому что негатив уже всем надоел. Так что... вот и пишу

Комментариев нет:

Отправить комментарий