События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

четверг, 3 марта 2016 г.

Вне города людей, вне города фантомов - грустная тень Золотой розы

У памятного места за этой брамой разрушенная фашистами
Львовская синагога "Золотая роза"
Фото Веле Штылвелда.

Вне города людей, вне города фантомов
разорвана страны связующая нить.
Опять на языке случайном, незнакомом
печальная душа о счастье говорит.


Подлунные слова роняются на плаху
прошедшей в никуда нелепой суеты,
и стоит ли срывать последнюю рубаху
над древней мостовой под окрики толпы?


Безликость глаз, оконные зарницы,
кабацкий сленг срывается в бреду…
Афганец-инвалид на мостовой ютится.
Мне в номер, он – без ног, нам вместе не в дугу.


г. Львов, 22 октября 2004 г.

Вот капище камней, вот скопище людей,
вот мыслей жидкий клей и вязкое: "Налей!"
Вот повод закричать сквозь раненную мглу
средь замковых аллей: "Я жить так не могу!"

В деревья вырос тис – тисовые кусты
вчерашний чей-то шиз, сегодня стон мольбы.
Кусты над головой да каменный погост, –
вот сказок вязкий эль да крепостной компост.

Лжерыцари опять без шлемов и кирас
шагают без оков в веков иконостас…

г. Ужгород, 26 октября 2004 г.


Киев пахнет гарью, смогом, Львов – кофейным обер-Богом,
Пахнет Ужгород росой, а Мукачево – грозой,
Пахнут улицы и реки, пахнут счастьем человеки.
Пахнут ночи, пахнут дни – мы на свете не одни!

Распахнула ширь страна – пахнет радугой она!
Пахнут тропки, мостовые, пахнут время часовые,
пахнет звёздный караул, пахнет августом июль.
Пахнет осенью октябрь вязкой тиной влажных жабр.

г. Ужгород, 26 октября 2004 г.


  • "Почти 200 тыс. гривен собрано за два месяца на реализацию проекта «Пространство синагог», в рамках которого в бывшем еврейском квартале Львова появится мемориальное общественное пространство. Все началось пять лет назад с международного конкурса по благоустройству объектов еврейского наследия столицы Галичины, в котором участвовали 35 проектов из 14 стран.
Победителем тогда стал молодой архитектор из Берлина Франц Решке, но реставрационные работы на территории квартала начались только в прошлом году. Основную часть затрат профинансировали Львовский городской совет и Немецкое общество международного сотрудничества GIZ, поэтому к настоящему времени уже завершена консервация остатков синагоги «Золотая Роза» (построена в 1582 г., разрушена в августе 1941-го).

Вместе с тем, поскольку на вторую очередь проекта не хватает около 68 000 евро, организаторы объявили кампанию по сбору средств, которую подхватили индивидуальные жертвователи из Украины, Австрии, США, Израиля, Германии и Великобритании. Синагога была построена в конце XVI века на средства главы львовской городской общины Исаака Нахмановича и вскоре стала центром общественной жизни средневекового еврейского квартала. 

Львовская «Золотая Роза», от которой к настоящему времени осталось лишь две стены, считалась одной из старейших и красивейших синагог Восточной Европы, недаром еще в 1930-е, когда Галичина находилась под властью Польши, здание было внесено в реестр памятников архитектуры.  

Проект, реализация которого идет полным ходом, имеет характерный слоган: «Еврейская история Львова — общее наследие и ответственность».  «Для людей из разных уголков мира, которые едут сюда искать личные и семейные истории своих предков, важно увидеть, что мы — современные жители Львова — чтим и храним общее наследие», — заявил в этой связи мэр города Андрей Садовой, добавив, что этот подход должен стать примером для всей страны.

Кроме здания синагоги, законсервированы будут также развалины расположенного по соседству Бейт а-Мидраша, территория которого заросла кустами и деревьями. Фундамент здания будет отмечен с помощью световых элементов, каждый из которых тщательно воспроизводит местоположение здания. Между синагогой и Бейт а-Мидрашем, согласно проекту, должна появиться мемориальная инсталляция. Она будет представлять собой 39 стел с цитатами из воспоминаний и дневников раввинов, историков, писателей о еврейской общине города.

По мнению архитекторов это позволит обратиться к прошлому через голоса евреев Львова и стимулирует интерес к этому пласту истории города. К тому же, экскурсоводы смогут рассказывать туристам не только общеизвестные факты о «Золотой Розе», но и знакомить с не менее трагическими судьбами жителей еврейского квартала.

 Впрочем, это уже следующий этап увековечивания памяти о львовских евреях (к началу войны их вместе с беженцами насчитывалось до 150 000), как и планы по возведению мемориалов на месте старого еврейского кладбища (сейчас там расположен Краковский рынок) и у Яновского концлагеря.

Максим Суханов
http://hadashot.kiev.ua/content/lvov-vspomnil-o-svoih-evreyah

  • Как бы СПРАВКА:
  • «Золота́я Ро́за» («Синагога Нахмановича», синагога «Турей Захав») — синагога во Львове (Украина), уничтоженная гитлеровцами в июле 1941 года. Синагога была памятником архитектуры ренессанса, святыней львовской городской общины. Находилась на территории средневекового львовского еврейского квартала, в доме 27 по улице Ивана Федорова (нынешнее название с 1949, ранее — Бляхарская (1944) — Клемперштрассе (1941) — Бляхарская (1871) — Еврейская (XIX ст.) — Русская боковая (1863) — Доминиканская боковая (1805)).
Название «Золотая Роза» фольклорное, а настоящее — «Турей Захав» (название основного произведения Давида Галеви, комментарий к «Шульхан Арух»). Давид Галеви был автором ритуального кодекса, и, поскольку он часто здесь молился, то и синагогу назвали в честь его произведения. Со временем значение названия забылось, и её стали произносить как «Турей Рейзл» («Золотая роза»).

Здание было построено на средства главы львовской городской общины Исаака Нахмановича (Исаака бен Нахмана) в 1582 году. Земля для строительства синагоги была выбрана городскими властями не случайно. В 1493 году в доме на этом месте был устроен первый во Львове дом разврата[1], который после его закрытия, как и землю на которой он стоял, никто из горожан не пожелал купить[1]. Выделение городскими властями именно этого участка земли было утонченной формой оскорбления еврейской общины[1].

Итальянские архитекторы Павел Счастливый и Амброзий Прихильный придали сооружению черты архитектуры ренессанса с реминисценциями готики. Это была вторая городская синагога в Львове, на строительство которой власти долго не давали разрешение. В конце концов, римокатолический архиепископ, разрешая её строительство, приказал, «чтобы неверные жиды не строили синагоги видной и ценной, но обычную, средней меры». Синагога, первоначальное название которой было «Турей Захав», стала называться в народе по имени жены её основателя. В конце XVI в. иезуиты решили соорудить во Львове монастырь и для этого выбрали участок, на котором стояла синагога.

В 1603 г. король Сигизмунд III подарил им этот участок, а суд конфисковал здание. Однако проход к зданию был через дом Мордехая Нахмановича, который запретил иезуитам проходить через его владения. Судебный спор ордена иезуитов с львовскими евреями продолжился, в результате чего синагогу вернули семье Нахмановичей в 1609 году.

Это здание было центром общественной жизни средневекового еврейского квартала и одной из красивейших синагог Восточной Европы. В 1930-х годах её исследовали специалисты, которые выполнили архитектурные обмеры и фотофиксацию.

Архитектурный памятник был разрушен гитлеровцами в 1941 году.

Остатки синагоги объявлены памятником архитектуры местного значения (№ 513- лв). Она включена в Программу воспроизведения выдающихся памятников истории и культуры Украины (утверждена правительством Украины в 1999 году).

Интерьер представлял собой четырёхугольный зал с готическими сводами, опиравшимися на ренессансные консоли. На каждой из трёх стен были два стрельчатых окна. Арон а-кодеш в виде каменного ренессансного портала находился на возвышении около восточной стены. Поскольку синагога не могла быть выше жилых домов, пол синагоги «Золотая Роза» был углублён в землю. В плане синагога занимала площадь 11 х 9 метров.

Внутри синагогу отличало убранство. Храм был просто разграблен рогулями! Списали на фашистов. Но и тем не удалось забрать и десятой части от населения. Существует легенды, что тогдашний гауляйтер Польши только за этот колоссальный грабежь приказал расстрелять 50 человек, что и было исполнено, но убранства не нашли.
  • С другой стороны советская власть только их синагог украинского еврейства изъяло золотых культовых убранств на сумму в 2 млрд. долларов!! Их начали таскать прошлые украинские Президенты. Наиболее одиозным покровителем черных археологов и копачей спец хранов прославился не Янукович, а Виктор Ющенко. Об его особой культовой и архерлогической золотой маньке в культурологических кулуарах Киевва ходили легенды. Правда не страшные, а розово-грустные...
Не брезговал подобным промыслом, но в куда как меньших масштабах Леонид Кучма... Опять же за руки не держал, но от черных археологах Крыма в поездах на Киев наслышался и наслушался... Ещё в 2006 г. Говорить и говорить, а надо просто вернуть разграбленное, вернуть всему духовному миру нашей многокофессионной страны ещё одну святыню! ВЕРНУТЬ!!! А не гадить парком из дохлых березок... Мерзко это!
  • По материалам:
https://ru.wikipedia.org, http://h.ua/story/8298/#photo.
личный журналисткий архив Веле Штылвелда -
версии, слухи, гражданская позиция

Комментариев нет:

Отправить комментарий