Ирина Диденко Африканская Жрица АМАРАНТИ |
- Глава шестнадцатая | Словно на неких виртуальных магических четках готова продолжить перебирать амулеты, камни и страны…
В иудаизме хамса также известна как «Яд Ха-Хамеш» («Рука пяти») или «Рука Мирьям», по имени сестры Моисея и Аарона. Булавка от негатива размещается во всех местах, куда может упасть взгляд - дома, в автомобиле, на сумке, на одежде, в качестве броши или брелока. Обычно матери прикалывают такие булавки своим детям.
Хáмса (араб. خمسة , ивр. חמסה) — защитный амулет в форме ладони, которым пользуются и иудеи, и мусульмане. Другое название РУКА БОГА. Слово «хамса» имеет семитские корни и значит «пять». Как правило, хамса бывает симметричной, с большими пальцами с двух сторон, а не копирует анатомическую форму ладони. Хотя её широко используют и иудеи, и мусульмане, она существовала ещё до возникновения этих религий и была связана с богиней Танит (Тиннит), лунной богиней финикийцев, покровительницей города Карфаген.
Вот вам и страшный отголосок, о котором мало кто знает, и оттого не ведает, что покупать на сувернир мусульманскую булавку «Рука Фатимы», либо иудейскую «Яд Ха-Хамеш» «Рука пяти». Следует только в случае, если она освящена по соответствующему мусульманскому, любо иудейскому обряду, о чем поговорим ниже, либо только окропив по-христиански «живой» водой. В противном случае эта безделица может внезапно вспомнить о своей древнейшей злобной хозяйке. И обагриться кровавым блеском…
В исламе хамсу также называют «Рукой Фатимы» по имени дочери пророка Мухаммеда, которую также связывают со многими чудесами, например, с вызыванием дождя. Говорят, что однажды Фатима помешивала еду на огне, а её муж Али вошёл в дом с девушкой, на которой он только что женился (мусульманину разрешается иметь до четырёх жён). Фатима, поражённая горем, уронила ложку и продолжила помешивать еду рукой, не обращая внимания на боль. С тех пор её рука стала символом терпения и веры. Хамса также считается символом пяти столпов ислама.
Хамсу используют для защиты от сглаза. Её можно найти у входа в дом, в машине, брелоках, на браслетах и в виде кулонов. Часто в центре хамсы помещаются другие символы, защищающие от сглаза — изображение рыб, глáза или Звезды Давида.
Считается, что синий, а особенно голубой цвет также защищает от дурного глаза, и мы часто видим хамсы такого цвета или украшенные полудрагоценными камнями разных оттенков, от синего до бирюзового. В иудаизме хамсы часто украшают молитвами для защиты, такими как «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль» — одна из главнейших молитв), «Биркат ха-Байт» (благословение жилища), «Тфилат ха-Дерех» (молитва путешествующих) или другие благославления, взятые из иудаизма.
Так что сам по себе этот талисман, не освященный соответствующими обрядами ни одной из мировых религий, может действительно оказаться более чем устрашающим для своего европейского владельца.
Теперь можем поговорить об истоках континентальной африканской магии. В которой тоже есть бездна своих подводных камней, о которых тоже надлежит знать европейцам.
• Магия Африки | Древние верования африканцев-аборигенов переплетаются с христианством и исламом, приобретая своеобразные черты – совершенно не похожие на эти мировые религии.
Первобытные люди не отделяли сверхъестественное от естественного, земного. Стихии, небесные явления, язык деревьев и климатические изменения - все это было неясным и вызывало интерес, страх и попытки защититься от непонятных и не подчиняющихся человеку явлений.
В результате, говоря более современным языком, устанавливался или фетишизм (вера в сверхъестественные свойства предметов) или тотемизм (сверхъестественные связи между реальными объектами). И первые маги – шаманы и знахари – открывают силу первых заклинаний-молитв, готовят первые лекарства и изобретают первые талисманы и амулеты. Естественно, из подручных материалов.
Любопытно, что защитные амулеты тогда изготавливались не столько для защиты, сколько для отпугивания, причем вполне реальных врагов. Навешивая на себя трофейные клыки и шкуры убитых животных, скальпы противников (а в некоторых диких племенах даже и их головы), достигалась демонстрация силы и устрашение противника. Впоследствии нужда в такой явной демонстрации силы отпадала, и все чаще переходили к более привычным для нашего глаза ожерельям из клыков, ракушек, перьев и прочих природных материалов.
Каждое такое «украшение» выполняло еще одну роль – знакомило с профессией хозяина. Охотничьи трофеи носили на себе охотники; у знахаря, скорее всего, висели коренья, травы; у шаманов-прорицателей в ожерелье можно было распознать раковины каури или гадательные палочки.
Со временем все проблемы и несчастья стали связываться или с гневом богов, или с колдовством. Стали активнее развивать амулеты, отгоняющие злую волю, изобретали мази, делающие тело неуязвимым. Богам приносились жертвы и проводились празднования в их честь. Колдуны Вуду использовали не только охранные предметы, но и применяли более действенные меры, создавая знаменитые куклы Вуду.
Для ритуальных действий – танцев – создавались особые маски. Интересно, что все подобные танцы были «обезличенными», костюмы и маски полностью скрывали человека, акцентируя все внимание на действии, а не на личности.
Танец, обычно, был направлен на отпугивание злых духов или на приветствие дружелюбных. Считалось, что все вокруг: каждое дерево, каждое животное, каждая гора - имеют своего духа; вокруг толпились буквально толпы духов болезней и несчастий, умерших предков. И, опасаясь прямо обращаться к подобным духам, африканцы вырезали маски, раскрашивали их, украшали травами, бисером, пучками волос. Такая маска давала человеку чувство защищенности, помогала танцорам не бояться выступать напрямую против темных духов.
До прихода ислама маски делались в виде лица человека, а с приходом новой религии, где было запрещено любое изображение человека, лица стали искажаться, разбавляться орнаментами и чертами животных. В результате, мы можем увидеть маску, в которой можно различить и черты человека, и черты животных, часто даже нескольких. В одной маске могут сочетаться клюв птицы или хобот с длинными рогами антилопы.
• Догоны предпочитали раскрашивать маски отвлеченной символикой – дом на макушке маски-наголовника означал у них мироздание.
• Маски маконде (Танзания) тяготели к портретам-шаржам: вставленные зубы, металлические инкрустированные зрачки, волосы из меха различных животных.
• Племена гуро и бауле предпочитали маски-перевертыши: с одной стороны маска была в виде человеческого профиля, с другой – звериная морда.
Каждый рисунок, каждая составляющая маски были выполнены с особой целью. Узор в виде зигзага, так часто встречающийся на подобных масках, означает тропу предков, сложный путь, по которому надо пройти с честью и достоинством, чтобы духи умерших предков были довольны тобой. Шахматный орнамент означает двойственность мира, противостояние мужского и женского начала, невежества и знания, добра и зла. И так далее...
Из распространенных талисманов, амулетов или оберегов можно отметить зубы и кожу змеи. У многих африканских племен они считаются довольно мощными талисманами. К примеру, первая змея, увиденная юношей после его посвящения в мужчины, станет талисманом силы, если из ее шкуры сделать пояс. Этот талисман даст возможность юноше побеждать даже в поединках, где он уступает противнику в силе и ловкости.
Узелковое плетение, которое мы изучали на прошлом курсе, знакомо и на африканском континенте. Оно выступало и как сохранение информации, и как обережный предмет. Любопытно, что несведущий человек, увидев жилище кочевника, даже не поймет, что на стенах не просто ковры и не плетение, а целая библиотека или магическая защита.
• Амулеты, талисманы, обереги... | Для африканцев это целый мир, бережно сохраняющийся и передающийся от поколения к поколению.
Для сопротивления черной магии применялись особые амулеты, на востоке Африки их называли чармз (от английского «чары»), на западе – лайа (чудо). Изготовление таких «чар» требовало особых знаний и магии.
Интересно, что защитный амулет мог быть к тому же зеркальным. К примеру, амулеты «липеку» оберегали город и его жителей, принося им удачу, а к врагам притягивали смерть. Их раскладывали по дорогам и тропинкам, ведущим в город, и никто не смел прикоснуться к ним. Методика их изготовления передавалась как самая сокровенная тайна. Выдавший ее был обречен на смерть, что, согласитесь, вполне способствует сохранению секретности. Раз в год эти защитные амулеты надо было обновлять.
Так же как и сейчас, амулеты применялись для защиты дома, для привлечения удачи, отпугивания опасностей.
Можно было бы сказать, что отличием африканцев от нас является изготовление амулетов от полиции, от белых людей. Но, вспомнив многочисленных зверьков-игрушек, лисьи хвосты, и прочие «амулеты», подвешиваемые шоферами в машинах, можно сказать, что и отличий-то особых нет.
Суевериям, и это именно уже суеверия, а не магия подвержены и африканцы, и славяне одинаково.
Амулеты раскладывались во всех местах, где мог оказаться африканец:
• у источника воды, чтобы отогнать от источника злых духов;
• у камней на дорогах, чтобы не споткнуться; на развилке тропинки, чтобы злые силы не сбили с пути.
Изготовлялись такие амулеты и для посуды, и для животных, и для много другого.
Естественно, не обошли они вниманием и детей. Дети буквально увешаны множеством амулетов от бед, болезней, сглаза. Если вы увидите на шее ребенка зуб леопарда, знайте – это не только отпугивание злого зверя, но и притягивание «зверского» аппетита.
В Северной Нигерии даже орнамент рисунка в Коране – с виду обычный, исламский, который можно встретить во многих областях, где проживают мусульмане, несет в себе скрытую. А ведь этот рисунок – характерный символ черных мусульман-африканцев. Для них он символизирует большую магическую силу ислама. К этой силе практически все африканцы относятся с уважением и почтением.
• А вот влияние другой религии – христианства.
В Эфиопии от коптских христиан из Египта переняли трепетное отношение к крестам (в частности, ношение креста на голубой тесьме на шее). Причем, кроме обычной латинской формы креста на территории Эфиопии можно встретить огромное разнообразие форм. Материалом для изготовления крестов обычно является серебро.
Вот, для примера, два варианта креста, распространенных в Африке:
Равносторонний крест, четыре конца которого указывают на четыре стороны света. Крест изображает вселенную, которая располагается в знаке креста. Пять камней символизируют следы пяти крестных ран Иисуса. Четыре внешние группы по три маленьких круга символизируют двенадцать апостолов. По своей форме этот крест похож на крест Иерусалима, в котором между четырьмя концами размещено еще четыре маленьких креста.
Звездный крест, напоминающий египетский анкх (считается, что во время появление подобного креста, в Эфиопии анкх не был известен). Заострившиеся концы креста напоминают о единстве Святой Троицы.
А вот, для примера, еще один крест. Он украшает собор в Аксуме и является ярким представителем крестов, которые возвышались на крышах эфиопских церквей. Семь концов, на шести из них – страусиные яйца. Для нас это может показаться диким. А в Эфиопии это несло вполне определенный символический смысл: как страус стережет свои яйца, так и верующий должен оберегать свою душу.
Среди африканских народов особо стоит отметить племя туарегов. Туареги (самоназвание - имошаг) – народ, живущий в Нигере, Мали, Верхней Вольте и пустынных районах Алжира, куда был вытеснен в эпоху арабских завоеваний из более северных областей Африки».
Самые распространенные магические символы этого народа, известные нам, – это туарегский крест.
Туарегский крест – один из старейших символов, известный со времен, когда племена активно кочевали по континенту в поисках лучших земель. Это сильнейший охранный амулет, защищающий своего владельца от всевозможных неизвестных страхов, опасностей, от порчи и сглаза, от различных заклятий, предохраняющий и от проблем новых мест.
Он, как стражник, стоит на защите от всего злого, окружающего хозяина. Присмотритесь к нему: даже его форма, форма щита, говорит о его магической защитной силе. Отцы дарили подобные кресты своим сыновьям при их взрослении, со словами:
«Дарю тебе четыре направления мира, так как человек никогда не может знать, где же он умрет».
Среди женских оберегов стоит отметить особое ожерелье: подвеска на серебряной чеканной цепочке в виде двух венков - один сделан из сине-черного и зеленого стекла, другой имеет овальную сердцевину из слоновой кости, обрамленную небольшими серебряными шестиугольниками. Такое украшение передается от матери к дочери и является сильным родовым оберегом. Хотелось бы особо подчеркнуть – РОДОВЫМ. А это значит, что подобные амулеты по сути охранные для африканок – по сути враждебны для представителей иных рас и народов.
Подобные магические амулеты изготовлялись обычно магами-мастерами. В предметы вкладывалась сила (создателями этих предметов), направленная на вполне конкретные цели – защиту племени, дома или личную защиту. Интересно, что к подобным предметам относились с некоторой долей опаски, не зная, как себя поведут амулеты с новыми хозяевами.
Их старались задобрить, делая им подношения или совершая определенные ритуалы. Если амулет не действовал или действовал плохо – его возвращали изготовителю, который мог и «наказать» амулет за отказ работать.
Любопытный обычай, наказывать амулет... Не правда ли? Но еще более любопытным является факт побуждения амулета к работе через вбивание в него гвоздей! Считалось, что это поможет запомнить амулету, что от него требуют и ждут, и сподвигнет амулет к действию.
А вот какие предметы можно встретить у колдунов Вуду. Состоит такой предмет из калебаса (бутылочной тыквы) и клюва птицы-носорога. По бокам с обеих сторон прикреплены раковины-каури. Любопытно, что настоящее значение того или иного магического предмета африканского колдуна узнать не так-то просто. Это держится в строжайшем секрете.
Это в западной магии мы можем с вами подобрать магический инструментарий, который будет для каждого мага очень схожим по составу. Здесь же каждый колдун сам делал для себя инструменты, вкладывая в каждый свою энергию и максимально используя энергию и специфические магические свойства самого материала.
Чем больше в готовом предмете использовалось составляющих, тем лучше. Иногда внутрь помещали дополнительные магические средства, не видимые со стороны, и предмет приобретал уже совершенно иные свойства.
И учтите, по внешнему виду определить для чего служит тот или иной предмет нельзя.
• Нельзя и сказать для какого вида магии - белой или черной - используется такой предмет. Даже если предмет выглядит устрашающе, он может быть всего лишь знахарским.
• И наоборот – самое привлекательное может оказаться самым разительным и страшным.
В этом уроки африканской черной магии….
Комментариев нет:
Отправить комментарий