События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

понедельник, 18 июля 2016 г.

Ингрид и Веле Штылвелд: Будни душеведа или Операционная человеческих судеб – 15

Ирина Диденко Магия Вавилона
  • Глава пятнадцатая | Янтарь. В любимой моей Украине в последние годы идут бесконечные янтарные войны, превратившие целые районы Житомирской и Волынской областей в лунные ландшафты. Украинский реголит на территории извечно лесной поражает… Ищуки и Полищуки, Кравчуки и Марчуки кусают себя за локоть. Их малая родина истреблена, изъедена всячески охотниками за янтарем, который по-украински звучит едва ли не грозно – бурштын, и оставляет по себе только лунный пейзаж. Никакой рекультивации, никакой реставрации лесного и всякого прочего экологического фонда. Украина в кромешной агонии…. Впереди у нее едва ли не Армагеддон… Если только верить региональным, республиканским и мировым информационным агентствам. Мне, телеведущей, как в это не верить
Янтарь - камень здоровья, счастья и солнца, тоже, как ни странно прежде стал магическим не в Европе, а в той же Северной Африке, пустынным пескам которой под непрестанно палящим солнцем он соответствовал. Название "янтарь" (англ. amber) произошло от позднелатинского слова ambar, которое в свою очередь произошло от арабского anbar.

Цвет янтаря - желтый, интенсивность окраски варьирует от светлых оттенков до коричневого; последняя разновидность характеризуется отчетливой голубой флюоресценцией. Его можно искусственно окрасить в другие цвета: черный и зеленый.

Этот целительный минерал даже не камень, а аморфный, окаменелый древесный сок. Ископаемая смола мелэоценового возраста - продукт жизнедеятельности деревьев Pinus succinieferra . Содержит до 8% янтарной кислоты. Имеет множество примесей. Аморфный. Форма и текстура выделений: массивная, овальная, натечно-скорлуповатая, натечно-слоистая, трубчатая, линзовидная, серповидная. Степень прозрачности зависит от наличия мельчайших пустот. (Химическая формула - С10Н16О)

Исследователи установили, что балтийский янтарь украсил корону египетского фараона Тутанхамона, это один из самых первых драгоценных камней. Янтари с застывшими в них насекомыми имели особую товарную ценность. В древности считалось, что янтарь притягивает насекомых, дабы убить их. Научными исследованиями выявлено в "янтарных ловушках" более 3000 видов насекомых (жуки, пауки, муравьи, клещи, двукрылые и даже мелкие животные - ящерицы, лягушки и др.) и более 200 видов растений. И является мощнейшим природным консервантом древнейшего биоценоза насекомых и трав, лечебные свойства которых ценились во все времена.

В начале нашей эры за янтарь, содержавший муху, финикийские купцы платили 120 мечей и 60 кинжалов. Финикийцы были великим торговым народом семитской группы, которые расселелись по всему побережью Северной Африки – от Сирии до Туниса (Карфагена), владели тайнами изготовления железных мечей и знаниями о целебных свойствах драгоценных и полудрагоценных камней, а также секретами самой ужасной черной магии, о которой мы поговорим здесь отдельно.

Сведения о янтаре встречаются уже у Гомера в "Одиссее" (кстати, там он - единственный из всех конкретно названных самоцветов). Желтая смола использовалась греками как лак; она была романтически названа ими по имени златовласой королевы Береники.

Римский историк Тацит сообщает, что янтарь привозили "из страны германцев", им торговали финикийские купцы, называя его сахалом (каплями смолы).  У ряда племен янтарь выполнял роль денег.

Во время Нерона в Древнем Риме уже господствовала янтарная мода. Из янтаря вытачивались различные предметы роскоши. Римский тиран посылал своих купцов на Север за балтийским янтарем; ценился он высоко не только за свою красоту, но и из-за его целебных и охранных свойств.

Сам император предпочитал всем янтарям черный янтарь. По словам Плиния, маленькая фигурка из янтаря стоила дороже хорошего и здорового раба. Богатые римляне всегда носили с собой янтарные шарики, их терли руками, предполагая, что янтарь укрепляет силу.

В Древнем Риме белый и восковой янтарь использовался только для курения фимиама, высоко же ценился прозрачный красноватый янтарь. В начале нашей эры дорожили в основном двумя его разновидностями: проваренным в меду и прозрачно-золотистым. В странах Востока высоко котировались прозрачно-желтые с зеленоватым оттенком и молочно-белые облачные янтари.

Овидий в своих "Метаморфозах" передает красивый миф о Фаэтоне, "объясняющий" происхождение янтаря. Фаэтон, сын Феба, бога Солнца, и нимфы Климены упросил своего отца дать ему поуправлять солнечной колесницей, но сбился с пути, не смог справиться с лошадьми, слишком приблизился к земле - чудовищное пекло обрушилось на Землю, высохли реки от Дона до Рейна, образовались великие пустыни, почернели жители Эфиопии, загорелись леса, раскололись вершины гор.

Разгневанный Юпитер молнией сбросил неудачного наездника на Землю. Мать и сестры, долго оплакивая погибшего, превратились в деревья, а с их ветвей продолжают падать в протекающую под ними реку Эридан (По) слезы, сразу же твердеющие на солнце и превращающиеся в янтарь. Так как это окаменевшие слезы Гелиад, дочерей Солнца, то поэтому минерал такой прозрачный, теплый и светлый, а когда горит, то просто божественно благоухает.

Янтарь - это камень здоровья, счастья и солнца, любовный амулет, способный привлечь к владельцу самоцвета объект его воздыханий. По психологическому влиянию цвета на человека оранжевый (янтарный) - цвет возбуждающий и экспансивный, веселящий и бодрящий, жизнерадостный и жаркий, но не интимный.

•    Янтарь – целитель | Еще в дохристианский период наши предки считали, что в кусочках янтаря в небольших углублениях находят места обитания духи, и поэтому они очень высоко ценились. В древности в Италии были широко распространены янтарные изделия либо грушевидной формы, либо в виде головы барана или ракушек каури в качестве талисманов, обеспечивающих плодородие и удачную охоту.

Особенно популярны были янтарные фигурки, изображающие фрукты, злаки и животных, как новогодние подарки. В средние века большим спросом пользовались янтарные четки и другие предметы религиозного культа; у патриарха Никона был янтарный посох.

У греков подарить янтарь означало пожелать счастья. Это камень - носитель победы: он дарит победу в бою, поэтому большая часть янтарных изделий в захоронениях - боевые амулеты.

•    Лечебные свойства янтаря | Янтарь был провозглашен панацеей от всех болезней еще в глубокой древности; особенно ценился знатоками лечебный белый янтарь. Считалось, что практически нет таких болезней, от которых бы этот самоцвет не приносил исцеления. Он лечит близорукость и катаракту, сердечные недуги и ангину, останавливает рвоту и кровохаркание, изгоняет камни из почек и печени и содействует мочеиспусканию.

Так, Мартин Лютер постоянно носил в кармане кусок янтаря, дабы предотвратить образование камней в почках. Янтарь укреплял органы живота, а выпитый в виде порошка с водой лечил болезни желудка; растертый с розовым маслом или медом помогал при болезнях глаз и ушей, лечил трещины на ногах.

С помощью янтаря можно якобы обнаружить яд: в бокале возникает радужное мерцание искр, сопровождаемое треском.

Янтарь использовался при обмороках (янтарное масло с нашатырным спиртом), против головокружения и кровотечений, нагноений и опухолей, сильного кашля и чахотки, судорог, истерий и ипохондрии, лечил и предупреждал ряд женских и простудных заболеваний, укреплял расшатавшиеся зубы.

Считалось, что янтарь спасает от слабоумия и удушья, лихорадки и желтухи, помогает при глухоте и неправильном обмене веществ, отравлениях и болезнях суставов, спазмах, коклюше и коликах у детей.

В то же время он дарит красоту и долголетие своему владельцу. Если беременная женщина будет постоянно носить янтарь, то благополучно сохранит плод, ей гарантированы удачные легкие роды. О значении янтаря в лечебных целях писали еще Клавдий Гален, знаменитый римский врач и естествоиспытатель, и Абу Али ибн Сина (Авиценна).

В старинных книгах можно найти более полусотни рецептов лекарств, приготовленных из янтаря. В составе этого самоцвета уже выявлено более 40 соединений и сегодня из него получают один из витаминов -D3- янтарную кислоту (неспецифический биостимулятор), антисептическое средство иодоль, выделяют вещество, которое добавляют в зубную пасту и мазь от ревматизма и т. п.

И сегодня пластинками янтаря натирают виски при головных болях, а когда у детей режутся зубы, им дают погрызть кусочек янтаря; в Польше янтарная настойка до сих пор считается отличным средством при простудах, болезнях горла и дыхательных путей; порошок янтаря нюхают как табак при ОРЗ. Янтарное ожерелье защитит от зоба - базедовой болезни.

Диапазон медицинского действия янтарной кислоты очень широк: она стимулирует нервную систему, улучшает деятельность почек и кишечника, применяется как противострессовое, противовоспалительное и антитоксическое средство. Ее препараты способствуют нормализации кислотно-щелочного равновесия крови и восстановлению сил даже у лиц преклонного возраста. Хорошо зарекомендовала себя в случае патологии сердечной мышцы, при лечении артритов, анемий, как физиологический стимулятор дыхания (особенно после наркоза) и т. д.

Низкие сорта янтаря нашли применение в религиозных обрядах, так как он хорошо горит и источает приятный дым - фимиам. Дымом сгорающего янтаря окуривали в прошлом молодоженов и новорожденных на счастье. Замечено, что с этим дымом исчезают астма и кашель, и назойливые мухи не залетают в храм.

•    Янтаря обладает особыми магическими свойствами | Янтарь всегда считался у разных народов антидемоническим амулетом. Он защищает от злых чар, дурного глаза, болезней. Существовало поверье, что, спрятав в складках одежды младенца янтарную бусинку, можно противодействовать злым силам. В Шотландии, в странах Балтии и Германии считали, что ведьм и злых духов отгоняют янтарные бусинки, собранные непременно на красную нить.

В старые времена в богатых домах России и Польши нянькам, мамкам-кормилицам обязательно надевали на шею тяжелое янтарное ожерелье. Считалось, что оно не только придает матовость и чистоту коже ребенка, но и защитит его "от сглазу" и нечистой силы, не пропустит ничего дурного от кормилицы к ребенку и принесет ему силу и здоровье.

Янтарь на Востоке издавна применялся как украшение для невест; на Руси тоже надевали на невест перед венцом янтарные бусы. Считалось, что янтарь поможет сделать молодую семью счастливой.

Магия стран и камей заставила меня давно вести не кий карманный магический кондуит, чтобы в любую минуту моей целительской практики бать во всеоружии и смело реагировать на саме неожиданные практические задачи.

•    Магия божеств Угарита | Верховным богом в Угарите считался Илу (просто "бог"), он имел титул Творец Творения. Илу был порожден двумя океанами – морским и небесным, покровительствовал царскому дому. Илу не занимался непосредственно земными делами и был скорее связан со Вселенной. Он мог являться отдельным людям во сне, но чаще свои приказы передавал через особых вестников. Для решения повседневных задач мира Илу назначал управляющего из числа своих потомков.

Супругой Илу была Асирату. Часто ее называли Илату - просто "богиня" и прибавляли эпитет Морская. Ее воспринимали как верховную богиню и прародительницу всего сущего. Однако наиболее почитаемый в Угарите бог Балу не относился к числу ее потомков. Асирату жила отдельно от Илу и всякий ее приход к супругу считался праздником.

Была у Илу и другая жена Рахмайу, т.е. "дева", но о ней нам известно очень мало. Скорее всего она была связана с охотой. Наличие двух верховных богинь ученые пытаются объяснить тем, что в основе угаритского общества лежали две аморейские общины - дитану и харману. Возможно, каждая из них принесла в угаритский пантеон свою богиню-мать.

Но есть и другая версия, что богиня Рахмайу была богиней Луны, и звали её «девой» потому, что она всякий раз обретала девственность в новолунье, а к исходу лунного месяца увядала, отчего имела непредсказуемый грозный характер, который являла во время землятрясений, штормов и приливов. Следовательно, она то и была предполанаемой прародительницей черной магии.

Мы не станем рассматривать весь пантеон божеств древней Угариты, а последим только за Рахмайу – девой Луны. Да еще вспомним о первом белом маге – аморейском боге Харану.

Об аморейском боге Харану, почитавшемся в Угарите, мы тоже знаем немного. Он - целитель, покровитель лошадей, излечивал людей и животных от змеиных укусов. Однако он же мог и насылать болезни.

Для понимания истории целительства – знания об этих двух богах – деве Рахмайу  и боге Харане поможет получить нам представление об истоках страшнейшего культа черной магии, который возник и оформился только через три тысячи лет в божественном пантеоне легендарной пан-североафриканоморской державы Финикии.

•    Черная магия богов Финикии | Без знания её основ современному целителю просто не обойтись..Финикийцы и угаритяне почитали практически одних и тех же богов, но имена произносили в соответствии с канонами своего языка. Кроме того, источники наших знаний о финикийских и угаритских богах отстоят друг от друга по меньшей мере на тысячу лет.

Верховным богом финикийцев был Эл. То есть древнейший Илу просто изменил свое земное произношение.Люди мало обращались к нему со своими нуждами. Как и Илу он управлял мирозданием, но не занимался непосредственно земными делами, правда, иногда был основателем отдельных финикийских городов-колоний, самым крупным из которых стал легендарный Карфаген.

Это он порождал ужас в умах далеко не цивилизованных римских патрициев и плебеев, аристократов и простых воинов. О чем бы они не говорили, разговоры заканчивались одным и тем же призывом: Карфаген должен быть разрушен? Спросите почему? Попробуем поискать на этот вопрос ответ.

Древнейшей богиней-матерью семитского мира была Астарта. Со временем в Финикии она стала верховной богиней и считалась дочерью бога Небо. Функции у нее были весьма разносторонние и охватывали самые разные стороны жизни.

Прежде всего, Астарта была богиней плодородия, любви, семьи и деторождения. Кроме того, она была тесно связана с царской властью, была богиней-охотницей, а также прослеживаются ее связи с Луной и с морем.  Практически во всех финикийских колониях храмы Астарты закладывались в момент основания города, лишь в Карфагене культ Астарты, начиная с середины I тыс. до н.э. отошел на второй план. Недаром греки считали Финикию страной, посвященной Астарте.

Вплоть до IV в.н.э. весьма почитался ее храм в Афаке, близ Библа, но был разрушен по приказу императора Константина, вводившего христианство. И по сей день это место считается святым у местных жителей. Чаще всего Астарту изображали в виде обнаженной женщины, поддерживающей руками груди. Не менее традиционным было ее изображение в виде царицы, сидящей на троне.

Священными животными богини считались лев и голубь, а также фантастические существа - керубы. Они имели львиное тело и человеческую голову, напоминая сфинксов. керубы стерегли трон Астарты и выступали стражами святости. Астарта считалась одной из жен Эла и родила ему семь дочерей, одной из которых была Тиннит.

Теперь давайте знакомиться заново и узнавать родословную боги Тинит – дочери, а сталоть быть «девы». Да, теперь она уже не жена верховного бога Эли, поскольку уже нет первоветвей единой нации финикийцев. И нет необходимости хранить память о двух богинях-матерях. Единому народу достаточно одной божественной матери.

Но куда девать знания, которые за долгие «лунные» тысячелетия накопила незабвенная богиня Рахмайу, которая в древнем  пантеона была богиней Луны и прародительницей черной магии?

Во многих городах Финикии Тиннит почиталась вместе с Астартой, но стояла на втором плане. Только в Карфагене в период наибольшего расцвета государства она достигла наивысшего положения. Тиннит - богиня небесная, предстающая в образе Луны. Она повелевала светилами, управляла ветрами и тучами, посылала дождь и обеспечивала земле плодородие.

Священной птицей Тиннит, как и Астарты, был голубь, а по небу она перемещалась на льве. Изображали богиню в виде женщины, окутанной голубиными крыльями. Символами ее был ромб, пальма и гранат. В Карфагене часто встречается "знак Тиннит" - треугольник с попереченой, положенной на вершину, над которым находится круг. Иногда вместо треугольника рисовали трапецию.

Вот какую сногсшибательную карьеру сделала  коварная и злобная богиня Рахмайу, представ в новом историческом имени, но нискольку не изменив своим давним страшным привычкам. Так в чем же они?

В карфагенской традиции супругом Тиннит был солнечный бог Баал-Хаммон. Он сын Эла, перенявший некоторые черты отца и олицетворявший высшую справедливость. Существование его культа отмечено во всех финикийских колониях. Баал-Хаммон обеспечивал плодородие земли и мужскую силу человека. О древности его культ говорит тот факт, что карфагеняне приносили в жертву ему и Тиннит новорожденных младенцев.

Изображали бога в виде могучего старца, сидящего на троне, украшенном керубами. На голове у него коническая тиара или корона с перьями. В левой руке бог держал посох, наконечником которого служил либо колос, либо сосновая шишка - символ бессмертия и мужской плодовитости. Знаком Баал-Хаммона был круг, символизировавший солнечный диск, иногда крылатый, иногда с лучами. Порой диск украшали большими ушами, показывающими, что бог слышит все молитвы. Другим его символом являлся сужающийся кверху столб. Как ни странно, но и это бог Солнца явно со временем подпал под пяту своем своенравной властительной супруги..

С большим почтением финикийцы относились к демонам – принося обильные дары патекам – духам семьи и дома, а также часто брали с собой в дорогу изображения божков с рожками. В могилы обязательно клали маски с гротескными чертами лица - эти демоны должны были отвращать беды от умерших.

Большую популярность в Финикии приобрело египесткое божество Бес. Его изображали в виде карлика со змеями в руках. Он призван был помогать людям, защищать их от несчастья, излечивать от различных болезней.

•    Меднорукий Молох | Очень мало известно и о финикийской религи. Отчасти в этом виновны сами жители Ханаана, которые из страха перед богами не желали произносить священных имен. Их заменяли почтительными прозваниями Эл (собственно, «бог»), Баал («господин»), Баалат («госпожа»). Позже точно так же табуировали имя Сущего и евреи, заменявшие слово Яхве «прозвищами» наподобие Адоная или Саваофа.

По немногочисленным мифам и находкам археологов можно заключить, что в каждом финикийском городе имелся, как уже говорилось выше, свой собственный пантеон, в который входили обычно главный бог, его жена, богиня плодородия, и их сын. Небесный «царь», обычно носивший имя Эл, не особенно интересовался земными делами, и жертв ему почти не приносили. Зато море, кормилец и защитник торгового народа, нуждалось в постоянном внимании и почтении. Бога плодородия - знаменитого Мелькарта стали считать главным покровителем Тира, хотя иногда эта роль переходила к «богу алтаря благовоний» Баал-Хаммону. Оба бога соперничали за любовь прекрасной Астарты - единственной богини, которой поклонялись все финикийцы. Она воплощала жизнь и любовь, хотя часто ее поступки были непредсказуемы и коварны. В Библе ее супругом считали юного красавца Адониса, в Сидоне - бога-врачевателя Эшмуна.

Финикийские храмы представляли собой огороженную площадку со зданием внутри - «домом бога» (бетиль). Так назывались и священные камни, в которые воплощались высшие силы. Такие камни помещались в «доме бога» вместе со статуями и священными книгами - отрывки из них зачитывали по большим праздникам. Часто при храмах имелись деревья и источники, тоже почитавшиеся неприкосновенными. А порой ханаанеи обходились вообще без храмов, принося жертвы в рощах или на вершинах гор. Закалывали во славу богов крупный и мелкий скот, резали птиц, «дарили» им зерно, вино, молочные продукты. Затем все это сжигалось на каменном алтаре под пение гимнов и воскурение благовоний.

Но самой ценной жертвой были люди. Под башнями и воротами вновь возводимых городов закапывали младенцев. После военных побед закалывали пленных. А когда приходила беда, не щадили даже собственных детей. В отрывке из Санхуньятона говорится: «Во время великих бедствий финикийцы приносили в жертву кого-нибудь из самых дорогих людей». Диодор Сицилийский, со своей стороны, оставил сообщение о медной статуе божества, из рук которого обреченное дитя падало в огонь. Эту статую прозвали Молохом - то есть, по-ханаанейски, просто «царем», - что и породило легенду о жестоком боге с таким именем. На самом деле никакого Молоха не было, а жертва посвящалась высшим покровителям города. Отчего ей, разумеется, было не легче.

Вот и получается, что пожирал-то своих детей не медный многорукий идол Молох, а та, кому он принадлежал – коварная лунная колдунья Тиннит. Которая видела даже ночью самые потаенные человеческие промыслы и не допускала и малейшего бунта на корабле. Её прозорливость не давала римским военначальниками столетиями овладеть ненавистным Карфагеном! Впрочем, давно уж разрушен и о самой богине Тиннит (деве Рахмайу) мало кто помнит, но… Память о ней и сегодня в Северной Африке встречается повсеместно. И европейским путешественникам следует о ней помнить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий