Сегодня, очень много успешных девушек пишут свой путь, который сводится к поиску
хорошего места, хорошего достатка, даже - при самых рисковых для себя
вариантах. Чем более рисковые темы и варианты случались со мною прежде, тем более явственным становится тот книжный джем,
который сам по себе является, вообще, странным, но хорошим словом.
Это тебе и есть то сокровище, что остаётся на дне колодца, даже самой
скраденной и неглубокой души. Это, только рачительные американцы, в надежде на
лучшее, полагаются на то, что джем и
есть - не только подземные, но и глубинные сокровища любого пространства и
времени.
А что делать нашим литературным скромницам и любимицам у обтянутых скотчем
кривых зеркал нынешней полувоенной жизни?
Разве что, им только и остаётся отстаивать свой внутренний джем, не имея за
душой духовной ни гроша – и, естественно – ни шиша. Вот они и выдумывают всяческих себя на пустом
– собственно – месте, и выпячивают себя же перед зеркалом мира, просвечивая
насквозь – ну, не так чтобы – плоскость
деяний, а то, отчего можно было бы чего и за голову взяться – всяческие
эфемеризмы…
Ведь, одних уже этих эфемеризмов о том, что
такая у них сегодня игра, для самой игры в окрестную жизнь в феерических
чёрно-белых плащах, уже не хватает.
И тогда им туда уже больше не хочется, потому что в повседневной жизни больше нет
никаких черно-белых плащей – хоть на чёрной, хоть на белой подкладке, как уже
не существует и прежде сведённого до минимума и института американских
краснокожих вождей, сплошь воспитанных в правительственных исправительных
интернатах. С заранее известным числом в 357 номинаций. При этом, в каждом из
этих детей аборигенов за пользование при
общении коренным язычьем заставляли есть хозяйственное мыло, чтобы - хотя бы, подобным образом – поотмывать им
языки.
В нашем киевском интернате всё было проще. На уроках номинально звучал только
украинский язык, но тут же - на переменах – уже только русская речь.
Это и был фантастический мир попеременно чёрно-белых плащей: то на атласно-белой, а то – на грубо чёрной
подкладке. Со всяческими подслушками и подглядками, доносительством и ложным
попустительством по мелочам. Вот разве что только за идиш могли по-настоящему
заставить жрать хозяйственное мыло. Так
и формировалась имперская советская нация.
Но, наступало время, и все интернатовские выпускники становились матерыми
столпами общества и мастерили свои собственные колодцы времени, в которые
пытались столкнуть всех рядом идущих.
И те, кому это хорошо удавалось, тот и был впереди колонны всей – и по жизни, и
по судьбе. Так что все мы играли в детстве в чёрно-белые плащи до тех пор, пока
не выворачивались наружу: кто атласно белым, а кто и грубо чёрным колером – и уже навсегда. Вот
такие из нас получались киевские индейцы. А по сути – нанайцы на пограничном фронтире: кто
имперцем, кто еврейцем, кто украинцем…
Я опять стремительно переношусь в ту самую запредельную мою вторую квартиру,
которая начиналась – стык в стык – сразу за фронтальной стеной моей достаточно
большой реальной домашней комнатой, за которой начинался виртуальный нездешний
мир.
Там кто-то до сих пор крутит старинные диафильмы, словно запуская
какой-то прежде неведомый мне мир. Это –
такой вот себе – нездешний оператор… И вот тебе, пожалуйста, те же гардины, те
же комнаты пятидесятых, та же ветхая мебель, как и в моих прежних снах. Но – на
минуточку – мебель здесь явно добротнее, и стены более обжитые. И это не моя
квартира, и не квартира моих предков.
На самом деле – этот виртуальный
квартирный мир, принадлежит усопшему Тимуру Литовченко, и мне следует
повнимательней посмотреть на этот ушедший мир, в который я перебрался только временно
жить. Правда, только затем, чтобы понять:
а почему здесь жить как бы можно,
а в моём подобном же мире жить просто нельзя, настолько он ветхий и
отстраненный.
От наших повседневных миров отторгались в вечность обетованную только какие-то
мелочи. Но, всё оказалось, что всё здесь
достаточно проще - ни сам Тимур, ни его Ленка, до самой внезапной ковидной
смерти, никуда с насиженного места не уезжали, и даже после их почти синхронной
внезапной смерти за этим миром до сих пор смотрит мама Тимура.
И они там сами бывают, и изредка, но регулярно наводят некий порядок: ведь
кому-то всё ещё нужны написанные Тимуром книги, и даже рукописи, но - больше
всего - очень востребованы каталоги
каких-то прежних достойников и чубатых ратоборцев.
Сам я просто никак не пойму, как это получилось, что только этим и остался сам
Тимур значим, но и здесь всё понятно: люди просто измучены, испорчены дурным
отношением друг к другу, и им постоянно необходимы некие третейские судьи,
особенно те, которые занимались неким национальным прошлым.
Тима и Лена этим занимались вполне плотно и со знанием дела: создавали и вели
каталоги и перекрёстные таблицы усопшего воинства запорожцев, чем и заполнили
мир, который остался после них на земле.
А вот в моей такой же квартире с льняными гобеленами навсегда поселилась гулкая
и ветхая тишина, – ведь жильцы, прежде наполнявшие её звуками, навсегда выехали
из неё прочь: и баба Ева, и дед Наум, и
младшая Тойбочкина сестрица Адочка – прямо
из глубин их патриархального Киева, в странно модерновый Чикаго, откуда
и перешли в вечность.
Вот почему так и не прошли ко мне из этой вечности: ни продольные, ни
поперечные волны отголосков нашей совместной родовой памяти.
Для тех, кто толком так ничего и не понял,
сейчас объясню: в детстве время обычно растекалась продольно, но – с годами
– и особенно теперь – понеслось поперечно, и вот то, во что можно
было врезаться ещё в недавнем вчера, сегодня оказалась за странно непреодолимой
прорвой: за огромным разрывом времени, памяти и пространства.
И вот, для меня, этот разрыв уже более непреодолим. Он теперь стал только сухой
констатацией фактов.
А вот квартиры, – а я сегодня начинал с них – так вот – вчерашние квартиры, как
и все иные вчерашние миры, где-то, да и остались: либо - до сих пор тёплыми,
как Тимура Литовченко, либо – остуженными навсегда, как мой собственный мир.
Всё дело здесь в том, что мой исход из моего древнего Игупца начался очень
рано, когда меня, с самого детства, на
двадцать лет выгребли в круглосуточные ясли, круглосуточные детские сады и – наконец – в интернаты, а к ним ещё на два
года в армию.
То есть, я – практически с трёх до двадцати двух лет – был изгнан из своего мира, и больше никогда не
хотел в него возвращаться. Потому что именно там был я однажды
предан – едва ли почти не от рождения –
и уже на долгие десятилетия. И даже мать моя в том мире была мне, как
бы, – двоюродной теткой, и – скорее – чисто внешне я больше слышал о ней, как о
фривольно порывистой женщине, чем, как о моей собственной безмерно любящей меня
матери, и – к сожалению – как о женщине фабричного поведения и вздорных привычек.
Однако, как только мать заболевала, всё связанное с её уходом и достойным
досмотром тут же падало на меня, едва ли не со времени её первых криминальных
абортов. Так что, услышав впервые то,
что мать находится в больнице и в очередной раз меня не заберёт на выходные с
моего интерната, я стоически оставался с
детьми, судьбы которых были также вывернуты наизнанку, о чём, впрочем, они уже
и не тужили, а начинали строить свои миры из эрзац-подложных элементов какого-то – не свойственного простым домашним
людям – lego. И,
поверьте, у нас что-то да получалось, но, правда, не всё и ненадолго.
События вплетаются в очевидность.
31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, Ирины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.
Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.
- Главная страница
- Театр Веле Штылвелда
- Повесть о поэтической критике
- Учебник сетевой журналистики
- Госинформбезопасность
- Индивидуальное обучение
- Поколение Zет
- С чистого листа?
- И далее по тексту
- Время на пять-семь сигарет
- Де сарт-стрит или...
- Никса и др.
- Дистанційні технології
- Сны в эСРе
- Осколки
- Занимательная экономика Украины
- В Германию я не уеду
- Веле ШТИЛВЕЛД: МІСЯЧНІ ГОЙДАЛКИ НФ- збірка
- Борис Финкельштейн::ПУТЬ ПОД СОЗВЕЗДИЕМ АРЬЕ-ЛЕЙБА...
- Questo romanzo или берег Феллини
- Синий сундук: Песенные хиты 2019 года
- Веле Штылвелд: Экзекуторы мечты
суббота, 9 декабря 2023 г.
Веле Штылвелд: С боку припёка, часть шестая
Веле Штылвелд: С боку припёка, часть шестая
Ирина Диденко: Графика
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий