- Уходят друзья детства. Уходят недруги детства. Уходят просто знакомые. Уходят в мир иной. Каждый уход вызывает всплеск воспоминаний. Воспоминания разные. Самые яркие - связаны с песнями, которые для меня впервые были исполнены ушедшими.
Далёкими по времени и близкими по душе... У многих моих далёких-близких песен появились новые "авторы". Эти "авторы" зачастую по возрасту намного моложе тех лет, когда я впервые слушал "Искры камина горят, как рубины", "Дым сигарет с ментолом", "Слышишь, мама, может, песню эту", "Колокольчики-бубенчики звенят", "На берег Дона, на ветку клёна", "Голуби целуются на крыше", "Колокола", "Белая берёза", "Девушка была совсем слепою" и т.д. и т.п.
Товарищи-господа "авторы"! Уберите руки от народных песен! Ещё не все "мамонты" вымерли! Ещё есть люди, слышавшие в подлиннике Вертинского, П.Лещенко, А. Баянову, Галича, Высоцкого, Окуджаву.
Менталитет нации создаётся не вождями и генералами, а поэтами и авторами "народных" песен. Не было никаких "лишних людей", " тургеневских девушек", "дам бальзаковского возраста", "сорочинских ярмарок" и "вышиванок" и т.д. пока их не придумали писатели. Последующие душе-веды и муму-веды только констатировали это.
Теперь - о так называемой "блатной" песне. Владимир Высоцкий, которого мне посчастливилось "вживую" услышать на концерте в Калининграде за два месяца до смерти, много шутил на эту тему и стеснительно прикрывался термином "стилизация под блатную песню".
- А чего стесняться? Блатная песня - часть народного фольклора.
В этом контексте вспоминается, как некий известный композитор сочинил произведение, в котором всё (!) отдано на откуп исполнителя: темп, мелодия, ритм, тональность - НИЧЕГО автором чётко не определено. Право на выбор любой компоненты предоставляется исполнителю - будь он хоть его современник, хоть - через двести лет, хоть виртуоз, хоть любитель. Это напоминает структуру ДНК.
- В народной песне заложено какое-то мощное начало, с временно дремлющими цепочками информации, которые в нужный (кому-то?) момент включаются, срабатывают. Вот так заложенные в народные мелодии цепочки "днк"-информации включаются исполнителем (Высоцким, например) под собственный текст в слушающую массу народа, который узнаёт в песне себя, генетически.
Ну да ладно! Вернёмся к "днк-мелодиям". Нейролингвисты и нейрофизиологи утверждают, что ВОСПОМИНАНИЕ не является заранее отложенным в уголке мозга информационным материалом. Каждый раз индивидуум по-новой воссоздаёт "заданную к воспоминанию" информацию. Поэтому, смело могу утверждать, что все мои "воспоминания" старых песен носят авторский характер. Все информационные, эмоциональные наслоения вносят свою лепту в характер, мелодию и ритм исполняемой песни.
Ещё раз - о блатных песнях. Эстеты и примкнувшие к ним считают это низкопробным "грязным" жанром. А вы помните - в "Калине красной" Шукшина звучали "блатные" мелодии? Соавторы фильма не хотели рисковать, включая их по просьбе Василия Макаровича в фильм. Но. Когда мелодии очистили от лживого налёта, они зазвучали, как народные! Наши народы так долго и трудно "сидели" во всевозможных лагерях и зонах, что блатные песни, очищенные от блатоты являются подлинными жемчужинами народного творчества.
- В них поёт ДУША!
А много вы помните современных и старых эстрадных песен, в которых поёт душа? Видимо, по этой причине, я никогда не исполнял эстрадных песен. А. Забыл! У меня ещё - просто нет вокальных данных!
Комментариев нет:
Отправить комментарий