События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

четверг, 30 мая 2019 г.

Юрий Контишев: Статья о народной песне

  • Уходят друзья  детства. Уходят недруги  детства. Уходят просто  знакомые. Уходят  в  мир  иной. Каждый  уход  вызывает  всплеск  воспоминаний. Воспоминания  разные. Самые  яркие  - связаны  с  песнями,  которые  для  меня  впервые  были  исполнены  ушедшими.
Многие  песни   уже  забыты. Их  трудно  найти в  интернете. То,  что  нахожу,  не  совпадает  ни  по  мелодии,  ни  по  тексту  с  теми...самыми  дорогими...самыми  далёкими  и  близкими...напетыми  в  детстве и юности.

Далёкими  по  времени  и  близкими  по  душе... У  многих  моих   далёких-близких  песен  появились   новые  "авторы". Эти  "авторы"  зачастую   по  возрасту  намного  моложе  тех  лет,  когда  я  впервые   слушал  "Искры  камина  горят,  как  рубины", "Дым  сигарет с ментолом", "Слышишь,  мама,  может,  песню эту", "Колокольчики-бубенчики звенят", "На берег Дона, на ветку клёна", "Голуби  целуются на крыше", "Колокола", "Белая  берёза", "Девушка  была  совсем  слепою" и  т.д. и т.п.

Товарищи-господа  "авторы"! Уберите  руки  от  народных  песен! Ещё  не  все  "мамонты"  вымерли! Ещё   есть  люди, слышавшие  в  подлиннике  Вертинского,  П.Лещенко, А. Баянову, Галича, Высоцкого, Окуджаву.

Менталитет  нации  создаётся  не  вождями  и  генералами,  а  поэтами  и  авторами  "народных" песен. Не  было никаких "лишних  людей",   " тургеневских девушек", "дам  бальзаковского  возраста", "сорочинских  ярмарок"  и  "вышиванок" и  т.д.  пока  их  не  придумали  писатели. Последующие  душе-веды и  муму-веды   только  констатировали  это.

Теперь -  о  так называемой "блатной"  песне. Владимир Высоцкий,  которого  мне  посчастливилось  "вживую" услышать  на  концерте  в  Калининграде  за  два месяца  до  смерти,  много  шутил  на  эту  тему и  стеснительно  прикрывался  термином "стилизация  под  блатную  песню".
  • А  чего  стесняться? Блатная  песня - часть  народного  фольклора. 
В  нескольких  песнях  Высоцкого я  отчётливо  услышал  мелодии народных  припевок. "Вампиры", "Братья Пров и Николай", не  говоря  уже  о прямолинейно взятой  мелодии "Вдоль дороги лес густой" и "Чуть помедленнее, кони".

В  этом  контексте   вспоминается, как  некий  известный  композитор   сочинил произведение,  в  котором  всё (!)  отдано на откуп исполнителя:  темп,  мелодия, ритм,  тональность - НИЧЕГО  автором  чётко не определено.  Право  на  выбор  любой  компоненты  предоставляется  исполнителю - будь он  хоть его  современник,  хоть -  через  двести  лет,  хоть  виртуоз, хоть  любитель.  Это  напоминает  структуру ДНК.
  • В  народной песне  заложено  какое-то  мощное  начало,  с  временно  дремлющими   цепочками  информации,  которые  в нужный (кому-то?)  момент  включаются,  срабатывают. Вот так заложенные  в  народные мелодии цепочки  "днк"-информации  включаются  исполнителем (Высоцким, например)  под   собственный  текст   в  слушающую  массу   народа,  который  узнаёт   в  песне  себя,  генетически.
Поэтому,  запел и я. "Старые"  дворовые и  блатные  песни. Пою и свои. Свои - в плане  текста.  Мелодии витают  в  воздухе. В  информационном  поле. Впрочем,  и   стихи,  возможно,  тоже  взяты  оттуда  же,  а   я  наивно  считаю  их  своими.  Есть  ещё  одна  причина,  почему  я  запел.  Я  не  умею  читать с  выражением  свои (?)  стихи. Мне  проще  их  пропеть. Вернее - напеть,  т.к.  вокальных  данных  у  меня  нет.

Ну  да  ладно!  Вернёмся  к  "днк-мелодиям". Нейролингвисты и нейрофизиологи  утверждают, что ВОСПОМИНАНИЕ  не  является заранее отложенным  в  уголке  мозга  информационным материалом.  Каждый  раз  индивидуум  по-новой   воссоздаёт  "заданную  к  воспоминанию" информацию.  Поэтому,  смело  могу  утверждать,  что все  мои "воспоминания"  старых  песен носят авторский  характер. Все  информационные,  эмоциональные наслоения  вносят  свою  лепту  в  характер,  мелодию  и  ритм  исполняемой песни.

Ещё  раз   - о  блатных  песнях. Эстеты и  примкнувшие к ним   считают  это  низкопробным  "грязным" жанром. А  вы  помните - в  "Калине красной"  Шукшина  звучали "блатные"  мелодии?  Соавторы  фильма  не  хотели  рисковать,  включая  их  по  просьбе  Василия Макаровича в фильм.  Но.  Когда  мелодии  очистили  от  лживого  налёта,  они  зазвучали,  как народные! Наши  народы  так  долго и трудно  "сидели"  во  всевозможных лагерях и  зонах,  что   блатные  песни,  очищенные от блатоты  являются  подлинными  жемчужинами  народного  творчества.

  • В  них  поёт  ДУША!

А  много  вы  помните  современных  и  старых  эстрадных  песен,  в  которых  поёт  душа? Видимо,  по  этой  причине,  я  никогда  не  исполнял  эстрадных  песен.  А.  Забыл!  У  меня  ещё - просто нет  вокальных данных!

Комментариев нет:

Отправить комментарий