События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

воскресенье, 7 апреля 2024 г.

Веле Штылвелд: С боку припёка, часть четвертая

Веле Штылвелд: С боку припёка, часть четвертая
Ирина Диденко: Графика

Глава четвертая

Между тем у межгорного шале продолжалась беседа.

Это ты не рассчитывал на присутствие наших кунаков, а мы рассчитывали, и даже настаивали на том, понимаешь? Или ты ничего не понимаешь в грузинском застолье?!

Кто сказал, что все настольное мясо это всего четыре килограмма говядины? Ведь никто не сказал ни слова ещё и о четырех килограммах телятины да к ним ещё о сорока килограммах баранины. 

И всё это надо перекрутить на машинке вместе с нашинкованным луком и приправить фарш сацебели да добавить к тому хмели-сунели или других горных трав. 

Так это же форменный дурдом! Я же этого не заказывал!

-  А тебе и не надо этого делать. Всё это уже без тебя заказали. Мы всегда выполняем первое и единственное желание всех к нам вновь прибывших, но наш курорт - это виртуальный курорт. Понимаешь?

- Курорт?!

- Ну да, курорт. Это у вас там война: страдания всякие и реальное горе. Вот мы вас и отправили на курорт. Вы же с Юркой написали нам песню на слова великого Шота Руставели. Вот за то вас и отправили на курорт прямо во сне, ведь Шота Руставели – это народный поэт. Вот и подтягивается народ: одного вина принесли сорок кувшинов. Что ни кувшин, то шесть-восемь литров вина!

Какое вино, кто их об этом просил?!

Вина принесли разного. Главное, что все вино  горное, как и положено к мясу из красного винограда! Вах, что за вино!

Ладно,  говорю, вино, так вино. А когда застолье начнём? Там же уже более ста человек приглашённых и всячески не приглашённых прибыло? 

Продолжаю говорить и говорить, а моего кунака Юрки, гляжу, рядом нет и в помине.

Ну, ладно, сел сам по себе скромно в сторонке, и побежали по столу ручейки порций со всяческим мясом  вареники: порции налево, порции направо, порции опоздавшим и вновь пришедшим, и снова очередные порции налево и точно так же направо, да к тому, кто поухватистее – прихватывает по две порции сразу…

Короче, ко мне дошла только пустая тарелка с одним жидким сацебели, и скромным куском лаваша. Ладно, хоть лаваш был  заранее подогрет и даже не пригорел при этом. 

Так допоздна и жевал лепёшку за лепешкой, запивая красным кахетинским вином – за рогом рог.

Батоне Веле, неожиданно обратился ко мне  тамада. – Вот ты, кунак, знаешь, что такое лаваш. Это хлеб, что значит по-нашему, по-грузински – пури. А  земной богач на вашем языке европейских евреев звучит похоже. Он – пуриц! Вот и получается, что ты, как истинный пуриц, кушаешь во время застолья пури! Пуриц кушает пури! Разве это не прекрасно? Так выпьем же за это! – И древний седобородый старец торжественно преподнес мне огромный серебряный рог в очередной  раз наполненный рубиновым кахетинским…

Вот и хорошо дорогой, что мяса не ешь, значит, не заболеешь: ведь мясо во сне это к болезни, так что уж больно оно соблазнительно, но малополезно. Ничего, дорогой, макай лепёшки сацебели, запивай их вином и это будет прекрасно. Правда сам я,   старец-тамада, уже пью только белое вино: и в кувшине передо мной, и в роге у меня уже только белое вино… Правда, когда ординарное столовое, когда полусладкое. А когда и десертное… Но потому, что ты наш гость, пей кахетинское! Это наше лучшее вино! 

Я осторожно пригубил, и попробовал предложенное мне вино. Действительно, вино оказалось неплохим, но набраться им, даже если захочется, даже притом, что  у каждого огромный рог был в руках, было невозможно! Хотя со  стороны сонного наблюдателя словно казалось, что все здешние кунаки только бухали, бухали и бухали, и при этом столь же регулярно вареники с мясом наворачивали за обе щеки.

А почему мне вареников не дают?  все-таки попробовал я возмутиться.

Потому что ты пока, кинто, не сказал слово заветное.

Да что же это за слово такое?

А здесь его, дорогой, никто толком не знает. Просто тебе надо было ближе к раздаче садиться: не поел бы,  так хоть бы пооблизывался. Вот и иные вроде бы всю жизнь проучились, а знания так и не набрались. Всё потому. Что у них произошла разфокусировка во времени… тут ещё помню, а там уже дырка в голове…Так что не для каждого знание – это время, а любовь – это знамя… всего светлого над собой… Если это почувствуешь, то будешь пьян без вина. И тогда пей до дна светлый эликсир жизни и пьяней от него без вина!

Тут уж я не на шутку расстроился: как видно, не светило мне в моем сне ни без меры красного вина, ни мясных вареников – их ко мне просто не несли, а только выказывали какое-то странно дежурное эрзац-почтение.

Не хочу я такого постного уважения, Юрка, хоть именно его мне одна гадалка еще в Керчи предрекла. Давно это было. В 1966-ом забытом году... Мы как раз ездили в ту пору на экскурсию на керченский Митридат. Все, кроме Джения Юрки. Он при катании на лодке зацепился об уключину и порвал себе семенной мешочек… Кстати, аджарец киевского разлива.

И что, много было кровищи?

Да нет. Вот зеленки было немало. Даже море у поселка Войкого внезапно позеленело, а он только чуть побледнел. Настоящий джигит. 

От этих слов, облокотил голову на руки  перед пустой миской с остатками сацебели, со слезою в глазах, посмотрел на меня мой древний, как этот мир, сослуживец, с которым еще пятьдесят лет назад нас свела  наша интернатовская планида. Его мама в ту пора все свои средства тратила на покупку яблочных саженцев в академическом ботсаду. А её аждаристый сын Юрка был при ней как бы сбоку припека, с которой она не знала. Как поступать. Вот и отдала в служивые люди. Встречал я его уже в звании генерал-майора от артиллерелии. Будучи сам к тому времени инженеристым киевским клерком. На нем был вымятый мундир, на мне такие же перемятые американистые «Леви Страус». Из-за этого я в ту пору сильно огорчался, потому что во сне ко мне приходил тощий лев, который всё время прятал в песке какие-то огромные страусиные яйца.

От этого огорчения я тут же выпил рог с красным кахетинским, затем так же горько второй, а затем третий рог изобилия, и тут же предстал предо мной молодой Контишев Юрка, а затем он реально встал из-за стола, и как-то юрко прошмыгнул в наше шале, и затем появился уже в дверях с огромным тазом варёного риса. И давай мне его в тарелку подкладывать одну порцию за другой…

А мясо, говорил мне кунак, будет тебе только тогда, когда ты проснёшься, мол, нельзя же во сне, дурья твоя бошка, мясо кушать, не ровен час, наглой смертью помрёшь. А мне это зачем?!

И вот теперь передо мной был выбор, так как подле меня стояли уже две тарелки с отварным рисом с грудами овощей и ядреным запахом пряного хмели-сунели и острого на вкус сацебели. 

Тут уж взял Юрка в руки гитару, и глядь, а он уже бардовские песни поёт, и где его собственные, а  наши совместные – теперь уже не понять, а таз с рисом по столу все дальше уходит, и каждый из него пригоршней себе рис в тарелку кладет, а то и вовсе пригоршнями в рот к себе отправляет…   И так бесконечно:  рис то в тарелку, то в рот кладет, и этот рис не кончается. И застолье прет вперемежку – рислинг, рис, ром, урюк, но никаких тебе вареников с мясом!

Это, Веле, твой вклад всяческим кунакам: веселись и пей, генацвали, а свои вареники ты ещё в жизни не раз будешь кушать: столько раз и столько лет, сколько рисин в твоих здешних порциях риса! 

Вах! Но почему их здесь не одна, а две порции? 

Ну, наверное, дорогой, будет у тебя два источника счастья благополучия и вкусного пропитания…

Господи, про себя думаю я. Мне бы хотя бы одним таким источником благополучия на грешной Земле разжиться, а то, как бы не вышло… Как с этими варениками с мясом и красным вином.

А ты поскорей просыпайся и батонами шевели… 

Оттого я и проснулся, правда,  в Киеве, а Юрка в южной Германии, тогда как Грузия прочно оказалась вне зоны земного доступа. И только окрестные бродяги, и далеко не кунаки бродили в местном пространстве да еще помощники кунаков, специально для которых я  и одел особую жилетку, чтобы они в нее из-за отсутствия реальных земных вареников плакали… Но  мой киевский мир был без Юрки и без кунаков и только Мелкий где-то изредка мелькал на горизонте.
А ведь каков хитрец  
представился главным кулинаром, а оказался только главным насчёт пожрать. Да и не дурак выпить в дымину с утра прошедшего сновидения.
Правда, и его уже не вернуть. Помер, говорят, Мелкий, но только давно это было. А до тех пор он даже еще подрос и влюбился как самый настоящий американский индеец из Indian boarding school
закрытой школы, множество которых было основано в США в конце XIX -го начале XX-го века с целью приобщения детей индейцев к образу жизни белых американцев.

Первоначально такие школы основывались различными христианскими миссионерами, которые основывали эти интернаты в резервациях в местах, где поблизости школы отсутствовали, особенно в малонаселённых областях Дикого Запада. Правительство субсидировало религиозные общества с тем, чтобы они давали образование индейским детям в резервациях. Затем Бюро по делам индейцев тоже стало основывать подобные школы, но только индейские дети обычно в них умирали… И из сорока миллионов индейцев времени Кристабано Коломба, в современной Америке выжило только не более двухсот тысяч. И то в качества писателей и актеров, алкоголиков и старателей, нанимателей и нанимаемых в шоу-индустрию, где ценилась огненная вода, но не ценилась жизнь потомком краснокожих вождей команча.

Культурная ассимиляция детей начиналась с того, что им делали стрижку европейского образца, запрещали общаться на родных языках, и заменяли их традиционные имена на английские. Дети тяжело переносили жизнь в школах в отрыве от своих родителей; в свою очередь, преподаватели всячески поощряли их отречение от прежних обычаев.

Количество детей в индейских интернатах достигло пика в 1970-е годы; по экспертным оценкам, в 1973 г. количество их учеников составило около 60 тысяч.

Расследования, большая часть которых пришлась на конец XX века, выявили многочисленные случаи сексуального, физического и психического насилия в этих школах.

Всё это время индейские общины продолжали настаивать на своём праве основывать общинные школы, и постепенно возникало всё больше колледжей под управлением племенных советов. Эти общинные школы также получили поддержку федерального правительства через законодательство и Бюро по делам индейцев. Крупнейшие из интернатов были закрыты. В ряде случаев резервации или племена были слишком малыми, чтобы позволить себе создание общинных школ, однако продолжали настаивать на альтернативе интернатам, в особенности на уровне старших классов. К 2007 г. число детей в индейских интернатах упало до 9500.

Что хотелось бы здесь добавить. То, что и Мелкий, и Шкида относились к киевским индейцам. Вечные дети сироты и разнокровки, которых перемяли совковые интернаты стали либо писателями, либо навсегда выехали в Израиль. Не было, правда, в Киеве только приинтернатовских кладбищ… Просто и тихо перемяло время ложкой всех знакомых понемножку…


Комментариев нет:

Отправить комментарий