События вплетаются в очевидность.


31 августа 2014г. запущен литературно-публицистический блог украинской полиэтнической интеллигенции
ВелеШтылвелдПресс. Блог получил широкое сетевое признание.
В нем прошли публикации: Веле Штылвелда, И
рины Диденко, Андрея Беличенко, Мечислава Гумулинского,
Евгения Максимилианова, Бориса Финкельштейна, Юрия Контишева, Юрия Проскурякова, Бориса Данковича,
Олександра Холоднюка и др. Из Израиля публикуется Михаил Король.
Авторы блога представлены в журналах: SUB ROSA №№ 6-7 2016 ("Цветы без стрелок"), главред - А. Беличенко),
МАГА-РІЧЪ №1 2016 ("Спутник жизни"), № 1 2017, главред - А. Беличенко) и ранее в других изданиях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, журналистов, людей искусства.

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

ПРИОБЕСТИ КНИГУ: Для перехода в магазин - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР
Для приобретения книги - НАЖМИТЕ НА ПОСТЕР

понедельник, 18 декабря 2017 г.

Аполлон и Дафна

Надежда РУШЕВА, 1968 – 
АПОЛЛОН И ДАФНА графика

Один император защищался им от молнии. Много позже, его (не императора) решили поместить на автомобиль, правда, с другой целью. Апполон использовал его вместо мочалки, когда убил здоровенного змея. К его помощи прибегла и Дафна, спасаясь уже от Апполона. В Северной Америке это талисман, а в Китае – дерево. А что это у нас?

Приправа… Ведь речь идет о сушенных листьях легендарного лавра…
И опять возникают вопросы: кто такие Дафна и Апполон?

Дафна и Аполлон – герои древнегреческих мифов, Дафна – мифологическая героиня, превратившаяся в лавровое дерево, чтобы избежать преследования очарованного ею Апполона, а Аполлон – это бог.

Согласно Плутарха – храм Пасифаи и её же оракул располагаются в Таламах. Пасифая, согласно же одного из преданий, была дочерью Атланта, и от Зевса родила сына Аммона, но, по мнению других, в Таламах умерла Кассандра, дочь Приама, которая и получила имя Пасифаи за то, что всем сообщила их будущее. Филарх же утверждает, что речь идёт о дочери Амикла – Дафне, которая, убегая от влюбленного в неё Аполлона, превратилась в лавровое дерево, а бог почтил её, наделив даром вещим провидицы…

Все боги Олимпа, как говорят мифы, в своих интимных отношениях считались только со своими симпатиями и желаниями и никогда не мучились проблемой взаимности. Дафна, прекрасная нимфа, отвергнувшая страсть бога Апполона к ней – иллюстрация коварства и всесилия Амура, но не проявление ее личного выбора.




Ирина ДИДЕНКО, 2002 –
АППОЛОН И ДАФНА графика


«Казалось, нет на свете такой силы, которая могла бы посеять раздор между богом Апполоном и сыном царя Спарты, Гиацинтом. Апполон любил Гиацинта как брата и все считали их неразлучными. Сын Зевса был поклонником прекрасного, и каждое утро восходил на вершину горы, чтобы приветствовать солнце, которое, отдохнув после долгого пути вокруг земли, вставало со своего морского ложа.

Апполона в его прогулках неизменно сопровождал Гиацинт. Проводив солнце в его странствие, юноши ходили осматривать стада, пасшиеся на росистых лугах, и счастлив был скотовод, чьи стада благословлял Апполон. Они шли мимо зреющих пажитей и нивы, по которым скользил взгляд Апполона, дарили щедрый урожай. После полудня Апполон и Гиацинт отдыхали в дубраве, слушая арфу Эола, а вечерами Апполон собирал поэтов, которые читали ему оды, воспевавшие красоту, дружбу, любовь.

– Мой божественный друг, я благодарен тебе за то, что я самый счастливый человек на земле, – уверял каждый день Гиацинт Апполона, и в словах этих не было ни тени лести или неискренности.

Однажды оба красавца, – бог и человек, – долго оставались на берегу реки. Они купались, в камышах ловили голубых стрекоз, соревновались в метании диска. Их дружба была чудесна, и им было так хорошо друг с другом. Должно быть, они чересчур расшумелись, ибо из воды вынырнула нимфа и окликнула их:

– Эй вы, озорники, нельзя ли потише? Мой отец лег отдохнуть после обеда.

Апполон, повернувшись к реке, опустил руку с диском занесенной для броска. И увидел красавицу не виданную даже среди дочерей богов: белое как молоко лицо, зеленые, точно водяные травы, волосы, а груди – налитые спелые яблоки. От изумления он выпустил диск, и тот покатился в воду.

– Красавица, кто ты такая? И кто твой отец? – спросил Апполон.
– Мой отец – речной бог, а я – его дочь Дафна, – гордо отвечала нимфа.

Даже боги способны влюбится с первого взгляда. Случилось это и с Апполоном. Ему казалось, что воздух раскалился, и только воды реки могут охладить тело. Не согласись дочь речного бога выйти к нему, он отказался бы от прекрасных утренних зорь, от поэзии, даже от дружбы Гиацинта, только бы разделить с Дафной свою судьбу и остаться с ней, хоть примаком в водяном царстве тестя.

– Дафна, прекраснейшая из прекрасных, я – бог света Апполон. Выйди ко мне и раздели со мной мою любовь и царство, – предложил Апполон нимфе.

Дафна тряхнула мокрой головой, и голова ее украсилась короной из сверкающих капель.

–Ты, рожденная повелительница, даже прекрасная Елена не может соперничать с тобой! – воскликнул в восторге Апполон, протянув Дафне руки.

– Ты горяч, как твое солнце, – Нимфа опустилась в воду, только белое лицо ее покачивалось над потоком, словно водяная лилия.

– Дафна, если ты не выйдешь ко мне, я кинусь к тебе! – Воспылавший страстью Апполон хотел броситься в реку.

– Постой, не баламуть воду, отец спит, разбудишь его раньше времени, он рассердится и поднимет на реке такие волны, что все лодки перевернуться, – остановила Дафна Апполона, решив остудить огненную страсть бога.

Подняв со дна реки диск, она кинула его Апполону со словами: – Пускай нашу судьбу решают боги. Я полюблю того из вас, кто, метнув трижды диск, дальше кинет его.

Бедный Гиацинт! Он от души желал другу победы, но от волнения у Апполона дрожала рука и два первых броска оказались неудачными, а Гиацинт, как ни поддавался другу, метнул оба раза дальше Апполона.

В третий раз Гиацинту метать не пришлось. Разъяренный Апполон замахнулся и метко прицелившись, швырнул диск ему в голову. Гиацинт упал и уснул вечным сном. Когда царские слуги унесли его бездыханное тело, на траве осталась лужа крови. Дафна была потрясена. Благородный юноша погиб по ее вине. Она легкомысленно распалила в боге ревность, жертвой которой стал человек. К ночи, когда над кипарисами поднялся круглый месяц, из реки вышли Дафна и ее подружки. Нимфы со свечами в руках двинулись к месту несчастья, проводить в вечность душу Гиацинта. От лучей месяца они зажгли белые, красные, голубые, розовые и желтые свечи и воткнули их в землю, увлажненную кровью Гиацинта. Вдруг из ближней рощи показалась огненная фигура, еще издали обжигающая жаром.

– Бежим, нимфы, это Апполон! – закричала Дафна и кинулась бежать.

Бедная дочь реки, боги отомстили ей, они помутили ее рассудок и указали ей неверное направление: не к реке, а к открытому полю. Горячий ветер, уже обжигал ей ноги, страстное дыхание обдавало шею. Куда бежать от обезумевшего бога света? Отчаяшияся Дафна произнесла три слова, призвала богиню судьбы и попросила превратить ее в лавр. Желание Дафны мгновенно исполнилось и перед Апполоном вырос лавр. Боги, как и тираны, никогда не признают своей вины, даже, если становятся убийцами. Не овладев Дафной, Апполон продолжал ревновать ее к Гиацинту. Пришел на место гибели друга и взмахом руки погасил свечи. Апполон никогда больше тут не появлялся и уже не знал поэтому, что свечи эти расцвели как цветы и испускают запах резкий, как предсмертный крик юности о несбывшемся счастье».


Татьяна БЛИНОВА 2004 -
АППОЛОН И ДАФНА батик

Такова суть ГИМНА НЕРАЗДЕЛЕННОЙ ЛЮБВИ…. Но почему же Дафна плавится, сгорает в объятьях юного бога и на графической иллюстрации Надежды Рушевой, и на более зрелой, но почти аутентичной(!) иллюстрации Ирины Диденко. Надя Рушева родилась и прожила жизнь в Москве и скоропостижно скончалась в 1969 году. Её виденье «Апполона и Дафны» стали гимном творчества юной советской художницы…

«…в образах большого цикла рисунков "Античность" преобладают не мужественные и сильные герои Эллады – спартанцы – а какие-то мифические образы: обратившаяся в дерево и гибнущая от любви нимфа Дафна, плачущий над нею Апполон, ищущие свою половинку в стремительном кружении бега по земле кентаврицы...»

Ирина Диденко родилась в Киеве через два года после физической смерти Надежды Рушевой… Она не могла стоять в полуторакилометровой очереди в Киевский Русский музей с тем, чтобы попасть на посмертную выставку Нади Рушевой…В той очереди тридцать четыре года тому назад выстоял я… И заболел графикой навсегда… Только затем я понял, что Наде намеренно не давали многочасовых утомительных уроков по пластанатомии, что её божественная линия пришла к девочке очень рано, что не испортил её даже сверхмодный в те годы фломастер… У Ирины встреча с Надиными Апполоном и Дафной состоялась …. ВЧЕРА…

Кто-то выбросил в макулатуру редчайшее издание «Графика Нади Рушевой» тиражом в 50 000 на весь Советский Союз! Изданная в московском издательстве «Изобразительное искусство» в 1976 году, книга воистину стала духовным раритетом советского искусства… Принес в наш дом её по моей настоятельной просьбе киевский поэт Андрей Горбенко.

Ирина увидала и почувствовала свою линию в 20 лет, будучи студенткой спецгруппы обучения в Киевском пединституте им. Драгоманова… Это был уникальнейший в истории вуза спецкурс – молодые художники получали право на профессиональное занятие искусством и преподавания украинской филологии! Наверное, за это надо поблагодарить и ведь тогдашний новаторский педколлектив… В 2002 г. под эгидой гуманитарного культурологического фонда им. Олеся Гончара на территории Киево-Печерского заповедника на персональной выставке Ирины Диденко зрители увидали её версию Апполона и Дафны… Затем эта же работа была опубликована в крупнейшем республиканском каталоге «Хто Є Хто», випуск IV 2002-2003 рр. Економіка, Культура, Наука. Київ та регіони.

Интересно совпало... И Ирина, и Надя по свидетельства очевидцам (а я реальный очевидец творчества Ирины) рисовали по одному только наитию… Гимн неразделенной любви…Ирина все веточки сделала зелёным фломастером… Композиция проявлялась три дня… Три дня Ирина дорисовывала работу… словно Надежду Рушева телепатировала ей из творческой Вечности… Сама Ирина обратила вчера внимание на переплетение рук… Это был шок узнавания…

Наверное, и поступок Дафнии шокировал древний мир, и божественное безумие Апполона…
Вот, что, например, говорит одна из библейских сетевых энциклопедий:
Антиохия — название двух городов, которые встречаются в Нов. Завете:

1) расположен на реке Оронте, около 40 километров от ее впадения в море. Он основан Селевком Никатором в 300 году до Р. Хр. и назван по имени его отца Антиоха. Этот город был столицей Сирийского царства во время селевкидов, до 64 г. до Р. Хр., после чего он подпал под власть римлян. В 637 г. он был взят калифом Омаром. Во время крестовых походов Антиохия была столицей Антиохийского княжества (1098-1268 гг.) и в 1516 г. подпала под власть турок. Город славился культурой, торговлей, богатством и одно время был третьим городом Римской империи; был расположен в красивой местности, около гор, с которых стекало много потоков, и окружен кипарисовыми рощами. О величине его можно судить из того, что при землетрясении в 115 г. по Р. Хр. погибло 200 000 жителей.
ЗДЕСЬ БЫЛ ПОСТРОЕН ЗНАМЕНИТЫЙ ХРАМ ДАФНЫ В ЧЕСТЬ АППОЛОНА. – (выделено из текста Веле ШТЫЛВЕЛДОМ)

Многочисленные войны и землетрясения сильно повредили городу и от прежнего великолепия осталось очень мало. Во время землетрясения в 1872 г. пол города было разрушено. Теперешняя Антиохия — маленькое местечко, названное Антакие. Здесь, после проповеди Павла и Варнавы, образовалась первая община из обращенных язычников. В Антиохии впервые ученики Иисуса стали называться христианами, и отсюда Павел отправлялся в свои миссионерские путешествия (Деян. 11:20,21,26; 13:

1). В позднейшие времена Антиохия сделалась знаменитым центром церковной жизни и церковной деятельности, с такими учителями, как Игнатий и Иоанн Златоуст. Патриарх Антиохийский живет теперь в Дамаске, но сохраняет прежний титул.

2) Другая Антиохия также основана Селевком Никатором, была столицей Писидии, близ нового города Яловадж. Здесь проповедывали Павел и Варнава (Деян. 13:14; 14:19,21; 2 Тим. 3:11). Эта была та Антиохия, где Павел объявил отвергавшим благовествование евреям, что теперь он обращается к язычникам (Деян. 13: 46).

И так, от Плутарх и до Нового Завета, от Нади Рушевой и до Ирины Диденко, и дальше, дальше, дальше по азимуту и виражам жизни уносит нас время, но не уходят с планеты мифы и их священные хранительницы – художницы-графики…

Надежда Рушева, 1968 г., Ирина Диденко, 2002 г. И вот уже Т. Блинова, 2004 г. И так будет впредь, и всегда за муками неразделенной любви будет приходить земная любовь, настоящая – многояркая и многоликая, но об этом мы уже поговорим в следующий раз…

А пока я хочу процитировать здесь уместное полустрофие киевской поэтессы Ирины Карпинос – преданной жены истинного певца Андреевского спуска Анатолия Лемеша:

Три женщины в судьбе моей не ладят:
одна на спуск Андреевский ведет,
вторая пропадает на Арбате,
а третья – на Фонтанке слёзы льёт.

©Ирина КАРПИНОС


(С) Надежда РУШЕВА, 1968 – АППОЛОН И ДАФНА графика
(С) Ирина ДИДЕНКО, 2002 – АППОЛОН И ДАФНА графика
(С) Татьяна БЛИНОВА 2004 АППОЛОН И ДАФНА батик

Источник: Веле ШТИЛВЕЛД,"ХайВей"
30 июня 2006

Комментариев нет:

Отправить комментарий